Идеология энергосбережения направлена на улучшение экологической обстановки в стране, мире. Академик В. И. Вернадский в своих трудах писал о том, что человек, постоянно совершенствуется, находится в постоянном поиске, т. е. развитие идет через науку, которая и подталкивает его, человека, в ноосферу. Предпосылки перехода человечества из состояния биосферы в состояние ноосферы, описанные академиком можно подвести под энергосберегающее направление:
- расселение человечества по всей поверхности Земли и физическое уничтожение видов конкурирующих с человеком;
- радикальное усовершенствование средств связи и создания единой информационной системы и единой системы контроля над людьми,
- создание и разработка новых источников энергии (атомной, геотермической, «лунной», «ганглиевой»);
- установление «равенства всех людей», причём не, только равенства перед законом, но и других его форм;
- вовлечение «широких народных масс» в занятие наукой;
- создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты;
- разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения — и здесь тоже не обойтись без энергосбережения. [1]
Владимир Иванович Вернадский, замечая разрушительные последствия вмешательства человека в экосистему, верил в человеческий разум. Ученый очень многое предвидел, в том числе и то, что человек, со временем начнет изобретать то, что поможет ему, человеку вернуть долги природе, т. е. энергосбережение. [2]
Ноосфера, это разумное человеческое вмешательство в биосферные процессы под влиянием достижений науки и техники, а энергосбережение и подразумевает под собой разумное и эффективное развитие науки. [2, ст.100]
Следовательно, если мы заявляем об энергосбережение как о некоем новом научном направление, новом направлении в производстве, то следует поднять вопрос о том кто, где и как будет готовить специалистов в области энергосбережения. А так же о способах и методах пропаганды энергосберегающего образа жизни.
Формы, методы подготовки профессиональных специалистов.
Ознакомившись с проблемами развития и внедрения энергосберегающих технологий, мы пришли к выводу, что реализация цели энергосбережения, лежит в решении главной проблемы — нехватке профессиональных кадров.
Это касается как профессионалов в области энергетического менеджмента, так и техников для проведения энергообследования, а так же техников по эксплуатации, обслуживанию и ремонту энергосберегающего оборудования.
Об актуальности выбранного направления «Энергосбережение — экология — образование».
Последние восемь лет, занимаясь тематикой энергосбережения и экологии, был собран достаточный объем исследовательских данных по внедрению энергосберегающих технологий на предприятиях нашего города. Вне зависимости от вида собственности, отраслевой принадлежности организаций, вопросам энергосбережения уделяют внимание только в 15 % исследуемых организаций, еще в 10 % на предприятии имеются планы по внедрению энергосберегающих технологий, ну а специалистов по энергоменеджменту практически нет.
Мировая практика показывает, что повышение энергоэффективности достигается большей частью за счет улучшения системы энергоменеджмента. Поэтому, для решения вопросов повышения энергоэффективности на предприятиях вводится Система энергоменеджмента в соответствии с международным стандартом ISO 50001/EN 16001, а вопросами расходования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) занимаются специально обученные люди.
Считаем, что положение дел не улучшится, если не решить, главную проблему — подготовку специалистов по энергоменеджменту, энергообследованию.
И так вопрос для чего и чему же нужно обучать в направление — энергоменеджмент?
Прежде всего, для того, что бы подготовить ответственных за энергосбережение на предприятиях, организациях, специалистов для разработки энергосберегающих мероприятий как технических, так и организационных, и для подготовки такого уровня специалистов уже не достаточно просто курсов по энергосбережению. А ведь назначение ответственного за энергосбережение это самая первая мера к обеспечению эффективного энергопотребления на любом предприятии, поскольку только так можно своевременно контролировать и корректировать реализуемые мероприятия в области энергосбережения.
В указаниях к энергетическому паспорту, рекомендуется назначать, ответственным за энергосбережение, руководителей подразделений, служб, отделов или инженеров, специалистов.
Но разве каждый руководитель отдела может с легкостью возглавить такое специфичное направление как энергосбережение, достаточно ли у начальника, например крупного ТСЖ, знаний по энергосберегающим технологиям, или наоборот инженер, специалист владеет ли он в полном объеме управленческими технологиями.
Следует иметь в виду, что назначение ответственного за энергосбережение — это важная часть организационных мероприятий по энергосбережению, способствующая планомерной и качественной реализации намеченного плана. Сегодня от энергоменеджера требуются следующие знания и умения:
- разработка стратегии энергетического менеджмента на предприятии;
- составление таблицы потребления энергии на предприятии в целом, по подразделениям и оборудованию;
- составление топливно-энергетического баланса предприятия;
- определение эффективности работы потребителей энергии;
- осуществление контроля над инвестированием в мероприятия по экономии энергии, сравнение его с другими расходами;
- проведение внутреннего энергетического аудита;
- знание методики оценки энергетического менеджмента на предприятии и подготовки работников в этой области.
Из представленного списка следует, что нужно тщательно продумать, как и где подготовить специалиста по энергоменеджменту, обучить его.
Следующий тип востребованного специалиста, это техники, т. е. профессионалы, которые непосредственно работают с приборами энергообследования, проводят замеры, устанавливают, эксплуатируют и ремонтируют приборы энергоучета, это специалисты, от которых зависит, будет или нет работать система энергосбережения. Сегодня быстро меняется модельный ряд приборов и оборудования, внедряются новые формы энергообследования, а соответственно требуется все больше специалистов. Специалистов высокого класса подготовленных к работе в современных реалиях, а не вчерашнего дня.
Вот мы и подошли к проблеме нехватки специалистов в выше указанной области, сегодня образовательный стандарт в системе СПО не предусматривает подготовки специалистов в этом направлении, даже как специализации.
Успешное внедрение энергосберегающих мероприятий невозможно без повышения общего уровня культуры работников в области энергосбережения. Сегодня это в основном агитационная работа среди персонала, использование информационных табличек, системы поощрения, награждения за высокие результаты в энергетическом сбережении. А следует развернуть повсеместный «энергетический ликбез».
Согласно результатам проведенного анкетирования, большинство сотрудников проанкетированных компаний, не владеют знаниями в области энергосбережения или владеют на уровне обывателя (замена ламп, энергоэффективный компьютер, холодильник).
Были опрошены: сотрудники предприятий, студенты, школьники, преподаватели колледжа, всего 245 человек.
Большинство респондентов (71 %), ответили, что не владеют достаточной информацией о средствах энергосбережения, о возможных альтернативных источниках энергии.
На вопросы связанные с проблемами экологии, 89 % опрошенных отметили, что их волнует сегодняшняя экологическая обстановка в стране, 68 % респондентов сказали, что беспокоятся за будущее своих детей, в связи с ухудшающей экологической обстановкой. А еще 91 % отметили определяющую роль человека, воздействующего на экосистему. Почти 84 % респондентов не знают о взаимосвязи между энергосбережением и экологией.
Проведя анализ данных исследований, ответы респондентов и изучив научные работы, считаем, что энергосбережение будет основным и самым эффективный способ развития современной мировой энергетики и будет плодотворно влиять на экологическую обстановку.
По результатам проведенной работы, сделаем выводы и предложения:
1) Разработать программу подготовки специализированных кадров по энергетическому менеджменту в вузах нашего города, с перспективой открытия целого направления, специализации, со спецификой отраслевой принадлежности, развитие этого направления можно рассматривать в связи с гипотезой по определению энергосбережения как самостоятельного научного направления
2) Осуществлять подготовку профессиональных кадров среднего звена, для проведения энергетического обследования, эксплуатации и ремонта оборудования и приборов энергоучета, в колледжах города, в рамках направления специальностей «140000 — Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника».
3) Организовывать проведение семинаров, тренингов, акций по повышению интереса к энергосбережению в тематике «энергосбережение как проявление социальной ответственности».
4) Осуществить разработку целостной программы по подготовки: обучение и стажировка специалистов по энергоаудиту, и подготовке педагогических кадров.
5) Развивать заявленную тематику в рамках работы ресурсных центров.
За негативные последствия вмешательства человека в экосистему, сможет реабилитироваться только сам человек, человек — разумный, отсюда вывод, единственно-правильное решение в сложившейся ситуации — это обучение, образование во имя будущего.
«В ноосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе …. Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного» (Вернадский В. И.)
Литература:
1. Вернадский В. И. О науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. — Дубна: «Феникс», 1997. — 576с. — (Часть 3. Научная мысль как планетное явление. — С. 303–538)
2. Научная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения академика В. И. Вернадского «Развитие идей В. И. Вернадского в современной российской науке» Сборник трудов / Володькина Т. А., СПб:,- 320с