Мухтоловская Христорождественская церковь: прошлое и настоящее | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 25.11.2014

Статья просмотрена: 952 раза

Библиографическое описание:

Грубов, В. И. Мухтоловская Христорождественская церковь: прошлое и настоящее / В. И. Грубов, Е. Л. Проняева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13772/ (дата обращения: 17.12.2024).

В данной статье рассматриваются основные вехи истории Христорождественской церкви в поселке Мухтолово с XIXвека по сегодняшний день. Представлена информация о строительстве, разорении и воссоздании храма, о его роли в жизни населенного пункта в разные периоды истории.

Ключевые слова:Мухтолово, Большеозерский монастырь, Христорождественская церковь, священник.

Abstract. This article discusses the milestones of the history of Church of the Nativity in the village of Muhtolovo from the 19th century to the present day. Presents information about the construction, destruction and reconstruction of the temple, its role in community life in different periods of history.

Keywords:Muhtolovo, Bolsheozersky monastery, Church of the Nativity, the priest.

 

Поселок Мухтолово расположен в 25 км к северу от Ардатова – одного из районных центров юго-запада Нижегородской области. Статус поселка Мухтолово получило в 1946 г., став железнодорожной станцией на линии Муром-Арзамас. На сегодняшний день в поселке проживает более 5,2 тыс. человек.

Документальных данных о времени возникновения Мухтолова нет. Их отсутствие позволяет жить нескольким существующим на этот счет версиям. Однако, приоритетной является версия, что село Мухтолово возникло в XVIII столетии. При этом указывается широкий временной промежуток – с 1702 г по 1775 г.

Относительно названия села версий также несколько. По одной из них, топоним происходит от имени жившего здесь в стародавние времена – при Иване Грозном – мордовского князя Мухтолки [6, с. 93-94, 213]. Другая версия гласит, что село именуется по названию небольшой, исчезнувшей ныне речки Мухты.

Среди местных жителей до настоящего времени распространена красивая легенда, связанная с Большеозерским монастырем. Несохранившаяся летопись монастыря якобы гласила: «Лета 1702, в праздник Святого Георгия Победоносца, из Ардатова приехали 12 семей… Им было отведено место для поселения в дремучем Нижегородском лесу». На берегу озера переселенцы построили несколько домиков. Приписали новых жителей к приходу монастырской церкви Зосимы-Савватия.

Непроходимый лес кишел разбойниками. Однажды они разграбили монастырь, разрушили церковь и другие постройки. Монахи разбежались, бросив, по преданию, все ценности на дно озера. Первожителям пришлось обустраиваться на новом месте – рядом с рекой Мухтой. Будучи глубоко религиозными людьми, они решили перевезти сюда, в Мухтолово, и разрушенную разбойниками церковь. Перевезенный и перестроенный мухтоловцами храм в честь святых Зосимы и Савватия был открыт для прихожан в 1858 г. [2, с. 5-7].

В архиве Нижегородской епархии за 1908 г. сохранились следующие сведения: «Церковь начата постройкою в 1854 г., освящена 18 октября 1858 г. тщанием прихожан, священника Иоанна Знаменского с прихожанами и благотворителей. Престолов в ней два: в постоянном, холодном в честь Рождества Христова престольное празднование совершается 25 дня декабря месяца; в приделе теплом во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, которым празднование совершается апреля 17 дня, 27 сентября» (Даты приведены по старому стилю – Авт.).

В 1883 г. храм и колокольню покрасили. Сделали это братья Григорий и Степан Зубовы из села Туркуши, о чем сообщала надпись на стене колокольни.

В 1898 г. деревянная церковь была оштукатурена, а в 1915 г. расписана. Была она большой и красивой, как говорят старожилы. Это видно и по сохранившейся старинной фотографии. Люди с благоговением и умилением ходили в храм, молились, неся Богу свои радости и горести [2, c. 96].

В 1900 г. служил в храме священник И.М. Вознесенский, псаломщиком был Д.Я. Покровский. Прихожан в это время насчитывалось 307 человек. Церковь имела 34,5 десятины земли.

В 1908-1916 гг. службу в церкви вел священник Александр Николаевич Троицкий, с 1914 г. добавился еще один – Александр Николаевич Вознесенский. Известны и имена псаломщиков: Александра Федоровича Утина (служил с 23 декабря 1902 г., а 17 июля 1914 г. был взят на военную службу) и Евгения Новосильского (правил службу в церкви с 1916 г.). Сохранились и имена некоторых церковных старост: в 1909-1916 гг. эту должность исполнял мухтоловский крестьянин Александр Долгишев, с 1916 г. – Александр Григорьевич Хрипунов.

В приходе церкви состояли жители села Мухтолова (117 домов, 270 мужчин, 316 женщин) и деревни Помелихи (26 домов, 80 мужчин и 80 женщин) [2, с. 97].

