Развитие творческого потенциала детей (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 11.02.2015

Статья просмотрена: 361 раз

Библиографическое описание:

Александров, И. Н. Развитие творческого потенциала детей (из опыта работы) / И. Н. Александров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 540-543. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15626/ (дата обращения: 17.12.2024).

Развитию творческого потенциала детей способствует осуществление специальных задач по диагностике и развитию творческого потенциала ребенка путем выполнения творческих заданий. В 2014–2015 году на Всероссийской Олимпиаде школьников по литературе (школьный этап, 6 класс) учащимся для разбора был предложен текст чешского писателя К.Чапека «С точки зрения кошки» и к нему был задан вопрос для обдумывания «Представьте себе, что Вы пишите от лица домашнего кота (кошки). Какими ему (ей) кажутся люди?». Такое творческое задание помогает ребенку научиться любить животных, поставить себя на место домашнего питомца. Дети очень часто не понимают, что причиняют животному боль. Прочувствовать эту боль на себе, развивать воображение, сопереживание, сочувствие, склонность анализировать свои поступки — все эти внутренние действия спрятаны в одном слове — «эмпатия». Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир». Эмпатия даёт понять эмоции собеседника, поведение животного. Обратимся к работам учащихся. Посмотрим, в какой мере развито умение поставить себя на место другого, умение сопереживать.

«Я кот. Меня зовут Мерс. У меня большая семья: хозяйка и три хозяина. Хозяйка меня часто гладит, за это я её люблю. Но вот хозяин Артур часто меня мучает, и мне ему всегда хочется сказать: «Тебе заняться больше нечем?». Хозяйка меня часто кормит, из-за этого я толстею. Всех, кроме хозяина Артура, я люблю, потому что из всех членов нашей семьи обижает меня только он. Утром я встаю рано, ем, потом ложусь спать. Ночью у меня предстоит серьезный забег по квартире: я бужу Артура. Это месть за его отношение ко мне. Иногда он меня гладит и играет в догонялки и прятки, иногда и кормит, мне это нравится. Я люблю бегать за Артуром и царапать его ноги. Иногда я сижу на подоконнике и жду, когда прилетит голубь, чтобы поймать его. Артур смеется надо мной и говорит: «Глупый кот, через стекло ты его не поймаешь». Я люблю своего хозяина, но также хочу, чтобы и он научился любить меня».

Григорян Артур

«Я уличный кот. Имени у меня нет. Иногда меня зовут Васька, Барсик, Мурзик, а кто-то даже называет человеческими именами — Стёпа. Кроме меня в моём районе живут и другие коты. Мы боимся собак. Они очень громко лают. Когда они подходят близко, все кошки и коты разбегаются по разным щелям и подвалам. Добывать еду очень трудно. Если повезёт, то можно найти что-нибудь вкусное, например, остатки колбасы или рыбы. Но не всегда так везёт, часто приходится охотиться на голубей. Из пернатых у нас тоже есть враги — вороны. Когда они летают стаями, то могут заклевать кошек-одиночек. Жизнь уличных котов опасна!»

Алёнкин Артём

«Я кот-бродяга. Люблю лазать по помойкам и есть рыбу. Иногда я встречаю маленьких хулиганов, которые стреляют в меня из рогаток и дёргают за хвост. Но бывают и добрые люди, которые угощают колбасой и бормочут на ушко что-нибудь приятное. Мне кажется, что людям живется очень плохо, ведь они никогда не могут высоко забираться на деревья и промяукать красивую песню. Мне кажется, что у людей скучная жизнь. Они постоянно куда-то спешат, суетятся. Каждый день одно и то же. Однажды я посмотрел в окно одного из домов, там сидел человек и держал в руках смартфон (так называют его люди!). Он водил по нему пальцами. Это выглядело нудно и неинтересно».

Бочкарёв Илья

В 5 классе на уроке русского языка при изучении темы «Описание помещения» учащимся предлагается написать сочинение в художественном, публицистическом стиле, используя средства художественного изображения. Учащиеся активно употребляют разнообразную лексику. Например, олицетворения, эпитеты, неологизмы, сравнения и др. Такой вид работы позволяет развивать речь учащихся, помогает сохранить РУССКОЕ СЛОВО.

«У нас в квартире есть очень необычное место — кухня. Она бывает весёлой, а и иногда — злой. Когда ей весело, от неё благоухает вкусным запахом пирога или картошки, а когда она злится — от неё так и несет жаром раскаленной плиты. В центре кухни стоит интересный стол, на котором каждый день появляется скатерть-самобранка, вместе с ней — вкусный ужин, обед или завтрак. В углу стоит пузатый холодильник. Он тоже с удивительной особенностью. У него имеются два полушария: «заморозник» и «основнок». В «заморознике» много льда, и даже бывает «заморожальное» сияние. В «основнике» всегда настоящая кухонная зима. Вдоль стенки на кухне — большой городок шкафчиков, жителями этого городка является посуда. А в углу — прекрасная раковина, похожая на водопад.

Мне очень нравится моя кухня. Она настоящая сказочная красавица».

Абаджян Настя

Комментарий: текст учащейся написан в публицистическом стиле. В тексте использованы средства художественного изображения: олицетворения («она бывает весёлой, а и иногда — злой»), эпитеты («пузатый холодильник», «заморожальное» сияние», «сказочная красавица»), неологизмы («заморозник», «основнок», «заморожальное»), сравнения («прекрасная раковина, похожая на водопад»).

«На одной улице, в одной школе, в одном классе весь интерьер живёт личной жизнью. Доска рисует и пишет различные знаки, буквы, рисунки. Картины переглядываются между собой и следят за всеми, кто бы ни входил в это мистическое здание, где бы ни стоял. Столы и парты — лучшие братья, но партам хуже: на них рисуют, сидят, лежат, спят, их ломают, по ним стучат. Эх, бедные парты, плоха у них жизнь! Но у них есть защитники, друзья. Стулья утешают их, но сами иногда страдают от непростой жизни.

Окна охраняют класс от холода и никогда без приказа никого не впускают. Шкафы, стоящие сзади, следят за порядком, а книги в них красуются собой. На столе стоит ноутбук. Он шумит, как утюг. Роль у него велика — он выставляет оценки каждому ученику».

Тюшкин Антон

Комментарий: текст написан в публицистическом стиле. Учащийся использует средства художественного изображения: олицетворения («доска рисует и пишет», «картины переглядываются и следят», «стулья утешают их, но сами страдают», «окна охраняют класс», «шкафы следят за порядком»); оценочная лексика («эх, эти бедные парты»), сравнения («он шумит, как утюг»).

«Я живу в двухкомнатной квартире. Войдя, попадаешь в коридор, где стоит комод. На полу спит пушистый коврик, похожий на сиамского кота. Слева от двери висит сильная вешалка. Она способна выдержать 15 курток. На кухне иногда тесновато. Все шкафы и кухонные приборы дружат. Напротив стола висит полка, она выносливая пожилая старушка.

В моей комнате очень уютно. Высокий шкаф на всю стену — самый главный в квартире. Рядом стоит овальный столик, на нём — ваза с цветами, два дивана — по периметру комнаты. Физическая карта мира висит напротив окна. В чулане лежит половина всех вещей. Раньше меня туда сажали, когда я себя плохо вел. Я люблю свою квартиру, в ней я провел свое детство».

Живичкин Михаил

Комментарий: текст написан в публицистическом стиле. Учащийся использует средства художественного изображения: олицетворения («спит пушистый коврик», «шкафы и кухонные приборы всегда дружат»), сравнения («похожий на сиамского кота»), эпитеты («сильная вешалка», «выносливая пожилая старушка»), оценочная лексика («иногда тесновато», «я люблю свою квартиру»).

Из «Книги памяти»

Мой прадедушка, Георгий Михайлович, был призван в армию на второй день войны, 23 июня 1941 года. Первое сражение принял под Смоленском, где был ранен, выходя из окружения немецких войск. Далее он воевал на Калининском фронте зимой 1942 года, когда отогнали немцев от Москвы. Во время наступательного боя обеспечивал связью командный пункт дивизии. 17.08.1943 г. под артиллерийским обстрелом и бомбежкой обеспечивал бесперебойную связь и устранил 10 обрывов. При форсировании реки Десны была прорвана связь в 4 местах. Прадедушка устранил обрывы за 5 минут, за что был награждён медалью «За отвагу».

Он освобождал город Ельню, Ржев, участвовал в прорыве блокады Ленинграда, Кёнигсберга. Прадед прошёл всю войну, был 3 раза ранен и контужен. Во время войны был связистом и артиллеристом, закончил разведчиком в «Смерше».

В течение всей войны был награждён медалями: «За отвагу», «Отличный разведчик», «За взятие Кёнигсберга» и другими наградами. Я не видел своего прадедушку, но ношу его имя.

Щербаков Георгий

Я, Чернышёва (Христофорова) Татьяна Ивановна, (1928–2002) родилась в 1928 году в Алупке (Крым, СССР). Непосредственно к Алупке примыкает с запада дачный поселок Алупка-Сара. Здесь я и провела своё детство. Но мои корни берут своё начало в Мелитополе (Украина). Жизнь разбросала детей нашей семьи в разные уголки сраны (так как выходили замуж и женились): Запорожье, Симферополь, Севастополь, Мелитополь, Донецк. Наша семья хранит фотографию, датированную 1910 годом. На ней изображена моя бабушка в окружении милых девушек: Маруси, Нюры, Полины, Дарьи, Веры — и молодого мужчины, брата Николая. Одна из них моя мать — Скворцова Вера Ефимовна, которая работала поваром в санаториях Крыма (санаторий им. Дзержинского и сан. им. Орджоникидзе) вместе с моим отцом Христофоровым Иваном Петровичем (по происхождению грек). Маленькой девочкой я любила прогуливаться по парку Воронцовского дворца (Алупка) и в местечке Симеиз. Это небольшой поселок, который расположен на побережье Чёрного моря, у подножия горы Кошка.

Когда мне исполнилось 13 лет, началась Великая Отечественная война. Алупка долгое время находилась под немецкой оккупацией. Гитлеровцы превратили все санатории Алупки в пансионаты для офицеров вермахта, в городе был установлен жестокий оккупационный режим. Приходилось сложно. Часто вспоминаю, как один немец зашивал мне рану, полученную при неудачном прыжке со скалы в море. И среди немцев попадались добрые и отзывчивые люди. Моего отца в 1941 году забрали на фронт, но он не вернулся. В нашей семье принято считать, что он без вести пропавший. В 1941 году я с мамой была вынуждена покинуть Крым, так как в городе началась страшная голодовка. Впоследствии мы узнали о Севастопольской наступательной операции.

Дорога в поисках «мирной жизни» была непростой. Был самый разгар войны. По дороге, в поисках пристанища, мы пережили боль от полученных ран. Полностью изъеденные вшами, измученные, мы приняли решение остановиться у моей тётки в Донецке. Я поступила в Макеевское медицинское училище (Донецкая область). Но медицинской сестрой так и не стала, получив справку о неоконченном средне-специальном образовании. Нам помог муж моей тети, который посоветовал устроиться на кожевенный завод, расположенный в небольшом провинциальном городке в Орловской губернии, в Ельце, родине И. А. Бунина и М. М. Пришвина. Там я познакомилась со своим будущим мужем Чернышёвым Борисом Фёдоровичем. По рассказам моего мужа, его мать, Чернышёва Наталья Варламовна, во время Елецкой наступательной операции (6 -16 декабря 1941 года) подверглась унижениям немецких солдат, которые пугали женщин и детей, отбирали детскую одежду, лишали еды. Её муж Фёдор также не вернулся с фронта, пропал без вести. Всё население Ельца во время обстрела и бомбежки города пряталось в подвалах торговых рядов на центральной площади. После окончания войны моя мать встречалась с теми, кто вернулся с войны в д. о.Красная Поляна (Адлер). Последняя фотография, сделанная на могиле Неизвестного солдата, датирована 1955 годом.

Каждый человек, проживающий в великой стране — России, должен помнить о том, что «Иваны да Марьи, не помнящие родства», обрекают свою семью, нацию, свою страну на медленное вымирание. Важно помнить своё прошлое!

Такую историю рассказала мне моя бабушка. Узнав о своей семье такие интересные факты, я ещё больше полюбил «измученную», «терпеливую» и ВЕЛИКУЮ РОССИЮ!

Христофоров Иван

Используя творческие задания на уроках, учитель-предметник делает разнообразным учебный процесс, повышает его эффективность, развивает творческий потенциал учащихся. От обычных заданий они отличаются тем, что требуют различных методов в их решении (метод ассоциаций, метод «Взгляд со стороны» и др.). Творческие задания являются эффективным способом формирования и развития устойчивого интереса учащихся к русскому языку и литературе.

Основные термины (генерируются автоматически): алупка, публицистический стиль, художественное изображение, мой отец, моя бабушка, моя мать, оценочная лексика, прекрасная раковина, пузатый холодильник, пушистый коврик.


Похожие статьи

Развитие творческих способностей личности (из опыта работы)

Выявление творческого потенциала учащихся (из опыта работы)

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии (из опыта работы)

Развитие творческих способностей на основе деятельностного подхода в обучении младших школьников

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии

Развитие творческого мышления младших школьников

Развитие психологической компетентности среди старших школьников в условиях среднего образования

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Развитие творческих способностей детей посредством интеграции художественной деятельности

Развитие детской одаренности через активизацию проектной деятельности

Похожие статьи

Развитие творческих способностей личности (из опыта работы)

Выявление творческого потенциала учащихся (из опыта работы)

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии (из опыта работы)

Развитие творческих способностей на основе деятельностного подхода в обучении младших школьников

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии

Развитие творческого мышления младших школьников

Развитие психологической компетентности среди старших школьников в условиях среднего образования

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Развитие творческих способностей детей посредством интеграции художественной деятельности

Развитие детской одаренности через активизацию проектной деятельности

Задать вопрос