Автор: Жанбатыр Амангельды Сапабекулы

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 06.01.2015

Статья просмотрена: 150 раз

Библиографическое описание:

Жанбатыр А. С. Соотношение светской и религиозной культуры в Республике Казахстан: традиция и современность // Молодой ученый. — 2015. — №1.1. — С. 118-120.

Казахстан – сравнительно молодое центральноазиатское государство, которое получило свою независимость после распада некогда могущественной СССР. Республика Казахстан утверждает себя в мире как светское, демократическое, правовое и социальное  государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.  Это положения законодательно закреплены в Конституции страны.

Надо отметить, что на этом поприще Казахстан  добился определенных успехов, несмотря на прогнозы на заре независимости аналитиков со стороны и внутри страны о том, что Казахстан ожидает волна межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Но несмотря на все эти предположения  в Казахстане вот уже более двадцати лет живут в мире и согласии представители разных национальностей и вероисповеданий. Мы считаем, что это является ярким примером взвешенной внутренней и внешней политики, проводимой государством, и поддержкой этого политического курса народом Казахстана.           

На сегодняшний день особенно явственно видны достижения Казахстана в деле построения многонационального и поликонфессионального общества, в котором реально обеспечено равенство возможностей экономического, социального, культурного, духовного развития для представителей всех наций и народностей, практическая реализация принципов межнационального согласия, единства казахстанского народа, гуманизма, гармоничного сочетания прав нации и прав человека.

Основными конституционными принципами государственной национальной политики в Республике Казахстан являются учет особенностей и основных тенденций в сфере межнациональных отношений, что играет важнейшую роль в реализации национальной политики, как-то:

- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

- запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

- сохранение исторически сложившейся целостности Казахстана;

- гарантия прав народов, проживающих на территории Казахстана в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Республики Казахстан;

- содействие развитию национальных культур и языков народов Республики Казахстан;

- своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

- запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

- защита прав и интересов граждан Республики Казахстан за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с исторической родиной в соответствии с нормами международного права [1].

Все эти принципы в настоящее время последовательно воплощаются в жизнь.     

Как и у других народов, принявших ислам, у казахов Ислам тесно связан с древними религиозными верованиями, сложившимися задолго до принятия ислама.

Немного о религии, существовавшей у казахов до принятия Ислама. В последние годы некоторые исследователи стали называть эту религию тенгрианством и изображать ее как стройную философскую систему. Это была политеистическая религия с верховным небесным божеством - «Тәңір», который с приходом Ислама стало у казахов синонимом слова «Құдай» или  «Алла».

Надо отметить, что, несмотря на фундаментальный запрет в Исламе поклонению кому и чему бы – то ни было, кроме единого Бога – Аллаха, у казахов наравне с этим существовал культ почитания святых, разного рода духов, особенно в шаманстве и в семейно-бытовой обрядности. Так, отголоски культа древнетюркского божества плодородия – «Ұмай – ана» обнаруживаются в родильных обрядах казаков. Ұмай – это добрый дух, покровительствующий младенцам. 

Шаманство – одно из самых заметных явлений в религиозных традициях казахов, сохранившихся от доисламской эпохи. Шаманство – обширная система анимистических верований и культов у разных народов, характерная для родового строя. Общими чертами для них является наличие культа предков, а также отправление ритуалов шаманом, способным впадать в особое, экстатическое состояние, и в этом состоянии, по представлению носителей культа, осуществляющим связь с потусторонним миром.

Шаманство обусловлено верой в особую связь отдельных людей с духами. Помощью духов объяснялась способность шаманов лечить людей, гадать, отыскивать пропавшие вещи и скот. Шаманам приписывали также власть над явлениями природы, умение совершать чудеса. Шаманы занимали важное общественное положение, будучи по существу жрецами. Даже после распространения ислама в казахских степях шаманы продолжали сохранять большое влияние. Шаманами в основном были мужчины, но есть материалы, подтверждающие, что не редкостью были и женщины-шаманки. Главным ритуальным предметом шамана был кобыз – смычковый инструмент с двумя струнами из конских волос, который в народных верованиях наделялся чудесными свойствами. Некоторые шаманы запрещали посторонним дотрагиваться до своего инструмента. С середины XIX в. кобыз стал заменяться домброй. Другим атрибутом «бақсы» - шаманабыл посох, (асатаяк) с железными кольцами и подвесками на верхней части. Со второй половины XIX в. на первый план стали выдвигаться такие обрядовые атрибуты, как плеть и нож.

С шаманской практикой сочетались и деятельность различного рода знахарей, гадателей, колдунов. Знахарская практика насчитывала множество самых разнообразных приемов, призванных вернуть человеку здоровье или оградить от болезней. Так как болезнь объяснялась разными причинами, в том числе и воздействиями духов, дурного глаза или колдовства, то и знахарское лечение проводилось не только способами, основанными на действии трав, диеты, тепла, массажа, но прежде всего путем обрядового лечения, основанного на магических, анимистических поверьях. При этом лечить людей брались и шаманы, и знахари, и люди, умеющие совершать несложные обрядовые действия.

Культ предков занимал заметное место в доисламских верованиях казахов. В трудные минуты жизни казахи призывают имя своих предков. В их честь приносят в жертвы животных, ездят на поклонение к их могилам. Такие события, как разделение рода на два самостоятельных, заключение мира между двумя враждующими родами, победа над врагом и т.д., знаменовались у казахов принесением в жертву духам предков белой кобылицы или даже белого жеребца.

Казахи с почтением относились к могилам. На могилах клялись, приносили присягу. Путнику, которого надвигающаяся ночь заставала в степи, обычай рекомендовал ночевать возле могил, ибо здесь никто не решиться совершить над ним насилие. Если у путника было заветное желание, он просил духа погребенного помочь, чтобы оно сбылось. Гнева духов – «аруахов» боялись. Особым почитанием пользовались духи выдающихся людей. Именно их имена произносились в особо трудных случаях. Этот обычай некогда породил боевые кличи – «ұран» [2].

Казахи – мусульмане суннитского вероисповедания ханафитского толка.Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале мусульманство проникло в южные районы. Уже к концу Х в. ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье. Ислам стал религией тюркской империи Караханидов, возникшей в Семиречье в Х в.

Ислам у казахов приобрел немало своеобразных черт за счет сохранения пережитков доисламских религиозных традиций, проявлявшихся во всех сферах народной жизни. В течение XIX и особенно в ХХ вв. влияние ислама в казахском обществе заметно возросло.

Целенаправленная пропаганда Ислама среди кочевников началась при золотоордынском хане Берке (1255-66) и усилилась при хане Узбеке (1312-40). Проповедники ислама шли в степи из Поволжья и Средней Азии, из разных районов мусульманского мира.

Заметным явлением в прошлом веке было продвижение татар в казахские степи с целью стать муллами. Обычно муллы-татары женились на казашках, а потому становились в степи своими людьми. Предосторожности оренбургских властей (в 1832 г. Оренбургская пограничная комиссия запретила браки казахов с татарами и башкирами) вряд ли создали эффективную преграду этому процессу. При всей примитивности обучения их деятельность приносила ощутимые плоды - грамотность среди казахов росла. Появилась традиция записывать стихи и песни и распространять их в списках. Книги на казахском и татарском языках находили среди казахов все более широкий спрос. Вместе с внедрением грамоты шло и утверждение Ислама.

В предреволюционные годы к казахам проникают и идеи мусульманского модернизма (джадидизма), сформировавшегося как общественно-политическое движение среди татар Поволжья и Крыма. Одной из центральных задач модернистов был отказ от средневековой схоластики и преподавание светских наук, русского языка. Повсюду стали появляться новометодные школы – вначале в городах, а затем в крупных населенных пунктах и некоторых аулах, которые несли с собой новые идеи и знания.

Казахстан входит в число немногих государств мира, отличающихся огромным конфессиональным разнообразием: действуют тысячи религиозных объединений, представляющих более 40 конфессии, и все они мирно сосуществуют. Не случайно казахская земля становится традиционным местом диалога различных мировоззренческих систем, религиозного взаимодействия. Важно поддерживать межконфессиональное согласие, прежде всего между основными религиями в Казахстане — между Исламом и христианством.

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своей книге «Критическое десятилетие» пишет: «Не умаляя гражданских прав верующих, всё же необходимо констатировать, что конфессиональная безопасность может подвергнуться испытаниям в случае чрезмерной политизаций отдельной религий или конфессионального течения. Здесь формула, которая может и должна обеспечивать светский статус государства и конфессионального равновесия в обществе, достаточно проста: верующие, безусловно, имеют гражданские права и пользуются демократическими свободами. В свою очередь, религия, как духовное начало и возможность отправления культа, не имеет и недолжна обладать политическими правами и возможностью влияния на политическую волю государства.» [3].

Демократическое государство – это, прежде всего, светское государство, и оно обеспечивает право на свободный индивидуальный выбор. Ни одна религия не может стремиться к тому,чтобы навязать свое мировоззрение другим, независимо от того,являются ли они приверженцами других вероисповеданий или просто общечеловеческих ценностей.[4, с. 5].

Приверженность общечеловеческим ценностям межкультурного диалога является духовно-нравственной основой проведения взвешенного и реалистичного курса построения светского, гражданского общества и правового государства, создания действенных механизмов социальной защиты, демократического разрешения социальных проблем в Республике Казахстан.

 

Литература:

 

1.      Конституция Республики Казахстан. - А.:Изд-во Елорда, 2008.- 56 с.- ISBN 9965-06-487-3.

2.      http://www.unesco.kz/heritagenet/kz/content/history/portret/ablaykhan.

3.      Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. – А.: Изд-во Атамұра, 2003.

4.      Бурханов К.Н. Религия и светское образование в Республике Казахстан.-Астана: Научно-исследовательский и аналитический центр по вопросам религии, 2011. – 122 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Республике Казахстан, Республики Казахстан, Похожая статья, договорами Республики Казахстан, Конституцией Республики Казахстан, граждан Республики Казахстан, нормами международного права, Республики Казахстан Н.А, Республика Казахстан, доисламских верованиях казахов, религиозных традициях казахов, казахов синонимом слова, национальной политики, видны достижения Казахстана, казахских степях шаманы, гармоничного сочетания прав, казахов Ислам, гарантия прав народов, разного рода духов, Целенаправленная пропаганда Ислама.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос