К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 17.03.2015

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Тумакова Н. А., Ткаченко Ю. А. К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 705-707. — URL https://moluch.ru/archive/86/16440/ (дата обращения: 22.09.2018).

Ключевые слова: мотивация, иностранный язык, индивидуальность, коммуникативность, когнитивная деятельность.

 

Современные условия развития общества характеризуются не только глобализацией экономики, но и ее сближением с системой высшего образования, в которой динамично развиваются процессы модернизации языковой подготовки и, соответственно, существенно возрастают требования к уровню владения иностранным языком будущих выпускников высших учебных заведений. Владение одним или более иностранным языком существенно повышает степень коммуникативной активности специалистов и их конкурентоспособности при дальнейшем трудоустройстве [3, с. 150].

Основополагающей целью высшего учебного заведения является не только создание условий для самознания, самоопределения и саморазвития каждого студента, но и подготовка высококвалифицированных кадров в узкой сфере профессиональной деятельности. Среди условий для достижения поставленных целей высшей школы следует отметить и организацию активности студента, а любая активность невозможна без мотива. Мотив — это побуждение к действию, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, а мотивация — это побуждения, активизирующие деятельность субъекта и определяющие ее направленность [4, с. 627].

Мотивация является важнейшей компонентой обучения иностранному языку в вузе. Студенты, в сравнении со школьными учениками, которые учатся ради получения хорошей оценки или каких-то личных интересов, на первое место определяют более глобальные цели, связанные с дальнейшим трудоустройством и их профессиональной деятельностью. В связи с этим в последнее время в вузах наблюдается рост мотивации к изучению иностранного языка, в частности английского, поскольку будущий выпускник прекрасно осознает важность и умение общения на иностранном языке для участия в программах академического обмена, семинарах и конференциях на иностранном языке, в деловых поездках; для ведения деловой переписки с потенциальными партнерами и для продвижения по карьерной лестнице.

Однако многие студенты не обращают должного внимание на изучение иностранного языка, не проявляют активности на практических занятиях, достаточно поверхностно, а иногда и вовсе, небрежно, относятся к выполнению домашних заданий. Здесь неоспоримым является тот факт, что именно преподаватель представляет собой главное звено в цепочке формирования устойчивой мотивации к изучению английского языка: его способность убедить студента в необходимости упорно трудиться и интенсивно работать, преподавательский профессионализм, опыт и практические знания дисциплины «Иностранный язык», «Профессиональный иностранный язык»; установление добрых, располагающих к общению на иностранном языке отношений, способны стимулировать студентов к изучению международного языка общения. Преподавателю следует занимать лидирующую, но не доминирующую позицию, выполнять роль не только организатора, но и соучастника такого учебного процесса, который строится как диалог студента с познаваемой им реальностью, с другими людьми, как обогащение их личностного опыта.

Немаловажным является и формулирование чётких установок в изучении иностранного языка: для чего выполняется тот или иной вид деятельности на занятии; объяснение трудностей процесса усвоения. Также следует убедить студента в значимости и неоспоримой ценности владения иностранным языком в дальнейшей профессиональной деятельности [1;2].

Р. Эймс и ряд других авторов (1990) обращают внимание на то, что в организации учебного процесса существуют определенные стратегии, позволяющие повысить самооценку обучающихся и поднять их интерес к иностранному языку. При предъявлении нового вида задания или материала преподавателю следует объяснить студентам его преимущества и роль в совершенствовании навыков владения иностранным языком. Нестандартная форма изложения материала, его наглядность и занимательность способны мотивировать студента к обучению. Здесь важным становиться не только поиск студентом смысла и ценности предлагаемого преподавателем задания, но и осознание студентом факта его неповторимости и индивидуальности как личности в процессе познавательной деятельности.

При подготовке к занятию преподавателю следует принимать во внимание не только реальные возможности и индивидуальные особенности студентов, но и определить те мотивационные приемы, которые позволят создать оптимальные условия интеграции каждого обучающегося в активную познавательную деятельность на иностранном языке. Если познавательный мотив занимает доминирующую позицию, то для удовлетворения познавательной потребности студентов преподавателю следует как можно чаще вносить на занятие элемент новизны и строить процесс обучения студентов английскому языку с учётом постоянного повышения уровня сложности предъявляемых заданий. Если же доминирующая позиция отводится мотиву самоопределения студента, то преподавателю необходимо создавать ситуации для его самоопределения: активно использовать на практическом занятии дискуссионные приемы, деловые и познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, в которых студенту предоставляется возможность проявить свою жизненную позицию и лучшие личностные качества [5].

При обучении иностранному языку эмоциональная привлекательность занятия играет немаловажную роль. Эмоциональная атмосфера занятия зависит, главным образом, от преподавателя: если он полон позитивной энергии, энтузиазма, творческой активности; положительно настроен по отношению к обучающимся, то, несомненно, создается благоприятная эмоциональная аура для познавательной деятельности студентов. Наоборот, безынициативный, апатичный и пассивный настрой преподавателя иностранного языка не благоприятствует когнитивной деятельности обучающихся и передается студентам, которые не проявляют заинтересованности в процессе обучения, ведут себя достаточно пассивно или вообще не идут на контакт.

Профессионализм преподавателя английского языка состоит еще и в том, чтобы безошибочно определить какой эмоциональный настрой у студентов способен мобилизовать их собственный потенциал к изучению иностранного языка: положительный, нейтральный или негативный. Безусловно, наилучшие достижения в процессе обучения студент проявит в той аудитории, где приятная, комфортная обстановка создаёт атмосферу успеха и предоставляет студенту возможность максимальной реализации собственного потенциала. Однако стоит отметить, что негативные чувства и эмоции также активизируют студента, побуждая его к действию: студент приложит больше усилий и стараний, чтобы решить поставленную преподавателем задачу, но потом будет стремиться избегать как преподавателя, заставившего пережить студента неприятные мгновения, так и его занятия.

В выше обозначенном случае компетентность преподавателя состоит еще и в том, чтобы донести до сознания студента факт того, что полученные неприятные ощущения сыграли лишь роль движущего механизма на пути к преодолению трудностей в восприятии учебного материала. Нейтральные чувства не способствуют мотивации студентов, хотя и бывают полезны для устранения непродуктивной, малоприятной ситуации и возвращения к предъявляемому ранее иноязычному материалу, но с уже более позитивным настроем студента.

Исследование мотивационных факторов обучения иностранному языку, знание способов и приемов осознания мотивов студентами, безусловно, будет способствовать повышению эффективности преподавания дисциплины «Иностранный язык» и «Профессиональный иностранный язык» в вузе.

Следует отметить, что наличие высокого мотивационного уровня не присуще всем студентам. На отсутствие мотивации могут влиять такие факторы, как экономическая обстановка в государстве, в котором они проживают: например, чем дальше и меньше населенный пункт от центра, тем слабее развиты в нем культурно-экономические, деловые, политические, социальные связи и тем сложнее учащемуся увидеть практическое применение своим знаниям. Другим демотивирующим фактором может быть и сама система образования, непопулярная в обществе и требующая, время от времени, реформирования с учетом потребностей студентов и запросов, предъявляемых к выпускнику современным обществом. В образовательные программы учебных заведений внесены актуальные темы коммуникативной направленности, имеющие практическое применение в повседневной жизни, например, «Наука и культура», «Современные компьютерные технологии», «Бизнес», «Трудоустройство» и другие, которые способны еще больше побудить студентов к изучению иностранного языка.

Следующим фактором, снижающим активность мотивации обучающегося, может быть и уровень знаний отдельно взятого студента: иногда обучающийся не готов к восприятию сложного материала из-за недостаточного уровня лексико-грамматических навыков и коммуникативных умений. На данном этапе преподавателю важно правильно организовать предъявляемый материал: использовать принцип «от простого к сложному», принцип доступности, информативности и коммуникативной направленности.

Разная степень знаний внутри группы может также быть препятствием в достижении студентами высокого мотивационного уровня. Каждый студент индивидуален в изучении иностранного языка: там, где одному студенту требуется достаточное количество времени для восприятия и воспроизведения лексико-грамматических, фонетических и других конструкций, другому не составит труда выполнить поставленную перед ним поставленную коммуникативную задачу. Нехватка знаний и способностей в погоне за более успешными одногруппниками приводит к снижению уровня мотивации. Талантливые и более успевающие студенты также могут утратить интерес к процессу обучения, но уже по причине медленной скорости восприятия материала в группе [6].

Именно поэтому преподавателю необходимо давать студентам чёткие установки и объяснять трудности процесса усвоения. Важно убедить студентов в необходимости изучения иностранного языка, в его повсеместном практическом применении в будущем. Соревновательный дух внутри группы, системность подачи материала и его контроль, учёт индивидуальных особенностей студентов, правильная организация учебного процесса, настойчивость в достижении результатов являются хорошими стимулами, повышающим уровень мотивации в обучении иностранному языку.

Знание преподавателем методических приемов и обучающих стратегий, их практическое применение; осознание студентами необходимости изучения английского языка для их успешной карьеры и профессиональной деятельности — это залог эффективности образовательного процесса и повышения качества обучения в системе высшего образования.

 

Литература:

 

1.       Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

2.       Педагогика профессионального образования под редакцией Сластёнина В. А. — М., 2006.

