Роль информационного рынка в современной экономике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 16.12.2014

Статья просмотрена: 1062 раза

Библиографическое описание:

Борисова, К. П. Роль информационного рынка в современной экономике / К. П. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 282-283. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14375/ (дата обращения: 22.11.2024).

XX век показал, как быстро изменяется цивилизация в результате ускоренного освоения, распространения и применения информации, новых технологий и научных знаний. Современная экономика становится все более интеллектуальной: в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения сместился приоритет от производства товаров к производству услуг, а ведущим производственным ресурсом стали информация и знания. Все это характеризует постиндустриальную экономику.

Сегодня понятие постиндустриальной экономики включает в себя более специализированные категории. Наиболее актуальными являются термины:

-        «экономика знаний» и основное направление «управление знаниями»;

-        «сервисная экономика» поскольку результатом труда в постиндустриальном обществе являются в существенной части нематериальные продукты, то есть услуги;

-        «инновационная экономика» и «инновационный менеджмент», так как нематериальный продукт по своей сути является инновационным, а вслед за ним появляются инновационные материальные продукты;

-        «информационная экономика». [1]

На современном этапе развития экономики именно «информационная экономика» служит основой для ее функционирования, поскольку информация является одним из основных ценных ресурсов для постиндустриального мира.

Как любые ресурсы, блага, информация обладает рядом экономически важных характеристик.

1.                      Потребление информации не ограничивается количеством участников, географической принадлежностью, областью деятельности.

2.                      Для одних информация может быть бесполезной, для других она создает базу для принятия решения в будущем, для третьих она станет знанием. Знание же представляет собой воспринятую и осмысленную информацию, которая воплощается в фактах, сведениях о законах общества и природы, принципах их применения, навыках и способностях людей, социальных отношениях и так далее. Знание, являясь осознанной информацией, становится продуктом интеллектуальной деятельности человека, которая связана с обработкой и применением накопленной, собранной и систематизированной информации. Информация не может быть применена в производстве, не будучи осознанна, то есть, чтобы вступить в процесс производства, она должна приобрести субъективированную форму и превратиться из информации в знания.

3.                      Информация, как и знания, в современной экономике удовлетворяют потребности индивида, коллектива или общества, поэтому в зависимости от формы и содержания информация и знания могут относиться к разряду частных, корпоративных или общественных благ

4.                      Одна из особенностей информации в качестве применения ее как экономического ресурса, — это первоочередная роль субъекта и его интеллектуального потенциала, формирование и эффективное применение способностей человека, коллектива или общества распознавать информационные сигналы, собирать, систематизировать информацию, создавать и осваивать новые знания в хозяйственной деятельности. Такие информационно- емкие элементы хозяйственной деятельности снижают издержки производства. Например, применение оргтехники и прочих средств хранения и размножения документации сокращает потребности в площадях и работниках, использование систем оперативного управления производством снижает в потребность в складировании документов и увеличивает скорость оборачиваемости капитала. Исследованием Университета Миннесоты (еще в 1970 годах) было установлено, что важность хранящейся на электронных носителях информации для банков оказалась очень велика. Если была бы утрачена вся информация, которая хранилась в компьютерной сети банков, то через два дня банки потерпели бы крах, а промышленность и торговля протянули бы без информационных активов чуть дольше (3,3 и 4,8 дня).

5.                      Другая, не менее важная, особенность информации и знаний в роли экономического ресурса — качественное изменение традиционных ресурсов, что делает информационно- и знание-емким не только высокотехнологичное, но и любое другое производство, например, сельское хозяйство, промышленность или сфера услуг. Например, в сельском хозяйстве США нашли применение компьютеры, робототехника, системы глобального позиционирования, снимки со спутников, геоинформационные системы и специальные программы для агроменеджмента, что способствовало появлению «точного» земледелия. [2]

6.                      Информация может запасаться, при этом запасы конкретной информации являются практически безграничными, потому что ею могут воспользоваться множество пользователей.

7.                      Информация может быть скопирована чрезвычайно быстро и размножена на такое количество копий, которое необходимо.

8.                      Информация имеет стоимость, так как существуют минимальные затраты по ее получению, и конечно же, рыночная стоимость такой информации является отличной от нуля.

9.                      Что касается традиционного рыночного обмена, то каждый из участников сделки с чем-то расстается и одновременно получает нечто желаемое. Если же субъекты обменяются своими идеями, то от этого знания не убывают. Наоборот, их становится больше у каждого участника обмена. Человек приобретает все новые и новые знания, участвуя в таком обмене. Поэтому «человек образованный» становится самым важным благом и ценностью современной рыночной экономики. [3]

Освоение информации как неисчерпаемого когнитивного ресурса важно для развития производства, общество превращает основные виды хозяйственной деятельности, связанные с развитием личности, в средство возобновления и наращивания этого ресурса, в этом заложен бесконечный мировой прогресс. Знания и информация в качестве ценного блага становятся достоянием всего общества.

 

Литература:

 

1.             Заходякин, И. В. Постиндустриальная экономика — что значит это понятие в современном мире? [Текст] / И. В. Заходякин // Креативная экономика. — 2008. — № 1 (13). — c. 97–100.

2.             Сафиулин, А. Р. Особенности информации и знаний в «Умной» экономике [Электронный ресурс] // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Экономика и право. — 2012. — № 1. — Режим доступа: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/---ep12–01/350 (дата обращения: 26.02.2014).

3.             Стрельцов, М. А. Информация как редкое благо в сетевой экономике [Текст] / М. А. Стрельцов // Креативная экономика. — 2011. — № 3 (51). — c. 139–145.

Основные термины (генерируются автоматически): информация, знание, хозяйственная деятельность, общество, особенность информации, постиндустриальная экономика, современная экономика, экономический ресурс.


Задать вопрос