На основе анализа нормативных документов и опыта работы ведущих специалистов-практиков автор представил свое видение использования материалов периодической печати на уроках гуманитарного цикла.
Ключевые слова: урок, материалы периодической печати, методы обучения, средства обучения, приемы обучения, компетентностный подход, метапредметные результаты обучения.
Abstract. Based on the analysis of normative documents and the experience of leading practitioners, the author presented his vision of the use of periodicals on the lessons of the Humanities.
Keywords: lesson, periodicals, teaching methods, teaching AIDS, teaching techniques, competence approach, interdisciplinary learning outcomes.
Ряда экспертов [2, c. 22] сегодня утверждают, что в современном мире происходит углубление противоречий между динамичной, гибкой и продуктивной экономикой и общественной нестабильностью, растущей незащищенностью личности. Образование как открытая общественная система должно реагировать на эти изменения. Одним из ответов на этот вызов в мировом масштабе стало смещение акцента с вопроса о том, чему учить, на вопрос, как учить. Мировой тенденцией стало повышенное внимание к вопросам методики и методологии преподавания, в том числе к процессуальному компоненту гуманитарного образования, как основополагающему элементу мировоззренческой позиции личности [2, c. 23]. В первую очередь это обусловлено спецификой компетентностного подхода, а также формирование личностных, предметных и метапредметных результатов обучения [6]. Это обуславливает разработку новых, а также актуализацию уже существующих методов и приемов обучения, с целью создания эффективной образовательной среды. При этом важно подчеркнуть, что богатый материал для основного и дополнительного изучения на уроках гуманитарного цикла, содержит отечественная периодическая печать.
В связи с этим, разрабатываемая нами проблема имеет важное прикладное значение. Особо отметим, что в мировой теории и практики методики преподавания гуманитарных дисциплин, в частности, истории, обществознания и правоведения, использование газет и журналов в процессе изучения отдельных тем, уже имеет давнюю традицию. Так, например, в КНР – чтение газет на уроках с середины 70-х гг. ХХ в., является одним из основных приемов обучения. Подобная практика применялась в начале 80-х гг. ХХ в. в Германии [4, c. 8]. В России такая практика возникла в переходный период (1993 – 1997 гг.) развития отечественной системы образования [3, с. 610-611], ввиду отсутствия актуальной информации для работы на уроках истории и обществознания, содержащей статистические сведения о положении дел в государстве, и необходимой для изучения правового регулирования отдельных областей общественной жизни.
При работе с материалами периодической печати на уроках, необходимо помнить следующее: в газетах и журналах публикуется разный по жанру, происхождению, разновидностям материал. Так, например, законы, постановления властей, правительственная хроника, репортажи, сенсационные открытия, письма в редакцию и др., следовательно, подход к этой разнородной информации должен быть дифференцированным.
Так официальные документы (законы, указы, постановления, правительства и местных органов власти) могут быть целиком приняты «на веру» и активно использоваться в рамках изучения современной российской истории, отраслевого правоведения и отдельных тем обществознания. Другой, весьма распространенный газетно-журнальный жанр –интервью – один из самых распространенных способов получения и подачи информации путем беседы. Но, следует заметить, что и этот источник вполне приемлем для изучения, так как авторский текст, как правило, хорошо продуман, а все редакционные изменения согласуются с автором. При анализе интервью следует учитывать, что оно дается для опубликования, поэтому интервьюируемый может в силу различных причин прибегать к попыткам передать информацию сознательно искаженной, а также недоговоренной. Особенности работы с интервью соответствуют специфике изучения эпистолярного наследия (дневников, писем и др.).
При планировании работы с материалами периодической печати важно правильно методически определить цель, продумать информационные потребности и соответствующие им возрастные познавательные возможности учащихся, а также заранее рассмотреть разновидность используемого материала.
Как правило, работу с материалами исторической периодики должен предварять подробный вводный комментарий учителя. Внимание учеников необходимо обратить на то, как публикация связана с темой урока, на какие вопросы могут быть получены ответы при изучении конкретной статьи либо ряда (имеется в виду несколько статей, подобранных по одной тематике) /цикла (статьи, как правило, одного автора, напечатанных в разных номерах журнала, объединенных общей идейной составляющей) статей. Здесь же должна быть представлена рефлексия работы, даны инструкции по оформлению ее результатов.
