Использование народных игр как духовного наследия в процессе непрерывного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 20.12.2014

Статья просмотрена: 1310 раз

Библиографическое описание:

Якубов, Ш. М. Использование народных игр как духовного наследия в процессе непрерывного образования / Ш. М. Якубов, А. М. Якубов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 721-723. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14455/ (дата обращения: 24.11.2024).

Народные игры являются неотъемлемой частью национального духовного наследия. В данной статье кратко описана история возникновения узбекских народных игр, раскрыто их значение для духовно-нравственного воспитания учащихся в системе непрерывного образования, названы Республиканские спортивные праздники и соревнования, которые стали традиционными и проводятся в различных регионах Республики Узбекистан. Подчеркнута роль руководства Республики в пропаганде здорового образа жизни и духовно-нравственном воспитании молодого поколения.

Ключевые слова: народные игры, национальные ценности, физическое развитие, гармоничное поколение, возрождение духовных ценностей, национальное самосознание, фестиваль народных игр.

 

После достижения независимости в Узбекистане восстанавливается историческая правда о прошлом узбекского народа, возрождается национальное самосознание, осуществляются масштабные работы по возвращению народу духовных ценностей. Критическая и объективная оценка исторического прошлого нашей Родины, определение основ национальной государственности, обращение к своим духовным корням, построение демократического, гражданского общества — эти цели и задачи положены в основу подготовки к жизни молодого поколения.

Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов подчеркивает: «Возрождение духовных ценностей, рост национального самосознания, возвращение к духовным источникам нации, к своим корням — в этом состоит естественный непрерывный процесс развития» [1].

Народные игры, пришедшие из далекого прошлого, являются неотъемлемой частью национально культурного наследия и имеют свою историю. Поэтому анализ и исследование роли и значения народных игр в процессе исторического развития общества, их использование в воспитании современной молодежи являются актуальными проблемами педагогика. В народных играх нашли свое отражение в образной форме события повседневной жизни народа, наблюдения и впечатления простых людей, их жизненный опыт и чувства, часто выраженные в музыкальной или танцевальной форме. Народные игры передавались из поколения к поколению. В них народ воплощал свои мечты, надежды и устремления. Можно сказать, что народные игры это продукт многовекового исторического развития нации, вобравший в себя народные традиции, обычаи, образ жизни. Они занимают определенное место в жизни общества. Некоторые из игр дошли до нас без изменения, другие же претерпели изменения и обновление, исходя из духовных и материальных потребностей современного общества. Но самое главное — народные игры сохранены и продолжают жить. Появившись как способ выражения радостного, веселого настроения, оптимизма, соревновательного духа, народные игры являются обязательным компонентом, сопровождающим народные праздники, свадебные торжества, массовые гулянья и другие.

На нашей планете мы не встретим ни одного народа, у которого бы не сформировались свои игры. С момента появления на свет младенец начинает познавать окружающий мир. На всех этапах развития и взросления ребенка грудной возраст, раннее детство, подростковый, юношеский возраст человека сопровождают игрушки и игры, благодаря которым он выполняет разные виды деятельности, способствующие нравственному, социально-эстетическому, физическому развитию. Народные же игры, как неотделимая часть национальной духовности, прочно вошли в духовную и бытовую жизнь всего населения. В системе непрерывного образования их можно использовать на всех этапах и не только в процессе физического воспитания, но и на уроках истории, литературы, во внеклассной работе.

В основном принято рассматривать народные игры как средство организации досуга подрастающего поколения (да и взрослых). Однако их физический и духовный потенциал и функции гораздо шире. Речь идет о воспитании личностных качеств и чувств, любови к природе и человеку, уважения к традициям предков. Народные игры это продукт народного творчества, в котором заложена основа здорового и гармоничного человека и, кроме того, проявляются этнографические элементы.

Исторически сложившиеся народные игры, в которых воплощены национальное самосознание и традиции, полностью опровергают приведенную выше точку зрения, так как они свидетельствуют о физическом и интеллектуальном духе народа, его стремлении проявлять смелость, находчивость, силу и ловкость в сражении с противником.

Президент Узбекистана И. А. Каримов отмечал, что стоящая перед страной «Сложная и почетная задача построения независимого великого государства в тысячу раз повышает значение духовных ценностей. Достижение великой цели, построение нового общества и обеспечение достойной жизни людей, прежде всего, связаны с воспитанием гармонично развитого молодого поколения. Поэтому наши дети, думая о своем будущем, должны глубоко осознать необходимость трудиться, что называется «крепко подпоясавшись», и чувствовать ответственность за свой труд» [2].

В этом контексте возрожденные в годы независимости народные игры приобретают особое, государственное значение в воспитании всесторонне развитого поколения, формировании мировоззрения, физического и психического здоровья молодежи.

Распространение и популяризация народных игр среди населения дали возможность приблизить их к спортивным соревнованиям разных видов и практиковать их проведение на массовых праздниках и мероприятиях. Например, начиная с 1991 года, в Джизаке и Фаришском районе этой области традиционно проводятся народные игры, посвященные дню независимости. Цель этого мероприятия — возродить и распространить народные игры, показать их народу. Можно назвать десятки игр, представляемых на праздниках. В их числе: «мяч и камней», «стой прямо», «тута замри», «конная повозка», «поднятие тяжестей», «матушка-кормилица», «игра в орехи», «верховая борьба», «пеший и осёл», «три шага», «золотые ворота», «словесная перепалка», «наездник джигит», «догонялки», «прятки» и другие.

В 1992 и 1993 годах во всех регионах Джизакской области были проведены праздники народных игр. А в 1994 году в Фаришском районе провели I-ю Республиканскую олимпиаду «Народные игры», в которой участвовали представители всех областей нашей страны и Республики Каракалпакстан. II-ю Олимпиада народных игр была проведена там же в 1996 году. К тысячелетию создания героического эпоса «Алпомиш» в городе Термезе были проведены соревнования по стрельбе из лука, разным видам борьбы, которые пришли из старины. В 1999 году в Джизаке организовали фестиваль игр девушек «Тумарис» [3].

В 2000 году в Ферганском государственном университете состоялась конференция на тему «Народные игры «Алпомиш» и проблемы развития национальных видов спорт», на которой подвели итоги развития спорта в Республике за десятилетний период [4].

В Узбекистане создана «Национальная энциклопедия палаванов» (полвон — силач, богатырь, атлет). На V-Всемирном фестивале народных игр в Литве в 2012 году узбекские народных игры вызвали огромный интерес участников. География участников народных игр постоянно расширяется. Так узбекский национальный кураш (вид борьбы) вышел на мировую арену и приобрел международный авторитет. Было проведено первенство мира по курашу, во многих странах созданы и создаются федерации кураша. Стоит вопрос о введении этого вида спорта в олимпийские игры.

На основе теоретических исследований и опыта, анализа состояния вопроса мы пришли к следующим выводам:

-        народные игры, распространенные с древних времен в Ферганской долине, переходили из эпохи в эпоху, от поколения к поколения, совершенствуясь и обновляясь, сохранили своё значение;

-        являясь продуктом этно-социальных и этно-исторических процессов развития, народные игры способствовали объединению населения, обеспечению мира и согласия среди народа;

-        этнографический анализ традиционных народных игр в рамках регионов показывает, что: во-первых, народные игры имеют общие и локальные свойства, во-вторых, наличие строгих правил и критериев организации и проведения игр; в-третьих, народные игры направлены на формирование у участников наблюдательности, находчивости, ловкости, мастерства, таких качеств, как честность, уважение к сопернику, дружелюбие, толерантность и других гуманных качеств;

-        особенно возросло значение народных игр в годы независимости, повысился интерес к их истории, совершенствованию и адаптации к современным условиям.

Таким образом, традиционные народные игры служат важнейшей цели воспитания здорового и гармонично развитого молодого поколения, формирования личностных качеств, подготовки молодежи к жизни, труду, защите Родины.

Изучение, пропаганда и внедрение народных игр как части национально — культурного наследия является сегодня одной из актуальных воспитательных задач.

 

Литература:

 

1.      Каримов И. А. Узбекистан XXI аср бусагасида: хафсизликка тахдид, баркарорлик шартлари ва тараккиёт кафолотлари.//Т.: Узбекистон, 1999.

2.      Каримов И. А., Истиклол ва маънавият, Тошкент: Ўзбекистон, 1994.

3.      Корабоев У. Ўзбек халқ ўйинлари. Т.: Санъат. 2001.

4.      Алпомиш халқ ўйинлари ва миллий спорт турларини ривожлантириш муаммолари. Фарғона. 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, национальное самосознание, Узбекистан, Возрождение духовных ценностей, Джизак, культурное наследие, молодое поколение, непрерывное образование, развитое молодое поколение, физическое развитие.


Ключевые слова

физическое развитие, национальные ценности, народные игры, гармоничное поколение, возрождение духовных ценностей, национальное самосознание, фестиваль народных игр

Похожие статьи

Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине

В данной статье рассматривается вопрос формирования ценностного отношения к малой Родине у детей дошкольного возраста. Обращается внимание на роль этапа детства в становлении личности и подчеркивается важность внедрения эффективных методик в образова...

Основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям

Актуальность проблемы исследования обусловлена современными преобразованиями в культурной, образовательной и общественно-политической жизни России, приоритетом которых является воспитание национально-патриотической личности, глубоко уважающей национа...

Формирование у учащихся культуры бережного отношения к природе в процессе организации и проведении походов

В статье раскрыты возможности формирования у учащихся VII-IX классов формирования экологической культуры в процессе походов, экскурсий, игр экологического содержания, приведены высказывания и взгляды выдающих мыслителей и педагогов о роли физическог...

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...

Создание условий для развития духовно-нравственной культуры воспитанников, их активной жизненной и гражданской позиции

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития духовно — нравственной культуры воспитанников, их активной жизненной и гражданской позиции. Патриотическое воспитание сегодня — это социальная потребность Российского общества. Признано, чт...

Использование русских народных сказок в развитии нравственных чувств детей

В данной работе охарактеризованы сущность и значение нравственного воспитания детей младшего школьного возраста посредством использования русских народных сказок. Представлены названия и сюжеты сказок, способствующие приобщению детей к русскому языку...

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи

Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...

Использование материалов об архитектурных памятниках как средство повышения эффективности уроков истории

В статье определено значение ознакомления учащихся с архитектурными памятниками Узбекистана для повышения уровня исторических знаний учащихся, формирования у них чувства национальной гордости. Раскрыто содержание деятельности учителя в данном направл...

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи

Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...

Ознакомление дошкольников с чувашскими народными сказками

В данной статье речь идет о вaжнocти и необходимости нравственного воспитания у подрастающего поколения, ведь недаром говорят, что наше будущее — это наши дети, и то какими они будут таким и будет наше будущее. Очень важную роль в формировании нравст...

Похожие статьи

Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине

В данной статье рассматривается вопрос формирования ценностного отношения к малой Родине у детей дошкольного возраста. Обращается внимание на роль этапа детства в становлении личности и подчеркивается важность внедрения эффективных методик в образова...

Основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям

Актуальность проблемы исследования обусловлена современными преобразованиями в культурной, образовательной и общественно-политической жизни России, приоритетом которых является воспитание национально-патриотической личности, глубоко уважающей национа...

Формирование у учащихся культуры бережного отношения к природе в процессе организации и проведении походов

В статье раскрыты возможности формирования у учащихся VII-IX классов формирования экологической культуры в процессе походов, экскурсий, игр экологического содержания, приведены высказывания и взгляды выдающих мыслителей и педагогов о роли физическог...

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...

Создание условий для развития духовно-нравственной культуры воспитанников, их активной жизненной и гражданской позиции

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития духовно — нравственной культуры воспитанников, их активной жизненной и гражданской позиции. Патриотическое воспитание сегодня — это социальная потребность Российского общества. Признано, чт...

Использование русских народных сказок в развитии нравственных чувств детей

В данной работе охарактеризованы сущность и значение нравственного воспитания детей младшего школьного возраста посредством использования русских народных сказок. Представлены названия и сюжеты сказок, способствующие приобщению детей к русскому языку...

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи

Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...

Использование материалов об архитектурных памятниках как средство повышения эффективности уроков истории

В статье определено значение ознакомления учащихся с архитектурными памятниками Узбекистана для повышения уровня исторических знаний учащихся, формирования у них чувства национальной гордости. Раскрыто содержание деятельности учителя в данном направл...

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи

Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...

Ознакомление дошкольников с чувашскими народными сказками

В данной статье речь идет о вaжнocти и необходимости нравственного воспитания у подрастающего поколения, ведь недаром говорят, что наше будущее — это наши дети, и то какими они будут таким и будет наше будущее. Очень важную роль в формировании нравст...

Задать вопрос