Особенности взаимодействия библиотек, музеев, архивов в зарубежных странах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 16.02.2015

Статья просмотрена: 4387 раз

Библиографическое описание:

Шемаев, С. А. Особенности взаимодействия библиотек, музеев, архивов в зарубежных странах / С. А. Шемаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 738-741. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15754/ (дата обращения: 21.11.2024).

В статье раскрываются направления взаимодействия музеев, библиотек и архивов в зарубежных странах, акцентируется внимание на совместных проектах, определяются аргументы в пользу взаимодействия.

Ключевые слова:библиотека, музей, архив, взаимодействие, зарубежный опыт, культурное наследие, сотрудничество, партнерство.

 

В современных условиях формирования новых социальных реальностей пересекаются библиотечные, музейные и архивные процессы; трансформируется и дополняется набор их функций; происходит сближение и взаимопроникновение методов и форм, активизируется взаимодействие библиотек, музеев и архивов на разных уровнях: международном, национальном, региональном.

Значительное количество публикаций посвящено проблемам и стратегиям развития сотрудничества библиотек, музеев и архивов в цифровом пространстве. Одни зарубежные авторы, среди которых — D. Zorich, G. Waibel и R. Erway, а также K. Timms, J. Trant обсуждают неизбежность их конвергенции в электронной среде [7–9]. Другие акцентируют внимание на взаимодействии между библиотеками, музеями и архивами как на обмене действиями; раскрывают различные способы осуществления социально-коммуникационных связей между ними. В частности J. Novia отмечает, что, несмотря на культурные различия, библиотеки, архивы и музеи имеют общую цель, которая состоит в сохранении культурного наследия для просвещения общественности [5]. Следует также отметить, что большинство зарубежных авторов останавливаются на отдельных аспектах совместных проектов. Поэтому целостная картина взаимодействия зарубежных библиотек, музеев и архивов отсутствует.

В этой связи особую актуальность приобретает ознакомление с зарубежным опытом сотрудничества и взаимодействия библиотек, архивов и музеев.

Развитию взаимодействия между библиотеками, музеями и архивами во многих странах способствуют специальные службы. Их деятельность направлена на понимание специалистами различных учреждений роли социально-коммуникационного взаимодействия как эффекта, который обеспечивает их устойчивое развитие.

Значительные усилия в этом направлении на протяжении многих лет прилагает Совет музеев, библиотек и архивов (MLAC), созданный в 1936 году в Великобритании. Основной его целью является преодоление коммуникационных барьеров между библиотеками, музеями и архивами, связанных с разными социальными ролями; разными профессиональными методами и методиками работы; разным отношением к своим активам [3].

В США большое значение в организации системных связей библиотек с музеями и архивами имеет Совместный Комитет Архивов, Библиотек и Музеев (CALM), который в 1970 году объединил представителей профессиональных объединений: Общества американских архивариусов (SAA), Американской библиотечной ассоциации (ALA) и Американской ассоциации музеев (AAM) с целью содействия и развития тесного сотрудничества [3]. Также следует отметить, что в продвижении стабильных коммуникаций между библиотечными, музейными и другими социокультурными организациями и учреждениями важное место занимает Американский институт музейно-библиотечных услуг (IMLS), который функционирует с 1995 года. Приоритетами его деятельности является укрепление партнерских отношений между музеями, библиотеками и архивами в США. Важнейшим направлением развития сотрудничества и взаимодействия библиотек, архивов и музеев на данном этапе является создание совместных электронных ресурсов.

С целью активизации сотрудничества между библиотеками, музеями и архивами создаются специальные центры, службы и другие структуры в Швеции, Норвегии, Дании, Германии и других странах. Например, в Швеции в 2004 году был создан такой центр (ABMcentrum) для: формирования понимания роли взаимодействия между музеями, библиотеками и архивами; стимулирования сотрудничества между ними; содействия применению новых методов и наилучших практик; проведения обучения по оцифровке культурного наследия; расширения сети контактов библиотек, музеев и архивов с центральними и местными органами власти, обществом в целом. В рамках деятельности центра реализуется общая программа по культурному наследию. Примечательно, что в этой программе наряду с вопросами организации оцифровки и предоставления доступа к библиотечным, музейным и архивным коллекциям, выделяются направления, связанные с укреплением сотрудничества между библиотеками, музеями и архивами в области культурного туризма, проведения совместных научных исследований, а также — подготовке кадров [4].

