Оздоровление детей с туберкулезной интоксикацией в условиях ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Миненко Н. С., Кламер В. В., Белинова Н. П. Оздоровление детей с туберкулезной интоксикацией в условиях ДОУ // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 832-834. — URL https://moluch.ru/archive/87/16699/ (дата обращения: 23.07.2018).

В современных российских условиях особую остроту приобретает проблема физического и психического состояния подрастающего поколения. Увеличение количества детей с туберкулезной интоксикацией в нашем городе и степени тяжести различных отклонений в развитии, обусловило необходимость разработки целостной системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Нами была сформулирована цель — развитие индивидуальности, общих и специальных способностей детей с туберкулёзной интоксикацией, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение школьной готовности, формирование ценностей гигиенической и физической культуры, как средства противостояния туберкулезу.

Реализация указанной цели может быть достигнута при решении следующих задач:

оздоровительные:

-          охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

-          повышение защитных свойств организма и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;

-          формирование правильной осанки, гигиенических навыков;

образовательные задачи:

-          формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

-          создание условий для реализации потребности детей с туберкулезной интоксикацией в двигательной активности;

-          выявление интересов, склонностей и способностей детей с туберкулезной интоксикацией в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно- оздоровительной работы;

воспитательные задачи:

-          воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

-          расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания нравственных качеств;

-          воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Наше учреждение носит статус детского сада комбинированного вида с группами оздоровительной направленности для детей с туберкулёзной интоксикацией. К нам поступают дети из разных дошкольных учреждений, и после проведенного курса лечения возвращаются в прежние образовательные учреждения. В ДОУ созданы благоприятные условия, позволяющие детям восстановить и укрепить свое здоровье, реализовать образовательные возможности, удовлетворить интересы и развить способности,

В структуре деятельности детского сада для детей с туберкулёзной интоксикацией заложены следующие направления: диагностическое, коррекционно-педагогическое, лечебно-оздоровительное.

Диагностическое направление включает в себя медицинское, психологическое, педагогическое изучение ребенка.

Содержание и организация коррекционно-педагогической работы направлена на коррекцию здоровья и сопутствующих отклонений детей.

Лечебно-оздоровительная работа осуществляется через проведение химио-профилактического лечения, физкультурно-оздоровительных мероприятий, наблюдения за динамикой физического развития и оздоровления детей.

Разработанная нами система оздоровительных и коррекционных мероприятий, обеспечивает личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, включает в себя:

-          индивидуальный оптимальный режим;

-          предметно-развивающую среду и дизайн, обеспечивающие безопасность, эмоциональное благополучие и здоровье ребенка;

-          материально-техническую и оздоровительные базы;

-          оснащенные физкультурные залы и бассейн.

Оздоровительная работа — это комплекс мероприятий по неспецифической профилактике (закаливание, в сочетании с гимнастикой), медикаментозные курсы и лечебные мероприятия с использованием современных оздоровительных технологий:

-          точечный массаж биологически активных точек в течение дня;

-          дыхательная гимнастика в утреннее время и коррекционная после сна;

-          музыкотерапия на музыкальных занятиях,

-          цветотерапия в групповых помещениях; на занятиях по ИЗО;

-          лечебные игры в самостоятельной деятельности детей, на празднике;

-          топтание в тазу с прохладной водой;

-          обширное умывание лица, шеи и полоскание горла прохладной водой;

-          дорожки здоровья (ребристая, солевая) и массажные коврики;

-          подвижные игры, физкультминутки, паузы;

-          пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз;

Наш детский сад посещают дети, инфицированные туберкулезом, переболевшие им, а также дети, находящиеся в контакте с больными. В связи с этим вся физкультурно-оздоровительная работа в нашем саду нацелена на укрепление психической, мышечной и дыхательной систем ребенка. Для этого в своей работе мы используем традиционные и нетрадиционные методики: дыхание по методу А. Н. Стрельниковой, методику «Гимнастика маленьких волшебников», психогимнастику «Гимнастика для мозга», массаж, игровые упражнения на тренажерах, упражнения с элементами йоги, а также обучение игры в бадминтон.

