В статье рассматривается понятие «творческая самостоятельность» как важный фактор профессиональной составляющей специалиста. Анализируются возможные роли преподавателя в процессе развития творческой самостоятельности студентов.
Ключевые слова:творческая самостоятельность, роли преподавателя, преподаватель-фасилитатор, преподаватель-консультант, преподаватель-модератор, преподаватель-тьютор, преподаватель-тренер, учебный процесс
Изменения, происходящие в современном российском обществе, затрагивают различные области общественной деятельности, в том числе и сферу образования. Осуществляется переход от традиционной модели «накопления знаний» к модели «образование через всю жизнь». Это связано с тем, что существует необходимость увеличения научного потенциала общества. Большинство современных профессий предполагает участие в научных исследованиях и разработках, а это требует от молодого специалиста готовности к непрерывному самообразованию, реализации творческих идей. Все эти факторы предполагают новые подходы и новые взгляды на процесс обучения в целом. Соответственно, можно предположить, что одним из важных компонентов подготовки квалифицированных специалистов является развитие их творческого потенциала и самостоятельности. Итак, «творческая самостоятельность» приобретает всё большую актуальность в рамках образовательного пространства.
Отталкиваясь от личностных результатов в развитии творческой самостоятельности, которыми являются: способность к осуществлению творческой деятельности, реализация потребности в саморазвитии, индивидуальный стиль деятельности и самовыражения, разнообразие творческих проявлений личности, самоорганизация, мы переходим к определению творческая самостоятельность. Творческая самостоятельность — это стремление к использованию новых приемов в решении поставленной задачи, поиск способов преодоления трудностей, потребность вносить элементы новизны в процесс выполнения заданий [1].
Развитие творческой самостоятельности будущего специалиста это процесс, который непосредственно связан с обучением. В современном обществе, где получение образования через всю жизнь путём постоянного совершенствования и развития стало нормой, учебная деятельность является ведущим видом деятельности. Следовательно, образовательный процесс является как условием, так и средством для развития творческой самостоятельности. Таким образом, развитием творческой самостоятельности могут и должны заниматься, прежде всего, учебные заведения, в том числе высшая школа.
Процесс обучения в высшей школе представлен большим количеством академических дисциплин, каждая из которых имеет свою специфику. Развитие творческой самостоятельности может осуществляться в рамках каждой дисциплины, при условии, что преподаватель будет грамотно и разнообразно пользоваться профессиональными ролями либо их комбинациями.
Таким образом, невозможно представить процесс развития творческой самостоятельности без участия преподавателя, который является ведущим субъектом образовательной деятельности. Однако, на наш взгляд, преподаватель современной высшей школы должен не только транслировать знания и формировать необходимые профессиональные навыки и умения, но и способствовать развитию творческой самостоятельности студентов, которая является одной из составляющих профессиональной компетенции будущего специалиста. Но, при этом, необходимо отметить, что предназначение преподавателя в развитии творческой самостоятельности студента кардинально отличается от его функции при традиционном подходе к обучению. Теперь перед преподавателем стоит задача поиска альтернативных методов работы со студентами, так как развитие творческой самостоятельности не может проходить в условиях безусловного навязывания студенту хода выполнения заданий и результатов его деятельности [2].
В таком случае, деятельность преподавателя в рамках образовательного процесса может быть подчинена следующим ролям: преподаватель-фасилитатор, преподаватель-консультант, преподаватель-модератор, преподаватель-тьютор, преподаватель-тренер [3]. Рассмотрим каждую модель подробнее.
Преподаватель-фасилитатор оказывает педагогическую помощь и неимперативную поддержку, что побуждает студентов реализовать свои замыслы. Такого рода ненаправленные влияния преподавателя на студентов способствуют изменению мыслительной деятельности, в частности, повышают уровень креативности.
Преподаватель-фасилитатор ставит студентов в позицию помощников, на пути поиска совместных решений, дает студентам полную свободу действий и право выбора.
