Разработка автоматизированной информационной системы библиотеки нормативной документации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 18.03.2015

Статья просмотрена: 2087 раз

Библиографическое описание:

Осипов, А. А. Разработка автоматизированной информационной системы библиотеки нормативной документации / А. А. Осипов, В. П. Дерябкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16283/ (дата обращения: 18.11.2024).

Ключевые слова: автоматизированная информационная система, автоматизированная библиотека, компьютерные технологии, телекоммуникационные технологии, управление данными, нормативная документация.

 

Автоматизированная информационная система рассматривается как совокупность персонала и программных и аппаратных средств, предназначенных для хранения и (или) управления данными и информацией, а также для производства вычислений. Внедрение компьютерных и телекоммуникационных технологий в работу библиотек является настоятельным требованием, способствующим повышению производительности и качества труда как библиотечно-информационных работников, так и специалистов любого профиля на основе автоматизированного взаимного использования и интеграции электронных ресурсов. Сегодня количество автоматизированных библиотек в Российской Федерации достигло нескольких тысяч [1].

Появилось множество автоматизированных информационных систем, а также электронно-библиотечных систем, хранящих десятки тысяч электронных экземпляров книг и документов, и позволяющих путём нескольких нажатий клавиш получать интересующие экземпляры.

Основное преимущество автоматизации для данной отрасли заключается в предоставлении читателю более полной и достоверной информации о состоянии библиотечного фонда, возможности быстрой и эффективной ориентации в довольно больших объемах информации. Основным направлением развития автоматизации всех библиотек является разработка электронного каталога библиографических описаний и перевод библиотечных ресурсов в цифровую форму, переход к электронным библиотекам. Как правило, внедрение любой автоматизированной системы влечет за собой изменение существующих организационных структур и методов управления, требует более четкой регламентации документооборота и процедур управления, упорядочения используемых и создание новых нормативов, совершенствование условий труда.

Для специалиста любого профиля очень важна работа с нормативно-технической и организационно-правовой документацией — далее обобщённо нормативной документацией (НД). Она включает в себя законы, постановления органов власти, государственные стандарты, нормативные акты, методики и рекомендации и многие другие официально изданные и введённые в действие книги и документы. Ввиду большого разнообразия и различных условий применения большое значение приобретает эффективная классификация нормативной документации по разным признакам.

В настоящее время библиотеки и организации различных отраслей народного хозяйства достаточно широко используют две коммерческие отечественные АИС НД: профессиональную справочную систему «Техэксперт» [2] и справочно-правовую систему «ГАРАНТ» [3]. Далее приводится краткое описание и сравнение этих систем.

«Техэксперт» — профессиональная справочная система, предоставляющая нормативно-техническую, нормативно-правовую информацию в сегменте b2b. В фонде системы порядка 6 миллионов документов. Компания-изготовитель занимает лидирующие позиции в области нормативной документации для самых разных отраслей. «Техэксперт» включает в себя представительства компании в 150 городах России, система охватывает практически все регионы и является одной из крупнейших российских сетей.

Первая система под брендом «Техэксперт» вышла в 1998 году. Она была предназначена для специалистов строительной отрасли и называлась «Стройэксперт-Кодекс». В 2005 была переименована в «Стройэксперт» и стала первой системой в линейке для строителей. Сейчас она включает в себя 6 продуктов: обновленный «Стройэксперт», «Стройтехнолог», «Помощник Проектировщика», «ТПД», «Дорожное строительство», «Ценообразование и сметное дело в строительстве».

В дальнейшем были выпущены системы для специалистов других отраслей экономики: тепло- и электроэнергетики, машиностроения, газового комплекса и т. д., а также системы для функциональных служб, отвечающих за охрану труда, промышленную и пожарную безопасность.

Системы «Техэксперт» включают в себя следующие виды информации:

-           Нормативно-техническую документацию — ГОСТ, СНиП, СанПиН, ВСН, РД, РДС, СП, ГЭСН, СТО и др., устанавливающую комплексы норм, правил, требований для определенных областей экономики.

-           Нормативно-правовые акты различных органов государственной власти Российской Федерации.

-           Технологическую и справочную информацию (типовые технологические карты, типовые проекты производства работ и материалы для разработки собственных проектов, формы строительной документации, словари определений, практику разрешения споров и многое другое).

-           В некоторые продукты, помимо вышеперечисленного, включены материалы конференций и семинаров, календари мероприятий, книги или периодические издания.

Недавней разработкой компании является Система управления нормативно-технической документацией. Она позволяет создавать и вести электронную базу внутренних документов предприятия в едином пространстве с документами из фондов «Техэксперт». Также пользователи могут заказывать международные и зарубежные стандарты от ведущих мировых разработчиков и разработку персонального стандарта организации на основе перевода зарубежных документов.