Все больше внимания уделяется пересмотру и совершенствованию учебных программ. Междисциплинарные курсы внедрены в образование библиотекарей, архивистов и музейных работников в Швеции, Хорватии и других странах [4]. Это связано с тем, что факторами обеспечения тесного взаимодействия между библиотеками, музеями и архивами выступает уровень профессиональной подготовки будущих специалистов. Одним из инновационных подходов в процессе подготовки кадров является прохождение студентами практики последовательно в библиотечных, музейных и архивных учреждениях, что способствует расширению их мобильности; позволяет понять, каким образом разные учреждения и их функции соотносятся между собой.

Установление и развитие различных форм взаимодействия между культурными учреждениями является сложным и неоднозначным, что отмечают исследователи [5]. Например, во Франции в течение нескольких лет продолжались дискуссии, связанные со спецификой деятельности каждой из организаций, прежде чем наладилось партнерское взаимодействие между библиотеками, музеями и архивами. Большое внимание уделяется преодолению технологических барьеров путем подготовки персонала для совместной деятельности по созданию и ведению общих баз данных и обмена информацией в электронном виде, а также — установлению доверия между библиотеками, музеями и архивами как культурно-коммуникативной основы.

Приоритетным направлением во взаимодействии библиотек, музеев и архивов большинства европейских стран является оцифровка национального и культурного наследия. Это обусловлено, прежде всего, тем, что государства-члены ЕС взяли на себя обязательство разработки национальных стратегий и задач для оцифровки и сохранения цифрового наследия, а также стимулирования взаимодействия между различными институтами, которые участвуют в данном процессе.

Несколько совместных проектов реализуется в Финляндии: «Memory», направленный на оцифровку библиотечных, музейных и архивных коллекций, на которые действие авторского права исчерпано; KUILDI, связанный с оцифровкой древнего культурного наследия; Digmo и Digmore, объединившие оцифрованные коллекции региональных музеев и библиотек. В их рамках созданы мультимедийные архивы, которые включают диссертации, научные публикации, художественные работы, коллекции скульптуры в многомерном изображении, старинные карты. Одним из результатов такой кооперации стало создание в 2003 году группы «Electronic Libraries, Archives, Museums» для дальнейшей реализации совместной деятельности по оцифровке и оценке проделанной работы [2].

Следует также отметить, что за последние годы наблюдается повышенное внимание к сотрудничеству между архивами, библиотеками и музеями в Дании — в частности, на местном и региональном уровнях. Работы в этом направлении ведутся с 2003 года [6]. Для организации взаимодействия был создан специальный комитет ALM, который объединил представителей трех секторов. Все проекты по взаимодействию библиотек, музеев и архивов были направлены на консолидацию их усилий для совместного представления ресурсов и организации к ним доступа. Одним из таких проектов является проект Северной Ютландии NOKS, в результате реализации которого была создана совместная база данных с материалами об истории культуры их девяти учреждений. База данных состоит из 115000 записей, включающие различные виды информации: книги, фотографии, листовки, вырезки из газет, архивные материалы, музейные предметы [6].

Примером по установлению теснейших связей между библиотеками, музеями и архивами может служить Литовский проект по созданию интегрального портала. В рамках проекта осуществляется оцифровка объектов культурного наследия, в том числе: манускриптов, газет, книг, дневников, ценных музейных экспонатов, материалов археологических исследований и др. [1]. Специалисты разных учреждений совместно решают сложные проблемы современности, связанные с их непосредственной деятельностью. Помимо оцифровки, проект направлен на обновление и улучшение услуг в электронном публичном секторе; способствует повышению качества электронных услуг.

Интеграция библиотечных, музейных и архивных коллекций осуществляется по нескольким направлениям. Во-первых, создается единый ресурс на основе объединения различных данных (библиотечных и архивных документов, музейных предметов). Во-вторых, формируется унифицированная база данных, включающая различные объекты (текст, видео, аудио, мультимедиа и др.). В-третьих, разрабатывается информационная система, направленная на осуществление и координирование коммуникационных процессов между культурными учреждениями в электронной среде.

