Библиографическое описание:

Кобзарева О. Ф., Курепина С. Д. Создание условий для развития внимания у дошкольников с нарушением зрительного восприятия // Образование и воспитание. — 2017. — №1.1. — С. 15-17. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1772/ (дата обращения: 18.02.2018).



В статье авторы раскрывают особенности развития внимания у детей с нарушением зрительного восприятия. Описываются приемы и методы активизации и стимулирования внимания. Данная статья будет полезна педагогам, воспитателям, работающим с детьми с нарушением зрения.

Ключевые слова: развитие внимания, дошкольники, нарушение зрения, развивающая среда.

В нашем МБДОУ функционируют группы для детей с нарушением зрения с различными зрительными диагнозами. Образовательная деятельность данных группах осуществляется на основе специальной коррекционно-развивающей программы для детей с нарушением зрения, под ред. Л. И. Плаксиной. Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением зрения приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала [2, с. 14].

Особенностью детей с нарушением зрения являются быстрое утомление на занятиях, медленное переключение на другой вид деятельности, не могут сразу включится в работу. Увеличение времени восприятия информации, замедленность в выполнении заданий, приводит к трудностям, связанным с концентрацией внимания на задании, переключении с одного задания на другое, распределением своего внимания на отдельные части задания, что ведет к рассеянности и несобранности [6, с. 97].

В возрасте 5–7 лет следует развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте, а также переключать внимание. В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребёнка ещё очень низкая, к 6–7 годам она увеличивается, но всё же остаётся ещё слаборазвитой. У ребёнка нужно постепенно развивать способность делать волевые усилия и в частности, в ходе решения интеллектуальных задач. Устойчивость существенно повышается, если ребёнок активно взаимодействует с предметом (изучает, рассматривает). Неумение быстро переключить внимание приводит к затруднениям, когда нужно от игры перейти к занятию, в таких случаях говорят, что дети рассеяны, им нужна пауза, чтобы переключить своё внимание на другое. Это достигается путём специальной тренировки, благодаря которой развивается произвольное внимание, что в свою очередь позволяет ребёнку становиться способным активно, избирательно «извлекать» из памяти ему нужную информацию, выделять главное.

Дети с нарушением зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира, поэтому, чтобы обеспечить детям благоприятные условия для обучения, необходимо: создать соответствующие условия для зрительного восприятия; оптимально использовать наглядные пособия; применять специальные методы обучения и вести коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка.

Для зрительного восприятия благоприятны такие условия: достаточная освещенность помещения, размещение детей за столами согласно зрительному диагнозу, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения. Во время занятий рекомендуется использовать специальную наглядность определенных размеров: более крупную для фронтальных демонстраций и строго дифференцированную индивидуальную, соответствующую показателям основных зрительных функций ребенка (острота зрения, поле зрения) и зрительной патологии (близорукость, амблиопия и т. д.).

При демонстрации цветных изображений должны соблюдаться определенные требования: нужно использовать яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета (помидор — красный, огурец — зеленый, репка — желтая и т. д.). Особенно это важно на начальных этапах работы с ребенком, когда зрительное восприятие страдает из-за отсутствия эталона предъявляемого объекта, отсутствия «прошлого опыта».

При работе с сюжетными изображениями для отдельных детей (с низкой остротой зрения) следует исключить несущественные детали, которые не оказывают влияния на содержание и смысл сюжета.

Показывая дидактический материал, наглядные средства, воспитатель должен учитывать не только его размеры и цвет, но и контрастность фона, на котором он находится; чаще использовать контур для того или иного объекта и указку.

Для выполнения зрительной работы вблизи плоскость рабочей поверхности должна быть вертикальной или горизонтальной в зависимости от вида косоглазия (при расходящемся косоглазии — горизонтальная, а при сходящемся — вертикальная).

У детей со зрительными нарушениями темп ведения занятий должен быть снижен по сравнению с нормально видящими: таким детям требуется больше времени для первичного и повторного рассматривания предъявляемого материала [5, с. 31].

У детей с нарушением зрения наблюдается низкая познавательная активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением зрения. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.

При дефектах зрения главным условием развития внимания является активное участие детей в любом виде деятельности (учебной, игровой, трудовой, умственной). Необходимо учить детей всматриваться, вслушиваться и осязать различные качества и свойства предмета. С этой целью используются на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности, что позволяет поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне [1, с. 126].

Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей, а при общении воспитателя с детьми через игровой персонаж способствует лучшей концентрации внимания и активизации их речи. Дидактическая игра включается в занятии не только для того, чтобы углубить содержание знаний детей, но и для того, чтобы посредством игры активизировать познавательный процесс, внимание, наблюдательность, память, фантазию. Наряду со зрительным восприятием в таких играх совершенствуется осязание и слух. Так, игры «Волшебный мешочек», «Угадай на ощупь» требуют от детей сосредоточенного внимания, активной деятельности анализаторов, умения различать, сравнивать и обобщать. Игры типа «Фанты» и «Что летает?» требуют напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимания. Увлечение такой игрой повышает способность к произвольному вниманию, помогает быстрому и прочному запоминанию.

Словесные игры развивают умение внимательно слушать, более четко формулировать свои мысли. Сообразительности и внимания требуют такие игры, в которых из частей составляется целое — разрезные картинки, кубики. Независимо, от характера задачи все дидактические игры развивают у детей произвольное внимание — умение сосредоточиться на поставленной цели. Пальчиковые игры развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Если они сопровождаются стихами, то у детей развивается речь и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии. Одни дети слишком активны, неусидчивы, несдержанные, действуют импульсивно, необдуманно. Таким детям с неустойчивым вниманием, неусидчивым полезны индивидуальные игры со строительным материалом, т. к. такая игра может так увлечь ребёнка, что он доведёт её до конца: играя один, он сможет спокойно, самостоятельно выполнить задуманное. Другие дети, наоборот, несколько замедленны, вялы, недостаточно активны, неорганизованные и рассеяны. При работе с такими детьми необходимо активизировать их внимание, поощряя старания и повышая самооценку.

Упражнения игрового характера оказывают благотворное влияние на общий тонус организма детей, моторику, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой. Обязательной частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является проведение физминуток, во время которых необходимо проводить специальную гимнастику глаз — взоротерапию, время от времени надо отвлекать детей от работы переключением их зрения с близкого расстояния на далекое — дать отдых глазам.

Таким образом, для развития и активизации внимания у детей важно использовать эмоциональные факторы: вызвать интерес, внести эмоциональную окраску, создать проблемную ситуацию, излагать материал с использованием рисунков, схем, муляжей и других наглядных средств обучения. Развитие внимания связано с формированием волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности в условиях активной деятельности [1, с. 7].

Литература:

  1. Григорьева Л. П. «Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями» // Дефектология № 1, 2002г.; № 2, 2003.
  2. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования. — М., 1991.
  3. Подколзина Е. Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения. // Журнал Дефектология, 2001 — № 2
  4. Подколзина Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения. // Журнал Дефектология, 2005 — № 6. С. 33–40.
  5. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Уч. пособ. для студ. ВУЗов. — М.: «ВЛАДОС», 2000.
  6. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000
Основные термины (генерируются автоматически): нарушением зрения, зрительного восприятия, развития внимания, нарушением зрительного восприятия, внимание детей, детей сосредоточенного внимания, детей произвольное внимание, непроизвольное внимание детей, концентрация внимания ребёнка, особенности развития внимания, зрительного восприятия благоприятны, низкой остротой зрения, уровне глаз детей, особенностей нарушения зрения, нарушение зрения, эмоционально-волевой сферы детей, дефектах зрения главным, стимулирования внимания, активное участие детей, тонус организма детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос