Обеспечение психологического комфорта при проектировании элитного жилья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 18.03.2015

Статья просмотрена: 437 раз

Библиографическое описание:

Калашникова, В. В. Обеспечение психологического комфорта при проектировании элитного жилья / В. В. Калашникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 168-172. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16400/ (дата обращения: 17.12.2024).

Определены условия психологического комфорта для владельцев элитного жилья, обоснованно возможные стилистические решения.

Ключевые слова: элитное жилье, психологический комфорт.

 

Постановка проблемы. Общественные процессы, преобразования материально-пространственной среды городов и изменения образа жизни в Украине выдвинули новые требования к проектированию элитного жилья. Обеспечение комфортной среды — одна из главных задач проектирования элитного жилья. Распространенность средств создания физиологического комфорта способствует росту значения психологических факторов. Очевидно, что обеспечение психологических потребностей конкретных социальных групп, с возможностью настройки на потребности конкретных людей, становится одной из характеристик, которые выделяют именно элитное жилье. Следовательно, необходимо определить психологические типы, связанные с такими группами, их специфические потребности и требования и определить, какие именно архитектурные и дизайнерские решения являются лучшими для конкретных групп.

Анализ последних исследований и публикаций. Специфика проектирования жилья изложена в нормативных документах [1–2], ей посвящены работы многих архитекторов, например [3], но обоснованию требований к элитному жилью уделяется недостаточно внимания. Ю. М. Ковалев и Н. М. Мхитарян [4–5] предложили методику проектирования психологически комфортного жилья для различных психотипов, но обоснования связи между психологическими типами, социальными группами и требованиями к проектированию комфортного жилья различных категорий, в том числе элитного, не ставилось целью в их трудах.

Формулировка целей статьи. Целью статьи является оценка возможностей применения методов определения психологического комфорта для поиска корреляций между специфическими психологическими потребностями и архитектурными и дизайнерскими решениями элитного жилья, которые должны способствовать удовлетворению потребностей, а также публикация предварительных результатов.

Изложение основного материала исследования. Последовательность исследования следующая:

1.         Определение психологических характеристик различных психотипов.

2.         Проведение их корреляций с характеристиками психотипов (по [4–5]) и определения преобладающих психотипов для покупателей элитного жилья;

3.         В соответствии с обоснованными в [4–5] рекомендациями, определения условий психологического, биоритмологичного и физиологического комфорта на всех уровнях организации жилой среды (обеспечение гармоничных отношений с окружающим миром, самодостаточность, трансформированность, объемно-планировочные решения, сенсорный комфорт) для элитного жилья;

4.         Проверка полученных результатов путем тщательного анализа аналогов;

5.         Формулировка окончательных рекомендаций по конкретным архитектурным решениям, благоприятных для обеспечения психологического комфорта покупателей элитного жилья.

Характеристики психотипов вытекают из специфических для каждого из них способов взаимодействия с окружающим миром. Используя следующие методы: прямое тестированием с помощью проективных методов и опросов, анализ существующих социальных данных, анализ исторических и литературных источников, определены психологические характеристики.

Учитывая весовые коэффициенты, которые определяют их вклад в гармоничность личности, проводится корреляция определенных характеристик с аналогичными характеристиками психотипов. Предварительные результаты свидетельствуют, что среди покупателей элитного жилья преобладают личности, которые относятся к психотипа «эгоист»; заметными также доли психотипов «изобретательный исследователь»; и «борец».

Проверим эти выводы, используя маркетинговые характеристики двух категорий элитного жилья, которые отражают наиболее явные потребности целевых групп покупателей. Более тонкий анализ потребностей на основании анализа зарубежного опыта проектирования жилья с использованием методов психологии, теории самоорганизации сложных систем и методов геометрического представления данных, планируется осуществить в будущем.

