Доказывая глубокие изменения, происшедшие на пройденном нами пути, и жизни общества на современном этапе прогресса общества, коренным образом изменились направления, цели и задачи, стоящие сегодня перед экономикой, самое главное, суть происходящих процессов изменилась в качественном плане.
Реформы в нашей республике проводятся последовательно и целенаправленно, также было принято, и применяется на практике, множество законодательных актов, направленных на гарантии их прав.
Полноценное обеспечение потребности населения нашей Республики в жилье стало основной задачей государственной политики в сфере жилья.
Всё это является свидетельством непрерывной заботы нашего государства в сфере обеспечения граждан комфортным жильём. Правительство Республики Узбекистан, наряду с выполнением задач в вопросах строительства жилого фонда, также защищает права граждан в сфере жилья. В последние годы в нашей стране был проведен ряд важных мероприятий, направленных на укрепление законодательства, решительного обеспечения прав граждан, в том числе их прав в сфере жилья.
Обеспеченность жильём с древнейших времён являлось одним из важнейших вопросов человечества. Социальные отношения, связанные с жильём, упорядочивались в правовой сфере с тех давних времён. На сегодняшний день, правовое упорядочение жилищных отношений тщательно разработано. Существует ряд касающихся этой сферы законодательных актов, в которых перечислены основы создания права собственности относительно жилого фонда. В соответствии с 22 статьей Жилищного кодекса Республики Узбекистан, граждане и юридические лица имеют право перевода жилища в частную собственность в следующих случаях:
- строительство жилища в индивидуальном порядке;
- строительство жилища кооперативами (ширкатами) индивидуальных строителей;
- приобретение жилищных облигаций;
- строительство жилого фонда;
- договора купли-продажи, дарственные и обменные;
- передача другим лицам дома (квартиры) с условием пожизненного обеспечения;
- получение наследства;
- приватизация в установленном законодательством виде.
Как видно, первым, то есть основным условием перевода жилища в частную собственность считается индивидуально жилищное строительство. Отношения, связанные с индивидуальным жилищным строительством в основном упорядочиваются нормами административно-правового характера, земельным правом и частично нормами гражданского права. Жилище, построенное в индивидуальном порядке, оформляется в различном порядке, в зависимости от значимости территории, на которой оно расположено. Также оно проходит государственную регистрацию и после этого приводит к возникновению частного права по отношению к жилью.
Для повышения роли частной собственности в экономике, создания комфортных условий для развития бизнеса, укрепления правовых гарантий частного предпринимательства, обеспечения целевого и эффективного использования земельных участков, занятых под приватизированные предприятия, а также в целях создания сильных факторов стимулирования развития жилищного рынка и ипотеки, вышел Указ Президента Республики Узбекистан «О приватизации земельных участков, занятых под здания и сооружения граждан и юридических лиц» от 24 июля 2006 года. На его основе юридические лица — резиденты Республики Узбекистан, на основе права собственности на земельные участки, занятые под принадлежащие им или приватизированные с их стороны здания и сооружения, объекты производственной инфраструктуры, использование технологических процессов на земельных участках, примыкающих к этим объектам, с учетом норм и правил городского строительства, получили право приватизации, необходимое для ведения производственной деятельности. Также, граждане — резиденты Республики Узбекистан получили право индивидуального жилищного строительства и приватизации земельных участков, отведённых под вспомогательные нужды жилищных зданий. Приватизация проводится на основе добровольности. В Указе также отмечается, что приватизированные земельные участки не ограничены в обороте, то есть, могут выступать в качестве объекта обмена, дарения, наследства, купли-продажи, могут быть переданы под использование (сданы в аренду), а также выступать в качестве гарантии, в том числе в качестве гаранта для получения кредита у банков и других кредитных учреждений.
Обладатели общей доли собственности по отношению к жилищу имеют право распределения жилища соответственно их доли, в результате которого, за каждым из них может закрепиться отдельная часть жилища (квартиры и выделенной комнаты).
В судебной практике встречаются различные решения вопросов деления приватизированного жилища, общей доли или совместного владения граждан. На основании статьи 223 Гражданского Кодекса, каждый обладатель общей долевой собственности правомочен требовать выделения своей доли из общей собственности.
Если партнеры не смогли прийти к договорённости о методе раздела доли, собственность распределяется судом по иску каждого партнера. На практике встречаются такие случаи, когда невозможно применение относительно приватизированного жилья правила закона о выделении доли из общей собственности и в распределении таких жилищ следует использовать нормы Жилищного кодекса.
На основании 2 части 223 статьи Гражданского Кодекса, жилище следует распределить на основании доли на квартиру, жилище (части жилища) являющейся общей собственностью партнеров.
Жилища, относящиеся на основании права общей совместной собственности, также должны распределяться в таком порядке.
Соответствующие установки касательно этого вопроса были даны в 19 пункте Постановления № 21 Пленума Высшего суда Республики Узбекистан от 9 сентября 1994 года.
Но такое распределение не должно противоречить проекту планирования места жительства данного населения. Соглашение о распределении жилища должно быть зафиксировано в нотариальном порядке и пройти регистрацию в учреждениях хокимиятов районов (городов).
В некоторых случаях, причитающаяся доля из общей собственности может быть выделена у одного из обладателей собственности для возмещения кредитной задолженности по требованию его кредитора.
Введенные в нашем законодательстве новые ипотечные кредиты стали толчком для дальнейшего развития реформ в сфере обеспечения населения жильём. Выделение льготных кредитов для решения вопроса обеспечения молодых семей жильём может быть ярким доказательством этого. В целом, правовые вопросы совершенствования отношений, связанных с жильём, особенно в сфере аренды жилья, являются одним из направлений, особенно актуальных на сегодняшний день.
Литература:
1. Каримов И. А. Ватан равнақи учун ҳар биримиз масъулмиз. — Т.: Ўзбекистон. 9-Т. 2001. Б.148.
2. Жилищный кодекс Республики Узбекистан. «Кодексы Республики Узбекистан». (С изменениями и дополнениями до 1 мая 2008 года). Собрание. Издательство «Юрист-медия маркази».
3. Указ Президента Республики Узбекистан «О приватизации земельных участков занятых под здания и сооружения граждан и юридических лиц» от 24 июля 2006 года. Сборник Указов Президента
4. Муаллифлар жамоаси. Мулк ҳуқуқи. Дарслик. — Т.: ТДЮИ. 2006. — Б. 108.
5. Именем закона. Вестник Высшего Суда Республики Узбекистан. 1995. 3–4 номера. — С. 33–34.
6. Именем закона. Вестник Высшего Суда Республики Узбекистан. 1995. 1–2 номера. — С. 28.