Библиографическое описание:

Боровик Н. В. Влияние физкультурно-оздоровительной, сюжетно-игровой образовательной деятельности на физическое и интеллектуальное развитие // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 76-80.

Тема: Путешествие к Северному и Южному полюсу.

(Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности в физкультурно-оздоровительной образовательной ситуации)

Цель формировать и закреплять навыки правильной осанки посредством физических упражнений и интеллектуального развития.

Задачи:

·                    оздоровительные – способствовать профилактике нарушения осанки и плоскостопия, укреплению опорно-двигательного аппарата;

·                    обучающие – совершенствовать технику выполнения упражнений, ходьбы с преодолением препятствий, лазания по гимнастической скамейке;

·                    познавательные – расширять представления о географическом расположении Северного и Южного  полюса, о растительном и животном мире, климате; развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, познакомить детей с особенностями природных условий Арктики и Антарктиды; учить устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью животных; развивать мышление, память, способность к умозаключениям;

·                    воспитательные – воспитывать бережное отношение к животным и птицам, чувство коллективизма, сопереживания, любознательность, желание познавать окружающий мир.

Оборудование: 

Дорожка здоровья: ребристая доска, массажные коврики, гимнастическая скамейка; обруч – «озеро» для рыбок, рыбки из салфеток,  кочки, «шуршики».

Материал:

Подготовленные картинки по темам: животный мир Арктики и Антарктиды, глобус, музыкальные записи северного ветра, метели, звуки, сопровождающие северное сияние, песни  «Пингвины», «Где-то на белом свете».

Сценарий образовательной ситуации.

Инструктор

- Отгадайте-ка ребятки, вот про что моя загадка.

Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица.

Знают все и млад, и стар, что она – большущий шар.   (земля)

Игровая ситуация:

– Ребята, вы уже знаете, что глобус – уменьшенная модель Земли. А я вам расскажу то, что его «макушка» выкрашена белым неспроста. Обратите внимание – снизу глобус тоже белый. Так обозначены на глобусе (и на карте) две противоположные полярные области Земли - самая северная и самая южная – Арктика и Антарктида.

Арктику омывает Северный Ледовитый океан, и он почти весь скован толстым, крепким льдом. Здесь на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает. Почему? (ответы детей)

Потому, что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются ото льда и снега. Растопить лед такое солнце не может. Зимой здесь круглые сутки темно – ночь. Полярная ночь.

Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Вот поэтому макушку глобуса и покрасили в белый цвет.

Если перевернуть глобус вместе с подставкой «вверх ногами», то мы увидим вторую белую «макушку». Огромная белая страна. Только здесь не океан, а земля, закованная в ледяной «панцирь» –  огромный материк Антарктида.

Холоднее места не найдешь во всем мире. Студеный ветер наносит все новые горы снега. Под собственной тяжестью снежные сугробы утрамбовываются и превращаются в лед. И так из века в век (фото 1).

(фото 1 «Ты на глобус посмотри, полюса там поищи!»)

 

– Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие  по Арктике и Антарктиде.        Только слабеньким, друзья, в наш поход идти нельзя!

Массаж биологически активных зон «Неболейка»

(для профилактики простудных заболеваний)

Чтобы горло не болело,                              - гладить ладонями шею сверху вниз

Мы его погладим смело.

Чтоб не кашлять, не чихать,                       - указательными пальцами растирать

Надо носик растирать.                                   крылья носа

Лоб мы тоже разотрем,                               - приложить ко лбу ладони «козырьком»

Ладошку держим козырьком.                      и растирать его движ. в сторонывместе

«Вилку» пальчиками сделай,                     - указательными и средними пальцами

Массируй уши ты умело.                              растирать точки перед и за ушами

Знаем, знаем – да – да – да! –                     - потирают ладони друг о друга

Нам простуда не страшна! (М.Ю. Картушина [3, с.136])

Инструктор

В Антарктиде айсберги и льды.

Среди льдов пингвины и киты

Да еще китихи и китята

В общем, где пингвины и киты, -

Маленькой сосулькой стал бы ты!

А чтобы нам не превратиться с сосульку потренируем наши ножки.

Малоподвижная игра «Карусель».

(может быть гимнастикой для стоп)

Завертелись карусели и помчались с ветерком.

Поначалу еле – еле, а потом бегом, бегом.

Повертелись, покружились, а потом остановились.

Дети, стоя на месте, выполняют перекат с пятки на носок.

Зрительная гимнастика «Маячок»

Дети, вытянув вперед руки, сжимают и разжимают кулаки с одновременным зажмуриванием глаз.

Инструктор

Вот теперь пора идти

Ждут преграды на пути

Не цветет там мак и клевер

Царство снега – это …(север)

Антарктида – это самое холодное место на Земле: летом – 50ºС., зимой – 90ºС.

Ходьба обычная.

Ходьба на носках, руки вверх, щелкая пальцами – по сугробам

Ходьба на пятках, руки в стороны, сжимая кисти рук.

Ходьба на носках приставным шагом, руки вперед, поочередно соединяя все пальцы с большим пальцем.

По льду неуклюжа, ходят пингвины – ходьба на пятках.

Лед кругом, а эти птицы

Не боятся простудиться…(Пингвины)

Пингвины живут только на южном полюсе в Антарктиде.

В океане темно-синем,  - ходьба на внешней стороне стопы.

Лапой, выудив моржа

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь)

Белые медведи живут на северном полюсе в Арктике.

Зверь морской клыкастый, - «черепашки», на низких четвереньках.

Вместо ног – ласты. (Морж)

Бег с захлестом голени.

В течение      всего   года   над Антарктидой и Арктикой дуют мощные полярные ветры.

Бег змейкой на носках или скамейка между ногами – через снежную гору. (фото 2)

(фото 2 «Через снежную гору)

Часто ветер поднимает снежную пыль и закручивает ее в вихрях – так  назревают снежные бураны.

Ходьба на носках, одна рука вверх другая низ; волнообразные движения вверх – вниз.

Весной и осенью в полярных областях  можно понаблюдать одно из красивейших явление природы – полярное сияние.

Ходьба на  внешней стороне стопы, руки  вверх, опустить руки через стороны вниз.

На ночном небе, загораются сверкающие дуги, переливаясь разными цветами.

Ходьба на носках, руки в стороны; сжимать разжимать кисти рук.

Этот фейерверк  устраивает Солнце.

Ходьба перекатом с пятки на носок, руки вверх, ладони соединить.

Весной  можно увидеть голубовато-зеленого цвета острова – бродяги – это Айсберги.

Дети ложатся на коврики.

Зимой в Арктике не бывает ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки -  ночь. И тянется она полгода. В центре Арктики весь покрытый льдом находится Северный Ледовитый океан.

Упражнение № 1«волны океана»

И.п.: лежа на спине, одна рука вверх, другая вниз

- поочередное поднимание и опускание рук.

А вот по океану проплывает айсберг.

Упражнение № 2«айсберг»

И.п.: то же.

- плавно поднять нижнюю часть туловища и  ноги вверх,  руками тянуться к носкам.

Но, несмотря на холод и полярную ночь живут в Арктике различные птицы и животные.

Может плавать целый день

В ледяной воде тюлень!

На холодном льду лежит,

И не мерзнет, не дрожит!

Питается тюлень рыбой. Хорошо плавает, ныряет. Вместо ног – ласты.

Упражнение № 3«тюлени»

И.п.: лежа на спине, руки внизу.

- приподняться и посмотреть на «ласты».

Любят и нырять. Могут находиться под водой до 18 минут.

Упражнение № 4 «ныряльщики» (фото 3)

И.п.: то же руки вниз.

- сгруппироваться, удержаться несколько секунд.

Они замечательно плавают.

(фото 3 Упражнение «Ныряльщики»)

Упражнение № 5 «купание»

И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища одна внизу, другая вверху

- поочередное поднимание и опускание рук.

Их узкие крылья в воде действуют как ласты, а ноги как руль.

Упражнение № 6 « рулевые»

И.п.: то же, руки вдоль туловища, кисти в стороны.

- приподняться, удерживаясь на весу выполнять движения стопами - одной вверх, другой вниз.

Любят кататься на горке на брюшке.

Упражнение № 7 «катание с горки»

И.п.: стоя на коленях и ладонях.

Иногда они падают брюхом на лед и быстро скользят, помогая себе лапками и ластами – крыльями.

Многие арктические птицы откладывают яйца высоко на скалах, чтобы хищные звери не могли до них добраться.

Упражнение №8 «высокие гнезда»

И.п.: на высоких четвереньках.

- походить вокруг себя.

Прыгай в прорубь, не дрожи

Закаляйся, как… (моржи)

При помощи двух длинных клыка они выбираются на лед для отдыха. По льду и земле передвигаются, работая задними ластами. Могут находиться под водой почти 10 минут.

Упражнение №9  «моржи»

И.п.: сидя на ягодицах

- передвигаться вперед-назад.

Остаются в Арктике на всю зиму белые совы. Они гнездятся на земле, обычно на небольшом возвышении, чтобы было удобно наблюдать за окрестностями. Она не сразу откладывает все яйца, потому и птицы в одном гнезде могут быть разного размера.

Упражнение № 10 «белые совы»

И.п.: сидя на пятках, в позе эмбриона, руки вперед

- встать на колени, руки на поясе, отклоняться назад.

Живут в Антарктиде и морские млекопитающие.

Может плавать целый день

В ледяной воде тюлень!

На холодном льду лежит,

И не мерзнет, не дрожит!

Тюлени весной выбираются на лед, чтобы обзавестись потомством. На суше – неуклюжие, зато в воде – замечательные пловцы, ныряют и могут находиться под водой один час, не дыша. Питаются они рыбой, кальмарами.

Упражнение № 11 «тюлени»

И.п.: стоя на коленях.

- сесть на пятки, вытянуть руки вперед, переместить центр тяжести на предплечья, подтянуть ноги.

Морские слоны – самые крупные из тюленей. Они называются так потому, что у самцов над носом есть морщинистый кожаный мешок, который они могут раздувать в своеобразный хобот. Его длина – 6 метров, вес – 3,5 тоны. У каждого морского слона несколько подруг.

Упражнение № 12 «морские слоны»

И.п.: сидя на корточках, на полной стопе.

- приподняться на носки, покружиться вокруг себя.

Самое крупное животное на Земле  - это кит. Он хоть и живет в воде, но вовсе не рыба, а зверь – млекопитающее. Его длина – 33 метра, вес 150 тон – тяжелее, чем пять слонов. Сердце его весит более 500 килограмм. Однако питается планктоном. У китов вместо зубов во рту – сито – китовый ус.

Упражнение №13«синий кит»

И.п.: стоя.

- вдох через нос, сомкнуть зубы – выдох – ш – ш – ш.

Дышат киты, как все звери воздухом. Когда кит выныривает из воды, чтобы сделать вдох – выдох, они выпускают фонтан высотой – 12 метров.

Дыхательное упражнение «Кит».

Носиком сейчас вдохни

И дыханье задержи

Выдыхаем воздух ртом,

«Пых» мы говорим потом.

Дети – киты легко бегают на носочках по всему залу, на команду «Кит!» приседают и после максимального вдоха делают максимальный выдох и задерживают дыхание как можно дольше.

Самым крупным хищником на земле и жителем Арктики является – белый медведь.

Белые медведи немного косолапы,

Белые медведи немного толстопяты.

Вот они шагают дружно,

Для порядка это нужно.

Его рост – 2,5 метра, а вес – 450 килограмм – это столько, сколько весят 10 человек. Он не живет на одном месте. В поисках пищи они кочуют по глубокому снегу и по дрейфующим льдам.

Ходьба по дорожке здоровья

- Ходьба по кочкам – «льдинки».

Белые медведи хорошо плавают.

