Логистические сервисы для интернет-торговли: полнофункциональность и сокращение этапов товародвижения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 02.12.2014

Статья просмотрена: 1379 раз

Библиографическое описание:

Рудская, Е. Н. Логистические сервисы для интернет-торговли: полнофункциональность и сокращение этапов товародвижения / Е. Н. Рудская, Э. И. Абукаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 387-390. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14135/ (дата обращения: 16.11.2024).

С ростом объемов торговли аутсорсинг непрофильных функций становится важным условием конкурентоспособности. В контексте интернет-торговли fulfilment означает весь процесс обработки заказа, это комплексное решение по дистрибуции товаров для компаний дистанционной торговли, включающее:

-                    хранение товаров (складская логистика);

-                    прием и обработку заказов;

-                    комплектацию по заказам и упаковку товаров;

-                    организацию доставки;

-                    сбор денежных средств от получателей заказов;

-                    обработку возвратов.

При этом управление заказами остается в ведении интернет-магазина. Первоначально в такой услуге были заинтересованы только компании, занимающиеся традиционной дистанционной торговлей (каталоги и телемагазины), и крупнейшие интернет-магазины.

В последние годы на российском рынке электронной торговли появилось огромное количество новых игроков — небольших магазинов, индивидуальных предпринимателей, которые находятся далеко от поставщиков товара. В то же время современные требуют быстрой доставки и возможности примерить или проверить товар перед его оплатой. Интернет-магазины пытаются не только продавать товар дистанционно, но так же и производить закупки и управлять складскими остатками через интернет.

Объем дистанционной торговли в России оценивается в диапазоне от 80–100 млн. посылок в год, 25–30 % посылок комплектуется аутсорсинговыми компаниями, что соответствует примерно 25 млн. посылок. По оценкам западных экспертов, стоимость этих услуг не должна превышать 10 % от стоимости заказа. Для наиболее популярных товарных групп в России она составляет 68 % при среднем чеке 3000 рублей. Таким образом, объем рынка фулфилмента колеблется от 4,5 до 6 млрд. рублей. [1]

Для среднестатистического оператора дистанционной торговли использование фулфилмента позволяет существенно — в среднем не менее чем на треть — сократить логистические издержки и сконцентрироваться на решении ключевых задач развития бизнеса.

Экономия в первую очередь достигается за счет оптимизации движения товаров, снижения складских затрат, сокращения расходов на доставку и возврат, а также прием платежей. В свою очередь, крупные фулфилмент-центры добиваются высокой эффективности за счет большого объема операций, развития профильных компетенций и концентрации необходимых ресурсов.

По мнению топ-менеджмента фулфилмент-оператора Бета продакшн, на сегодняшний день можно выделить как минимум три группы компаний, осуществляющих свою деятельность в этом направлении:

1.                  Специалисты в дистанционной торговле — компании образовались из производственных подразделений предприятий, осуществляющих дистанционную торговлю (подразделение германской компании Бертельсманн; российская Бета продакшн как подразделение Мир книги; Private Trade eCommerce Services как подразделение KupiVIP; eTraction как часть Отто групп).

2.                  Курьерские компании — стали реализовывать услуги фулфилмента под напором запросов со стороны интернет-магазинов (СПСР, Мегаполис Экспресс, М-Сити, Ру-Курьер, Аксиомус, Shop logistics).

3.                  3PL операторы — логистические компании, оказывающие складские услуги традиционным ритейлерам (Молком, RBLogistics, Евросеть Логистик).

Многие интернет-магазины столкнулись с тем, что их существующие возможности исчерпаны в части исполнения заказов, а дальнейший рост невозможен без серьезных инвестиционных вложений в инфраструктуру фулфилмента. Естественным выходом из этой ситуации является аутсорсинг.

Интересное наблюдение делает А.Жуков, что это также относится к оффлайновым сетям, осваивающим новый для себя канал продаж — интернет, хотя они обладают достаточно развитой логистической системой. [2]

Однако между оффлайновой логистикой и логистикой дистанционной торговли есть существенная разница. Разница в скорости и количестве подборов. Логистические процессы оффлайнового ритейлера являются лишь первым этапом процессов дистанционного торговца.

На складе ритейлера осуществляется подбор порции товаров для магазина. Таких магазинов склад может обслуживать сто, двести. Но в дистанционной торговле, каждый заказ это такая же порция, а их у успешного проекта десятки тысяч. Поэтому в хранении используется не артикульный учет, а поэкземплярный; подбор осуществляется в несколько этапов (в некоторых случаях в три-четыре этапа). Кроме того, каждый заказ интернет-магазина должен быть индивидуально упакован и к нему должна быть подготовлена сопроводительная документация. Все эти отличия должны быть учтены в IT-системе компании и именно эта система — главное отличие логистических операторов, оказывающих услуги традиционному ритейлу и дистанционному [2]

Эксперты компании Arvato классифицируют фулфилмент-операторов следующим образом:

1.                  Классические фулфилмент-операторы — компании, которые сами не ведут никакой дистанционной торговли (в интернете или по каталогам), а предлагают исключительно услуги аутсорсинга складской деятельности для онлайн-продавцов. При этом они обладают серьезными мощностями и инфраструктурой, располагают большими складскими площадями, не имеют явных ограничений по товарам (работают с интернет-магазинами из разных сегментов). Это Бета продакшн, Arvato Россия, Itella и Web-trading.

2.                  Курьерские компании — по просьбе интернет-магазинов сотрудничают с их поставщиками и хранят товары.

3.                  3PL-операторы, Third party logistics — в какой-то момент клиенты этих логистических компаний выходят в Интернет, вынуждая и их самих заниматься фулфилментом для розничной дистанционной торговли.

4.                  Операторы, работающие в каком-то одном, конкретном сегменте рынка — имеют большой собственный опыт в дистанционной торговле, и серьезные мощности (склады, инфраструктура, персонал). Услуги фулфилмента (а чаще — полный набор услуг по выводу бренда в онлайн) такие компании начинают предоставлять, сдавая свои мощности в аренду.

Например, в fashion-сегменте к таковым можно отнести eTraction и KupiVIP. В сфере электроники подобные решения предлагает «Сотмаркет». Эти компании — скорее инвесторы, обеспечивающие выход в онлайн магазинам определенного сегмента.

5.                  Операторы, предлагающие услуги фулфилмента не сами по себе, а в рамках целого комплекса по созданию онлайнового бизнеса. Лидером здесь является компания Everada, которая в отличие от eTraction и KupiVIP не ограничивается каким-то одним сегментом, а работает с разными рынками.

Интеграционные процессы в логистических системах электронной торговли усиливаются, что подтверждается формированием принципиально новых подходов к организации бизнеса. Так, компания Ру-Курьер, являясь 3PL-оператором и фулфилмент-центром для интернет-магазинов, предложила подход B2B2C «бизнес не только для интернет-магазина, но и для его каждого конечного покупателя».

Назовем основные составляющие данной формы фулфилмента:

-          полный аутсорсинг логистики от звонка до оплаты — клиенты передают на аутсорсинг все логистические и сервисные задачи, и получают услуги в режиме «одного окна»;

-          многофункциональный личный кабинет, e-mail и sms-оповещение, адресное хранение товара и штрихкодирование. Все операции по товару, заказам, услугам, финансам, тикетам полностью отображаются в реальном времени онлайн;

-          профессиональный продающий Call-Center и услуга «Менеджер интернет-магазина», обработка корзины сайтов и оформление заказа клиентов по любому каналу связи, консультации покупателей по товару, организация возвратов;

-          качественная служба доставки заказов для интернет-магазинов покупателям, в том числе доставка крупногабаритных товаров. Статусы заказов отображаются в реальном времени, сразу после доставки курьером;

-          возможность самовывоза в течение семи дней в неделю с 10:00 до 20:00 в более чем 75 удобных пунктах самовывоза в разных городах по всей стране;

-          работа с ФГУП Почта России — полная предпочтовая обработка, прозрачное отслеживание в личном кабинете, приём наложенных платежей и работа с рекламациями;

-          полная интеграция с компанией PickPoint, позволяющая отправлять заказы через сеть 250 постаматов через единое окно компании без открытия спецсчета и заключения договора;

-          получение товара у поставщиков, сотрудничающих с интернет-магазинами. Компания может получать как уже предоплаченный товар по безналичному расчету, так и делать закупки за наличные для курьерской доставки по Москве и Санкт-Петербургу;

-          услуги автоматизированного склада — ответственное хранение, комплектация, упаковка, маркировка, приемка и отгрузка от одной единицы товара до целого контейнера.

-          прием рекламаций, отказного товара и возврат денег покупателю.

-          предоставление кассового обслуживания.

Данный подход позволяет интернет-магазинам сконцентрироваться на основных направлениях своего бизнеса, уделяя больше внимания изучению спроса и предложения на рынке.

Немаловажное значение для исследования сферы электронной торговли имеет изучение и такого явления как дропшиппинг (от англ. drop shipping — прямая поставка).

Это вид предпринимательской деятельности, который заключается в реализации товаров фирмы-поставщика посредником (дропшиппером). При этом товар отправляется напрямую к покупателю. Прибыль дропшиппера формируется за счёт разницы между оптовой ценой, которую он платит поставщику, и розничной ценой, по которой продаёт товар клиенту. Смысл данного бизнеса заключается в том, что товар закупается только под заказ, поставщику (продавцу) передаются данные заказа и клиента, и тот направляет посылку. [3]

Торговля под заказ минимизирует расходы на организацию продаж, товар можно закупить по минимальной цене у поставщика любой страны и продать с максимальной наценкой.

Посредник сначала находит клиента (покупателя), получает от него заказ на конкретный товар и предоплату. Далее посредник только переоформляет заказ покупателя на сайте продавца и оплачивает от своего имени, указывая покупателя в качестве получателя, в данном случае работа посредника заключается в переводе контента, оформлении (ручном или автоматическом) заказа, приеме платежа и оплате продавцу. Фирма-поставщик высылает товар по адресу, который сообщает дропшиппер (см.рис.1).

Описание: дропшшипинг

Рис.1. Схема функционирования дропшиппинга

Источник: http://commerinfo.ru

 

Определим основные преимущества дропшиппинга [4]:

-          не требуется первоначального капитала;

-          не требуется предварительная закупка товара и наличие складских помещений для торговли, торговых залов и сотрудников;

-          все вопросы и расходы по отправке товара берёт на себя фирма-поставщик или пункт отправки товара;

-          возможность одновременно сотрудничать с большим количеством поставщиков различного профиля;

-          дропшиппер может продавать множество товаров одновременно и постоянно расширять ассортимент;

-          поставщик может отправлять товары от имени дропшиппера, благодаря чему тот может создать узнаваемую торговую марку и рекламировать её.

Идея дропшиппинга позволяет значительно упростить торговлю, оставив для решения только задачи по популяризации и продвижению товара в сети.

Однако эксперты советуют обратить внимание на следующие моменты при организации торговли под заказ:

-          серьезно изучить спрос и конкуренцию;

-          сформировать базу надежных поставщиков, выяснить цены, договориться об условиях поставок, заключить договоры;

-          определить схему доставки заказа конечному покупателю: если это будет дропшоппинг в чистом виде, то обязанности по доставке возьмет на себя поставщик, если же заниматься доставкой будет дропшиппер, то потребуется сотрудничать с местными транспортными компаниями;

-          правильно использовать маркетинговые коммуникации: рекламная кампания, создание подробных каталогов продаваемых товаров, создание и раскрутка сайта с электронным каталогом, активные продажи (телефонные звонки и встречи с потенциальными клиентами).

Важно учитывать и юридическую сторону бизнеса. В данном случае отношения сторон регулируются агентским договором или договором поручения, по которому одна сторона (предприниматель) обязуется по поручению другой стороны и за ее счет (клиент), совершить юридические действия (оказать услугу), то есть оформить заказ и выступить платежным агентом.

При этом выручкой, с которой уплачиваются налоги, будет считаться не разница между ценами закупки и продажи, а агентское вознаграждение за оказание услуг. Это может быть либо какая-то фиксированная сумма, либо процент от стоимости товара.

Оформлять договор отдельно с каждым клиентом не нужно. Существует такое понятие как публичная оферта (ст. 437 ГК РФ). Таковой считается сообщение, где прописаны существенные условия договора, из которого четко следует предложение заключить договор на установленных условиях. Тот, кто отзывается на данное предложение (совершает акцепт), автоматически считается заключившим этот договор и должен следовать его условиям.

Акцепт (согласие заключить договор) является полным и безоговорочным, то есть клиент, откликаясь на предложение, соглашается со всеми зафиксированными в нем условиями. Форма акцепта оговаривается в договоре (договор считается заключенным с момента получения продавцом заказа от покупателя или с момента оплаты заказанного товара). Заполнив для заказа специальную форму на сайте, покупатель автоматически подписывается под условиями договора.

Сотрудничать можно напрямую с производителями, официальными дилерами, оптовыми продавцами или обычными розничными магазинами. В последнее время для дропшипинга наиболее актуален азиатский рынок, где цены минимальны.

Подводя итоги, определим сравним достоинства и недостатки дропшиппинга (см.табл.1).

Таблица1

Основные плюсы и минусы торговли методом прямых продаж [5]

Плюс

Минус

Необходим минимальный стартовый капитал, предварительные затраты на товар практически отсутствуют, так как продукт закупается под заказ

Не всегда клиенты соглашаются перечислить предоплату, опасаясь фирм-однодневок, поэтому, не исключено, что получив заказ, закупку придется сделать за собственные средства

Не нужно хранить, упаковывать и отсылать проданные товары, все это сделает поставщик

Дропшиппер не может проследить за тем, что именно будет упаковано, в каком виде, как будет доставлена посылка

Товары могут отправляться заказчику от вашего имени, с вашей контактной информацией и логотипом

Необходимо внимательно подходить к выбору поставщиков (продавцов)

Выручка от разницы в цене закупки и розничной цене зависит от вас и может составлять от 10 до 70 процентов стоимости товара

Не всегда можно контролировать сроки доставки, они могут затягиваться на срок от 2 до 5 недель, особенно если товар заказывается за рубежом, например, в Китае. Не каждый клиент согласится ждать такой срок

Можно одновременно сотрудничать с несколькими компаниями в разных странах

В некоторых случаях с посылки, перевозимой через границу, необходимо будет уплатить таможенные пошлины. Необходимо изучить особенности бизнеса страны-поставщика

Торговля достаточно мобильна — в любой момент можно выводить на продажу и снимать с продажи любые виды товара, в любом количестве

Курьерские службы нередко выдвигают свои требования к перевозимому товару, не каждая служба готова взяться за доставку любого товара. Необходимо изучать особенности работы служб доставки

 

Д.Соловьев справедливо указывает на следующие проблемы прямых онлайн-продаж [6]:

-          большое количество конкурентов приводит к быстрому падению цен на новые продукты;

-          остаток товара на складах — для решения данной проблемы лучше работать сразу с несколькими поставщиками;

-          технические неисправности, ошибки поставщика, брак товара — данные вопросы решает не поставщик, а дропшиппер.

Этот же автор выделяет три лучших китайских интернет-магазина с дропшипп-сервисом: PandaWill, BuySKU и Tinydeal. Эти участники характеризуются бесплатной доставкой в Россию, русскоязычными версиями сайтов, использованием для оплаты PayPal, Moneybookers, WebMoney, Visa, Mastercard, Карта Связной, Яндекс деньги, Мейл деньги, банковских переводов.

Таким образом, дистанционная торговля обладает мультипликативным эффектом, формируя новые виды бизнеса на каждом этапе своего развития.

 

Литература:

 

1.                  http://www.budzdorvum.ru/index.php/cboi-biznes/717-fulfilment-v-rossii.html

2.                  Жуков А. Фулфилмент — российский рынок // http://www.retail.ru — 2013. — 08 апреля

3.                  http://dropshopping.ru

4.                  Дропшиппинг в России http://www.aplix.ru/texnologii/dropshipping

5.                  Петров А. Реальная торговля без реального товара — дропшиппинг // www.Audit-it.ru — 2012. — 13 июня

6.                  http://zarabotaiti.ru/category/elektronnaya-kommerciya

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционная торговля, товар, компания, заказ, клиент, поставщик, Россия, услуга, электронная торговля, конечный покупатель.


Похожие статьи

Шоу-румы как инструмент интеграции онлайн- и офлайн торговли: универсализация каналов продвижения и продаж

Цифровизация банковских процессов в Российской Федерации: возможности использования технологии «блокчейн»

Банковский менеджмент: роль персонала и интернет-ресурсов в формировании лояльности клиентов

Утечка и незаконное распространение биометрических персональных данных в банковской сфере: общая характеристика и пути преодоления проблем

Академический фандрайзинг как инструмент развития инвестиционной привлекательности науки, образования и культуры: стратегический и концептуальный подходы к определению

Вопросы миграции и интеграции данных при создании сайта интернет-магазина автозапчастей

Роль телекоммуникационных компаний в развитии финансовых сервисов: новые форматы построения взаимоотношений с клиентами

Внедрение CRM-системы для бизнеса: гарантия успеха или желание «быть как все»

Расширение сознания за счёт переноса в реальный мир цифровой информации в сферах образования и маркетинга: AR-технологии

Цифровая трансформация строительной отрасли. Узкие места перехода на цифру при внедрении технологий информационного моделирования

Похожие статьи

Шоу-румы как инструмент интеграции онлайн- и офлайн торговли: универсализация каналов продвижения и продаж

Цифровизация банковских процессов в Российской Федерации: возможности использования технологии «блокчейн»

Банковский менеджмент: роль персонала и интернет-ресурсов в формировании лояльности клиентов

Утечка и незаконное распространение биометрических персональных данных в банковской сфере: общая характеристика и пути преодоления проблем

Академический фандрайзинг как инструмент развития инвестиционной привлекательности науки, образования и культуры: стратегический и концептуальный подходы к определению

Вопросы миграции и интеграции данных при создании сайта интернет-магазина автозапчастей

Роль телекоммуникационных компаний в развитии финансовых сервисов: новые форматы построения взаимоотношений с клиентами

Внедрение CRM-системы для бизнеса: гарантия успеха или желание «быть как все»

Расширение сознания за счёт переноса в реальный мир цифровой информации в сферах образования и маркетинга: AR-технологии

Цифровая трансформация строительной отрасли. Узкие места перехода на цифру при внедрении технологий информационного моделирования

Задать вопрос