По документам Нижегородской епархии известно, что в 1916 г. при церкви вместе с погостом имелось 2 десятины земли; пахотной – 27 десятин, сенокосной – 4 десятины и 2 десятины леса в Личадеевском лесничестве.

Дома для клира – обычные деревенские избы – располагались на церковной усадьбе и были построены тщанием прихожан села Мухтолова.

Возле церкви, как и положено, размещалась сторожка (для церковного сторожа) и сарай-дровяник.

В первое послереволюционное десятилетие, несмотря на мощную атеистическую пропаганду общегосударственного масштаба, службы в церкви не прекращались. Закрыли храм окончательно только в 1929 г. Тогда многие местные жители тайком, ночью, пробирались в церковь и уносили отсюда иконы, свято веря в то, что когда-нибудь они вернутся в Божий храм.

И после закрытия церкви мухтоловцы продолжали соблюдать православные традиции. Детей крестили дома, приглашая бабушек, знавших таинство крещения. В домах стояли иконы, перед которыми люди молились, каялись, исповедовались. По-прежнему носили крестики, даже те, кто занимал административные должности. В Пасхальные дни люди приходили к закрытой церкви и совершали крестные ходы. Люди не боялись властей, незыблемая вера в Бога помогала им. Так продолжалось много лет [4].

После закрытия мухтоловского храма многие местные жители ходили пешком за 12 км в ближайшую сохранившуюся церковь, в село Саконы.

30 января 1943 г. А.Д. Хозин обратился в Горьковский облисполком с ходатайством об открытии церкви, но ему было отказано.

В 1962 г. была уничтожена колокольня. Сделать это оказалось непросто, так как постройка была очень прочной. Все-таки тракторами кое-как ее растащили. Здание церкви долгое время стояло бесхозным, затем в нем некоторое время размещался склад газового участка.

В сентябре 1985 г. церковь сгорела [1, с. 8]. Причину пожара выяснить так и не удалось, но храма в Мухтолове больше не стало – сохранился только кирпичный фундамент. Местный умелец, Владимир Захаров, соорудил деревянный крест, который поставили на месте уничтоженной огнем церкви.

В конце 1990-х гг. начались робкие поначалу разговоры о строительстве новой мухтоловской церкви. Мало кто в это верил, но, все же, энтузиасты благого дела нашлись – в частности, мысли о создании нового храма высказывали В.А. Матвеев, Ф.С. Варжин, И.П. Пальманова. Большую роль в этом сыграл и поставленный на службу в Мухтолово с благословения митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) священник Алексей Веснин. Родился он в 1977 г. в поселке Вахтан Шахунского района Нижегородской области¸ в 1995 г. окончил Вахтанскую среднюю школу, а в 1999 г. – Нижегородскую Духовную семинарию. 13 июля 1999 г., в день выпуска из семинарии, митрополит Николай рукоположил Алексея Веснина в сан диакона. А 1 августа того же года, в праздник Серафима Саровского, в Дивеевской обители он был рукоположен в иерейский сан. 23 августа 1999 г. состоялось назначение отца Алексея настоятелем в Христорождественский приход Мухтолова, а 29 ноября 1999 г. владыка Николай благословил его строить здесь церковь [3, с. 33].

Восстановление храма началось с того, что отец Алексей «выпросил» у местных властей бывший магазин на ул. Кирова в Мухтолове. Здание было освящено, устроен алтарь, воздвигнут купол. Кто-то принес священнику небольшой колокол, утверждая, что он висел в старой церкви. В утренние часы по праздникам в воздухе стал раздаваться самый настоящий благовест (церковный звон одним колоколом, извещающий о начале богослужения).

Отец Алексей начал проводить службы, познакомился с прихожанами, которые посвятили батюшку в то, что в домах многих мухтоловцев есть иконы, книги, кресты из старой Христорождественской церкви. Вскоре сохраненные святыни крестным ходом отправились в маленький самодельный храм. В то же время начался сбор средств на возведение новой церкви. Алексей Веснин настоял, чтобы она была поставлена на прежнем месте. 7 мая 2000 г. состоялось освящение места для новой церкви, и был заложен первый камень в ее основание. Так началось строительство.

Отец Алексей, как настоятель Христорождественской церкви, обратился ко всем добрым людям за помощью в деле возрождения мухтоловского храма. «Храм, – говорил он, – центр духовной жизни православных. В нем совершается наше духовное рождение и преображение, тут мы принимаем причастие, дающее жизнь Вечную, получаем благословение на семейную жизнь и домостроительство в таинстве брака. Здесь же при отпевании провожают в путь к жизни Вечной. Храм – дом Божий, здесь Бог таинственно, невидимо присутствует, принимает наши молитвы и просьбы, ибо молитва – это разговор с самим Творцом, со своим небесным любящим Отцом. Доброделание, участие в строительстве храма – дело полезное для всех нас и наших близких» [1, с. 8].

