Использование инновационных технологий в процессе преподавания предмета «Самопознание» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 30.03.2015

Статья просмотрена: 733 раза

Библиографическое описание:

Успанова, З. У. Использование инновационных технологий в процессе преподавания предмета «Самопознание» / З. У. Успанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7.1 (87.1). — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16689/ (дата обращения: 16.12.2024).

В Послании Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол — Путь в будущее» подчеркивается необходимость сделать казахстанцев ещё более сильными в духовном плане, едиными и ещё более толерантными [1]. В свете этих задач возрастает роль и значение предмета самопознания, главная цель которого — становление человека совершенного характера, основанного на вечных нравственно-духовных ценностях, живущего в единстве мысли, слова, дела.

Не случайно одной из приоритетных задач системы образования Республики Казахстан является «развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни.».. [2]. Однако одно дело осознавать возможности предмета «Самопознание» и другое дело — умело реализовывать их посредством раскрытия общечеловеческих ценностей в процессе преподавания.

Данный учебный предмет разработан с учетом содержания действующих в Республике программ воспитания, обучения и расчитан на формирование у подрастающего поколения целостной картины объективной реальности, пробуждения интереса к духовности и нравственности. Вместе с тем, принципиально важное значение придается общечеловеческим ценностям.

Именно через образование, как утверждает С. А. Назарбаева мы хотим возродить в нашем обществе духовно-нравственные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле [3]. Базируясь на общечеловеческих ценностях, оно направлено на формирование у студентов ряда ключевых и профессиональных компетенций, необходимых для обеспечения высокого качества жизни. Впервые проблему общечеловеческих ценностей рассматривал сам Сократ, и сформулировал его в виде вопроса о том, что есть благо. Под ценностями принято называть предметы, явления, свойства, состояния, имеющие положительную значимость для личности.

В конце 80-х — начале 90-х годов XX столетия проблема включения общечеловеческих ценностей в содержание образования рассмотрена была и в педагогике. Проблема включения ценностно — ориентированного материала в базовое содержание образования становится актуальной в связи с признанием ценностей духовно-нравственных и общечеловеческих. На сегодня актуальна классификация системы ценностей, предложенная Т. И. Петраковой. В ней особый интерес для предмета «Самопознание» имеют общечеловеческие ценности — как Истина, Праведное поведение, Внутренний покой, Ненасилие и их выявление и ведет к проявлению добродетелей.

В настоящее время по — прежнему актуально положение о том, что самопознание является необходимым базисом для саморазвития, самоактуализации компетентностно-ориентированного человека, реализации его способностей и потенциальных возможностей. Достижение цели в курсе преподавания дисциплины «Самопознание» на специальностях «Образование» мы видим в использовании различных инноваций в науке образования. В качестве иллюстрации к сказанному приводим фрагменты проведенных нами практического занятия по одной из ценностей на тему: Свобода личности через ответственность и акций на тему: «Мы за здоровый образ жизни» и Внеклассное мероприятие на тему: «Твори добро».

Практическое занятие по теме: Свобода личности через ответственность.

Ценность: Ненасилие. Качества: единство, искренность, толерантность, ответственность и дружелюбие, честность. Ресурсы:(материалы, источники)интерактивная доска. Аудиозапись — Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! (Митяев Олег), Поль Мария — История любви.

Цель: Углубление и расширение понятия ценности «ненасилие» через способность нести ответственность за свои действия.

Задачи: — раскрыть значение понятий «толерантность», «искренность», «единство», «ответственность», «дружелюбие»как качеств ценности ненасилия; — развивать способность учащихся находить взаимопонимание с людьми; — воспитывать стремление быть честным и искренним с собой и окружающими людьми.

1.      Орг. момент (приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности).

2.      Позитивный настрой («Свет» под музыку Поль Мария — История любви).

3.      Позитивное высказывание (цитата).

«Ненасилие означает безграничную любовь, что в свою очередь означает безграничное сострадание». Махатма Ганди

-        Как вы понимаете это изречение?

-        Чему оно нас учит?

4.      Рассказывание истории (беседа) о содержании лекции по теме ненасилие пример из жизни Аруна Ганди.

Вопросы для обсуждения: 1. Как отреагировал Арун Ганди на беспокойство отца, и какое решение он принял? 2.Какие личностные качества Аруна на тот момент были представлены в рассказе? 3.Какую роль сыграло действие отца на становлении личности доктора Аруна. 4.Какие общечеловеческие ценности заложены в тексте? 5.А в вашей жизни были такие моменты? Приведите примеры.

5.      Творческая деятельность Студенты были включены в игру «Министры и вице-министры».

Студенты делятся на 3 группы (студенты по очереди произносят триаду: «Вера. Надежда. Любовь») и получают карточки с какими-либо государственными проблемами, например:

-        в государстве началась эпидемия гриппа; (Вера)

-        в государстве снизилась рождаемость; (Надежда)

-        в государстве началась засуха. (Любовь)

В каждой группе один — министр, а остальные вице -министры. Вице-министры поочередно высказывают свое мнение по той или иной проблеме. Выслушав всех, министр должен прийти к какому-либо решению. Затем «министры» из каждой группы рассказывают о своих решениях остальным группам. Затем преподаватель обсуждает со студентами, какие решения министров были самыми ответственными и почему?

Вопросы: 1. Какое качество проявили министры, создавая свою программу? 2. Подумайте, а все ли мы обладаем этим качеством — ответственность? Почему? 3. Как мы можем воспитать в себе ответственность? 4. Чувствуете ли вы ответственность за кого-либо?

6.      Групповое пение. «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» (Митяев Олег).

Опыт показал, что существует потребность включать студентов в различные виды воспитательных работ (например — внеклассное мероприятие на тему: «Твори добро» (интерпретация сказки «Двенадцать месяцев» с опорой на нравственно-духовные ценности или акция фестиваль студенческих видеороликов в общеобразовательной школе), что дает им возможность осознать свое предназначение, о системы ценностей, согласующихся с общечеловеческими идеалами, общенациональной казахстанской идеей и собственной уникальностью. Реализация этой цели была возможна при решении следующих задач проекта на тему: «Мы за здоровый образ жизни».

1.      Развитие глубинного понимания сущности следующих качеств: ответственность, забота;

2.      Раскрытие творческого потенциала студентов, умений и навыков общения;

3.      Воспитание духовно — нравственных ценностей: забота и любовь к людям, ответственность за себя и других.

Форма проведения: фестиваль

Цель: Развитие творческого потенциала студентов, развитие и углубление представлений о здоровом образе жизни, ответственности и заботе о себе и других.

Участники: Студенты Кызылординского государственного университета им.КоркытАта будут проводить по предложенному плану.

Сроки проведения: февраль — апрель 2015г.

1.                  Проведение цикла круглых столов по факультетам на тему: «В здоровом теле — здоровый дух» (организаторы круглых столов — студенты) — первая декада февраля

2.                  Объявление о проведении фестиваля студенческих видеороликов — первая декада февраля (во время проведения круглых столов).

3.                  Подготовка и создание видеороликов студентов по теме «Мы за здоровый образ жизни» — вторая декада марта.

4.                  Просмотр видеороликов и отбор лучших фильмов для реализации в период проведения акции в школе (фестиваля) — первая декада апреля

Проведение фестиваля студенческих видеороликов в общеобразовательных школах г. Кызылорды.

Таким образом, дисциплина «Самопознание» является одной из базовых в системе высшего профессионального образования, полное и качественное усвоение которого способствует самосовершенствованию будущих специалистов.

 

Литература:

 

1.      Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол — Путь в будущее» 11 ноября 2014 г.

2.      Закон «Об образовании Республики Казахстан». Астана, 2007

3.      Назарбаева С. А. Этика жизни. Алматы. 2001. — 96 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, ответственность, внеклассное мероприятие, декада февраля, здоровый образ жизни, История любви, практическое занятие, Проведение фестиваля, Свобода личности, творческий потенциал студентов.


Похожие статьи

Использование ИК-технологий в контроле знаний бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»

Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка на примере использования электронного учебного пособия по теме «Причастие»

Использование интерактивной модели обучения на уроках иностранного языка

Использование информационно-коммуникационных технологий как средства повышения интереса учащихся к предмету «химия»

Применение инновационных технологий на уроках русского языка в условиях современной образовательной школы

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку

Использование технологий анализа ситуаций на уроках обществознания

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Использование информационных технологий (мультимедийные презентации) в образовательной деятельности дошкольников

Похожие статьи

Использование ИК-технологий в контроле знаний бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»

Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка на примере использования электронного учебного пособия по теме «Причастие»

Использование интерактивной модели обучения на уроках иностранного языка

Использование информационно-коммуникационных технологий как средства повышения интереса учащихся к предмету «химия»

Применение инновационных технологий на уроках русского языка в условиях современной образовательной школы

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку

Использование технологий анализа ситуаций на уроках обществознания

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Использование информационных технологий (мультимедийные презентации) в образовательной деятельности дошкольников

Задать вопрос