Системы «Техэксперт» ориентированы на руководителей и специалистов производственных подразделений предприятий и организаций всех основных отраслей экономики: энергетика, нефтегазовая промышленность, строительство, машиностроение и другие. У компании также есть продукты для специалистов по охране труда и безопасности на предприятии.

«Техэксперт» является информационной службой комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

«Техэксперт» ведет деятельность в области технического регулирования и стандартизации, одним из результатов которой является электронная система «Реформа технического регулирования», в которой аккумулируется информация по реформе технического регулирования в РФ.

Справочно-правовая система «ГАРАНТ» имеет возможность поиска документов по заказу и в online режиме, на сайте портала http://www.garant.ru, еще одним вариантом использования этой системы является установка дополнительного программного обеспечения на компьютеры организации-заказчика. Данная система является первой массовой коммерческой справочно-правовой системой в России (выпускается с 1990 года). В дальнейшем состав НД был существенно расширен. Программа и обновления законодательной базы распространяются через компанию-разработчика и через дилерскую сеть из 250 компаний-распространителей в России и СНГ.

Прототип системы был разработан в 1990 году научным студенческим отрядом (факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ) под руководством Дмитрия Першеева для государственной компании «Дальлесспром» и представлял собой компьютерный справочник по Кодексу законов о труде. После реализации проекта разработчики создали на основе прототипа полноценную справочную правовую систему (первоначально включающую менее десятка правовых актов) с регулярным пополнением, первые продажи которой под брендом «ГАРАНТ» (компания использует написание большими буквами) состоялись в декабре того же года.

Система производится в виде информационных блоков — баз данных, сформированных по тематическому принципу. Из информационных блоков формируется комплект, который и является конечным продуктом, предлагаемым заказчику. Еженедельное пополнение максимального комплекта составляет около 12 тыс. документов. Система включает все существующие виды правовой информации: акты органов власти, судебная практика, международные договоры, проекты законов, формы (бухгалтерской, налоговой, статистической отчётности, а также бланки, типовые договоры), комментарии, словари и справочники.

Помимо информационного наполнения комплекта заказчик также может выбирать вид доступа (от локальной до многопользовательской сетевой версии), способ обновления (с переносных носителей информации или через Интернет), периодичность обновления (от 1 раза в месяц до ежедневной через Интернет), подключение услуги «правовой консалтинг».

Существует версия на английском языке (Legislation of Russia in English) и некоммерческая версия для студентов, аспирантов и преподавателей («Гарант-Студент»). Совместно с фирмой «1С» выпускается продукт «1С:Гарант Правовая поддержка».

Система поддерживает такие функции, как показ документов по состоянию на заданную дату («машина времени»), визуальное сравнение редакций документа, ведение календаря изменения статусов документов, поиск похожих документов, запрос услуг правовой поддержки через Интернет из интерфейса системы, подгрузку правовых новостей, обмен сообщениями между пользователями.

Система поставляется в виде инсталляционной, портативной (работает с флеш-накопителя без инсталляции) и онлайн-версиях (работает в браузерах). Сетевые версии реализованы на основе клиент-серверной (базовая) и файл-серверной (если сервер находится под управлением операционных систем, отличных от Windows) архитектур. Реализована специальная версия для мобильных устройств (операционные системы iOS и Android), а также интранет-версия. Обновление комплекта производится путём перезаписи базы данных (при способе обновления с переносных носителей) или пакетно (при способе обновления через Интернет). Система сертифицирована на совместимость с Windows XP, Vista, 7, 8. Реализована интеграция с другими программными продуктами: программами пакетов Microsoft Office(Word, Excel, Outlook) и OpenOffice.org (Writer, Calc), а также браузерами.

В системах осуществляется непрерывная поддержка баз данных документов в актуальном состоянии, что требует больших организационных усилий поставщика ресурсов и резко удорожает условия использования систем.

Одним из главных недостатков описанных выше систем является жёсткая привязка их к рабочему месту пользователя, расположенному в организации-заказчике — не всегда это является удобным, особенно для преподавательского состава и студентов вузов. Это не позволяет получать необходимую информацию вне рабочего времени. Необходимо создание личного кабинета пользователя. Благодаря этой возможности пользователь может создавать собственные классификаторы, помимо стандартных, которые обычно используются системой (например, УДК и ББК), по которым классифицируются документы в системе и которые могут совершенно не устраивать пользователя-специалиста. Кроме того, обычно пользователя интересует узкий круг определённых документов, актуальность и историю которых он может отслеживать лично, снабжая их своими комментариями.

Поэтому как развитие и дополнение к существующим системам, роль которых в комплектовании информационного фонда библиотек исключительно велика, предлагается создать АИС НД для конечного пользователя-специалиста данной организации с личным кабинетом с доступом к электронному каталогу и электронным изданиям НД. Услугами этой системы могут пользоваться и библиографы и другие библиотечные сотрудники для формирования электронных каталогов по различным принципам классификации и для отработки информационных запросов на поиск книг и документов по различным условиям.