- Лазание по гимнастической скамейке на животе - «плавание».

Отлично ныряют.

- Ходьба с приседанием.

Ловко лазают по скалам.

- Лазание на четвереньках по гимнастической скамейке.

Медведи любят, ловит рыбку.

- Прыжки на двух ногах через скамейку, то с одной, то с другой стороны.

Любят ягоды.

- Подлезание под дугу «кусты».

У белых медведей появляются детеныши в берлоге, покрытой в толще снега. Она защищает медвежат от ветра и холода.

Подвижная игра «Белые медведи».

Выбирается водящие – «белые медведи», которые собираются в условленном месте на «льдине». Дети находятся на противоположном конце зала за чертой (в домике).

По сигналу дети выходят из «домика» и идут к льдине со словами:

Где здесь белые медведи?

Их не видно на снегу,

Испугаться я могу.

В дом скорее побегу!

После этих слов медведи выбегают и ловят ребят. Дети должны быстро добраться до «домика», а те, кого поймают, сами становятся медведями.

Малоподвижная игра «Медведи ловят рыбку».

Дети изображают медведей. В большом обруче лежат рыбки (из салфеток) – это «прорубь». У каждого игрока своя «берлога». Звучит песня «Где-то на белом свете», дети начинают собирать ногами рыбок и переносить к себе в «берлогу».

Вразвалочку ходит, как моряк.

Белый галстук, черный фрак.

В Антарктиде среди льдин

Проводит дни свои … (пингвин).

Ритмическая гимнастика «Пингвины»

Любимой пищей пингвинов является сардины, анчоусы и качки – криль.

В зоопарке карантин

Заболел малыш пингвин.

Может рыбы он объелся?

Нет, на солнце перегрелся. (И. Финк)

Игра для профилактики плоскостопия «Удержи рачка»

Дети стоят в кругу. Посреди зала лежит обруч – это «прорубь», в нем лежат «рачки - шуршики» По сигналу, они должны захватить «шуршик» пальцами ног и как можно дольше удержать.

Речевая игра «Скажи, одним словом»

Дети стоят в кругу, или на гимнастической скамейке. Ведущий бросает мяч ребенку, а те в свою очередь бросает обратно, называя правильный ответ.

Мы по кругу идем и с собою берем…сладкое, жидкое, твердое, мягкое, кислое.

Растут березы – березовая роща.

Растут сосны – сосновый бор.

Растут ели – ельник.

Растут дубы – дубрава.

Упражнение для развития мелкой моторики рук «Лезгинка»

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6 – 8  смен позиций.

Итог занятия:

Скажу я слово – далеко,

А ты ответишь – близко.

Скажу я слово – высоко,

А ты ответишь – низко.

Скажу тебе я слово – трус

Ты отвечай – храбрец.

Теперь – начало – я скажу,

Ты отвечай – конец.

Таким образом, играя, дети закрепили полученные знания о животном и растительном мире, климате Северного и Южного полюсов. Игровая оздоровительно-образовательная деятельность способствует интеллектуальному развитию, и оздоровлению детей.

 

Литература:

1.                  Егоров Б.Б, Кудрявцев В.Г. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 296 с.

2.                  Ефименко Н.Н. Программа «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста». – М.: Дрофа, 2014. – 144 с.

3.                  Картушина М.Ю. Быть здоровым хорошо М.: ТЦ Сфера, 2004. – 384 с.

4.                  Сиротюк А.Л.  Синдром дефицита внимания с гиперактивностью М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.

5.                  Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003 -104 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Белые медведи, гимнастической скамейке, белом свете», Упражнение №9  «моржи», Упражнение №13«синий кит», животный мир Арктики, зимой Арктика бела, природных условий Арктики, географическом расположении Северного, огромный материк Антарктида, новые горы снега, познанию окружающего мира, Северный Ледовитый океан, тяжестью снежные сугробы, уменьшенная модель Земли, полярным летом солнце, записи северного ветра, Сценарий образовательной ситуации, подставкой «вверх ногами», зиму белые совы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle