Совершенствование управления финансами образовательной организации (на примере ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 04.12.2014

Статья просмотрена: 1937 раз

Библиографическое описание:

Курмаева, В. С. Совершенствование управления финансами образовательной организации (на примере ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1) / В. С. Курмаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 318-321. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14145/ (дата обращения: 16.12.2024).

Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы.

В экономическом комплексе страны действует значительное количество бюджетных образовательных организаций, которые получают средства не только из государственного бюджета, но и из других (внебюджетных) источников. Бюджетные организации являются важными субъектами экономики при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Развитие экономико-социальной сферы характеризуется значительным возрастанием роли бюджетных организаций. Результат их деятельности характеризует полезность проделанной ими работы и представляет собой процесс предоставления услуг широким слоям населения. Комплексный анализ деятельности бюджетных организаций способствует более эффективному использованию средств, направляемых на содержание непроизводственной сферы. В этой связи, эффективное управление бюджетными организациями и рациональное использование как бюджетных, так и внебюджетных средств вызывает объективную необходимость совершенствования управления финансами образовательной организации.

К злободневным задачам управления финансами образовательных организаций среднего профессионального образования относится проблема финансирования системы среднего профессионального образования [2].

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

Образование в РФ в соответствии с Законом об образовании подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение [1].

При этом общее образование и профессиональное образование реализуются по нескольким уровням. В частности, профессиональное образование включает в себя уровни, представленные в следующей схеме 1

Организационная диаграмма

Рис. 1. Уровни профессионального образования

 

Таким образом, среднее профессиональное образование является первой ступенью в получении профессионального образования.

Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования — тип образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования различной направленности [2].

Основным источником финансирования среднего профессионального образования являются, субсидии на выполнение государственного задания.

Еще одним источником являются субсидии на иные цели.

Заметим, что расходы на приобретение оборудования, учебной литературы, текущий ремонт зданий и сооружений не включаются в затраты на реализацию государственного задания.

В связи с чем у организации, осуществляющей реализацию программ среднего профессионального образования возникает необходимость прибегать к поиску дополнительных финансовых источников, т. е. заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью с целью поступления доходов в распоряжение организации.

К дополнительным источникам финансирования образовательных организаций среднего профессионального образования относятся:

−                   доходы от оказания платных образовательных услуг;

−                   доходы организации от предпринимательской деятельности;

−                   благотворительные пожертвования предприятий и граждан;

−                   доходы от сдачи имущества в аренду.

Средства, полученные из дополнительных источников, называют внебюджетными.

Все доходы бюджетного учреждения от деятельности, приносящей доход.

Согласно законодательству, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. При этом учредитель не вправе пользоваться и распоряжаться этими доходами [1].

Доходы от оказания платных услуг, как основной вид внебюджетных средств большинства бюджетных учреждений, рассчитываются на основе планирования количества платных услуг, которые будут оказаны в планируемом году, и цены (оплаты) единицы предоставленной услуги.

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Челябинский педагогический колледж № 1» (далее — ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1) основан в 1910 году. ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1 имеет лицензию, выданную Министерством образования и науки Челябинской области 27 марта 2012 г. серия А № 0002387, регистрационные № 9582 на право осуществления образовательной деятельности, а так же Свидетельство о государственной аккредитации, выданное Министерством образования и науки Челябинской области 04 мая 2012 г. серия ОП № 023592, регистрационный номер 1222.

Финансирование затрат ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1 осуществляется из средств бюджета Челябинской области и средств, поступивших от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Динамика расходов бюджетных и внебюджетных средств за 2012–2014 г., руб. представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика расходов бюджетных и внебюджетных средств за 2012–2014 г., тыс. руб.

Наименование

2012 год

%

2013 год

%

2014 год (январь-сентябрь)

%

Бюджетные средства

44 513,70

89 %

45 951,30

83 %

30 433,31

85 %

Внебюджетные средства

5 486,55

11 %

9 724,30

17 %

5 389,57

15 %

Всего

50 000,3

100 %

55 675,60

100 %

35 822,88

100 %

 

Бюджетные средства занимают наибольший удельный вес в источниках финансирования учреждения среднего профессионального образования за период с 2012‑2014 гг.

С каждым годом выделяемые средства могут покрыть все меньше требуемых для нормального функционирования затрат учреждения. Если в 2012 г. выделяемые средства составляли 89 % от плановых расходов, то в 2014 г. этот показатель уменьшился до 85 %. Увеличение размера оплаты труда, тарифов на коммунальные услуги, приобретение учебной литературы, выполнение ремонтных работ приводят к увеличению потребности учреждения в денежных средствах.

