Производство превращенных форм информации в современных обществах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 04.02.2015

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Сорокина, А. С. Производство превращенных форм информации в современных обществах / А. С. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 1009-1014. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15449/ (дата обращения: 16.11.2024).

Исследуются типы производства превращенных форм информации в современных обществах, в качестве которых рассмотрены симулякры, мистификации и мемы. Механизмы появления превращенных форм обусловлены деформацией деятельности субъекта, сознательным процессом создания псевдообразов, спонтанной селекцией социокультурной информации; распространение в обществе обусловлено их самотрансляций, фрактальностью, экспоненциальным распространением и циклом существования. Генетическая связь со средствами представления информации обуславливает появление доминирующего типа производства в обществах с различным уровнем социально-экономического развития: единичного, серийного и массового.

Ключевые слова: превращенная форма, информация, превращенная форма информации, симулякр, мистификация, мем, производство.

 

Понятие «информация» является ключевым при анализе процессов развития современных обществ. Объективность информации как мера ее соответствия реально протекающим процессам и явлениям выступает индикатором целостности или фрагментарности социальной системы, направленности ее изменений, потенциала развития в целом. Максимальное соответствие между сущностью объективно протекающих процессов и событий, а так же их последующим отражением в сведениях и данных, в общественном сознании, выступает предпосылкой адекватного восприятия реальности, своевременной диагностики и разрешения социальных проблем.

Соотношение содержания социальных процессов и его репрезентации в информационном пространстве является предметом исследования Р. Барта, Ж. Бодрийяра, М. Маклюэна, У. Эко, Ю. Хабермаса, М. Кастельса, М. Мамардашвили, Р. Абдеева, А. Назаретяна, В. Иноземцева и др. Ж. Бодрийяр в работе «Симулякры и симуляция» анализирует представление несуществующих явлений и феноменов, используя для их обозначения термин «симулякр» [4, с. 16–18]; М. Маклюэн в «Понимании Медиа» рассматривает современную технологию как способ переведения непосредственного опыта в другие внешние формы, экспликация которых иногда превосходит его непосредственное содержание [8, с. 68–69]; М. Кастельс в работе «Информационная эпоха» отмечает, что мгновенное распространение информации не тождественно ее упорядоченности, а ее использование является производной от социального контекста, что приводит к сосуществованию «вечного» и «эфемерного» [7, с. 429–430]; А. Назаретян в «Цивилизационных кризисах» акцентирует внимание на противоречии между возросшей когнитивной сложностью мышления человека как следствием информационной революции и редукцией способности реализовать ее в практических действиях (вплоть до полной потери в будущем) [11, с. 106–107].

Использование концепта «превращенной формы» по отношению к информации, закономерностям ее производства и воспроизводства в социальных системах позволяет оценить ее содержательный аспект как меры искажения действительности в общественном сознании, степень соответствия объективно протекающим процессам и потребностям общественного развития.

Целью данной статьи является выделение типов производства превращенных форм информации в обществах, находящихся на разных уровнях социально-экономического развития, что позволит определить детерминанты их появления и особенности распространения в социальных системах.

Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах: уточнение содержания понятия «превращенная форма информации»; выделение типов превращенных форм информации и специфики их распространения; определение типов производства превращенных форм информации в разных типах обществ.

Уточнение содержания понятия «превращенная форма информации» предполагает предварительное определение соотношения формы и содержания как диалектического единства внешнего и внутреннего. Взаимосвязь содержания и формы является объектом философского осмысления достаточно давно. Особо следует отметить работы Аристотеля и Платона, в которых отношение между содержанием и формой рассмотрено через нетождественность и множественность последней. Аристотель отмечает: «…как относится медь к статуе или дерево к ложу, или материал и бесформенное [вещество] еще до принятия формы ко всему обладающему формой, так и она относится к сущности, к определенному и существующему предмету» [1, с. 77 Т3]. Аристотель, таким образом, фиксирует различие между содержанием и способом его выражения, а так же неявно, из контекста, предполагает наличие внешних сил, способных придать необходимую форму веществу, сохраняя при этом его сущность.

Платон рассматривает соотношение сущности и формы через изменчивость и движение, где сущность «… принимает любые оттиски, находясь в движении и меняя формы под воздействием того, что в нее входит, и потому кажется, будто она в разное время бывает разной…» [12, с. 453]. Изменчивость формы Платон, в отличие от Аристотеля, рассматривает как следствие протекания внутренних, имманентных процессов, которые имеют внешние проявления, доступные стороннему наблюдателю.

Согласно Г. В. Ф. Гегелю, содержание имеет «некоторую форму и некоторую материю, принадлежащие ему и существенные для него; оно есть их единство» [5, с. 540]. Целостность формы и содержания, определенная Г. В. Ф. Гегелем, выступает, таким образом, проявлением единства внутреннего и внешнего, их неразрывной связи.

В диалектике содержания и формы для последующего определения содержания понятия «превращенная форма информации» существенным являются деятельностный, процессуальный и структурно-функциональный аспекты их единства в ходе осуществления информационной деятельности. В данной работе информация рассматривается как объективированная форма представления результатов деятельности человека в сведениях и данных для передачи другим субъектам, постановки целей и осуществления действий. Рассмотрение информации через объективацию позволяет учесть специфику и динамику ее распространения в обществе в условиях повсеместного распространения информационно-коммуникационных технологий и формирования единого информационного пространства.

Деятельностный аспект связан с единством информации и деятельности субъекта: содержание сведений и данных может быть использовано для преобразования действительности (например, в результате нового научного открытия), а доминирование той или иной формы представления информации является исторически и технологически обусловленным. Данная обусловленность отражена в концепции М. Маклюэна, учитывающей уровень развития сообщества и коррелирующие с ним особенности восприятия информации. Процессуальный аспект проявляется в изменчивости содержания информации в ходе ее использования (уточнением ее содержания), а так же применении различных форм объективации сведений и данных: изустной, текстово-знаковой, виртуальной. Структурно-функциональный аспект целостности содержания и формы информации отражает процессы внутренней изменчивости, что приводит к трансформации форм ее репрезентации. Например, результаты современных естественнонаучных исследований более точно могут быть переданы с помощью идеальных знаковых систем, а не речи.

Понятие превращенной формы было использовано К. Марксом для характеристики искривленного, деформированного соотношения между формой и содержанием экономической жизни на примере капитала, который, являясь продуктом и формой человеческой деятельности, в обществе, построенном на капиталистической основе, начинает функционировать в соответствии с собственными законами, которые не соотносятся с законами развития самой деятельности [10]. В диалектической связи содержания и формы К. Маркс рассматривает содержание как определяющую сторону, а форму, внешнее проявление, как определяемую. Таким образом, превращенная форма у него отображает связь, в которой форма владеет собственным, независимым от содержания существованием, способным к саморазвитию, а так же теряет изначальную связь с содержанием.

В работе «Превращенные формы» М. К. Мамардашвили продолжает линию К. Маркса, отмечая, что «особенность превращенной формы… состоит в объективной устраненности здесь содержательных определений: форма проявления получает самостоятельное «сущностное» значение, обособляется, и содержание заменяется в явлении иным отношением... и становится на место действительного отношения» [9, с. 247]. Особое значение в данном определении приобретает замена действительных отношений псевдо отношениями, которые, базируясь на ложной информации, ориентируют взаимоотношения и деятельность, обедняя и обесценивая их.

Таким образом, сущностными характеристиками превращенной формы информации выступают: во-первых, разрыв между содержанием и формой представления явления или процесса в сведениях и данных, когда форма не соответствует ему; во-вторых, обособленное существование формы, которая способна изменяться независимо от реальных изменений содержания процесса или явления; в-третьих, трансформация реальных отношений на псевдо взаимодействие.

По отношению к информации превращенная форма означает необъективное отражение реальных процессов и явлений, которое воспринимается субъектом как истинное. Поэтому как превращенные формы информации не могут рассматриваться художественные произведения, результаты творческой деятельности (театральные представления, праздничные мистификации) в силу того, что они конвенционально воспринимаются членами общества как репрезентация несуществующего или того, что могло бы быть при определенных обстоятельствах.

С использованием сущностных характеристик превращенных форм информации, в данном качестве могут быть рассмотрены симуляркы, мифы и мемы. Ж. Бодрийяр использует термин «симулякр» для обозначения соотношения реальности и ее репрезентации в результатах человеческой деятельности. Симулякр предполагает полный разрыв между содержанием и формой, автономное существование последней и ее восприятие в качестве отражения существующих процессов и явлений. Особенности симуляции охарактеризованы автором следующим образом: «больше никакой реальности между существом и внешностью, реальным и его концептом» [4, с. 17] и «речь идет о замене реального знаками реального» [4, с. 18].

Симулякры как превращенные формы информации не являются характеристикой исключительно постиндустриальных обществ. Например, в качестве симулякров могут быть рассмотрены сведения о существовании Эльдорадо или снежного человека. Симулякры выполняют функцию побуждения к действию, где целью деятельности выступает попытка преодоления разрыва между реальностью и ее симулятивным образом, которая изначально невыполнима. В качестве примера реализации деструктивной функции симулякра как превращенной формы информации можно привести трансляцию изображений людей, обладающих «идеальными» внешними данными (хотя в реальности изображения не тождественны оригиналу). В данном случае стремление к достижению несуществующего приводит к деформации личности и популяризации ложных ценностей в общественном сознании.

В качестве превращенной формы М. К. Мамардашвили, апеллируя к изучению религии, предлагает рассматривать мистификации [9, с. 256]. Мистификация как сознательная попытка ввести в заблуждение значительное количество людей, обладает характеристиками превращенной формы информации, а именно — является репрезентацией несуществующего, которое обладает собственным бытием и приводит к замене реальных отношений псевдо отношениями. Мистификации не являются отличительной характеристикой сферы духовной жизни (в частности, религиозной). Достаточное количество примеров наличествует в политической, экономической и социальной сферах.

При анализе процессов в политической сфере общества А. Бард и Я.Зодерквист отмечают инструментальную функцию мистификаций на примере формирования в общественном сознании установки относительно невозможности повлиять на ход голосования в ходе политической кампании в силу изначально высокой коррумпированности системы. Подобные акты, по мнению авторов, привели к аксиоматизации в общественном сознании искривленного образа, который накладывается как матрица реальности на дальнейшую деятельность его членов [2, с. 56]. Инструментальная информация в данном случае сознательно применяется с целью снижения уровня активности и гражданской ответственности его членов, что создает предпосылки для дальнейших манипуляций общественным сознанием и поведением.

Мистификацией как превращенной формой информации в социальной сфере можно определить утверждение, сформированное в Северной Корее, о возможности доступа тех или иных членов общества к образованию или участию в политической жизни на основе сонбуна — сведений о наличии/отсутствии лояльности членов семьи к правящему режиму или участия в протестных акциях с учетом прошлого нескольких поколений конкретной семьи (Б. Демик, «Повседневная жизнь в Северной Корее»). В данном случае внешний, формальный показатель, доминирует над внутренним, сущностным — при отборе не учитываются способности человека либо его внутренние устремления; что сопровождается формированием псевдо отношений, когда социальное взаимодействие строится на основе искусственно созданных правил и показателей (в данном случае — выбор друзей, супруга или супруги). Возникнув однажды, данная мистификация, став частью социальных отношений, начала воспроизводиться представителями последующих поколений.

