Одним из приоритетных направлений государственной политики Узбекистана является повышение уровня внедрения на практике информационно-коммуникационных технологий, а также формирование системы электронного документооборота между участниками бизнес-процесса — государственными органами и хозяйствующими субъектами. Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов отметил: «…необходимо в кратчайшее время… выйти в разряд передовых стран с высоким уровнем внедрения информационно-коммуникационных технологий» [1].
В связи с этим, актуальной задачей является полная автоматизация бухгалтерского учета, для чего в республике создана прочная, глубоко продуманная нормативно-правовая база, позволяющая осуществлять автоматизированный бухгалтерский учет всех операций, совершаемых на предприятии с момента образования и в его последующей деятельности.
Так, согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 14 ноября 2013 года № ПП–2066 внесены изменения и дополнения в Положение об уведомительном порядке государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства, утвержденное Постановлением Президента от 24 мая 2006 г. № ПП-357. Благодаря этому, субъекты предпринимательства получили возможность представлять документы для государственной регистрации не только в явочном порядке или по средством почтовой связи, но и через сеть Интернет. При этом, предоставляемые через сеть Интернет документы подписываются электронной цифровой подписью заявителя; допускается представление отсканированных документов, оформленных и (или) выданных на бумажных носителях.
Важно отметить, что на документах о государственной регистрации, выдаваемых субъектам предпринимательства в электронной форме, обязательно наличие электронной цифровой подписи уполномоченного лица регистрирующего органа. Датой выдачи документов считается день получения заявителем уведомления о регистрации со стороны регистрирующего органа. При наличии выданных регистрирующим органом электронных документов заявитель вправе представлять их оригиналы через сеть Интернет. Регистрация субъектов предпринимательства с помощью электронных документов будет осуществляться через персональный кабинет пользователя в Едином портале интерактивных государственных услуг.
Целый ряд нормативных документов регулируют дальнейшую деятельность предприятия в области осуществления автоматизированного бухгалтерского учета — это Законы Республики Узбекистан: «О бухгалтерском учете» № 279-I от 30.08.1996 г., «О принципах и гарантиях свободы информации» № 439-II от 12.12.2002 г., «Об информатизации» № 560-II от 11.12.2003 г., «Об электронной цифровой подписи» № 562-II от 11.12.2003 г., «Об электронном документообороте» № 611-II от 29.04.2004 г., «Об электронной коммерции» № 613-II от 29.04.2004 г., «О защите информации в автоматизированной банковской системе» № ЗРУ-30 от 04.04.2006 г., а также изменения и дополнения к ним.
Созданная в Республике Узбекистан нормативно-правовая база в области автоматизации бухгалтерского учета не только предприятий, но и всех участников бизнес-процесса, создает благоприятную среду для их более активной деятельности в данном направлении, обеспечивая при этом возможность создания комплексной системы автоматизации процессов финансово-хозяйственной деятельности.
Комплексная система автоматизации — это система управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, обеспечивающая принятие обоснованных управленческих решений на основе качественной и достоверной информации, получаемой с помощью современных управленческих и информационных технологий. Она обеспечивает ведение оперативного, финансового и управленческого учета и строится на основе единого информационного пространства, охватывая и координируя всю совокупность управленческих процессов предприятия [2].
В качестве таких систем на предприятиях республики широко используются следующие программные продукты: «БЭМ» («Бухгалтерга электрон мадад»), Автоматизированная система «Бухгалтерский учет в бюджетных организациях, состоящих на Государственном бюджете Республики Узбекистан» (УзАСБО) (с 1 января 2014 года), Национальный программный продукт «UZTO», программный продукт «СОЛИҚ ИНФО», «1С:Бухгалтерия 8 для Узбекистана».
В рамках создания единой информационно-коммуникационной системы между участниками бизнес-процесса, а также обеспечения представления отчетности контролирующим органам в электронном виде созданы Государственные программные продукты, к которым относятся программы представления — отчетности в электронном виде в органы ГНИ, реестра ИНПС в «Народный банк» Узбекистана, статистической отчетности в электронном виде «eStat 2.0»..
В республике существует большое количество фирм занимающихся созданием программных продуктов, в том числе относящихся к вспомогательным, обеспечивающим более эффективное внедрение и использование основных комплексных систем автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предприятий. К ним относятся системы: «SMS-banking», «Банк-клиент», «CLIK».
Большую роль в процессе автоматизации играет материальная-техническая база. Президент Республики Узбекистан подчеркивает: «…повышается обеспеченность населения… персональными компьютерами», «в настоящее время в стране мобильной связью пользуются 19 миллионов человек… Число абонентов интернета по сравнению с прошлым годом увеличилось на 18,3 процента и составляет нынче 7 миллионов 100 тысяч» [3].
Следует также учесть, что Указ Президента Ислама Каримова «О мерах по кардинальному совершенствованию и развитию сферы информационно-коммуникационных технологий» от 16 октября 2012 года служит важным фактором по расширению использования современных информационных технологий и программных продуктов во всех отраслях экономики, активному применению на предприятиях реального сектора экономики самых современных интегрированных информационных систем управления производством.
Обобщая все вышеприведенные факты следует отметить, что перспективы развития автоматизации не только бухгалтерского учета, но и всего бизнеса на рынке Узбекистана весьма существенны. По мнению автора, в республике для этого созданы все необходимые условия: прочная нормативно-правовая база, большое количество программных продуктов для решения задач среди предприятий и Государственных органов, все более увеличивающееся количество, обслуживающих данные процессы, предприятий, а также растущая из года в год материально-техническая оснащенность участников бизнес-процесса и увеличение числа высококвалифицированных кадров. Необходимо также сказать о том, что одним из преимуществ полной автоматизации бухгалтерского учета является высвобождение временных ресурсов бухгалтеров, которые могут быть использованы, например, на улучшение экономического состояния, анализ и прогнозирование финансово-хозяйственных показателей предприятия.
Для дальнейшего усовершенствования работы в данной области автором вносится предложение создать программный продукт, с помощью которого можно будет осуществлять учет всех происходящих на предприятии финансово-хозяйственных операций, а также позволяющий ускорить работу всех участников бизнес-процесса, в независимости от их места положения, путем создания между ними он-лайн связи через сеть Интернет, таким образом обеспечив своевременное решение актуальных вопросов бухгалтера на его рабочем месте.
Литература:
1. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год
2. Комерсант.уз. Автоматизация бизнеса в Узбекистане. 29 апреля 2011 года
3. Доклад Президента Ислама Каримова на торжественном собрании, посвященном 21-й годовщине Конституции Республики Узбекистан.