Некоторые аспекты формирования потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры у обучающихся среднего звена | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 12.01.2015

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Галынин А. А. Некоторые аспекты формирования потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры у обучающихся среднего звена // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 503-505. — URL https://moluch.ru/archive/81/14683/ (дата обращения: 20.08.2018).

Специфика работы с обучающимися среднего звена на уроках физической культуры — сложный педагогически верифицируемый процесс, объективность контроля которого определяет качество и возможности становления личности обучающегося в ресурсах соблюдения идей гуманизма и здоровьесбережения, толерантности и акместановления, креативности и гибкости, конкурентоспособности и учета индивидуальных особенностей личности. Сложность постановки задачи объективизации контроля качества формирования потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры (ФК) у обучающихся среднего звена и подготовки будущих педагогов к такого рода практике заключается в различном понимании природы проблемы исследования и решения в ее структуре основных противоречий здоровьесберегающей педагогики как основы и конструкта, модели и практики в детализации и верификации качества разработки и внедрения программно-педагогического обеспечения учебного (учебно-воспитательного) процесса на занятиях физической культуры.

Рассмотрим некоторые грани постановки детерминации и решения противоречий формирования потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры у обучающихся среднего звена, выделив следующие компоненты:

1.    Учет индивидуальных особенностей обучающихся в контексте постановки и верификации задачи оптимизации выбора и распределения по условно выделенным группам, специфика которых определена в соответствии с возможностями личности, основа которых кроется в структуре нормального распределения способностей, склонностей, предпочтений, сформированности мотивов, приоритетов, целей, допустимых максимизированных результатов в выбранном направлении подготовки и самореализации личности в планировании, коррекции и оптимизации модели ведущей деятельности и общения на протяжении всего учебно-трудового периода становления личности. Качество формирования потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры зависит в первую очередь от ряда способностей обучающегося, особенности которых условно можно соотнести с тремя группами — группой «А» (аномальные лица или лица, нуждающиеся в специальных условиях получения образования, к данной группе мы отнесем все категории обучающихся с ослабленным здоровьем, с ярко выраженным и скрытым нежеланием вести здоровый образ жизни и заниматься физической культурой, с отсутствием мотивов и цели формирования позитивного отношения к активному образу жизни и всестороннему развитию личности), группой «Н» (нормальные — лица, преобладающие в генеральной совокупности), группой «О» (одаренные — лица с ярко выжженными высокими достижениями в выбранном виде деятельности). Специфика детерминации трех групп и возможностей их обучения связана не только с природой качеств обучающихся, но и с таким явлением, как профессионально-педагогическая культура педагога по ФК [1–3, 5–8], формируемая на протяжении всего периода подготовки и трудовой практики, в ресурсах которой немаловажное значение уделяется формированию потребности в здоровом образе жизни у обучающихся различных групп способностей и предпочтений, формированию культуры самостоятельной работы как ресурса саморазвития и самореализации личности [4–7], формированию сознания и активности личности в выборе приоритетов и специфики становления и самореализации личности в ведущей деятельности и хобби.

2.    Учет принадлежности обучающегося к той или иной социальной группе, а также уровня образования родителей обучающихся, участвующих в воспитании и развитии своих детей. Данное направление детерминации противоречий и поиска решений сопряжено с возможностью формирования идеалов и направлений профессиональной ориентации обучающихся, включенных в систему социального и профессионального знания, обеспечивающего личность материальной базой становления и развития, соучастия в социальных и межличностных процессах взаимодействия и взаимоотношений, предрасполагающих и переопределяющих культуру и общество, личность и государство к выбору наиболее удобных вариантов сохранения и преумножения ценностей и приоритетов общественного и личностного развития как условий самостраховки личности и государства, культуры и общечеловеческого потенциала, а, следовательно, и обеспечения морально-нравственной базы становления развивающейся личности.