Понятие мем было впервые использовано Р. Докинзом для обозначения спонтанного распространения в обществе некоторых видов социокультурной информации (песен, произведений искусства, литературы и пр.) [6, с. 125–131]. Мему как превращенной форме информации так же свойственны разрыв между содержанием и формой и замена реальных связей псевдо связями. Разрыв между содержанием и формой проявляется как следствие массового тиражирования и повторения содержания, в результате которых происходит его упрощение, вплоть до потери изначально заложенного смысла (при этом, согласно Р. Докинзу, повторение принимает форму мании). Мем при этом обретает самостоятельное существование и его восприятие базируется исключительно на форме представления информации. Формирование псевдо связей проявляется как деформация селективной функции мема, поскольку его в качестве, как образца какого-либо вида деятельности, может быть отобрана любая информация, независимо от ее качества и направленности.

В основе механизмов распространения превращенных форм информации в обществе находятся самотрансляция, фрактальность, экспоненциальное распространение и цикл существования. Самотрансляция превращенных форм информации характеризует их распространение независимо от действий субъекта, их создавшего и предполагает передачу информации адресатом другим получателям, которая осуществляется на добровольной основе. Самотрансляция обеспечивает быстрое распространение информации, которое носит нелинейный характер за счет свободного выбора адресатом нового круга получателей сведений и данных. Массовая самотрансляция обеспечивается эффектом новизны информации, вызывающей стремление обсудить ее и донести общественности.

Фрактальность и экспоненциальное распространение превращенных форм информации проявляются в виртуальном пространстве. Фрактальность характеризует способность информации к практически неограниченному самокопированию за счет ее распространения в неизменном виде, воспроизводству самоподобия (при этом распространяться может не столько сама информация, сколько инструменты отсылки к ней — ссылки, перепосты, хэштеги). Экспоненциальное распространение превращенных форм информации отражает увеличение численности круга лиц, ознакомленных и их содержанием, который определяется действием закономерности геометрической прогрессии. Фактически мгновенное распространение сведений и данных с помощью технологических средств формирует потенциально неограниченную аудиторию их восприятия.

Цикл существования превращенных форм информации характеризует период, в течение которого они воспринимаются как актуальные презентации существующего до момента, когда информация становится неактуальной либо происходит обнаружение ее симулятивной природы. Например, до проведения более поздних научных исследований, завезенный в Европу табак достаточно долгое время считался лекарственным растением, помогающим при широком спектре заболеваний.

Рассмотрение производства превращенных форм информации как процесса их возникновения и распространения в обществе, неразрывно связано с причинами их появления. Учитывая вышесказанное, можно выделить три группы детерминант их возникновения: превращенная форма информации является результатом деформации деятельности субъекта с последующим ее закреплением в системе общественных отношений; выступает как результат сознательного процесса, направленного на создание псевдо образов в общественном сознании; является спонтанным следствием процесса селекции социокультурной информации.

Используя критерий количества превращенных форм информации в обществе, можно выделить производство единичное, серийное и массовое. Являясь исторически обусловленным, определенный тип производства не может быть абсолютизирован в конкретном обществе, поскольку социальная система выступает одновременно как целостность, содержащая в себе предпосылки для будущей смены качественных состояний, что позволяет говорить лишь о явно выраженном преобладании того или иного типа производства.

Появление превращенных форм информации тесно связано с особенностями ее распространения и типом передачи в обществе. Доаграрные и аграрные общества базируются на изустном и текстово-знаковом способах передачи информации. Сравнительно длительный период передачи сведений и данных, а так же преобладание неграмотной части населения над владеющими чтением и письмом, приводит к доминированию единичного производства превращенных форм информации.

Трансформация типа производства с единичного на серийное происходит в индустриальном обществе, неотъемлемым элементом которого является появление периодических массовых изданий и использование их в качестве инструмента формирования общественного мнения. Конкуренция между печатными изданиями и борьба за потребителя сформировали инструментальный подход к восприятию информации, при котором ценность сведений и данных определяется не степенью адекватности отображения реальности, а возможностью получения дополнительных преимуществ (увеличение круга читателей, рейтинга и пр.), что привело к использованию наряду с содержательной информации, информации искаженной и превращенной.

Массовое производство превращенных форм информации как создание их в значительном количестве, выступает характеристикой информационного общества, которое создает ряд предпосылок для увеличения масштабов данного процесса, а именно: технологию мгновенного распространения сведений и данных, усложнение взаимодействий между членами общества, виртуализацию реальности.

Процесс виртуализации реальности, основанный на нематериальной форме представления информации, создает возможность для создания превращенных форм, а экспоненциальный рост количества сведений и данных в информационном пространстве снижает возможность проверки ее истинности, особенно в условиях фактической реализации в виртуальной сфере основного постулата либертарианской теории — права публиковать любую информацию на свое усмотрение. Преобладание количественных показателей над качественными, приводит, по мнению Р. Барта, к формированию искривленных отношений, когда форме приписывается содержание [3, с. 251], а не содержание обуславливает форму.

На основании вышеизложенного, следует отметить следующее: концепт превращенной формы был впервые использован К. Марксом для характеристики деформированных отношений, при которых происходит разделение содержания и формы явления или процесса с трансформацией последней в самостоятельную сущность, которая не отражает объективной реальности. Рассматривая информацию как форму объективации результатов деятельности субъекта, ее превращенная форма определяется тремя сущностными характеристиками: отражением несуществующих объектов, явлений и процессов, которые индивидуальным и общественным сознанием воспринимаются как реальные; наличием собственного бытия; формированием псевдо отношений, устанавливающихся в ходе деятельности, направленной на достижение соответствия между превращенным образом и реальностью. Учитывая вышесказанное, в качестве превращенных форм информации могут быть рассмотрены симулякры, мистификации и мемы, обладающие данными характеристиками.

Роль превращенных форм информации в общественных отношениях определяется их функциями, среди которых можно выделить функции побуждения к действию, оценки реальности, образца деятельности, социальной селекции и деструкции. Деструктивное действие превращенных форм обусловлено нарушением личностной, групповой и общественной целостности в процессе сближения реального и несуществующего.

Детерминанты возникновения превращенных форм информации в обществе можно условно разделить на три группы: появление превращенной формы выступает результатом деформации деятельности субъекта с последующим закреплением превращенного образа в системе общественных отношений; является следствием сознательного процесса, направленного на создание псевдо образов в общественном сознании; возникает спонтанно в процессе селекции социокультурной информации. Особенности распространения превращенных форм информации в обществе обусловлены их самотрансляций, фрактальностью, экспоненциальным распространением и циклом существования.

Использование критерия количества превращенных форм информации в обществе позволяет выделить производство единичное, серийное и массовое. Превращенные формы информации, генетически связанные со средствами ее представления и особенностями распространения, в каждом типе общества обуславливают появление ведущего типа производства: для доаграрных и аграрных сообществ характерным является единичный тип производства, для индустриальных обществ — серийный, для информационных — массовый. Доминирование массового производства превращенных форм информации в современных обществах создает потребность в их своевременном выявлении с целью последующего нивелирования деструктивного действия на индивидуальное и общественное сознание.

 

Литература:

 

1.                  Аристотель. Физика / Аристотель // Сочинения. В 4-х т. Т. 3: Перевод В. П. Карпова. Вступ. статья и примеч. И. Д. Рожапский. — М.: Мысль, 1981. — С. 59–263.

2.                  Бард А. Neтoкратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма / А. Бард, Я. Зодерквист; [пер. с англ. В. Мишучкова]. — [Изд. 2-е, испр.]. — СПб.: Стокгольм. шк. экономики в Санкт-Петербурге, 2004. — 252 с.