В ДОУ созданы необходимые условия для обеспечения физического развития детей. Музыкальный и физкультурный залы оснащены разнообразным оборудованием: гимнастическими стенками, кольцами, канатами, тренажерами, массажерами, коррекционной дорожкой «Здоровье» для профилактики плоскостопия и укрепления мышц стопы, атрибутами для организации двигательной активности. Педагогами изготовлено нестандартное физкультурное оборудование. В группах организованы физкультурные уголки, оснащенные в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Подобран разнообразный выносной материал для обеспечения полноценной двигательной активности на прогулке.

Для укрепления дыхательной системы мы внедряем методики, позволяющие приучать детей к правильному носовому дыханию (А. Н. Стрельникова «Парадоксальная гимнастика», М. Л. Лазарева «Звуковое дыхание», «Закаливающее носовое дыхание»). Дыхательную гимнастику с детьми используем в организации непосредственно-образовательной деятельности, во время проведения утренней гимнастики, гимнастики после сна, физминуток, в подвижных играх на прогулках. Важным этапом работы по формированию правильного дыхания является использование игровых упражнений с движением рук, ног и туловища, которые позволяют следить за распространением нагрузки на все части тела. Поскольку для ребенка дошкольного возраста характерно наглядно — образное мышление, при использовании атрибутики: снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек и др. дети получают массу положительных впечатлений, с удовольствием погружаются в мир здорового дыхания. Это благотворно влияет на эмоциональный настрой и помогает в воспитательно-образовательном и физкультурно-оздоровительном процессе. Таким образом, использование дыхательной гимнастики как средства оздоровления детей дошкольного возраста создает возможность уменьшения заболеваний дыхательной системы. А это прекрасно дополняет любое лечение, развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные силы организма.

Для профилактики плоскостопия в ДОУ имеются массажные коврики, корригирующие дорожки, массажные ванночки. Поскольку на стопах расположены рефлексогенные зоны многих внутренних органов, можно утверждать, что ходьба по ортопедическим коврикам не просто лечит плоскостопие и улучшает походку, но и оказывает оздоровительное влияние на весь организм.

Для гармоничного развития личности, формирования потребности в здоровом образе жизни с детьми старшего дошкольного возраста мы включаем подвижные игры с элементами бадминтона. Упражнения с воланом и ракеткой способствуют развитию таких ценных качеств, как ловкость, выносливость, точность и координация движений, укрепляются мышцы рук, также совершенствуется функция равновесия, улучшается осанка. Для укрепления мышечной системы в физкультурные занятия, в режимные моменты с детьми старшего дошкольного возраста мы включаем элементы йоги, способствующие улучшению координации движений и подготовке организма к более сложным занятиям. Освоение упражнений происходит в форме игры с обязательным музыкальным сопровождением.

В работе с детьми мы применяем интерпретационный и адаптированный вариант работы доктора Пола И. Деннисона и Гейл Деннисона «Гимнастика мозга». Несколько минут (5–7минут) занятий дают высокую умственную энергию. Такие упражнения как «Перекрестные шаги и прыжки», «Ленивые восьмерки» — помогают использовать оба полушария и делать их работу лучше. Упражнения «Кнопки мозга», «Кнопки Земли», «Энергетическая зевота» — повышают энергию тела.

Нетрадиционная методика оздоровления детей дошкольного возраста Т. В. Нестерюк «Гимнастика маленьких волшебников» («Потягивание», «Массаж живота» и др.) комплексно воздействует на развитие ребенка, позволяет подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, учит освобождаться от стрессов, прививать необходимые умения проведения точечного массажа.

В процессе проведения психогимнастики дети «плачут» и смеются, свободно выражают свои эмоции, они полностью раскрепощены и не думают о терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения. Для детей это только игра, а в результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, дети обретают внутреннюю свободу, открытость и восприятие бытия.

Грамотная организация праздников и их рациональное сочетание с другими методиками обеспечивают оптимальный двигательный режим в нашем детском саду.

Благодаря таким мероприятиям повышается положительный настрой на занятия физической культурой, работоспособность, воспитывается характер.

