Опытно-экспериментальное исследование по реализации индивидуального подхода к обучению школьников математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Математика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 01.12.2014

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Киряева, А. А. Опытно-экспериментальное исследование по реализации индивидуального подхода к обучению школьников математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида / А. А. Киряева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14083/ (дата обращения: 26.04.2024).

1. «Корректурная проба». Эта диагностика дает возможность исследовать не только уровень произвольной регуляции поведения школьника, но и определить, как ребенок легко устает, быстро ли истощаются его силы, астеничен ли он.

Стимульный материал теста заключается в наборе чередующихся геометрических фигур — квадрата, треугольника, прямоугольника, круга и т. д., расположенных рядами на стандартном листе бумаги.

В верхней части листа дается образец, который поможет ребенку ориентироваться в задании, так как является фактически схемой инструкции.

Проведение теста. Сначала детям даются лист бумаги с нарисованными фигурами и закрытым образцом и простой карандаш. После этого инструкция дается устно, детей просят ее повторить, проверяя, правильно ли они запомнили принцип зачеркивания. Если дети плохо поняли инструкцию, положите перед ними заготовленный образец, сказав о том, что на этой схеме изображено все, что надо, и в случаях затруднения можно смотреть на нее. Когда ребенок начал выполнять задание, экспериментатор засекает время и просит его проводить вертикальную черту каждую минуту. Сам ребенок следить за временем не должен. В процессе работы отмечается, через какое время начинает снижаться работоспособность ребенка. После того как отвлечения стали явно мешать работе, появилось много ошибок, а ребенок больше смотрит в окно, чем на листок, взрослый говорит: «Ну, все, ты устал, но тебе осталось поработать всего лишь еще одну минуту, а потом ты свободен». Необходимо посмотреть, изменилась ли деятельность ребенка, повысилась ли его работоспособность.

Анализ результатов. Прежде всего, анализируется умение детей принять задание, а также форма, в которой это задание принимается. Так, дети с низкой произвольностью вообще не могут принять задание, отвлекаются даже при наличии схемы, делают много ошибок уже в первые минуты работы, иногда даже начинают рисовать или раскрашивать фигурки. Ошибкой считается не только неправильно зачеркнутая, но и пропущенная буква или фигура. Только напоминание взрослого, его постоянный контроль способны вернуть их к работе. На более высоком уровне находятся дети, которые принимают задание, но только в виде схемы. Этот уровень волевой регуляции является нормой для детей 10 лет. Считается, что уже для пятиклашек, а особенно для детей 12 лет нормой является, то есть словесная инструкция, при которой схема деятельности строится в сознании ребенка, и потому он не нуждается во внешних опорах и подсказках. Именно такой уровень и является оптимальным для школы, но это не так. В то же время и дети, которые в этом возрасте нуждаются во внешней схеме, в принципе готовы к обучению, так как они все-таки принимают задание. Для них просто необходима дополнительная тренировка, особенно тренировка произвольного запоминания. Дети, которые не принимают задание в принципе, не готовы к учебной деятельности.

Не менее важным является и уровень концентрации внимания, который измеряется в этом задании. Он проверяется, прежде всего, количеством ошибок, которые делает ребенок. В норме дети 12 лет могут проработать безошибочно 10 минут. Нормальным является для детей этого возраста и то, что они чаще пропускают фигурки, а те, которые замечают, практически всегда зачеркивают правильно. Таким образом, наличие 1–2 ошибок, допущенных в течение одной минуты работы, является нормальным, хотя и не самым высоким уровнем концентрации внимания. Главное, что этот уровень достаточен для хорошей работы и учебы детей.

После 10 минут работы количество ошибок резко увеличивается, дети начинают отвлекаться. Тогда вы и даете новую инструкцию: «Внимание, тебе осталось работать еще одну минуту».