Предлагаемая система реализуется при помощи языка программирования PHP и HTML, имеет отдельный сервер для базы данных и в дальнейшем будет закреплена за хостингом пользователей, которые могут иметь доступ к книгам и документам с любого компьютера, на котором есть доступ в сеть Интернет. Предусмотрено ведение стандартных (УДК и ББК) классификаторов и личных классификаторов, а также ведение личного тезауруса терминов, слов и словосочетаний для быстрого поиска нужных книг и документов (не обязательно электронных) в библиотечном фонде. В системе используется СУБД MySQL в качестве программного средства, предназначенного для создания структуры новой базы, хранения системной информации, редактирования содержимого и отбора данных в соответствии с заданными критериями, упорядочения, оформления и последующей выдачи данных на устройства вывода или передачи по каналам связи [4]. При разработке системы был использован CMS WordPress, система управления содержимым сайта с открытым исходным кодом, распространяемая под GNU GPL [5].

Система разрабатывается и внедряется в научно-технической библиотеке Самарского государственного архитектурно-строительного университета в первую очередь для работы с нормативной документацией в области информационных технологий и их применения в архитектуре и строительстве.

 

Литература:

 

1.                  Осипов А. А., Эксплуатация информационных систем. Курсовая работа.; 2014.

2.                  Википедия. Техэкспрет https://ru.wikipedia.org/

3.                  Википедия. Гарат https://ru.wikipedia.org

4.                  Модель индивидуализированной подготовки специалистов в инфокоммуникационной среде вуза. Козлов В. В., Пиявский С. А. Инфокоммуникационные технологии. 2009. Т. 7. № 3. С. 93–98.

5.                  Индивидуализация учебного процесса в инфокоммуникационной среде вуза. Козлов В. В. Индивидуализация образовательного процесса на основе инфокоммуникационных технологий / Saarbruecken, Germany, 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): система, нормативная документация, документ, техническое регулирование, способ обновления, Автоматизированная информационная система, библиотечный фонд, нормативно-техническая документация, правовая поддержка, Российская Федерация.


Похожие статьи

Организация работы с документами в автоматизированной информационной системе «Судопроизводство»

Электронная обучающая среда как средство повышения эффективности образовательного процесса

Разработка автоматизированной системы по учёту данных абитуриентов и студентов

Анализ корпоративных информационных систем

В настоящее время корпоративные информационные системы — это инструмент для увеличения эффективности, качества управления, принятия решений на основе автоматизированной обработки информации.

Концепция автоматизации управления в отраслях образования: проблемы, особенности

Переход на рыночные отношения спровоцировал необходимость в применении эффективного инструмента в управлении в сфере образования-автоматизацию процессов деятельности посредством информационных систем.

Потенциал образовательной коммуникации и виртуальной среды в обеспечении учебного процесса в университете

Формирование конкурентных преимуществ современного предприятия

Статья позволяет оценить значимость и сущность информационной системы в процессе функционирования предприятия различных сфер деятельности и отраслей.

Значимость информационных систем в деятельности современного предприятия

Статья позволяет оценить значимость и сущность информационной системы в процессе функционирования предприятия различных сфер деятельности и отраслей.

Технология организации хранения данных в информационной системе

В данной статье рассматривается определение целесообразности внедрения систем хранения данных, а также их классификация по функциональности и области применения.

Анализ современных методов и программных средств автоматизированного анализа объекта проектирования

Похожие статьи

Организация работы с документами в автоматизированной информационной системе «Судопроизводство»

Электронная обучающая среда как средство повышения эффективности образовательного процесса

Разработка автоматизированной системы по учёту данных абитуриентов и студентов

Анализ корпоративных информационных систем

В настоящее время корпоративные информационные системы — это инструмент для увеличения эффективности, качества управления, принятия решений на основе автоматизированной обработки информации.

Концепция автоматизации управления в отраслях образования: проблемы, особенности

Переход на рыночные отношения спровоцировал необходимость в применении эффективного инструмента в управлении в сфере образования-автоматизацию процессов деятельности посредством информационных систем.

Потенциал образовательной коммуникации и виртуальной среды в обеспечении учебного процесса в университете

Формирование конкурентных преимуществ современного предприятия

Статья позволяет оценить значимость и сущность информационной системы в процессе функционирования предприятия различных сфер деятельности и отраслей.

Значимость информационных систем в деятельности современного предприятия

Статья позволяет оценить значимость и сущность информационной системы в процессе функционирования предприятия различных сфер деятельности и отраслей.

Технология организации хранения данных в информационной системе

В данной статье рассматривается определение целесообразности внедрения систем хранения данных, а также их классификация по функциональности и области применения.

Анализ современных методов и программных средств автоматизированного анализа объекта проектирования

Задать вопрос