3.    Формирование потребности в общении и позитивном самовыражении личности обучающегося через ведение активного образа жизни, формирование целостного, гуманного, акмеверифицированного представления о возможностях, способностях, средствах и формах становления личности в структуре ведущей деятельности. В данном русле происходит постановка и решение задачи социализации и самореализации личности в структуре выбора одного или нескольких их направлений (спорт, наука, искусство, культура и пр.). Качество выбора и возможность реализации акмепрограммирования и акмесамоопределения личности зависит от многих факторов внутреннего и внешнего генеза. В нашей ситуации можно обеспечить педагогическую поддержку становления и развития личности в формирования потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры у обучающихся среднего звена, продолжение которого в старшем звене зависит от принятия заложенных и сформированных ценностей, целей, мотивов, задач и условий позитивного самовыражения, самореализации и саморазвития личности обучающегося.

4.    Обеспечение минимального надлежащего уровня материального оснащения ведения школьных и внешкольных форм педагогического взаимодействия, где физическая культура и здоровый образ жизни являются базовыми элементами продуцирования различных достижений и показателей сформированности того или иного искусства и мастерства. Так, всевозможные мероприятия типа «Веселые старты», «Спартакиада», «Папа, мама, я — дружная семья», «День здоровья», «Праздник народной культуры, состязаний и соревнований» и пр. обеспечивают личности позитивное развитие и физического, и духовного, и интеллектуального начал, единство которых по древнему пониманию постановки задачи является самоцелью становления личности. Материальное оснащение спортзала различным спортивным инвентарем и позитивное отношение педагога к формированию потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры у обучающихся среднего звена — необходимое условие для становления личности обучающегося и социальной его направленности в выборе приоритетов и направлений самоидентификации и самореализации.

5.    Разработанное программно-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса занятий физической культурой в среднем звене должно опираться на достигнутый уровень развития личности обучающегося и продолжать формировать и укреплять позитивное отношение к физической культуре, здоровому образу жизни, соблюдении режима дня, своевременного питания, восстановления организма (имеется в виду не только физическое восстановление, но интеллектуальное, морально-нравственное и пр. виды). Для реализации данного направления существуют традиционные методы исследования качества проведения уроков физической культуры, но использование которых в современных условиях говорит о недостаточности, некоторой несостоятельности анализа и верификации возможностей занятий ФК в среднем звене. Данное направление должно быть предельно точно проработано, осуществлена верификация и оптимизация планирования и уточнения содержания занятий по ФК для различных групп обучающихся (нас в дальнейших работах будет интересовать группа обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей ОВЗ (в частности ЗПР) общеобразовательных школ, представляющих определенную незащищенную социально-профессиональную прослойку, неактивно и не оптимально использующих свой потенциал и возможности в выборе и решении основных противоречий субъектно-средового становления личности «хочу — могу — надо — есть»). Возможности таких обучающихся в большей степени усугублены положением несостоятельности всех выше перечисленных компонентов в решении противоречий формирования потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры у обучающихся среднего звена. К ним относится обычно и низкая социальная культура родителей, и низкий уровень материального обеспечения, и низкий уровень родительского влияния на процесс воспитания и развития (гипоопека), и зачастую различные хронические заболевания, мешающие личности обучающегося быть в полной мере активным в выборе и решении задач развития и становления. Научная постановка проблемы исследования обеспечивает качественное решение заявленных противоречий. Программно-педагогическое обеспечение фасилитации процессов самоопределения, саморазвития, самосовершенствования, социализации и позитивного самоутверждения личности в структуре формирования культуры самостоятельной работы, являющейся ресурсом развития личности и ее форм, методов, условий и возможностей качественного становления и самоутверждения, обеспечивает всестороннюю поддержку и личности, включенной в неустанный поиск оптимальных решений основных внутриличностных и субъектно-средовых противоречий, и социальной среды в подготовке такого рода обучающихся. Необходимо выбрать направление методологического знания современной педагогики, обеспечивающее целостное понимание проблемы и противоречий формирования потребности в здоровом образе жизни на уроках ФК обучающихся среднего звена, субъектно ориентированную, ситуативную постановку и решение задач обучения и образования определенной выборки (группы) обучающихся, осуществляемых на уроках ФК в соответствии в выделенными противоречиями и задачами развития личности и класса (группы обучающихся). В структуре первичного анализа проблемы исследования мы будем придерживаться коррекционно-здоровьесберегающего подхода, фасилитирующего выбор приоритетов, форм, методов, технологий и педагогических средств решения задач формирования потребности в здоровом образе жизни на уроках ФК у обучающихся среднего звена и, как следствие, задач социализации, самореализации, саморазвития, самосовершенствования, профессионального становления личности в системе непрерывного профессионального образования.

