Речевая деятельность представляет собой активный целенаправленный опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией общения процесс передачи или приема сообщений. Основными видами речевой деятельности являются говорение, слушание, чтение и письмо. Речевая деятельность, как совокупность действий, может входить в более широкую деятельность людей (трудовую и познавательную). Однако, важно подчеркнуть, что она может быть и самостоятельной деятельностью. Каждый вид речевой деятельности имеет свое профессиональное воплощение; говорение определяет профессиональную деятельность лектора, письмо–профессиональную деятельность писателя.
В этих случаях речевая деятельность выступает в качестве самостоятельной профессионально зафиксированной деятельности человека. Следовательно, и обучение речевой деятельности на иностранном языке должно осуществляться с позиции формирования речевой деятельности, как самостоятельной определяющей всей полнотой своих характеристик человеческой деятельности, а не только совокупностью речевых действий. Речевая деятельность реализуется в таких ее видах, как слушание, говорение, чтение и письмо. Эти виды речевой деятельности рассматриваются как основные при взаимодействии людей в процессе вербального общения.
Вербальное общение — это взаимодействие людей, осуществляемое различными видами речевой деятельности посредством вербальных (языковых) средств. Рассмотрим общие виды характеристик, которые выступают в качестве основных при взаимосвязанном обучении. Всякая деятельность человека и его речевая деятельность, в частности, определяется трехуровневостью; мотивационно-побудительная ориентировочно- исследовательской и исполнительной.
Первый уровень характеризуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и цели действия, как будущего его результата. Потребность получает свою определенность, только в предмете деятельности она должна как бы найти себя в нем. Нужно отметить, что находя себя в предмете РД мысль становится соответственно коммуникативно-познавательным мотивом всей деятельности. Мотив определяет динамику и характер протекания всех видов речевой деятельности.
Речевая деятельность предполагает наличие коммуникативно-познавательной потребности как специфической человеческой потребности. Мотивационно-побудительный уровень деятельности входит во внутреннюю структуру деятельности, определяя и направляя ее.
Второй уровень деятельности: ориентировочно-исследовательский. На этом уровне речевой деятельности реализуется отбор средств и способов формирования собственной или чужой мысли в процессе речевого общения. Это уровень планирования, программирования и внутренней организации речевой деятельности.
Третий уровень всякой деятельности — исполнительный, реализующий. В процессе обучения иностранному языку у обучаемого происходит сложная перестройка артикуляционных программ, которая не всегда успешна. Явление акцента — показатель этого.
Все виды речевой деятельности, как было показано выше, имеют много общего, но и в то же время отличаются друг от друга по многим параметрам. Так, по характеру речевого общения, речевая деятельность дифференцируется на виды, реализующие устное общение и виды, реализующие письменное общение. К видам речевой деятельности, осуществляющим устное общение, относятся говорение и слушание. Чтение и письмо представляет собой сложные виды речевой деятельности. Они требуют специального целенаправленного обучения для владения иностранным языком. Эти виды речевой деятельности реализуют письменное сообщение опосредованное временем и расстоянием. Обучение этим видам деятельности на иностранном языке представляет собой самостоятельную, достаточно сложную задачу. Ее решение может быть облегчено взаимосвязанным обучением.
По характеру роли выполняемой в процессе общения, виды речевой деятельности дифференцируется на инициальные и реактивные. Говорение и письмо играют инициирующую роль, стимулируя слушание и чтение. Слушание и чтение выступают в качестве ответных реактивных процессов, и в то же время они являются условием говорения (письма).
Различные виды речевой деятельности предполагают и различные способы формирования и формулирования мысли, или различные формы речи. Таких форм речи три: две — внешние (устная и письменная), третья — внутренняя. Каждый из видов речевой деятельности определяется своей спецификой, проявляющейся, прежде всего в характере его связи с речью и мышлением. Говорение является выражением внешнего устного способа формирования и формулирования мысли в устной форме общения. Письмо служит целям фиксации письменного, а иногда и устного способов формирования и формулирования мысли.
В реальной действительности, слушание так же, как и чтение может осуществляться с разной целью. Слушание может преследовать цель получить самое общее представление о содержании текста. В то же время целью слушания может быть полное и точное понимание содержащейся в тексте информации. Это предполагает знание всех языковых явлений, встречающихся в тексте. Слушающий может поставить перед собой цель найти ответ на какой — либо вопрос и найти в сообщении нужную ему информацию.
В схеме смыслового восприятия таких этапов 4
1. смысловое прогнозирование;
2. вербальное сличение;
3. установление смысловых связей между словами и смысловыми звеньями;
4. смыслоформулирование;
Функция первого этапа заключается в актуализации аналитического поля соотносимого с общим смыслом гипотезы. Этот этап аналогичен в чтении и слушании.
Второй этап имеет разные психологические характеристики. В слушании на этапе вербального сличения происходит опознавание звуковых образов, поэтому на этом этапе важны умения обнаружения идентификации и опознавания различных акустических признаков (паузы ударения риторические вопросы повторы).Основное на этом этапе — чтение речевого потока и извлечение смысла из слушаемого или читаемого.
Третий этап — установление смысловых связей, начинающихся одновременно с актуализацией вербальных средств. Характер установления смысловых связей зависит от смыслового содержания текста сообщения.
Четвертый этап — смыслоформулирование заключается в обобщении всей проделанной перцептивно-мыслительной работы в уяснении смысла сообщения и его переводе на внутренний код. Этот этап является переходом к исполнительному уровню.
Исполнительный уровень слушания и чтения представляет собой преобразование смыслового звена в поступочное. Именно ответное речевое действие является функцией исполнительного уровня. Этим звеном завершается акт коммуникации.
Слушание и чтение нельзя свести к простому запоминанию узнанных и прогнозируемых сигналов, так как эти виды речевой деятельности требуют сложнейшей смысловой переработки воспринятого высказывания. Вот почему важная роль в процессе понимания устной и письменной речи принадлежит мыслительной обработке материала, а точнее механизму осмысления.
Обучение учащихся подчиняется достижению 3 –х целей:
- научить учащихся с первого предъявления и только на слух (без опоры на печатный вариант) понять тему сообщения (о чем текст);
- внимательно прослушать текст и извлечь более детальную информацию и оценить ее;
- находить нужную информацию в прослушанном сообщении.
При обучении чтению предполагается совершенствование навыков ознакомительного и изучающего чтения, а также формирование навыков просмотрового и поискового чтения.
В области говорения предполагается обучение умению кратко и полно отвечать на любые виды вопросов, а также, как именно ставить вопрос к прочитанному тексту. Ученики должны научиться строить ситуативное высказывание по текстовой тематике, по знакомому тексту, микро-темное высказывание на основании объединения как минимум двух текстов с опорой на план.
Обучение письму ставит цель научить учеников записывать прослушанное сообщение, прежде всего, учебную лексику; умению правильного конструирования предложений; составлению к прочитанному тексту краткого и развернутого плана в различной форме.
Литература:
1. Соловова Е.Н «Методики обучения иностранному языку». Продвинутый курс. Москва-2010.
2. Упражнения как средство обучения». Учебное пособие под редакцией Е.И Пассова, Е.С Кузнецовой. Воронеж НОУ «Интерлингва» 2002.
3. Штаркина А. Г. Компетентностный подход в преподавание, технологии, разработки уроков. Издательство «Учитель» 2008г.
4. Стандарты второго поколения: «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» Издательство «Просвещение» 2011г.