Священник собирал людей, нанимал плотников, работал сам, ездил и ходил по всем инстанциям. Не жалея сил, на строительстве церкви работали престарелые умельцы-плотники. В марте 2001 г. на церковь подняли кресты, изготовленные по заказу Владимиром Захаровым. Так была построена красавица двухкупольная шатровая церковь [5]. 1 декабря 2001 г. здесь состоялась первая служба.

В храме много икон: Варвары Мученицы, Серафима Саровского, Спаса Нерукотворного. Все эти иконы из старой церкви, их спасли когда-то жители Мухтолова. У самого верха в храме можно увидеть старые темные иконы, которые даже не подлежат реставрации, но батюшка не расстается с ними, ведь они – часть святой церкви.

Еще до начала строительства нового храма, 4 октября 1999 г. при церкви была открыта воскресная детская школа. Посещали и посещают ее дети разного возраста – от 7 до 16 лет. Число учеников колеблется от 40 до 50 человек. Дети с радостью бегут на «божественные уроки», где учителя – духовные наставники – рассказывают о происхождении мира и человека, о том, что с нами будет после смерти; почему мы зовемся христианами, как нужно веровать в Бога, почитать и любить Его, как относиться к миру и людям, чтобы жить свято, достигнуть вечного блаженства. В воскресной школе преподают профессиональные учителя: уроки пения и музыки – учитель детской музыкальной школы Мухтолова Вера Александровна Варганова; уроки живописи – преподаватель мухтоловской детской школы искусств Ольга Анатольевна Солнышкина и др. Учителя с любовью и добротой относятся к детям, бережно возрождая нравственность в подрастающем поколении [5].

Общество постепенно возвращается к пониманию достаточно простой, но, к сожалению, утерянной в прошлом богоборческом веке истины: улучшение жизни в стране невозможно без возрождения нравственности, базирующейся на духовных основах православия.

 

Литература:

1.                  Базаев А.В. О топонимике и христианизации Ардатовского края // Исторический вестник (газета объединения историков Ардатовского района). – 2000. – №13. – С. 3-8.

2.                  Бугров Ю.А. Мухтолово: от А до Я. – Курск: ЮМЭКС, 2002. – 104 с.

3.                  Знаменитые люди Ардатовского края XVI-XXI веков. Биографический словарь-справочник / Отв. ред. А.В. Базаев. – Арзамас: АГПИ, 2002. – 250 с.

4.                  Из воспоминаний мухтоловцев М.П. Лаптевой, Г.А. Сергачёвой, К.П. Квасковой, Н.И. Кутасовой, Р.И. Кормишевой. Хранятся в личном архиве автора.

5.                  Из беседы Е.Л. Проняевой с настоятелем Христорождественской церкви Алексеем Весниным. Записи находятся в личном архиве автора.

6.                  Предания. Народная поэзия Арзамасского края. В двух книгах / Сост., авторы вступительных статей и комментариев: Л.А. Климкова, Ю.А. Курдин; АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2005. – Кн. 1. – 466 с.

Основные термины (генерируются автоматически): церковь, храм, Христорождественская церковь, Ардатов, время, день, десятина земли, Нижегородская епархия, Нижегородская область, старая церковь.


Ключевые слова

Мухтолово, Большеозерский монастырь, Христорождественская церковь, священник

Похожие статьи

Восстановление и сохранение истории часовни в честь Введения во Храм Богородицы из деревни Яковлевской (Конец) Нименского прихода Каргопольского уезда

В статье впервые в научной литературе исследуется история часовни в честь Введе́ния во храм Богородицы, которая находилась в деревне Яковле́вской (Коне́ц) Ни́менского прихода Каргопо́льского уезда с середины ХIХ в. Цель исследования — восстановление ...

Церковь Успения Пресвятой Богородицы: вчера и сегодня

В статье рассматривается история возникновения церкви Успения Пресвятой Богородицы, находящейся в с. Калинино, Нерчинского района, Забайкальского края и проблемы восстановления этого древнейшего памятника архитектуры, который находится на грани разру...

О появлении в Советском и Нолинском районах Кировской области деревень Лысково

Автор работы поднимает тему исторических предпосылок появления малых сел и деревень на Вятской земле. В статье кратко рассмотрены этапы заселения Вятского края в период XVI–XVIII вв. На основе архивных источников, показано влияние монастырского земле...

Промыслы Ильинской волости Дмитровского уезда в конце XIX-начале XX вв.

Данная статья посвящена рассмотрению многообразия крестьянских промыслов Ильинской волости Дмитровского уезда. Автор раскрывает причины возникновения промыслов, рассматривает их этапы развития и особенности.

