Статья посвящена фармакологическим методам активизации познавательной деятельности, с акцентом на их использовании в рамках школьной педагогики в контексте учебного процесса.
Ключевые слова:активность, ученик, препарат, познание, деятельность.
С позиций современной педагогической науки, учебная деятельность — это система действий (умственных и практических), осуществление которых обеспечивает усвоение знаний, овладение умениями и навыками, применение их к решению различных задач. Одна из основных функций учебной деятельности — познание окружающего мира, усвоение накопленных человечеством знаний, в этом смысле учебную деятельность рассматривают как познавательную. Процесс учебного познания протекает не стихийно, он носит организованный характер, при этом в процессе усвоения знаний познание выступает как особая и самостоятельная задача. Учащиеся не просто знакомятся с содержанием знаний, они осваивают научные методы познания, теоретические подходы к анализу и оценке явлений действительности, способы их приложения к различным областям человеческой деятельности. Поэтому учебная деятельность, направленная на усвоение знаний, есть познавательная, а термины «учебная» и «познавательная» деятельность в педагогической науке обычно рассматриваются как.
Так же следует отметить, что с понятием деятельности тесно связана категория «активность». Так Р. С. Немов (1995) утверждает, что деятельность — это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преображение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. При этом деятельность всегда носит целенаправленный характер, т. е. — это активность, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Другой важной чертой человеческой деятельности является ее осознанность, так как она осуществляется при участии сознания и предполагает планирование, прогнозирование результата и т. д.
Активизация познавательное деятельности это — процесс целенаправленного воздействия на обучающихся с использованием различных методов и приемов, направленных на повышение их умственной работоспособности. Можно выделить несколько групп методов активизации познавательной деятельности обучающихся:
Так, в современной педагогической практики, активно применяются психоэмоциональные методы активизации познавательной деятельности учащихся, включающие в себя:
1) игровой метод;
2) арттерапию;
3) музыкотерапию;
4) психогимнастику;
5) аутогенную тренировку.
Дидактические методы активизации познавательной деятельности представляют собой традиционный набор подходов характерный для школьной педагогике, они включают в себя:
1) словесные методы (рассказ, учебная дискуссия, доказательство, сравнительный анализ, мозговой штурм, проблемное изложение и т. д.);
2) наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, моделирование, просмотр фильмов);
3) практические методы (наблюдение, описание, исследование, лабораторная работа, экскурсия, эксперимент, проектирование).
Психофизиологические методы активизации познавательной деятельности являются сравнительно новым направлением прикладного научного поиска с точки зрения их применения в рамках учебного процесса. Данные методы доказали свою высокую эффективность, что подтверждается рядом патентов Российской Федерации на изобретения. Они включают в себя:
1) крайневысокочастное воздействие (КВЧ-воздействие);
2) самомассаж области головы и шеи;
3) дыхательные упражнения;
4) релаксационно-лечебные упражнения;
5) комплексные методы.
Перспективным направлением является использование фармакологических методов активизации познавательной деятельности учащихся. Данные методы, подразумевают использование в качестве средств повышения умственной работоспособности различных групп лекарственных препаратов, таких как:
1) психомоторные стимуляторы;
2) адаптогены;
3) ноотротропы и психоэнергизаторы.
К первой группе препаратов относятся такие лекарственные средства как фенамин, сиднокарб, бромантам и т. д. Несмотря на то, что данные препараты дают быстрый положительный эффект, их использование в рамках школьной педагогики на наш взгляд не целесообразно, так как они являются средствами повышения работоспособности истощающего типа. К группе психомоторных стимуляторов относится так же кофеин. Данное вещество повышает активность процессов возбуждения в каре головного мозга, его стимулирующее воздействие приводит к повышению умственной работоспособности, уменьшает усталость и сонливость. Действие кофеина во многом зависит от индивидуальных особенностей организма, что затрудняет массовое применение данного препарата. Однако тот факт, что указанное вещество содержится в традиционных продуктах питания (кофе, чай и т. д.) открывает перед ним перспективы для использования в рамках учебного процесса в школе.
К адаптогенам относится целая группа препаратов способных ускорять процессы адаптации к неблагоприятным условиям, стимулировать защитные силы организма, повышать его работоспособность. Данные вещества с большим успехом применяются так же для повышения умственной работоспособности. Адаптогены подразделяются на две группы: природные и синтетические. В рамках учебного процесса целесообразно применять препараты из первой группы, прежде всего адаптогены растительного происхождения, такие как: настойка лимонника, экстракт элеутерококка, настойка женьшеня. При этом следует иметь в виду, что положительный эффект от их применения наблюдается только при курсовом применении.
К ноотропам относятся вещества, оказывающие специфическое влияние на высшие интегративные функции мозга, стимулирующие обучение и память, улучшающие умственную работоспособность. Целесообразность их применения в рамках образовательного процесса, является перспективным направлением научного поиска.
В заключении следует отметить, что школьная атмосфера сегодня стала небезопасна для здоровья подрастающего поколения, во многом это связано с высокими учебными нагрузками. Таким образом, применение различных методов активизации познавательной деятельности обучающихся, в том числе и фармакологических, в рамках современного образовательного процесса, представляется нам актуальной и важной педагогической задачей.
Литература:
1. Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). с. 456.
2. Бойков, А. Е. Профилактика информационной зависимости детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Безопасность жизнедеятельности,2011.-№ 12.-С.42–45.
3. Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93.
4. Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70.
5. Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе / Л. Г. Буйнов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.
6. Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3, с. 459.
7. Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). с. 104–110.
8. Макарова, Л. П. О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи / Л. П. Макарова, М. С. Матусевич, Ю. К. Бахтин, А. В. Соловьёв // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 941–943.
9. Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.
10. Соломин, В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. СПб; Челябинск, 2013. с. 148–156.
11. Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732.
12. Соломин, В. П. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического вуза / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова и др. // Молодой ученый. 2012. № 9. с. 337–345.
13. Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114.
14. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63. 0
15. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.
16. Сорокина, Л. А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л. А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. с. 114–116.
17. Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59–60.
18. Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.
19. Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30. 0
20. Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.
21. Хорошинина Л. П. Особенности липидного спектра у больных пожилого и старческого возраста с ИБС и жировым перерождением печени / Л. П. Хорошинина, Л. В. Турьева, В. Г. Радченко, Л. Г. Буйнов // Клиническая геронтология, 2014, т.20. № 5–6. С.9–14