Сложившаяся система комплексного подхода к оздоровлению дошкольников высветила положительную динамику снижения заболеваемости: с 9,3 % — в 2013г. до 7,1 % — в 2014г.

Большинство детей с туберкулёзной интоксикацией обладают хорошим двигательным опытом, с охотой выполняют физические упражнения и поступают в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий, к большим нагрузкам, с формированным опорно — двигательным аппаратам. Дети уверены в своих силах, у них есть желание заниматься физкультурой.

Мы считаем, что данный опыт целесообразно использовать и в группах общеразвивающей направленности с целью организации работы по профилактике заболеваемости, сохранению и развитию здоровья детей.

 

Литература:

 

1.         Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. «Развивающая педагогика оздоровления» (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие М. ЛИНКА-ПРЕСС, 2000г.

2.         Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия в детском саду» М. 2009г.

3.         Карепова Т. Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Волгоград, 2009г.

4.         Пышненко, М. А. Реабилитация тубинфицированных детей в санаторных группах дошкольного учреждения / М. А. Пышненко, Э. И. Габышева, О. Н. Фомченко // Педагогический калейдоскоп: приложение к журналу «Народное образование Якутии». — 2006. Выпуск 3. — С. 51 -54.

Основные термины (генерируются автоматически): туберкулезная интоксикация, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, упражнение, дошкольный возраст, дыхательная система, прохладная вода, оздоровительная работа, двигательная активность.


Похожие статьи

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Дыхательная гимнастика для дошкольников. Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного

Коррекционно-оздоровительная гимнастика как одно из средств профилактики гипокинезии детей младшего дошкольного возраста.

Дыхательные упражнения одно из средств оздоровления детей...

упражнение, исходное положение, речевое дыхание, заболевание органов дыхания, дыхательный аппарат, дыхательная гимнастика, дошкольный возраст, грудная клетка, внешнее дыхание, ребенок.

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов.

Чтобы повысить интерес детей к утренней гимнастике и разнообразить двигательную активность, изменяем ее форму и место проведения.

В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

- утренней гимнастики; - Физкультминутки. - упражнений после дневного сна; - организованной двигательной активности детей на прогулках

Упражнения нормализуют общий и эмоциональный тонус организма, улучшают функции системы внешнего дыхания и...

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, упражнение, мышечная релаксация, детский организм, игра, конец

Формирование первоначальных навыков плавания у детей дошкольного возраста на основе использования системы игр и игровых упражнений.

Формирование двигательной активности воспитанников...

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством...

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, бассейн, занятие, ребенок, родитель, здоровый образ жизни, детский организм

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии.

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

Библиографическое описание: Земляченко М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок...

Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного...

Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного возраста на территории ДОУ.

Дыхательная гимнастика; – Индивидуальные и подгрупповые задания; – Самостоятельная двигательная деятельность

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Дыхательная гимнастика для дошкольников. Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного

Коррекционно-оздоровительная гимнастика как одно из средств профилактики гипокинезии детей младшего дошкольного возраста.

Дыхательные упражнения одно из средств оздоровления детей...

упражнение, исходное положение, речевое дыхание, заболевание органов дыхания, дыхательный аппарат, дыхательная гимнастика, дошкольный возраст, грудная клетка, внешнее дыхание, ребенок.

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов.

Чтобы повысить интерес детей к утренней гимнастике и разнообразить двигательную активность, изменяем ее форму и место проведения.

В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

- утренней гимнастики; - Физкультминутки. - упражнений после дневного сна; - организованной двигательной активности детей на прогулках

Упражнения нормализуют общий и эмоциональный тонус организма, улучшают функции системы внешнего дыхания и...

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, упражнение, мышечная релаксация, детский организм, игра, конец

Формирование первоначальных навыков плавания у детей дошкольного возраста на основе использования системы игр и игровых упражнений.

Формирование двигательной активности воспитанников...

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством...

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, бассейн, занятие, ребенок, родитель, здоровый образ жизни, детский организм

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии.

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

Библиографическое описание: Земляченко М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок...

Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного...

Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного возраста на территории ДОУ.

Дыхательная гимнастика; – Индивидуальные и подгрупповые задания; – Самостоятельная двигательная деятельность

Задать вопрос