Церкви полоцкого мужского Богоявленского монастыря во второй половине XVIII — ХX в.

Представлены сведения о Богоявленской и Екатерининской церквях полоцкого Богоявленского мужского монастыря во второй половине XVIII — ХX в., касающиеся истории строительства и реставрационных работ, условий существования и деятельности храмов в XVIII...

Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX — начала XX веков

В статье рассмотрены особенности учебного процесса второклассных церковных школ на примерах в населенных пунктах Алтая конца XIX — начала XX веков, а также показана их роль в развитии сельской культуры.

Промыслы села Озерецкого в конце XIX — начале XX вв.

Данная статья посвящена рассмотрению крестьянских промыслов села Озерецкого Московского уезда. Автор раскрывает причины возникновения промыслов, рассматривает этапы развития и причины упадка.

Финансовое состояние прихода Русской православной церкви во второй половине XIX века на основе данных Николо-Козинской церкви г. Калуги

В статье исследуются все источники дохода прихода православной церкви в Синодальный период на основе архивных данных о Николо-Козинской церкви в городе Калуге за вторую половину XIX века. Приводятся сведения о свечном и кошельковом сборе, о доходах с...

Усадьба Богимово как пример современных способов сохранения исторической памяти

В статье рассматривается история усадьбы Прончищевых в селе Богимово Ферзиковского района Калужской области, ее современное состояние и мероприятия, направленные на ее восстановление.

Формирование преподавательского состава Тобольской духовной семинарии XVIII века

В статье раскрывается процесс становления и развития преподавательского состава Тобольской духовной семинарии во второй половине XVIII века. Отмечается роль православного духовенства на начальном этапе становления семинарского образования в Сибири.

Похожие статьи

Восстановление и сохранение истории часовни в честь Введения во Храм Богородицы из деревни Яковлевской (Конец) Нименского прихода Каргопольского уезда

В статье впервые в научной литературе исследуется история часовни в честь Введе́ния во храм Богородицы, которая находилась в деревне Яковле́вской (Коне́ц) Ни́менского прихода Каргопо́льского уезда с середины ХIХ в. Цель исследования — восстановление ...

Церковь Успения Пресвятой Богородицы: вчера и сегодня

В статье рассматривается история возникновения церкви Успения Пресвятой Богородицы, находящейся в с. Калинино, Нерчинского района, Забайкальского края и проблемы восстановления этого древнейшего памятника архитектуры, который находится на грани разру...

О появлении в Советском и Нолинском районах Кировской области деревень Лысково

Автор работы поднимает тему исторических предпосылок появления малых сел и деревень на Вятской земле. В статье кратко рассмотрены этапы заселения Вятского края в период XVI–XVIII вв. На основе архивных источников, показано влияние монастырского земле...

Промыслы Ильинской волости Дмитровского уезда в конце XIX-начале XX вв.

Данная статья посвящена рассмотрению многообразия крестьянских промыслов Ильинской волости Дмитровского уезда. Автор раскрывает причины возникновения промыслов, рассматривает их этапы развития и особенности.

Церкви полоцкого мужского Богоявленского монастыря во второй половине XVIII — ХX в.

Представлены сведения о Богоявленской и Екатерининской церквях полоцкого Богоявленского мужского монастыря во второй половине XVIII — ХX в., касающиеся истории строительства и реставрационных работ, условий существования и деятельности храмов в XVIII...

Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX — начала XX веков

В статье рассмотрены особенности учебного процесса второклассных церковных школ на примерах в населенных пунктах Алтая конца XIX — начала XX веков, а также показана их роль в развитии сельской культуры.

Промыслы села Озерецкого в конце XIX — начале XX вв.

Данная статья посвящена рассмотрению крестьянских промыслов села Озерецкого Московского уезда. Автор раскрывает причины возникновения промыслов, рассматривает этапы развития и причины упадка.

Финансовое состояние прихода Русской православной церкви во второй половине XIX века на основе данных Николо-Козинской церкви г. Калуги

В статье исследуются все источники дохода прихода православной церкви в Синодальный период на основе архивных данных о Николо-Козинской церкви в городе Калуге за вторую половину XIX века. Приводятся сведения о свечном и кошельковом сборе, о доходах с...

Усадьба Богимово как пример современных способов сохранения исторической памяти

В статье рассматривается история усадьбы Прончищевых в селе Богимово Ферзиковского района Калужской области, ее современное состояние и мероприятия, направленные на ее восстановление.

Формирование преподавательского состава Тобольской духовной семинарии XVIII века

В статье раскрывается процесс становления и развития преподавательского состава Тобольской духовной семинарии во второй половине XVIII века. Отмечается роль православного духовенства на начальном этапе становления семинарского образования в Сибири.

Задать вопрос