В пользу необходимости усиления взаимодействия свидетельствуют следующие аргументы:

1)        социально-коммуникационные структуры получают возможность совершенствовать деятельность на основе разных подходов;

2)        сотрудничество способствует решению сложных вопросов, в первую очередь, на основе использования потенциала компетентных сотрудников данных учреждений;

3)        развитие партнерства способствует организации оперативного доступа всех слоев населения к их совместным коллекциям;

4)        реализация совместных программ и проектов создает условия для укрепления позиций библиотек, музеев и архивов и увеличения их влияния в обществе;

5)        совместная оцифровка культурного наследия способствует экономии материальных ресурсов, увеличению качества электронных собраний;

6)        сотрудничество расширяет возможности для поиска дополнительных источников финансирования совместных проектов;

7)        системные связи способствуют обогащению и совершенствованию их деятельности, интеллектуализации электронного коммуникационного пространства.

Таким образом, в зарубежных странах на основе усиления взаимодействия между библиотеками, музеями и архивами формируется единое коммуникационное пространство. Реализация совместных проектов, учреждение и функционирование специальных служб по установлению взаимодействия между библиотеками, музеями и архивами способствует повышению эффективности деятельности каждой из организаций, развитию системы социальных коммуникаций в целом.

 

Литература:

 

1.         Зинкявичене Ю. Совместный проект архивов, библиотек и музеев Литвы — / Ю. Зинкявичене [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.epaveldas.lt

2.         Чечикова Ю. С. Проекты оцифровки библиотечных и музейных коллекций в Финляндии / Ю. С. Чечикова // Библиотековедение. — 2009. — № 1. — С. 95–100.

3.         Bradley M. Collaboration between libraries, archives and museums: Essential for maintaining relevance in the Digital Age / M. Bradley // Journal of the American Society for Information Science and Technology. — 2010. — v.58, № 14. — P. 2205–2225.

4.         Nickel S. Archive-Bibliotheken-Museen. Beispiele der Zusammenarbeit in Schweden / S. Nickel // AKMB-NEWS. — 2009. — № 1. — P. 27–30.

5.         Novia J. Library, Archival and Museum (LAM) Collaboration: Driving Forces and Recent Trends / Jennifer Novia // The J. of the New Members Round Table. — 2012. — V. 3, № 1. — P. 1–10

6.         Ruth H. The benefits of archives, libraries and museums working together: a Danish case shared databases / H. Ruth H. // New Library World. — 2004. — v. 105. — № 7/8. — P. 290–296.

7.         Timms K. New partnerships for old sibling rivals: The development of integrated access systems for the holdings of archives, libraries, and museums / K. Timms // Archivaria. — 2009. — № 68. — P. 67–95.

8.         Trant J. Emerging Convergence? Thoughts on Museums, Archives, Libraries and Professional Training / J. Trant // Museum and Management and Curatorship. — 2009. — № 24. — P. 369-

9.         Zorich D. Beyond the Silos of the LAMs: Collaboration Among Libraries, Archives and Museums / Diane Zorich, Günter Waibel, Ricky Erway (pdf: 334K/59 pp., 2008.) — [online] — Available: www.oclc.org/research/publications/

Основные термины (генерируются автоматически): архив, музей, библиотека, культурное наследие, взаимодействие библиотек, проект, учреждение, Швеция, совместная деятельность, электронная среда.


Похожие статьи

Взаимодействие с зарубежными партнёрами в сфере бизнеса на примерах стран, относящихся к разным типам кросс-культурных психологий

Данная статья раскрывает роль кросс-культурной психологии на переговорах с зарубежным партнером. Рассматривается три основных типа кросс-культурной психологии, а также выделяются и описываются их характерные особенности на примерах конкретных стран. ...

Формы и методы сотрудничества образовательной организации и семьи на разных ступенях обучения

В статье говорится о формах, методах и методиках управления и взаимодействия различного типа образовательных организаций и семьи. В статье так же рассматриваются инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов, обеспечивающие формирование со...

Основные торгово-экономические партнеры России

В данной статье проводится анализ основных торгово-экономических партнеров России. Автор дает обобщенную характеристику внешнеторговых связей России c ее основными партнерами: Китаем, Германией, Францией, Италией, Индией, Бразилией. Значительное вним...

Образовательные реформы в Узбекистане через призму международного сотрудничества

Статья посвящена вопросам образования в современном мире, в частности работе по кардинальному обновлению и реформированию сектора образования республики. Также уделено внимание международному сотрудничеству в сфере образования.

Взаимодействие Ассамблеи народа Казахстана с организациями образования как фактор формирования диалога культур в условиях высшей и средней школы Казахстана

В статье рассматривается деятельность Ассамблеи народа Казахстана в области межэтнической и межкультурной коммуникации, раскрывается значение и значимость диалога культур в современном обществе, определяются факторы и условия для достижения националь...

Значение партнерских отношений с государством для повышения конкурентоспособности бизнеса

В статье рассматривается вопрос о роли партнерства государства и бизнеса в увеличении конкурентных преимуществ последнего. Перечислены причины, по которым для частного сектора (бизнеса) важно партнерство с государством, рассмотрены основные методы оц...

Международное сотрудничество России в области инноваций

Статья посвящена роли международного сотрудничества в инновационном развитии России, сравнивается инновационное развитие России с другими странами, приводятся примеры сотрудничества в области инноваций.

Международное сотрудничество Узбекистана в рамках учебного проекта «Узбекистан и мировое сообщество»

Статья посвящена методу учебного проекта, применяемого на занятиях русского языка в нефилологических вузах.

Конституционно-правовые основы сотрудничества России с международным сообществом

В статье рассматриваются некоторые вопросы о сотрудничестве России с международным сообществом на основе международных правовых актов и анализа конституционно-правовых норм, научных подходов и авторского понимания.

Религия, государство и школа: проблема взаимодействия в современной России

В статье оценивается взаимодействие общества, власти и религиозных объединений в сфере воспитания и обучения подрастающих поколений. Анализируются особенности и характер этого взаимодействия, борьба за содержание образования.

Похожие статьи

Взаимодействие с зарубежными партнёрами в сфере бизнеса на примерах стран, относящихся к разным типам кросс-культурных психологий

Данная статья раскрывает роль кросс-культурной психологии на переговорах с зарубежным партнером. Рассматривается три основных типа кросс-культурной психологии, а также выделяются и описываются их характерные особенности на примерах конкретных стран. ...

Формы и методы сотрудничества образовательной организации и семьи на разных ступенях обучения

В статье говорится о формах, методах и методиках управления и взаимодействия различного типа образовательных организаций и семьи. В статье так же рассматриваются инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов, обеспечивающие формирование со...

Основные торгово-экономические партнеры России

В данной статье проводится анализ основных торгово-экономических партнеров России. Автор дает обобщенную характеристику внешнеторговых связей России c ее основными партнерами: Китаем, Германией, Францией, Италией, Индией, Бразилией. Значительное вним...

Образовательные реформы в Узбекистане через призму международного сотрудничества

Статья посвящена вопросам образования в современном мире, в частности работе по кардинальному обновлению и реформированию сектора образования республики. Также уделено внимание международному сотрудничеству в сфере образования.

Взаимодействие Ассамблеи народа Казахстана с организациями образования как фактор формирования диалога культур в условиях высшей и средней школы Казахстана

В статье рассматривается деятельность Ассамблеи народа Казахстана в области межэтнической и межкультурной коммуникации, раскрывается значение и значимость диалога культур в современном обществе, определяются факторы и условия для достижения националь...

Значение партнерских отношений с государством для повышения конкурентоспособности бизнеса

В статье рассматривается вопрос о роли партнерства государства и бизнеса в увеличении конкурентных преимуществ последнего. Перечислены причины, по которым для частного сектора (бизнеса) важно партнерство с государством, рассмотрены основные методы оц...

Международное сотрудничество России в области инноваций

Статья посвящена роли международного сотрудничества в инновационном развитии России, сравнивается инновационное развитие России с другими странами, приводятся примеры сотрудничества в области инноваций.

Международное сотрудничество Узбекистана в рамках учебного проекта «Узбекистан и мировое сообщество»

Статья посвящена методу учебного проекта, применяемого на занятиях русского языка в нефилологических вузах.

Конституционно-правовые основы сотрудничества России с международным сообществом

В статье рассматриваются некоторые вопросы о сотрудничестве России с международным сообществом на основе международных правовых актов и анализа конституционно-правовых норм, научных подходов и авторского понимания.

Религия, государство и школа: проблема взаимодействия в современной России

В статье оценивается взаимодействие общества, власти и религиозных объединений в сфере воспитания и обучения подрастающих поколений. Анализируются особенности и характер этого взаимодействия, борьба за содержание образования.

Задать вопрос