3.       Сухорукова Н. В., Мартышева Е. М., Сенцов А. Э. Тестирование в обучении иностранным языкам // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 4. С. 149–152.

4.       Тумакова Н. А., Захарченко Е. А. Мультимедийные средства как способ интенсификации образовательного процесса в вузе // Молодой ученый. 2015. № 4 (84). С. 625–629.

5.       Ames, R., and Ames, C. Motivation and Effective Teaching. In B. F. Jones and L. Idol (eds.), Dimensions of Thinking and Cognitive Instruction. Hillsdale, N. J.: Erlbaum, 1990.

6.       Lucas, A. F. Using Psychological Models to Understand Student Motivation. In M. D. Svinicki (ed.), The Changing Face of College Teaching. New Directions for Teaching and Learning, no. 42. — San Francisco: Jossey-Bass, 1990.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, студент, английский язык, преподаватель, изучение, доминирующая позиция, профессиональная деятельность, процесс обучения, учебный процесс, высокий мотивационный уровень.


Похожие статьи

Мотивация в обучении английскому языку | Статья в журнале...

иностранный язык, английский язык, внешняя мотивация, Мотивация, мотив, учащийся, учебная деятельность, язык, внутренняя мотивация, учебный процесс.

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

мотив, учебный процесс, студент, преподаватель, мотивация, знание, процесс обучения, мотивация студентов, будущая профессия, учащийся.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

самостоятельная работа, задание, иностранный язык, группа, уровень овладения, умение, учебный процесс, работа, процесс обучения, речевая деятельность.

К вопросу мотивационной сферы личности студента при...

иностранный язык, процесс изучения, мотив, современный студент, мотив поступления, ВУЗ, Высшая школа, высшее образование, интенсивное развитие, образовательный процесс.

Способы повышения мотивации студентов к изучению...

Мотивированный студент одержим обучением, и стремится быть участником процесса.

Использование нетрадиционных форм и приёмов в высшей школе для повышения мотивации к изучению иностранного языка.

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения...

Изучение иностранного языкапроцесс сложный, требующий много времени и сил.

высокий уровень сформированности имеют 7 студентов, что составило 12 % от общего числа респондентов.

Роль мотивационного фактора в изучении иностранного языка

Ключевые слова:иностранный язык, мотивация, образовательный процесс, академическая мобильность, образовательная дисциплина, компетенция. Многие студенты, приходя учиться в ВУЗ, изучают английский язык.

Формирование мотивации к изучению иностранного языка

Когда школьники начинают изучать иностранный язык в начальной школе, то97 % детей приступают к этому процессу с большим желанием, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету.

Проблема поддержания мотивации у изучающих иностранный...

иностранный язык, мотивация, учебный процесс, изучение языка, учащийся, изучение, внутренняя мотивация, познавательный интерес, процесс обучения, внешняя мотивация.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Мотивация в обучении английскому языку | Статья в журнале...

иностранный язык, английский язык, внешняя мотивация, Мотивация, мотив, учащийся, учебная деятельность, язык, внутренняя мотивация, учебный процесс.

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

мотив, учебный процесс, студент, преподаватель, мотивация, знание, процесс обучения, мотивация студентов, будущая профессия, учащийся.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

самостоятельная работа, задание, иностранный язык, группа, уровень овладения, умение, учебный процесс, работа, процесс обучения, речевая деятельность.

К вопросу мотивационной сферы личности студента при...

иностранный язык, процесс изучения, мотив, современный студент, мотив поступления, ВУЗ, Высшая школа, высшее образование, интенсивное развитие, образовательный процесс.

Способы повышения мотивации студентов к изучению...

Мотивированный студент одержим обучением, и стремится быть участником процесса.

Использование нетрадиционных форм и приёмов в высшей школе для повышения мотивации к изучению иностранного языка.

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения...

Изучение иностранного языкапроцесс сложный, требующий много времени и сил.

высокий уровень сформированности имеют 7 студентов, что составило 12 % от общего числа респондентов.

Роль мотивационного фактора в изучении иностранного языка

Ключевые слова:иностранный язык, мотивация, образовательный процесс, академическая мобильность, образовательная дисциплина, компетенция. Многие студенты, приходя учиться в ВУЗ, изучают английский язык.

Формирование мотивации к изучению иностранного языка

Когда школьники начинают изучать иностранный язык в начальной школе, то97 % детей приступают к этому процессу с большим желанием, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету.

Проблема поддержания мотивации у изучающих иностранный...

иностранный язык, мотивация, учебный процесс, изучение языка, учащийся, изучение, внутренняя мотивация, познавательный интерес, процесс обучения, внешняя мотивация.

Задать вопрос