2015 год в России объявлен годом русской литературы с целью сохранить и приумножить культурную целостность нашей страны, при этом сохраняя свою самобытность, национальные ценности и духовные традиции. Умение работать с книгой — одно из универсальных учебных действий. Это умение формируется на основе книговедческих и литературоведческих представлений и понятий. Освоение этих умений можно представить в виде совместной деятельности читателя и книги. В дошкольном детстве ребёнок знакомится с произведениями художественной литературы, осваивает нравственные ценности, заключённые в этих произведениях путём чтения — слушания и игры. Младший школьник в основном имеет дело с учебной литературой, используя также художественные книги и дополнительную литературу.
В таблице представлены объекты читательской деятельности и способы чтения в разном возрасте, на разных этапах обучения:
Возраст |
Объекты читательской деятельности |
Способы чтения |
Дошкольники |
Художественная литература |
чтение — слушание чтение — игра |
1 класс |
Букварь + азбуки |
чтение — рассматривание |
2 класс |
Учебники «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика» + справочная литература |
чтение — рассматривание + просмотровое чтение |
3 класс |
Учебники «Окружающий мир», «Технология» + справочная, познавательная литература |
выборочное чтение |
4 класс |
Учебники «Физическая культура», «Музыка», «Изобразительное искусство» + справочная, познавательная литература |
поисковое чтение |
В 1 классе первой и главной задачей является вызвать у первоклассника интерес к детской книге, сформировать умение работать с ней. Добиться этого можно используя на уроках следующие приёмы работы с книгой:
1. Работать с выставкой книг на всех без исключения уроках.
2. В период обучения грамоте широко использовать книги-азбуки, созданные детскими поэтами: «Мохнатую азбуку» Б.Заходера, «Цирковую азбуку» В.Берестова, «Научусь-ка я читать» Е. Благининой;
«Азбуки в стихах и картинках» С. Я. Маршака и другие.
Каждый урок литературного чтения — это особая встреча с автором произведения. Эта встреча должна быть интересной, неожиданной, полезной. Поэтому нужно её организовать так, чтобы дети стали собеседниками, открывателями. Для этого нужно начать разговор с автором книги.
Во 2 классе используем технологию просмотрового и изучающего чтения учебных книг по алгоритму:
1) Назначение — книга, которая учит.
2) Авторы: обложка, титульный лист, выходные данные.
3) Форзацы.
4) Аннотация
5) Условные обозначения
Предлагаю фрагмент урока по русскому языку во 2 классе по теме «Основа слова» (С. В. Иванов Русский язык: 2 класс, урок 72)
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Чтение- рассматривание материалов урока |
- Покажите, где начинается и заканчивается урок 72.
— Каковы задачи этого блока? Где это можно посмотреть?
— Прочитайте тему урока. — Что интересного заметили? Каким цветом выделена тема? Что это значит, где посмотреть? — Просмотрите урок от начала до конца. Сколько разных видов работ нам предстоит? Как это узнать? — Что обозначает каждый значок? Где это узнать? — Сколько упражнений в этом уроке? |
Рассматривают, находят и показывают в учебнике начало и конец урока. — Начинается урок с названия блока «Как устроен наш язык». — Отыскивают страницу 3 в учебнике, просматривают и находят описание содержания этого блока (Открывать законы, по которым живёт язык) Читают название темы «Основа слова» Находят на стр.3 нужный значок и читают текст справа от него.
Просматривают урок, находят условные обозначения — названия рубрик. На стр.3 находят каждый значок и читают текст справа от него. Просматривают урок, показывают — 5 упражнений. |
Работа с материалами урока |
Как называется наша страна? А как сказать по-другому? —Что значит отечество? От какого слова происходит? — Что можете сказать про эти слова?
— Корень «отец-отеч» помогает понять значение слова. Предлагается слайд. Родина — это место, где человек родился и рос. Это его город, дом, двор, улица или переулок… — Есть ли здесь родственные слова? — Помогает этот корень понять значение слов? — Рассмотрите схемы (даны на слайде схемы к этим словам) — Что надо дабавить к корню, чтобы значения слов стали понятны? Вывод: не всегда значение слова можно объяснить с помощью корня. Для этого существует основа слова. Прочитайте определение в учебнике. |
Россия.
Родина, отечество.
Отечество — отец
Они родственные, имеют общий корень, и схожи по значению. Значение — отец.
Чтение со слайда.
Улица, переулок общий корень –ул- Нет
В слове «улица» добавить — суффикс и окончание, в слове «переулок» — приставку и суффикс.
Просматривают страницу, находят читают определение понятия «основа слова» |
Литературные произведение оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка. Рассматривание книг и их чтение, чтение-рассматривание — это тут путь, которым через изучение книг-объектов во всём их многообразии учитель ведёт учеников от незнания к знанию, к самостоятельности.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начально общего образования, 2009.
2. С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М.И Кузнецова. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. — 4-е изд., перераб. — М.: Вентана-Граф, 2012.
3. Николаева Е. И., Петрова Е. Н. Основы духовно — нравственной культуры народов России. Я в мире людей: Учебник для 4 класса: В 2 ч. — Самара: Изд. «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013.
4. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения: Кн.для учителя.- 2-е изд.,перераб.-М.:Просвещение, 1991.