6.    Создание условий для сотрудничества педагогов образовательного учреждения (ОУ) в выборе системы направлений формирования потребности в здоровом образе жизни не только на уроках физической культуры у обучающихся среднего звена, но и на всех предметах, изучаемых обучающимися через процесс и ресурсы формирования культуры самостоятельной работы, обеспечивающей развитие физического, интеллектуального, морально-нравственного потенциала личности, где разграничение групп «педагогически запущенные обучающиеся» и «обучающиеся с дефектами физической, умственной, психической активности» определит выбор и приоритеты разработки и внедрения программно-педагогического сопровождения целостного учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Только системная постановка проблемы может дать высокий, качественный уровень ее решения. Для этого необходимо создать условия для продуктивного самовыражения и самореализации педагогов, работающих в ОУ, формирования высокого уровня культуры самостоятельной работы, кроме того необходимо системно верифицировать поощрения за определенные достижения обучающихся с заявленной степенью проблем в обучении и ведении здорового образа жизни, самореализации и самосовершенствования, формирования потребностей в высоких достижениях в выделенном направлении деятельности, которое в дальнейшем может стать профессионально востребованным и конкурентоспособным.

 

Литература:

 

1.         Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. — М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978–5-7262–2006–2.

2.         Свинаренко В. Г. Профессионально-педагогическая культура в условиях непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 133–136.

3.         Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия // Педагогическое образование и наука. 2009. № 9. С.79–83.

4.         Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. — Новокузнецк: изд-во КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 5–85117–239–8.

5.         Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4–1. С. 136–142.

6.         Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 1 (3). С. 49–62.

7.         Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. № 1. С.103–107.

8.         Кириллов А. Е., Козырева О. А., Похоруков О. Ю. Профессионально-педагогическая культура будущего педагога по ФК в контексте идей здоровьесбережения // Технологические обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом: матер. VIII Междун. науч.-практ. конфер.: в 2-х ч. Ч. 2. Новокузнецк, 2013. С. 137–138.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, здоровый образ жизни, формирование потребности, звено, обучающийся, среднее, самостоятельная работа, программно-педагогическое обеспечение, группа обучающихся, выбор приоритетов.


Похожие статьи

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое воспитание, здоровый образ жизни, состояние здоровья, физическое развитие, упражнение, подрастающее

Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни.

Программа формирования экологической культуры, здорового...

Организовывает внеклассную работу по формированию здорового образа жизни обучающихся.

Занятия физической культурой – основное звено в цепочке оздоровления детей в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и...

Формирование у студентов интереса к учебным занятиям...

Ключевые слова: физическая культура, формирование физической культуры, физическая культура личности, здоровый образ жизни, профессиональное становление, физическая культура студентов, методика физической культуры, подготовка студентов, роль...

Организационно-педагогические условия формирования...

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровый образ жизни студентов, физическая культура, студент, учебный процесс, учебный план, учебное время, учебная

Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни.

Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления...

Ключевые слова: волейбол, здоровый образ жизни, средства оздоровления, динамика физической подготовки.

1. Определить оздоровительную направленность занятий волейболом как средства здорового образа жизни обучающихся.

Педагогические условия формирования здорового образа...

Основой педагогической модели взаимодействия ДОО и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой...

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

Социально-педагогические аспекты формирования здорового...

физическая культура, здоровый образ жизни, формирование, здоровье, младший школьный возраст, образ жизни, младший школьник, ранний возраст, система мероприятий, организация работы.

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое воспитание, здоровый образ жизни, состояние здоровья, физическое развитие, упражнение, подрастающее

Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни.

Программа формирования экологической культуры, здорового...

Организовывает внеклассную работу по формированию здорового образа жизни обучающихся.

Занятия физической культурой – основное звено в цепочке оздоровления детей в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и...

Формирование у студентов интереса к учебным занятиям...

Ключевые слова: физическая культура, формирование физической культуры, физическая культура личности, здоровый образ жизни, профессиональное становление, физическая культура студентов, методика физической культуры, подготовка студентов, роль...

Организационно-педагогические условия формирования...

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровый образ жизни студентов, физическая культура, студент, учебный процесс, учебный план, учебное время, учебная

Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни.

Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления...

Ключевые слова: волейбол, здоровый образ жизни, средства оздоровления, динамика физической подготовки.

1. Определить оздоровительную направленность занятий волейболом как средства здорового образа жизни обучающихся.

Педагогические условия формирования здорового образа...

Основой педагогической модели взаимодействия ДОО и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой...

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

Социально-педагогические аспекты формирования здорового...

физическая культура, здоровый образ жизни, формирование, здоровье, младший школьный возраст, образ жизни, младший школьник, ранний возраст, система мероприятий, организация работы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое воспитание, здоровый образ жизни, состояние здоровья, физическое развитие, упражнение, подрастающее

Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни.

Программа формирования экологической культуры, здорового...

Организовывает внеклассную работу по формированию здорового образа жизни обучающихся.

Занятия физической культурой – основное звено в цепочке оздоровления детей в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и...

Формирование у студентов интереса к учебным занятиям...

Ключевые слова: физическая культура, формирование физической культуры, физическая культура личности, здоровый образ жизни, профессиональное становление, физическая культура студентов, методика физической культуры, подготовка студентов, роль...

Организационно-педагогические условия формирования...

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровый образ жизни студентов, физическая культура, студент, учебный процесс, учебный план, учебное время, учебная

Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни.

Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления...

Ключевые слова: волейбол, здоровый образ жизни, средства оздоровления, динамика физической подготовки.

1. Определить оздоровительную направленность занятий волейболом как средства здорового образа жизни обучающихся.

Педагогические условия формирования здорового образа...

Основой педагогической модели взаимодействия ДОО и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой...

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

Социально-педагогические аспекты формирования здорового...

физическая культура, здоровый образ жизни, формирование, здоровье, младший школьный возраст, образ жизни, младший школьник, ранний возраст, система мероприятий, организация работы.

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое воспитание, здоровый образ жизни, состояние здоровья, физическое развитие, упражнение, подрастающее

Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни.

Программа формирования экологической культуры, здорового...

Организовывает внеклассную работу по формированию здорового образа жизни обучающихся.

Занятия физической культурой – основное звено в цепочке оздоровления детей в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и...

Формирование у студентов интереса к учебным занятиям...

Ключевые слова: физическая культура, формирование физической культуры, физическая культура личности, здоровый образ жизни, профессиональное становление, физическая культура студентов, методика физической культуры, подготовка студентов, роль...

Организационно-педагогические условия формирования...

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровый образ жизни студентов, физическая культура, студент, учебный процесс, учебный план, учебное время, учебная

Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни.

Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления...

Ключевые слова: волейбол, здоровый образ жизни, средства оздоровления, динамика физической подготовки.

1. Определить оздоровительную направленность занятий волейболом как средства здорового образа жизни обучающихся.

Педагогические условия формирования здорового образа...

Основой педагогической модели взаимодействия ДОО и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой...

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

Социально-педагогические аспекты формирования здорового...

физическая культура, здоровый образ жизни, формирование, здоровье, младший школьный возраст, образ жизни, младший школьник, ранний возраст, система мероприятий, организация работы.

Задать вопрос