Неопределенность во времени исчезает, появляется более четкий ориентир, деятельность детей опять должна нормализоваться, а новые ошибки не появляются. Именно это умение собраться и сосредоточиться объективно регистрирует способность детей произвольно регулировать свою деятельность, что необходимо не только для хорошей учебы в школе, но и для успешной деятельности вообще. Таким образом, в приведенном задании измеряется уровень концентрации внимания (количество допущенных ошибок), степень произвольной регуляции поведения — уменьшение количества ошибок после того, как появляется четкий критерий окончания работы и уровень волевой готовности (способность принять инструкцию и форма, в которой она принимается, внешняя схема или внутренняя, словесная инструкция).

Кроме того, тест показывает и степень утомляемости, астеничности детей. Слабые дети очень быстро устают и начинают делать много ошибок не через 5–10 минут, как в норме, а уже через 2–3 минуты. Однако будьте внимательны и не путайте этих детей с теми, у которых очень низкий уровень волевой готовности.

2. Изучение соотношения зрительного и осязательного восприятия формы.

Подготовка исследования. Подобрать набор из 12 плоскостных фигур 4 геометрических форм квадратной, треугольной, прямоугольной и трапециевидной, каждая из которых модифицируется в 3 вариантах (путем изменения величины, нарушения четкости очертания углов и контура и т. д.).

Проведение исследования. Проводится 4 серии эксперимента индивидуально с одними и теми же детьми 12 лет.

Первая серия. Зрительное ознакомление с формой. Ребенку в течение 10 секунд показывают фигуру определенной формы, затем демонстрируют весь набор, в котором он должен найти предъявленный ранее образец. Точно так же ребенка знакомят и с остальными фигурами. Трогать образцы не разрешают.

Вторая серия. Осязательное ознакомление с формой. Ребенок знакомится с фигурами сначала без участия зрения, только путем осязательного восприятия, а затем и зрительного. В наборе он узнает фигуры так же, как и в предыдущей серии. Фиксируют движение глаз и руки ребенка (на что он смотрит, как ощупывает предмет) и время рассматривания образца в процессе зрительного и осязательного восприятия.

Третья серия. Зрительное узнавание формы и осязательный выбор. Цель этой и следующей серии состоит в выявлении того, как осуществляется перенос образа и зрительной модальности на осязательную и наоборот. Фигуру ребенку предъявляют зрительно, а найти ее он должен в наборе путем осязательного восприятия.

Четвертая серия. Осязательное узнавание и зрительный выбор. Исходный образец ребенок воспринимает осязательно, а отыскивает его путем зрительного восприятия.

Обработка данных. Вычисляют процентные показатели успешности и не успешности узнавания фигур в группе, а также время ознакомления с фигурами. Результаты представляются в таблице и для наглядности в виде диаграмм.

 

Литература:

 

1.         Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией В. В. Воронковой. Москва, 1994.

2.         Егорова Т. В., Лонина В. А., Розанова Т. В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей. Дефектология, 2008. — № 4.

3.         Осницкий А. К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва-Нальчик, 2006.

4.         Соловьев И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. Москва, 2009.

5.         Цымбалюк А. Н. Особенности познавательной активности младших школьников с пониженной обучаемостью. Автореферат канд. дисс. М, 2004.

6.         Эк В. В., Перова М. Н. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе. Москва, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, задание, минута работы, осязательное восприятие, ошибка, фигура, внешняя схема, волевая готовность, словесная инструкция, уровень концентрации внимания.


Похожие статьи

Диагностика осязательного восприятия дошкольников...

III, ребенок, фигура, уровень, задание, расположение фигур, осязательное восприятие, действие обследования, обследование фигур, полный объем.

Оценка уровня психического познавательного процесса развития...

Способности волевого регулирования внимания, управления им в

Развитие восприятия внимания, концентрации внимания, в младшем школьном возрасте учащихся

Показателем точности работы является число ошибок (поинтервально и в целом за весь эксперимент).

Создание условий для развития внимания у дошкольников...

В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребёнка ещё очень низкая, к 6–7

При работе с такими детьми необходимо активизировать их внимание, поощряя старания и повышая самооценку.

Диагностика осязательного восприятия дошкольников с нарушением зрения.

Развитие осязательного восприятия как компенсаторного...

Слишком большой объем задания рассеивает внимание, создает напряженность при восприятии. Учитывать индивидуальные осязательные возможности детей при восприятии объектов окружающей обстановки. Регулировать в процессе восприятия словесную и...

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Объем внимания ребенка 1–5 объектов.

Постепенно задания можно усложнять и увеличивать их количество. Игра «Цифры-фигуры».

Концентрация — это степень сосредоточения.

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

Методика работы по развитию представлений о форме у детей...

Важно организовать разнообразные действия детей с моделями фигур, так как уровень представлений о них определяется богатством опыта восприятия формы. Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей. Подключение руки к работе глаза...

Диагностическая методика по определению аппликационных...

Изучение аппликационных работ детей свидетельствует о том, что обучению технике аппликации в дошкольных учреждениях уделяется еще мало внимания, хотя каждый педагог

Ребенок получает 0 баллов, если: – неверно выполняет задание; – допускает ошибки

Виды восприятия и их роль в развитии художественно-творческих...

4) осязательное восприятие

Для развития ребенка-аудиала: в процессе обучения необходимо использовать музыку как фон во время работы; представлять

способности, саморегуляцию (концентрацию внимания) и способность к анализу и самоанализу.

Память как познавательный процесс у младших школьников при...

Концентрация (интенсивность) внимания — это степень или сила сосредоточенности.

Средний уровень внимания отмечалось у младших школьников, которые отметили от 10, до 12 слов.

Данная работа призвана сформировать у педагогов и родителей, детей младшего...

Диагностика осязательного восприятия дошкольников...

III, ребенок, фигура, уровень, задание, расположение фигур, осязательное восприятие, действие обследования, обследование фигур, полный объем.

Оценка уровня психического познавательного процесса развития...

Способности волевого регулирования внимания, управления им в

Развитие восприятия внимания, концентрации внимания, в младшем школьном возрасте учащихся

Показателем точности работы является число ошибок (поинтервально и в целом за весь эксперимент).

Создание условий для развития внимания у дошкольников...

В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребёнка ещё очень низкая, к 6–7

При работе с такими детьми необходимо активизировать их внимание, поощряя старания и повышая самооценку.

Диагностика осязательного восприятия дошкольников с нарушением зрения.

Развитие осязательного восприятия как компенсаторного...

Слишком большой объем задания рассеивает внимание, создает напряженность при восприятии. Учитывать индивидуальные осязательные возможности детей при восприятии объектов окружающей обстановки. Регулировать в процессе восприятия словесную и...

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Объем внимания ребенка 1–5 объектов.

Постепенно задания можно усложнять и увеличивать их количество. Игра «Цифры-фигуры».

Концентрация — это степень сосредоточения.

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

Методика работы по развитию представлений о форме у детей...

Важно организовать разнообразные действия детей с моделями фигур, так как уровень представлений о них определяется богатством опыта восприятия формы. Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей. Подключение руки к работе глаза...

Диагностическая методика по определению аппликационных...

Изучение аппликационных работ детей свидетельствует о том, что обучению технике аппликации в дошкольных учреждениях уделяется еще мало внимания, хотя каждый педагог

Ребенок получает 0 баллов, если: – неверно выполняет задание; – допускает ошибки

Виды восприятия и их роль в развитии художественно-творческих...

4) осязательное восприятие

Для развития ребенка-аудиала: в процессе обучения необходимо использовать музыку как фон во время работы; представлять

способности, саморегуляцию (концентрацию внимания) и способность к анализу и самоанализу.

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей...

Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при

Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая(круг)».

Похожие статьи

Диагностика осязательного восприятия дошкольников...

III, ребенок, фигура, уровень, задание, расположение фигур, осязательное восприятие, действие обследования, обследование фигур, полный объем.

Оценка уровня психического познавательного процесса развития...

Способности волевого регулирования внимания, управления им в

Развитие восприятия внимания, концентрации внимания, в младшем школьном возрасте учащихся

Показателем точности работы является число ошибок (поинтервально и в целом за весь эксперимент).

Создание условий для развития внимания у дошкольников...

В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребёнка ещё очень низкая, к 6–7

При работе с такими детьми необходимо активизировать их внимание, поощряя старания и повышая самооценку.

Диагностика осязательного восприятия дошкольников с нарушением зрения.

Развитие осязательного восприятия как компенсаторного...

Слишком большой объем задания рассеивает внимание, создает напряженность при восприятии. Учитывать индивидуальные осязательные возможности детей при восприятии объектов окружающей обстановки. Регулировать в процессе восприятия словесную и...

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Объем внимания ребенка 1–5 объектов.

Постепенно задания можно усложнять и увеличивать их количество. Игра «Цифры-фигуры».

Концентрация — это степень сосредоточения.

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

Методика работы по развитию представлений о форме у детей...

Важно организовать разнообразные действия детей с моделями фигур, так как уровень представлений о них определяется богатством опыта восприятия формы. Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей. Подключение руки к работе глаза...

Диагностическая методика по определению аппликационных...

Изучение аппликационных работ детей свидетельствует о том, что обучению технике аппликации в дошкольных учреждениях уделяется еще мало внимания, хотя каждый педагог

Ребенок получает 0 баллов, если: – неверно выполняет задание; – допускает ошибки

Виды восприятия и их роль в развитии художественно-творческих...

4) осязательное восприятие

Для развития ребенка-аудиала: в процессе обучения необходимо использовать музыку как фон во время работы; представлять

способности, саморегуляцию (концентрацию внимания) и способность к анализу и самоанализу.

Память как познавательный процесс у младших школьников при...

Концентрация (интенсивность) внимания — это степень или сила сосредоточенности.

Средний уровень внимания отмечалось у младших школьников, которые отметили от 10, до 12 слов.

Данная работа призвана сформировать у педагогов и родителей, детей младшего...

Диагностика осязательного восприятия дошкольников...

III, ребенок, фигура, уровень, задание, расположение фигур, осязательное восприятие, действие обследования, обследование фигур, полный объем.

Оценка уровня психического познавательного процесса развития...

Способности волевого регулирования внимания, управления им в

Развитие восприятия внимания, концентрации внимания, в младшем школьном возрасте учащихся

Показателем точности работы является число ошибок (поинтервально и в целом за весь эксперимент).

Создание условий для развития внимания у дошкольников...

В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребёнка ещё очень низкая, к 6–7

При работе с такими детьми необходимо активизировать их внимание, поощряя старания и повышая самооценку.

Диагностика осязательного восприятия дошкольников с нарушением зрения.

Развитие осязательного восприятия как компенсаторного...

Слишком большой объем задания рассеивает внимание, создает напряженность при восприятии. Учитывать индивидуальные осязательные возможности детей при восприятии объектов окружающей обстановки. Регулировать в процессе восприятия словесную и...

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Объем внимания ребенка 1–5 объектов.

Постепенно задания можно усложнять и увеличивать их количество. Игра «Цифры-фигуры».

Концентрация — это степень сосредоточения.

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

Методика работы по развитию представлений о форме у детей...

Важно организовать разнообразные действия детей с моделями фигур, так как уровень представлений о них определяется богатством опыта восприятия формы. Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей. Подключение руки к работе глаза...

Диагностическая методика по определению аппликационных...

Изучение аппликационных работ детей свидетельствует о том, что обучению технике аппликации в дошкольных учреждениях уделяется еще мало внимания, хотя каждый педагог

Ребенок получает 0 баллов, если: – неверно выполняет задание; – допускает ошибки

Виды восприятия и их роль в развитии художественно-творческих...

4) осязательное восприятие

Для развития ребенка-аудиала: в процессе обучения необходимо использовать музыку как фон во время работы; представлять

способности, саморегуляцию (концентрацию внимания) и способность к анализу и самоанализу.

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей...

Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при

Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая(круг)».

Задать вопрос