Редкоземельные металлы применяются в энергетике и практически в любой отрасли промышленного производства, включая авиастроение, оптику, медицину, электронику, производство лазерной техники, сотовых телефонов, автомобильную, атомную, химическую, стекольную и другие сферы промышленности. Также эти «витамины» имеют огромное значение в производстве оборонной продукции, реактивных двигателей и спутниковых систем. Вот они — «витамины» современной промышленности, как их охарактеризовал академик А. Е. Ферсман[1].
На рынке редкоземельных металлов роль первой скрипки играет Китай. Руководствуясь своей восточной мудростью, Китай выстроил рынок таким образом, что, владея месторождениями и технологиями, он может диктовать свои условия, на которые даже соглашается, скрипя зубами, и высокотехнологичная Япония.
В 2014 году Россия приняла свою программу развития промышленности редкоземельных металлов[2]. В Правительстве России делают ставку на уникальное сверхкрупное Томторское месторождение РЗМ, руды которого наиболее богаты по сравнению с известными мировыми месторождениями.
Перечень товарных продуктов (пятиокись ниобия, оксиды скандия, иттрия, лантана, празеодима, неодима, самария, европия), получаемых в результате гидрометаллургического передела комплексных руд месторождения Томтор предопределяет весьма широкую сферу их потребления[3].
Томторское месторождение РЗМ расположено в Якутии, на территории Оленекского национального эвенкийского района.
Последние слова предыдущего предложения являются ключевыми в освоении Томторского месторождения, которое является стратегически важным для России и которое расположено в исконной среде обитания коренных малочисленных народов Арктического Севера. Статьей 8 «Права малочисленных народов, объединений малочисленных народов и лиц, относящихся к малочисленным народам, на защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов» Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» установлено следующее: «Малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» общины малочисленных народов создаются в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
Зачастую представители малочисленных народов Севера плохо знают свои права, которые гарантированы Конституцией России[4]. К вопросам совместного ведения федеральных и региональных органов власти отнесены вопросы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей[5].
А недропользователи в свою очередь пренебрегают своими обязанностями по экологической безопасности, сохранению природы и бережному отношению к окружающей среде[6].
Если две стороны жизнедеятельности человека на территориях освоения природных ресурсов забудут о своих конституционных правах и обязанностях, то лет через «Х» сырьевые регионы России, в частности Арктические районы, будут напоминать безжизненные кратеры иной планеты, опустошенные земли, обезображенные скважинами с ядовитой радиационной водой. Малочисленные коренные народности потеряют свою исконную уникальность и исчезнут в круговороте цивилизации.
В нынешних условиях социально-экономического развития государства и становления гражданского общества важным шагом в развитии коренных малочисленных народов Севера будет служить политическое просвещение, как форма информационной политики.
Например, считаю важным, на региональном уровне внести изменения и дополнения в закон Республики Саха (Якутия) «Об уполномоченном по правам коренных малочисленных народов Севера», где важно подчеркнуть обязательность вхождения членов общин малочисленных народов в органы управления промышленных предприятий, осваивающих месторождения. Следующим пунктом должны быть внесены дополнения в части проведения обязательной этнологической экспертизы, просветительских десантов, общественных слушаний.
Также следует помочь органам местного самоуправления и общинам добиться принятия и реализации в обязательном порядке программ социально-экономического партнерства, экологического контроля, контрольно-ревизионных мероприятий со стороны общин и органов местного самоуправления с привлечением общественности и СМИ.
Путем политического просвещения общества в арктических районах, где ведется или планируется промышленное освоение, можно будет добиться бережного отношения недропользователей к природе и сохранения уникальных этносов, которые находятся на грани исчезновения. А самое главное, мы сохраним Арктику для наших будущих поколений.
К большому сожалению, на сегодня освоение Арктики это всего лишь бизнес. Не секрет, что все уровни власти вкупе с алчными представителями общин в предвкушении несметных природных богатств хотят перешагнуть через самое ценное, что есть на Севере — жизнь на Арктике, конституционные права малочисленных народов по защите исконной среды своего обитания и традиционного уклада жизни.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
5. Витамины промышленности. В. В. Благутина. «Химия и жизнь», № 3, 2012.
6. Паспорт № 86, массив А месторождения Томтор, участок Буранный (инв.№ 1499 ГУП «Сахагеоинформ»).
[1] Витамины промышленности. В.В. Благутина. «Химия и жизнь», №3, 2012.
[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
[3] Паспорт № 86, массив А месторождения Томтор, участок Буранный (инв.№ 1499 ГУП «Сахагеоинформ»).
[4] статья 69 Конституции РФ
[5] пункт «м» части 1 статьи 72 Конституции РФ
[6] статья 58 Конституции РФ