В качестве примера работы с материалами прессы учителем могут быть предложены следующие варианты:
I. Работа с одной газетной (журнальной) публикацией.
В основе данной работы лежит знакомство со статьей, итогом которой должны быть ответы на следующие вопросы:
1. Какую информацию содержит заголовок? (В него, как правило, выносятся ключевые слова, отражающие основную идею статьи и привлекающие внимание).
2. Какую информацию содержит подзаголовок? (Кем подготовлена информация, дата ее написания, где и когда произошли события. Если данная статья не первая в этой серии, то здесь можно найти указание на содержание ранее опубликованного материала).
3. На каких фактах автор заостряет внимание?
4. Какую идею поддерживает или опровергает фактический материал? [1, c. 31]
II. Работа с несколькими газетными и (или) журнальными публикациями. В этом случае основу работы составляет сравнение статей. Для сравнения могут быть предложены следующие вопросы:
1. Сопоставьте точки зрения на события, содержащиеся в исследуемых статьях.
2. Чем отличается позиция авторов по отношению к одному и тому же событию?
3. Какие аргументы содержат статьи? (Чем они аргументированы?)
4. Чью точку зрения поддерживаете Вы? Почему?
Материалы периодической печати являются важным «дополнением» к тексту учебников по предметам гуманитарного цикла. Они нередко содержат схемы, карты, выдержки из официальных документов, статистические сведения, которые могут удачно вписаться в общую канву урока, обогатить и разнообразить его содержание. В то же время необходимо помнить, что первое условие использования материалов прессы на уроке – грамотное преподнесение ученикам разнородной информации: важно не перегружать их различными фактами и, в то же время, учитывать, что обучение должно идти несколько впереди развития [5, c. 379], способствовать их знакомству с разными точками зрения на то или иное событие.
При работе с материалами периодической печати в ходе изучения предметов гуманитарного цикла следует обратить внимание на вопросы в конце и по ходу параграфа (однако, эти вопросы есть далеко не во всех учебниках по истории). Они дают возможность лучше разобраться в изучаемой теме, отработать основные ее проблемные области. Именно из них можно получить альтернативную и оперативную информацию о тех или иных явлениях (событиях).
По отдельным темам, возможно, подобрать довольно обширный материал и использовать его в качестве основы для написания доклада, сообщения, эссе или реферата. Широкое разнообразие печатной продукции сегодня позволит подобрать статьи одной тематики разных лет: это позволит проследить динамику освещаемой проблемы на страницах отечественной периодической печати, показать ее значимость.
По статье можно составить краткий или развернутый план (с учетом учебного времени и важности информации предоставленной рассматриваемой статьей). Эта работа подойдет как для общего знакомства со статьей большого объема, если данный материал будет полезен при изучении последующих тем, так и при заключительном повторении предыдущих, главным образом для актуализации пройденного материала. В последнем случае, на уроках итогового повторения, важно показать учащимся не только саму историю разработки этой проблемы, но и перспективные направления ее исследования. Отобранный материал может быть использован и как основной и как вспомогательный, так и дополняться подходящими по тематике и направленности интернет-ресурсами.
Возможно использование материалов периодической печати и в творческих заданиях. Это могут быть занимательные вопросы, позволяющие углубиться в суть изучаемой темы; ответ на статью ее автору, мини-сочинение, эссе, составление кроссвордов и сканвордов, синквейна, которые развивают у учащихся лаконичность в изложении материала, конкретику, умение считаться с чужой точкой зрения, ясно и аргументированно высказывать свои мысли.
Таким образом, представленные здесь приемы работа с материалами периодической печати можно считать лишь началом в работе по данному направлению. Их применение на практике может изменяться в связи с целями и задачами урока, интересами и способностями школьников, их психологическими и возрастными особенностями, педагогическим опытом и мастерством учителя.
Литература:
1. Жиронкина Л.Н. Использование газетных публикаций в преподавании истории // Преподавание истории в школе. – 2005. – № 9. – С.30-31.
2. Калачев И.Г. Школьное историческое образование в современной России: некоторые теоретические проблемы // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 6. – С.16-24.
3. Кулева С.В. Методика преподавания общественных наук // Исторический факультет Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в 1999 – 2000 уч.г. Учебные программы, планы и справочные материалы. Выпуск 3. – Н. Новгород, 1999. – С.86-92.
4. Макомиан Макагиансар. ЮНЕСКО и проблемы коммуникации в мире // Курьер ЮНЕСКО. – 1977. –№5. –С.5-8.
5. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 456 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общееобразование. – М., 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (дата обращения: 12.11.2014).