3.                  Барт Р. Мифологии: пер с фр. С. Зенкина / Р. Барт. — М.: Изд-во им. Сабашниковых. — 1996. — 312 с.

4.                  Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция [Текст] / Ж. Бодрийяр; перевод О. А. Печенкина. — Тула, 2014. — 204 с.

5.                  Гегель Г. В. Ф. Сочинения: в 14 т. Т. 5: Наука логики / Г. В. Ф. Гегель; пер. Б. Г. Столпнера. — М.; Л.: Гос. социально-экономическое изд-во, Коммунистическая академия при ЦИК СССР, Ин-т философии, 1936. — 716 с.

6.                  Докинз Р. Эгоистичный ген / Р. Докинз; пер. Н. О. Фомина. — М.: Мир, 1993. — 318 с.

7.                  Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.

8.                  Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн; пер. с англ. В. Николаева, закл. ст. М. Вавилова — М.: КАНОН–пресс–Ц; Жуковский: Кучково поле, 2003. — 464 с.

9.                  Мамардашвили М. К. Превращенные формы (о необходимости иррациональных выражений) // М. К. Мамардашвили. Формы и содержание мышления. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. — C. 243–263.

10.              Маркс К. Капитал [Электронный ресурс] / К. Маркс. — Режим доступа: http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Kapital1/kapital1–04.html#c4.

11.              Назаретян АП. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории: (синергетика — психология — прогнозирование) / А. П. Назаретян. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Мир, 2004. — 368 с.

12.              Платон. Тимей / Платон // Собрание сочинений в 4-х т. Т. 3: Перевод С. С. Аверинцева. М.: Мысль, 1994. — С. 421–501.

Основные термины (генерируются автоматически): превращенная форма информации, общественное сознание, превращенная форма, общество, отношение, содержание, процесс, экспоненциальное распространение, Маркс, социокультурная информация.


Ключевые слова

информация, производство, производство., превращенная форма, превращенная форма информации, симулякр, мистификация, мем

Похожие статьи

Межличностная коммуникация с виртуальными собеседниками в пространстве современной культуры

В статье рассматривается феномен межличностной коммуникации с программами-собеседниками и виртуальными помощниками, приводятся примеры наиболее известных программ данного типа. Анализируется их роль и значение в социокультурном пространстве, а также ...

Использование иерархических моделей организации информации при конструировании коммуникативного сообщения

Данная работа посвящена сопоставительному анализу моделей внутриличностной организации информации, предложенных Д. А. Леонтьевым и Р. Дилтсом Автор производит сопоставительный анализ выделяемых в данных моделях структур и указывает на перспективы их ...

Изучение в качественном аспекте различий восприятия мультипликационных фильмов на разных этапах социализации личности

Социализация личности является специфической формой, присвоения ею, тех общественных отношений, существующих во всех сферах общественной жизни. Основой социализации является освоение индивидом языка социальной общности, мышления, форм рациональности ...

Философская интерпретация стадий формообразования человеческого организма

В статье указано, что формообразование человека является многостадийным процессом, последовательно разворачивающимся на макроуровне в три стадии. Две из них связаны материальным и духовным мирами, а третья является стадией, которая опосредствует мир ...

К вопросам культурообразующих функций интернета как гипертекстовой системы

В данной работе предпринята попытка краткого описания некоторых культурообразующих функций интернета. Рассматриваются основные термины, необходимые для качественного описания интернета исходя из позиций культурологии. Выявляются отношения гипертекста...

Формирование навыков безопасности у детей младшего и среднего школьного возраста в условиях современных рисков социализации

Социализация представляет собой процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования отношений в качества личности. Личность безопасного типа необходимо...

Влияние медиатизации на институциализацию общественной жизни

Статья посвящена анализу влияния процесса медиатизации на институциализацию общественной жизни. Показано, что медиатизация влияет на появление новых потребностей в обществе, трансформацию социальных практик, а также стандартов общения и обмена информ...

Аксиологический аспект и преобразующие силы ресентимента в структуре современного общества

Настоящая статья изучению ресентимента как социального феномена, оказывающего влияние на систему ценностей человека. В ходе исследования нами рассматривается аксиологический аспект ресентимента, сущность его преобразующих сил в трактовке классиков и ...

Внешняя торговля Российской империи как совокупность специфических каналов межкультурной коммуникации

Внешнеторговые связи России в XVIII-XIX вв. могут рассматриваться как совокупность специфических межкультурных коммуникативных каналов, проявления и материальные свидетельства которых напрямую связаны с осуществлением пограничной торговой деятельност...

Аттракторно-интерференционный механизм паронимического смешения

Статья раскрывает сущность аттракторно-интерференционного механизма при смешении слов одной паронимической пары. Автор дает четкое определение данному механизму, рассматривая его с позиций психолингвистики и синергетики. Объяснение механизма сопровож...

Похожие статьи

Межличностная коммуникация с виртуальными собеседниками в пространстве современной культуры

В статье рассматривается феномен межличностной коммуникации с программами-собеседниками и виртуальными помощниками, приводятся примеры наиболее известных программ данного типа. Анализируется их роль и значение в социокультурном пространстве, а также ...

Использование иерархических моделей организации информации при конструировании коммуникативного сообщения

Данная работа посвящена сопоставительному анализу моделей внутриличностной организации информации, предложенных Д. А. Леонтьевым и Р. Дилтсом Автор производит сопоставительный анализ выделяемых в данных моделях структур и указывает на перспективы их ...

Изучение в качественном аспекте различий восприятия мультипликационных фильмов на разных этапах социализации личности

Социализация личности является специфической формой, присвоения ею, тех общественных отношений, существующих во всех сферах общественной жизни. Основой социализации является освоение индивидом языка социальной общности, мышления, форм рациональности ...

Философская интерпретация стадий формообразования человеческого организма

В статье указано, что формообразование человека является многостадийным процессом, последовательно разворачивающимся на макроуровне в три стадии. Две из них связаны материальным и духовным мирами, а третья является стадией, которая опосредствует мир ...

К вопросам культурообразующих функций интернета как гипертекстовой системы

В данной работе предпринята попытка краткого описания некоторых культурообразующих функций интернета. Рассматриваются основные термины, необходимые для качественного описания интернета исходя из позиций культурологии. Выявляются отношения гипертекста...

Формирование навыков безопасности у детей младшего и среднего школьного возраста в условиях современных рисков социализации

Социализация представляет собой процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования отношений в качества личности. Личность безопасного типа необходимо...

Влияние медиатизации на институциализацию общественной жизни

Статья посвящена анализу влияния процесса медиатизации на институциализацию общественной жизни. Показано, что медиатизация влияет на появление новых потребностей в обществе, трансформацию социальных практик, а также стандартов общения и обмена информ...

Аксиологический аспект и преобразующие силы ресентимента в структуре современного общества

Настоящая статья изучению ресентимента как социального феномена, оказывающего влияние на систему ценностей человека. В ходе исследования нами рассматривается аксиологический аспект ресентимента, сущность его преобразующих сил в трактовке классиков и ...

Внешняя торговля Российской империи как совокупность специфических каналов межкультурной коммуникации

Внешнеторговые связи России в XVIII-XIX вв. могут рассматриваться как совокупность специфических межкультурных коммуникативных каналов, проявления и материальные свидетельства которых напрямую связаны с осуществлением пограничной торговой деятельност...

Аттракторно-интерференционный механизм паронимического смешения

Статья раскрывает сущность аттракторно-интерференционного механизма при смешении слов одной паронимической пары. Автор дает четкое определение данному механизму, рассматривая его с позиций психолингвистики и синергетики. Объяснение механизма сопровож...

Задать вопрос