Автор: Калиева Марал Шатулаевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 13.03.2015

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Калиева М. Ш. Модернизация в системе политического развития общества // Молодой ученый. — 2015. — №6.1. — С. 11-13.

Модернизация становится процессом политической, социально-экономической трансформации общества. Ее целевой предназначенностью является достижение стабильности и оптимальной динамичности. Политическую систему можно определить стабильной, если под влиянием как внутренних, так и внешних факторов она в состоянии сохранить свою структуру, адаптироваться к происходящим изменениям. Это создает предпосылки – материальные, политические, духовно-интеллектуальные – для успешной реализации общенациональных программ развития страны.

Политическая модернизация как фактор демократизации предполагает соблюдение правовых норм человека, плюралистическую систему организации власти, принятие и реализацию решений на основе консенсуса [1, c.265-266]. Она определяет приоритеты, ориентированные, прежде всего на укрепление политической стабильности. Необходим учет определенных особенностей и характерных черт, присущих каждому государственному образованию.

Демократизация предполагает переход от авторитарного правления на путь либерально-демократических преобразований, что проявляется, в частности, в предоставлении гражданам свобод и политических прав, внедрении системы альтернативных конкурентных выборов, рыночных реформ, а также расширении общественного участия.

Демократизация в широком смысле определяет функциональность таких положений, как падение посткоммунистических режимов; «демократический переход», в процессе которого осуществляется построение новых либерально-демократических структур функционирования общества; «демократическая консолидация», ориентированная на укоренение новых направлений развития общества в восприятии и сознании населения в такой мере, что уже не существует опасности в возможности их разрушения.

Российские исследователи также уделяют пристальное внимание изучению сущности и аспектов развития демократии. Так, А.Ю. Мельвиль, анализируя политический опыт демократических транзитов «третьей волны», показывает, что само по себе установление формально демократических институтов и процедур вовсе не гарантирует собственно демократический результат самого процесса перехода. Именно поэтому в транзитологии и закрепилось важнейшее аналитическое различение двух основных фаз в демократическом транзите – фазы учреждения демократии и фазы ее консолидации [2, c.20]. По А.Ю. Мельвилю, демократизация предполагает открытую конкуренцию за право контролировать правительство, а этот в свою очередь предполагает свободные выборы, определяющие состав правительства.

К.С. Гаджиев подразумевает под демократией «одну из форм политической самоорганизации общества. Комплекс институтов и организаций, структура и функционирование которых основываются на либерально-демократических, мировоззренческих и ценностных постулатах, нормах, установках, составляет политическую систему демократии» [3, c.178].

А.И. Соловьев предполагает такую организацию деятельности институтов власти, которая «предотвращает использование выборов и других демократических процедур для создания политических преимуществ отдельным (социальным и др.) группам населения или силам, заинтересованным в сломе демократических порядков. Наличие подобных идейных оснований функционирования государственных институтов цементирует все здание демократии, позволяет характеризовать ее как особый тип политической системы, обладающей качественными (в отличие от тоталитаризма и авторитаризма) отличиями в организации власти и выполнении необходимых общественных функций» [4. c.277]. В целом, в исследованиях по основополагающим спектрам трансформационных процессов демократия предстает, по справедливому определению Е. Мачкува, как «политическая система, обеспечивающая максимально широкое представительство и участие народа при сохранении власти закона и политической конкуренции» [5, с.49].

Казахстанские исследователи вносят существенный вклад в развитие теории и практического опыта демократизации общества. Особо следует выделить работы Ж.Х. Джунусовой, С.А. Дьяченко, Н.К. Калиева, Р.К. Кадыржанова, Г.Н. Иренова. В работах авторов рассмотрены концептуальные стороны политического развития. Так, по мнению Ж.Х. Джунусовой, для политической модернизации актуально создание политических институтов, обеспечивающих диалог между населением и правительством, что позволяет последнему своевременно и эффективно реагировать на возникновение новых экономических и социальных проблем [6, c. 217]. Данное положение является одним из ключевых в разрезе определения и укрепления приоритетов стабильного функционирования политической системы.

С.А. Дьяченко полагает, что при «изучении современного посткоммунизма и демократических транзитов «третьей волны» ключевое значение имеет проблематика демократической консолидации» [7, c. 65]. Основанная на западных традициях транзитология адаптируется к условиям и особенностям политического развития Казахстана.

В рамках процесса демократических переходов консолидация предстает как один из самостоятельных этапов укрепления демократического режима. По определению Р.К. Кадыржанова, «Консолидация общества есть социально-политический и культурный фундамент его успешного реформирования» [8, c.3-4]. Выработка единых согласованных позиций, а также тенденции их признания и поддержки социумом являются составной частью осуществления модернизационных процессов.

Спектры развития казахстанского транзитного общества исследует Н.К. Калиев. Он рассматривает технологию взаимодействия Парламента РК и политических партий в рамках действующего законодательства. По его мнению, необходим поиск новых путей решения назревших и актуальных проблем на основе их сотрудничества в формате участия в общественной жизни, постоянного анализа и видения социально-экономической ситуации в стране [9, c.36].

В целом, исследователи определяют демократизацию как необходимую основу посткоммунистической трансформации. Она выступает как всестороннее реальное воплощение гражданских и политических прав членов общества. В ее рамках реформирование политической системы направлено на становление и развитие гражданского общества.

Полагаем, что более приемлемым и адаптированным к характерным особенностям развития Казахстана является либеральное направление демократизации общества. Демократизация создает фундаментальную основу для консолидации различных социально-политических сил в процессе политической модернизации Казахстана. Политическое развитие на современном этапе предполагает возможность формирования новых идейных тенденций демократии. Основополагающий аспект состоит в реальном функционировании демократизации как необходимого условия и базового ресурса консолидации казахстанского общества.

Непрерывность и динамичность – основополагающие направления переходного периода казахстанского общества, основанные на соблюдении идейно-нравственных приоритетов преемственности исторического наследия и сохранении нравственных устоев, заложенных в вековых традициях народа. Формирование общественного устройства в Республике Казахстан происходит на основе синтеза национальных особенностей с ценностями прозападной модели. Данное положение выдвигает актуальность и необходимость учета такого основополагающего аспекта политической модернизации, как динамичность и способность к быстрой и всесторонней трансформации в соответствии со складывающимися обстоятельствами и реалиями политической действительности. Актуально движение по пути постоянного наращивания своего экономического потенциала на основе применения высоких технологий в контексте решения социальных задач. В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу страны 11 ноября 2014 года ««Нұрлы Жол – путь в будущее» подчеркнуто: «Новая Экономическая политика «Нұрлы Жол» станет двигателем роста нашей экономики на ближайшие годы. Только за счёт строительства дорог будут созданы новые 200 тысяч рабочих мест. А это означает занятость и рост доходов населения. «Нұрлы Жол» произведёт мультипликативный эффект и на другие отрасли экономики: производство цемента, металла, техники, битума, оборудования и сопутствующих услуг. Дороги – это линии жизни для Казахстана» [10]. Существенной особенностью политической модернизации Казахстана в данном измерении является консолидация интересов государства, общества и личности.

 

Литература:

1.      Казахстанская политологическая энциклопедия. – Алматы: 1998.

2.      Мельвиль А.Ю. Опыт теоретико-методологического синтеза структурного и процедурного подходов к демократическим транзитам // Полис. – 1998. - №2.

3.      Гаджиев К.С. Политология. Учебник для вузов. - М.: 2002.

4.      Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии: Учебник. - М.: 2000.

5.      Мачкув Е. Преобразование коммунистического тоталитаризма и посткоммунистическая системная трансформация: проблемы, концепции, периодизация // Полис. – 2000. – № 4 (57). – 38-59 с.

6.      Джунусова Ж.Х. и др. Введение в политологию /Ж.Х.Джунусова, Ю.О.Булуктаев, А.М.Акимова. – Алматы: Жетi Жарғы. - 1998.

7.      Дьяченко С.А. Политический транзит в современном Казахстане. – Астана: Елорда. - 2001. – 384 с.

8.      Кадыржанов Р. Консолидация политической системы Казахстана: проблемы и перспективы. – Алматы: Институт философии и политологии МОН РК. - 1999. – 166 с.

9.      Калиев Н.К. Парламент и политические партии: проблемы взаимодействия // АльПари. – 2005. - № 3. – С.31-37.

10.  Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 11 ноября 2014 г. НұрлыЖол – путь в будущее/ www.akorda.kz

Основные термины (генерируются автоматически): политической модернизации, политической системы, политической модернизации Казахстана, демократических транзитов «третьей, политического развития, демократизации общества, развития общества, транзитов «третьей волны», политической самоорганизации общества, Республики Казахстан Н.А, Президента Республики Казахстан, развития Казахстана, политической системы Казахстана, казахстанского общества, политического развития общества, укрепление политической стабильности, социально-экономической трансформации общества, стабильного функционирования политической, процессе политической модернизации, аспекта политической модернизации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос