Профессиональная направленность старшеклассников с различной гендерной принадлежностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 04.02.2015

Статья просмотрена: 508 раз

Библиографическое описание:

Деревцова А. Б. Профессиональная направленность старшеклассников с различной гендерной принадлежностью // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 895-898. — URL https://moluch.ru/archive/83/15450/ (дата обращения: 18.11.2018).

Разделение в обществе на «мужскую» и «женскую» сферы труда изначально связаны с традиционными установками о ролях мужчин и женщин. Предполагается, что забота о доме и семье, воспитание детей — это ответственность в основном женщины. Мужчине отводится роль кормильца семьи. На сегодняшний день эти роли прекращают быть нормой. Женщины уже не хотят сидеть дома, а хотят работать, на мужчин возлагается ответственность воспитывать детей, пока женщина делает карьеру. Можно говорить о том, что спутанность гендерных ролей становиться все актуальнее мужчины выбирают профессии, которые чаще подходят женщинам, а женщины идут в те структуры, которые предназначены для мужчин. Это смешение гендерных ролей приводит к неадекватному и неосознанному выбору профессии [1, с.22].

Нами было проведено исследование, целью стало изучение профессионального самоопределения старшеклассников с учетом гендерной роли. В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:

1.                  Провести теоретический анализ научной литературы.

2.                  Изучить гендерную принадлежность старшеклассников с помощью методики Сандры Бем «Маскулинность-феминности».

3.                  Изучить профессиональную направленность (в контексте ее предметной ориентации) у старшеклассников.

4.                  Сделать соответствующие обобщения и выводы.

Исследование проводилось в два этапа. Первый (подготовительный) этап включал проведение теоретического анализа научной литературы, а также изучение и подбор методов и методик, отвечающих задачам исследования. На втором этапе основного исследования применялся метод психодиагностического тестирования, в рамках которого использовались следующие методики: методика «Маскулинность-феминности» Сандры Бем, тест Дж. Голланда на определение профессионального типа личности.

Теоретический анализ литературы показал, что самоопределение личности — сложный, многоступенчатый процесс развития человека, длящийся всю жизнь, сущность которого состоит в поиске и нахождении личностных смыслов. Различают множество видов самоопределения, такие как личностное, жизненное, профессиональное самоопределение т. д. Профессиональное самоопределение — поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, а затем в осваиваемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в процессе самоопределения. Выделяются конкретные факторы выбора профессии по Е. А. Климову, такие как позиция, старших семьи; позиция сверстников; позиция школьного педагогического коллектива; условия труда; способности; склонности; притязание на общественное признание; информированность о той или иной профессиональной деятельности [3, с.42].

Одним из основных факторов профессионального определения является гендерная принадлежность. Наличие стойких гендерных различий в склонностях и способностях объясняет наличие разных интересов и предпочтений в выборе профессии. Большое значение при выборе профессии играют мотивация, профессиональные и жизненные планы, притязание на общественное признание, которые также имеют гендерную окраску. При выборе профессии При выборе профессии мужчины руководствуются такими факторами, как дальнейшая перспектива, возможность карьерного роста, высокая заработная плата, а главной мотивацией для них является стремление к власти и независимости. Для женщин, при выборе профессии, характерна большая эмоциональность, зависимость и ситуативность, а главная мотивация для них — это получить интересный опыт, быть социально значимой, взаимодействие с людьми. Следовательно, у мужчин доминирует профессионально-деятельностный аспект, а у женщин — социально-психологический. Более того, с возрастом у мужчин мотивация возрастает, а у женщин снижается, в связи с тем, что женщины стараются продолжать свои традиционные гендерные роли в воспитании детей и внуков. Несмотря на то, что равные права и возможности получения профессий декларируются для обоих полов, исторически сложившиеся представления о сугубо «мужских» и «женских» профессиях часто влияют на выбор вида деятельности. В соответствии с традиционными представлениями женский труд чаще всего имеет обслуживающий характер, поэтому женщины больше в торговле, образовании, здравоохранении [2, с.54].

Для женщин, при выборе профессии, характерна большая эмоциональность, зависимость и ситуативность, а главная мотивация для них — это получить интересный опыт, быть социально значимой, взаимодействие с людьми. Следовательно, у мужчин доминирует профессионально-деятельностный аспект, а у женщин — социально-психологический. Более того, с возрастом у мужчин мотивация возрастает, а у женщин снижается, в связи с тем, что женщины стараются продолжать свои традиционные гендерные роли в воспитании детей и внуков. Несмотря на то, что равные права и возможности получения профессий декларируются для обоих полов, исторически сложившиеся представления о сугубо «мужских» и «женских» профессиях часто влияют на выбор вида деятельности. В соответствии с традиционными представлениями женский труд чаще всего имеет обслуживающий характер, поэтому женщины больше в торговле, образовании, здравоохранении [1, с.38]. Мужчины чаще заниматься политикой, управлением, государственными делами. Женщины неохотно идут в те сферы, где доминируют мужчины. С одной стороны, они бояться, что их будут считать менее женственными, с другой стороны, им придётся столкнуться с предвзятостью мужчин и дискриминацией. Трудовая дискриминация женщин, остается актуальным явлением в нашем обществе, большим приоритетам на рынке труда пользуются чаще мужчины. Это подтверждается и ситуацией на рынке труда, где женщины лидируют по уровню безработицы.

Однако, в последнее время наблюдается изменение ситуации с гендерными стереотипами в выборе профессии, а именно расширение профессиональной деятельности женщин.

Освобождение от гендерных стереотипов позволит мужчинам и женщинам полноценно развиваться в тех направлениях, которые будут соответствовать их возможностям и устремлениям. Однако, при этом все же существуют половые различия в личностных особенностях, стилях управления, процессах принятия решений и т. д. [1, с.22]. С раннего возраста человек отождествляет себя с определенным полом. У него возникает субъективное «чувство пола» и развиваются определенные характеристики личности — маскулинные или феминные.

При этом они могут не совпадать с полом — мужчина может обладать феминными чертами, а женщина — маскулинными, а также встречаются своеобразные сочетания тех и других черт.

Сандра Бэм сформулировала свою гипотезу о существовании 3 типов людей с различной гендерной идентичностью: с преобладанием фемининных характеристик, с преобладанием маскулинных характеристик и андрогинных, т. е тех, у кого наблюдается баланс маскулинных и феминных характеристик. В содержание маскулинной роли входят характеристики активного, доминантного, инструментального поведения (самостоятельность, независимость, напористость, способность руководить, готовность рисковать, сила, агрессивность и т. д.). Основными характеристиками феминной роли являются зависимость от окружающих, экспрессивные, необходимые для установления близких межличностных отношений (верность, мягкость, нежность, уступчивость, способность к эмпатии и т. д.)

Для андрогинной роли свойственно сочетание характеристик феминной и маскулинной ролей, а также гибкость перехода от одной к другой роли в зависимости от требований ситуации, андрогиния — характеристика целостной личности, интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля и мужского инструментального. При этом наиболее привлекательным ей казался третий тип: по ее мнению, андрогинные личности обладают адаптивностью и гибкостью поведения, отличаются творческими наклонностями и наиболее психологически благополучны. Первые же два типа изображались негибкими, ограниченными, демонстрирующими в своем поведении бытующие в обществе гендерные стереотипы [3, с.87].

В результате эмпирического исследования, с помощью методики Сандры Бем «Маскулинность-феминности» было выяснено, что у большинства подростков выявлен феминный тип, как у девушек, так и у юношей. На втором месте выявлен маскулинный тип. В последнюю очередь выявлен андрогинный тип.

По результатам теста Дж. Голланда на определение профессионального типа личности можно сделать вывод о том, что лица с маскулинным типом, отдают предпочтение, предпринимательскому типу профессии, затем и далее по предпочтениям следуют социальный и артистичный типу профессии, реалистичный тип профессии, исследовательский тип личности не пользуется большим успехом у лиц с маскулинным типом, что касается традиционного типа, такой тип профессии выбирается редко. Что касается лиц с феминным типом, они предпочли артистичный тип профессии, на втором месте интерес проявляется к реалистичному типу профессии, далее по процентам идет социальный тип профессии, исследовательский тип профессии составил малый процент выбора, предпринимательский тип профессии оказался менее интересней предыдущих типов, и наконец, самый малый интерес проявили лица с феминным типом к традиционному типу профессии.

Таким образом, результаты исследования показывают различия выбора профессионального самоопределения у подростков, в связи с гендерными стереотипами, подтверждено, что гендерные стереотипы не оказывают сильного влияния на профессиональное определение.

 

Литература:

 

1.      Бендас, Т. В. Гендерная психология [Текст]: учебное пособие / Т. В. Бендас— СПб.: Питер, 2006. — 430 с.

2.      Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Е. А. Климов. — М: Издательский центр Академия, 2005. — 304 с.

3.      Клецина, И. С. Гендерная психология. Практикум. 2-е издание [Текст]: И. С. Клецина. — СПб.: Питер, 2009. — 496 с.

4.      Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Н. С. Пряжников. — М.: Издательство «Институт практического психолога». — Воронеж НПО «МОДЭК», 2006. — 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, женщина, мужчина, тип, роль, воспитание детей, профессиональное самоопределение, главная мотивация, женский труд, интересный опыт.


Похожие статьи

Психологические особенности профессионального...

профессиональное самоопределение, юношеский возраст, юноша, трудовая деятельность, тип профессии, профессия типа, материальная обеспеченность, девушка, вывод, выбор профессии.

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным...

Выбор профессии — ответственный момент в жизни каждого молодого человека, от

Таким образом, профессиональное самоопределение — это процесс развития личности

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным...

Мотивационные факторы в выборе профессии...

выбор профессии, интерес, профессиональная деятельность, дополнительное образование, потребность, вид деятельности, мотивация, мотив, выбор, профессиональное самоопределение.

Мотивированный выбор профессии – основа...

Выбор профессии становится одним из основных критериев социализации и

Для того чтобы повысить качество профессионального труда молодых специалистов, необходимо

Если же говорить о структуре профессиональной мотивации, то здесь важнейшую роль играет...

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Поскольку, одна из основных сфер взаимодействия человека и общества это «мир труда и профессий», то профессиональное...

Особенности профессионального самоопределения...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность...

Трудности профессионального самоопределения подростков

Ключевые слова: профориентация, подростки, выбор профессии, самоопределение.

 информированность играет важную роль в выборе профессии. Ведь у подростка на виду и на

Направлена на выявление соответствия типа личности и типа профессиональной среды.

Понятие профессионального выбора в современных...

Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и зарубежной психологии не является новой.

В первом и во втором типе активизируются инструментальные ценности, такие как: оплата труда, престиж профессии, занимаемая...

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

А для выявления мотивов выбора профессии целесообразно проводить тестирование.

Семья в профессиональном становлении ребенка играет важную роль на протяжении всего

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение...

Психологические особенности профессионального...

профессиональное самоопределение, юношеский возраст, юноша, трудовая деятельность, тип профессии, профессия типа, материальная обеспеченность, девушка, вывод, выбор профессии.

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным...

Выбор профессии — ответственный момент в жизни каждого молодого человека, от

Таким образом, профессиональное самоопределение — это процесс развития личности

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным...

Мотивационные факторы в выборе профессии...

выбор профессии, интерес, профессиональная деятельность, дополнительное образование, потребность, вид деятельности, мотивация, мотив, выбор, профессиональное самоопределение.

Мотивированный выбор профессии – основа...

Выбор профессии становится одним из основных критериев социализации и

Для того чтобы повысить качество профессионального труда молодых специалистов, необходимо

Если же говорить о структуре профессиональной мотивации, то здесь важнейшую роль играет...

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Поскольку, одна из основных сфер взаимодействия человека и общества это «мир труда и профессий», то профессиональное...

Особенности профессионального самоопределения...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность...

Трудности профессионального самоопределения подростков

Ключевые слова: профориентация, подростки, выбор профессии, самоопределение.

 информированность играет важную роль в выборе профессии. Ведь у подростка на виду и на

Направлена на выявление соответствия типа личности и типа профессиональной среды.

Понятие профессионального выбора в современных...

Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и зарубежной психологии не является новой.

В первом и во втором типе активизируются инструментальные ценности, такие как: оплата труда, престиж профессии, занимаемая...

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

А для выявления мотивов выбора профессии целесообразно проводить тестирование.

Семья в профессиональном становлении ребенка играет важную роль на протяжении всего

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Психологические особенности профессионального...

профессиональное самоопределение, юношеский возраст, юноша, трудовая деятельность, тип профессии, профессия типа, материальная обеспеченность, девушка, вывод, выбор профессии.

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным...

Выбор профессии — ответственный момент в жизни каждого молодого человека, от

Таким образом, профессиональное самоопределение — это процесс развития личности

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным...

Мотивационные факторы в выборе профессии...

выбор профессии, интерес, профессиональная деятельность, дополнительное образование, потребность, вид деятельности, мотивация, мотив, выбор, профессиональное самоопределение.

Мотивированный выбор профессии – основа...

Выбор профессии становится одним из основных критериев социализации и

Для того чтобы повысить качество профессионального труда молодых специалистов, необходимо

Если же говорить о структуре профессиональной мотивации, то здесь важнейшую роль играет...

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Поскольку, одна из основных сфер взаимодействия человека и общества это «мир труда и профессий», то профессиональное...

Особенности профессионального самоопределения...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность...

Трудности профессионального самоопределения подростков

Ключевые слова: профориентация, подростки, выбор профессии, самоопределение.

 информированность играет важную роль в выборе профессии. Ведь у подростка на виду и на

Направлена на выявление соответствия типа личности и типа профессиональной среды.

Понятие профессионального выбора в современных...

Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и зарубежной психологии не является новой.

В первом и во втором типе активизируются инструментальные ценности, такие как: оплата труда, престиж профессии, занимаемая...

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

А для выявления мотивов выбора профессии целесообразно проводить тестирование.

Семья в профессиональном становлении ребенка играет важную роль на протяжении всего

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение...

Психологические особенности профессионального...

профессиональное самоопределение, юношеский возраст, юноша, трудовая деятельность, тип профессии, профессия типа, материальная обеспеченность, девушка, вывод, выбор профессии.

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным...

Выбор профессии — ответственный момент в жизни каждого молодого человека, от

Таким образом, профессиональное самоопределение — это процесс развития личности

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным...

Мотивационные факторы в выборе профессии...

выбор профессии, интерес, профессиональная деятельность, дополнительное образование, потребность, вид деятельности, мотивация, мотив, выбор, профессиональное самоопределение.

Мотивированный выбор профессии – основа...

Выбор профессии становится одним из основных критериев социализации и

Для того чтобы повысить качество профессионального труда молодых специалистов, необходимо

Если же говорить о структуре профессиональной мотивации, то здесь важнейшую роль играет...

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Поскольку, одна из основных сфер взаимодействия человека и общества это «мир труда и профессий», то профессиональное...

Особенности профессионального самоопределения...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность...

Трудности профессионального самоопределения подростков

Ключевые слова: профориентация, подростки, выбор профессии, самоопределение.

 информированность играет важную роль в выборе профессии. Ведь у подростка на виду и на

Направлена на выявление соответствия типа личности и типа профессиональной среды.

Понятие профессионального выбора в современных...

Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и зарубежной психологии не является новой.

В первом и во втором типе активизируются инструментальные ценности, такие как: оплата труда, престиж профессии, занимаемая...

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

А для выявления мотивов выбора профессии целесообразно проводить тестирование.

Семья в профессиональном становлении ребенка играет важную роль на протяжении всего

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение...

Задать вопрос