Но если под элитной недвижимостью подразумевать жилье, которое покупают покупатели с высоким уровнем доходов, то по классификатору Украинской строительной ассоциации такому жилью должны соответствовать два формата: «De lux» и «Premium». То, что сегодня причисляют к сегменту элитной недвижимости за одним, двумя и более параметрам не соответствует принятой классификации. В классификаторе каждое жилье имеет около 100 обязательных параметров — начиная от требований к отделочным материалам и заканчивая территориальным расположением [6]. Элитное жилье ориентировано на очень богатых людей. Этим объясняется небольшая доля дорогого жилья в общем объеме строительства 10–12 %. Недвижимость категории «De lux» характеризуется следующими особенностями (таб 1).

Таблица 1

Особенности элитного жилья категории «De lux»

№ п/п

Особенность

Характеристика

1.

Покупатели

Политики, бизнесмены, звезды эстрады.

2.

Приоритеты жилья

Уникальность, престиж, трансформированность.

3.

Региональность

Столица, города-миллионеры, курортные регионы.

4.

Место расположения

Административный центр, исторический центр, курортные зоны.

5.

Тип здания

Блокированные дома, коттеджи, пенхаусы.

6.

Строительные характеристики

Максимум 7 этажей (6 этажей + мансарда), не более 2 квартир на этаже.

7.

Техническая инфраструктура

Телефон, телевидение, интернет;

система «умный дом».

8.

Социальная инфраструктура

Магазин, Аптека, Салон красоты, Тринажерний зал, кафе, банк.

9.

Придомовая территория:

Детская площадка, площадка выгула собак,

спортивная площадка, гостевая стоянка.

 

Перечисленные характеристики наиболее соответствуют потребностям психотипа «эгоист» (рис.1.)(Усиление его, воли а умы происходит за счет интуиции и, в меньшей степени, интеллекта и чувств. Это потенциально опасно для здоровья. Приоритетами для жилья будут престиж, самодостаточность и, отчасти, трансформированность.) [4–5].

Рис. 1. Уточнение зон психологического комфорта для покупателей элитного жилья. Психотип «эгоист».

 

В свою очередь, осознание этого обстоятельства позволяет уточнить стилистические решения, выбор материалов, цветов и т. д. (таб.2).

Таблица 2

Уточнение стилистических и других решений, исходя с предпочтений психотипа «эгоист»

№ п/п

Категория

Архитектурные и дизайнерские решения

1.

Стилистика

Барокко, классицизм, ампир, рококо

2.

Цветовая гамма

Яркие цвета, игра на контрасте, активное использование позолоты, что вызывает ощущение роскоши, богатства, солидности, стабильности.

3.

Пространственная организация

Организация пространства напоминает среду королевских дворцов и замков.

4.

Мебель

Объемная скульптурная статическая мебель с дорогой обивкой, корпусная мебель из красного дерева, большое количество деталей (картины, скульптуры, хрустальная посуда).

5.

Материалы

Красное дерево, мрамор, хрусталь, шелк,. бархат, кожа, позолота.

 

Категория «Premium» отмечается следующими особенностями (табл. 3).

Таблица 3

Особенности элитного жилья категории «Premium»

№ п/п

Особенность

Характеристика

1.

Покупатели

Родовые аристократы, обеспечены творцы, бизнесмены.

2.

Приоритеты жилья

Уникальность, престиж, трансформированность.

3.

Региональность

Столица, города-миллионеры, курортные регионы, областные центры.

4.

Место расположения

Престижные районы, исторический центр.

5.

Тип здания

Блокированные дома, коттеджи, пенхаусы.

6.

Строительные характеристики

Максимум 7 этажей (6 этажей + мансарда), не более 2 квартир на этаже.

7.

Техническая инфраструктура

Телефон, телевидение, интернет;

система «умный дом».

8.

Социальная инфраструктура

Магазин, Аптека, Салон красоты, Тринажерний зал, кафе, банк.

9.

Придомовая территория:

Детская площадка, площадка выгула собак,

спортивная площадка, гостевая стоянка.