Преподаватель-консультант осуществляет обучающую функцию через консультирование в режиме реального времени и дистанционно. Характер консультаций состоит в деятельности, направленной на решении конкретной проблемы. Консультант либо знает готовое решение, которое он может предложить, либо владеет способами деятельности, которые указывают путь к решению проблемы. Главная цель преподавателя в такой модели обучения — научить студента учиться.
Преподаватель-модератор реализует деятельность, которая направлена на раскрытие потенциальных возможностей и способностей студента. Главная задача преподавателя — организовать процесс свободной коммуникации, результатом которой будет являться принятие решения. Основными методами работы преподавателя-модератора являются те, в основе которых лежит побуждение студентов к деятельности, организация дискуссионного процесса, создание атмосферы сотрудничества.
Преподаватель-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение студентов, а именно, разрабатывает задания для выполнения в группе и организует групповые обсуждения какой-либо проблемы. Деятельность преподавателя-тьютора, направлена на работу с субъектным опытом студента. Преподаватель анализирует познавательные интересы, потребности, личные устремления каждого, разрабатывает специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникативные методы, личную и групповую поддержку, определяет способы мотивации студентов и фиксации достижений, выбирает направления деятельности.
Преподаватель-тренер помогает студентам в прохождении определенных учебных курсов, в подготовке к публичным выступлениям во время семинарских и практических занятий, выступлений с докладами и сообщениями на учебных, а позднее и научных конференциях.
Итак, существует некоторое количество профессиональных ролей преподавателя, каждая из которых обладает определённым набором характеристик. Представим описание ролей более наглядно (рис.1).
Рис. 1. Роли, цели, задачи преподавателя и ожидаемый результат деятельности
Проанализировав ожидаемый результат деятельности преподавателя, исходя из каждой его роли, можно сделать вывод о том, что все рассмотренные роли преподавателя способствуют развитию творческой самостоятельности студента. Это доказывает тот факт, что данный процесс предполагает повышение уровня креативности студентов, развитие способности принятия решений в ходе самостоятельной деятельности и за счёт реализации внутренних возможностей, повышение инициативности, формирование навыков работы в команде и навыков публичных выступлений.
Далее предлагаем обратиться к таблице № 1. В ней представлены краткие характеристики и основные функции профессиональных ролей преподавателя, а также виды деятельности, которые могут быть предложены согласно выбранной роли преподавателя. Таким образом, наша задача, показать, что в рамках одной дисциплины преподаватель может связать функцию обучения и развитие творческой самостоятельности за счёт выбора определённой формы взаимодействия со студентами.
Рис. 2. Роли преподавателя, основные характеристики и функции, виды деятельности
Итак, мы позиционируем процесс развития творческой самостоятельности, как один из важных в современной системе образования, потому как результатом мы видим выявление скрытых возможностей студентов, способность решения ими нестандартных задач и проявление творческого подхода к их решению, готовность к непрерывному самообразованию, высокий уровень адаптивности, профессиональную мобильность и т. д. Но одним из важных условий для эффективного развития творческой самостоятельности, на наш взгляд, является особый подход к подаче знаний со стороны преподавателя. Преподаватель, ориентированный на подготовку успешных специалистов, должен работать в обновленных педагогических ситуациях, когда его функции предусматривают проведение научно-исследовательской работы со студентами, требуют овладения инновационной, проектировочной, коммуникационной и другими видами деятельности. В такой ситуации, мы считаем, целесообразным, для преподавателя овладевать методами работы в профессиональных ролях, способствующих развитию творческой самостоятельности в процессе подготовки квалифицированных специалистов.
Литература:
1. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие // Москва: Изд. корпорация «Логос». — 1996
2. Кудряшова А. В., Горбатова Т. Н. Эффективность развития творческой самостоятельности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2014. — № 21. — С. 641–643
3. Витвицкая Л. А. Позиции преподавателя в процессе взаимодействия со студентами // Вестник ОГУ. — 2009. — № 9(103). — С. 24–25