Расходы в общем объеме ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1 в 2013 г. увеличились на 112 % по сравнению с 2012 г. Увеличение показателя в 2013 г. по отношению к 2012 г. произошло за счёт увеличения таких показателей, как расходы на оплату труда, оплату коммунальных услуг, текущих расходов ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1.

Финансовое состояние учреждения в значительной степени зависит от качества управления финансами.

Управление финансами, представляет собой целую систему, которая состоит из элементов.

Система управление финансами образовательных организаций включает следующие элементы (схема 2)

Рис. 2. Система управления финансами

 

Целью управления финансами является улучшение финансового состояния учреждения. Для достижения данной цели используются следующие методы: сокращение расходов и увеличение доходов.

С целью повышения эффективности расходования бюджетных средств в ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1 следует принять следующие меры:

1.    Среди основных проблем в теплоснабжении здания ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1 можно выделить такие как: износ системы теплоснабжения и значительные потери тепловой энергии через оконные проемы.

В целях экономии тепловой энергии необходимо произвести замену баратей, установить в здании учебного корпуса пластиковые оконные блоки. Эти меры позволят повышать или понижать расход тепловой энергии в соответствии с внешней температурой воздуха, таким образом, появится возможность снизить затраты на тепловую энергию.

2.    Проведение занятий для студентов в потоке, что приведет к экономии средств.

Реализация предложенных мероприятий приведет к значительной экономии выделенных бюджетных средств.

3.    С целью эффективного использования средств необходимо запустить в работу мини-типографию, оборудование для которой приобретено в 2012 году, а в эксплуатацию не было введено. Так же работа мини-типографии будет служить привлечением дополнительных средств, путем оказания платных услуг по копированию и распечатке документов.

4.    Увеличение контингента студентов, обучающихся на платной основе ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1, проведение подготовительных курсов для населения, а так же курсов повышения квалификации привлечет дополнительные средства на решение уставных задач.

Предлагаемые меры позволят повысить эффективность расходования бюджетных средств ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1, улучшить финансовое состояние организации в целом.

 

Литература:

 

1.                            Федеральный закон [Электронный ресурс] от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации»– Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2.                            Грязнова А. Г. Финансы: учеб. для вузов / Грязнова А. Г. и др. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 496 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, средство, тепловая энергия, Челябинская область, государственное задание, государственный бюджет, непроизводственная сфера, образовательная организация, общее образование, учебная литература.


Похожие статьи

Маркетинговый анализ рынка образовательных услуг (на примере МБОУ «БСОШ № 1»)

Формирование системы бюджетирования в ВУЗе при переходе его в государственное автономное образовательное учреждение (на примере ГАОУ АО ВПО Астраханского Инженерно-Строительного Института (АИСИ)

Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Мотивация как средство для совершенствования управления коллективом в государственном учреждении (на примере ГОБУДОД ДЮСШ № 2 Калининского района Санкт-Петербурга)

Актуальность и необходимость возрождения студенческих отрядов правоохранительной направленности в системе среднего профессионального образования Новосибирской области (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Изучение социально-психологического образа (модели) современного гимназиста (на примере МБОУ «Гимназия №13» г.Магадан)

Методические приемы по формированию адекватной самооценки у учащихся как метапредметного результата: из опыта работы МБОУ г. Астрахани «НОШ № 19»

Похожие статьи

Маркетинговый анализ рынка образовательных услуг (на примере МБОУ «БСОШ № 1»)

Формирование системы бюджетирования в ВУЗе при переходе его в государственное автономное образовательное учреждение (на примере ГАОУ АО ВПО Астраханского Инженерно-Строительного Института (АИСИ)

Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Мотивация как средство для совершенствования управления коллективом в государственном учреждении (на примере ГОБУДОД ДЮСШ № 2 Калининского района Санкт-Петербурга)

Актуальность и необходимость возрождения студенческих отрядов правоохранительной направленности в системе среднего профессионального образования Новосибирской области (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Изучение социально-психологического образа (модели) современного гимназиста (на примере МБОУ «Гимназия №13» г.Магадан)

Методические приемы по формированию адекватной самооценки у учащихся как метапредметного результата: из опыта работы МБОУ г. Астрахани «НОШ № 19»

Задать вопрос