 

Такие характеристики подходят, скорее, «изобретательным исследователям» [4–5].(Не подвержен эскападам, он больше любит предсказуемость, упорядоченность, стабильность. Но в этих пределах он может быть достаточно энергичным, деятельным и умным (ум сильнее волы) как в бизнесе, так и в науке. Рост интеллекта происходит, в основном, за счет чувств. Требования к жилью — строгий и консервативный стиль, понятные и проверенные временем решения, спокойные тона интерьера — но так, чтобы манифестация благосостояния и социального статуса обязательно имела место. (рис1))

Рис. 2. Уточнение зон психологического комфорта для покупателей элитного жилья. Психотип «изобретательный исследователь»

 

Поэтому целесообразны уточнения (таб. 4.).

Таблица 4

Уточнение стилистических и других решений, исходя с предпочтений психотипа «изобретательный исследователь»

№ п/п

Категория

Архитектурные и дизайнерские решения

1.

Стилистика

Классицизм, модернизм, функционализм.

2.

Цветовая гамма

Яркие, теплые, нейтральные цвета.

3.

Пространственная организация

Функциональность.

4.

Мебель

Простая, прямоугольная.

5.

Материалы

Дерево, камень, пластик, текстиль.

6.

Детали

Скульптуры, настенные часы, картины.

 

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Показана целесообразность использования методов определения психологического комфорта для поиска корреляций между специфическими психологическими потребностями и архитектурными решениями на примере жилья элитного класса, что должно способствовать лучшему удовлетворению потребностей владельцев жилья. В последующих исследованиях такие корреляции и рекомендации будут рассмотрены с привлечением больших объемов материала.

 

Литература:

 

1.         ДБН В.2.2–15–2005. «Будинки і споруди»

2.         ДБН 360–92**. «Містобудування. Планування і забудова міських і сільських поселень»

3.         Товбич В. В. Архітектура: мистецтво та наука / В. В. Товбич, М. В. Сисойлов. — Дніпропетровськ: Свідлер, 2007. — т. 1. — 1020 с.

4.         Ковальов Ю. М. Забезпечення психологічного комфорту при проектуванні житла на основі теорії самоорганізації С-простору /Ю. М. Ковальов, Н. О. Гірник, В. В. Калашнікова // Праці Таврійського державного агротехнологічного ун-ту, 2010. — Вип.4. Прикладна геометрія та інж. графіка.-т. 46. — С.58–67

5.         Мхитарян Н. М. Человек и жилище / Н. М. Мхитарян. — К.: Наукова думка, 2012.- 310 с.

6.         http://u-b-a.com.ua/ Українська Будівельна Асоціація

Основные термины (генерируются автоматически): элитное жилье, психологический комфорт, решение, характеристика, характеристика психотипов, гостевая стоянка, детская площадка, исторический центр, комфортное жилье, красное дерево.


Ключевые слова

элитное жилье, психологический комфорт., психологический комфорт

Похожие статьи

Пути повышения инвестиционной привлекательности строительных предприятий в современных условиях

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы повышения инвестиционной привлекательности строительных предприятий в рыночной экономике. Рассматриваются факторы, подходы к повышению экономической и инвестиционной привлекательности предприятия. Пре...

Эргономика и безопасность труда на строительных объектах: применение искусственного интеллекта для повышения безопасности и улучшения условий труда

В статье рассматриваются вопросы эргономики и безопасности труда на строительных объектах с акцентом на применение технологий искусственного интеллекта (ИИ) для повышения безопасности и улучшения условий труда. Приводится обзор ключевых проблем безоп...

Трансформация гостиничного бизнеса в период пандемии

В статье представлены результаты проекта, посвященному разработке новой концепции многофункционального приложения для самообслуживания гостя в отеле «CLOCK HB+». Проект представляет собой цифровое приложение с большим количеством удобных дополнительн...

Системный анализ в логистике снабжения ресторанного бизнеса

В данной работе рассматривается процесс оптимального управления материальными потоками в ресторанном бизнесе посредством инструментов логистики. Выявлены и описаны критерии выбора поставщика, принципы построения с ним взаимовыгодных отношений и налаж...

Разработка стратегий управления изменениями в развитии строительной организации

В данной статье рассматривается проблема стратегического управления строительной организацией, выявлены основные принципы и особенности выстраивания стратегического плана совершенствования строительной фирмы, включая обзор внутренней и внешней среды,...

Совершенствование методики оценки стоимости жилого фонда городов для целей налогообложения

В статье приведены основные проблемы, возникающие при введении единого местного налога на жилье. Предложена авторская методика оценки стоимости жилого фонда для целей налогообложения.

Имидж ресторана как фактор его конкурентоспособности

Статья посвящена актуальным вопросам организации и ведения ресторанного бизнеса. В статье рассматриваются вопросы конкурентоспособности предприятий питания, где имидж и бренд играют решающую роль, анализируются типичные ошибки рестораторов, предлагаю...

Гармоничные решения «зеленых» поселений

Определены цели создания и развития «зеленых поселений». Предложены пути решения сложившихся экологических и экономических проблем. Представлены преимущества «Зеленого» строительства. Рассмотрены различные варианты экологизации коммуникаций.

Развитие комфортности жилища с учетом исторических периодов

Профессиональная этика и нейтральность в работе психолога-консультанта: стратегии поддержания объективности

В данной статье рассматривается проблема поддержания объективности и нейтральной позиции психологом-консультантом в профессиональной деятельности. Анализируются ключевые этические принципы, лежащие в основе психологического консультирования, такие ка...

Похожие статьи

Пути повышения инвестиционной привлекательности строительных предприятий в современных условиях

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы повышения инвестиционной привлекательности строительных предприятий в рыночной экономике. Рассматриваются факторы, подходы к повышению экономической и инвестиционной привлекательности предприятия. Пре...

Эргономика и безопасность труда на строительных объектах: применение искусственного интеллекта для повышения безопасности и улучшения условий труда

В статье рассматриваются вопросы эргономики и безопасности труда на строительных объектах с акцентом на применение технологий искусственного интеллекта (ИИ) для повышения безопасности и улучшения условий труда. Приводится обзор ключевых проблем безоп...

Трансформация гостиничного бизнеса в период пандемии

В статье представлены результаты проекта, посвященному разработке новой концепции многофункционального приложения для самообслуживания гостя в отеле «CLOCK HB+». Проект представляет собой цифровое приложение с большим количеством удобных дополнительн...

Системный анализ в логистике снабжения ресторанного бизнеса

В данной работе рассматривается процесс оптимального управления материальными потоками в ресторанном бизнесе посредством инструментов логистики. Выявлены и описаны критерии выбора поставщика, принципы построения с ним взаимовыгодных отношений и налаж...

Разработка стратегий управления изменениями в развитии строительной организации

В данной статье рассматривается проблема стратегического управления строительной организацией, выявлены основные принципы и особенности выстраивания стратегического плана совершенствования строительной фирмы, включая обзор внутренней и внешней среды,...

Совершенствование методики оценки стоимости жилого фонда городов для целей налогообложения

В статье приведены основные проблемы, возникающие при введении единого местного налога на жилье. Предложена авторская методика оценки стоимости жилого фонда для целей налогообложения.

Имидж ресторана как фактор его конкурентоспособности

Статья посвящена актуальным вопросам организации и ведения ресторанного бизнеса. В статье рассматриваются вопросы конкурентоспособности предприятий питания, где имидж и бренд играют решающую роль, анализируются типичные ошибки рестораторов, предлагаю...

Гармоничные решения «зеленых» поселений

Определены цели создания и развития «зеленых поселений». Предложены пути решения сложившихся экологических и экономических проблем. Представлены преимущества «Зеленого» строительства. Рассмотрены различные варианты экологизации коммуникаций.

Развитие комфортности жилища с учетом исторических периодов

Профессиональная этика и нейтральность в работе психолога-консультанта: стратегии поддержания объективности

В данной статье рассматривается проблема поддержания объективности и нейтральной позиции психологом-консультантом в профессиональной деятельности. Анализируются ключевые этические принципы, лежащие в основе психологического консультирования, такие ка...

Задать вопрос