В настоящее время активно обсуждается проблема гендерного подхода в образовании. Одним из факторов возрастания интереса к этому вопросу является то, что подрастающее поколение не может успешно выполнить социальные, общественные и семейные роли. В условиях изменения традиционных мужских и женских ролей, кризиса семьи и семейных ценностей усилилась необходимость поиска путей эффективной подготовки подрастающего поколения к выполнению мужских и женских социальных ролей в системе общественного воспитания.
И для того чтобы понять что же такое гендерный подход для начала нужно определить понятие «гендер». Смысл понятия «гендер» означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Понятие «гендер» используется в современной науке для того, чтобы провести границу между понятием «биологический пол» и социальными и культурными характеристиками, которые отличают мужчин от женщин.
Гендерный подход в обучении– это одна из составляющих личностно ориентированного подхода к обучению, учитывающая гендерные особенности учащегося и предполагающая на основании этого определение содержания, форм, методов обучения, создание благоприятной образовательной среды, направленной на развитие личности в соответствии с ее природным потенциалом. Таким образом, гендерный подход в образовании — это совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в образовательном учреждении комфортно, и справиться со всеми трудностями социализации, важной частью которых является самоидентификация ребенка.
К принципам гендерного подхода относятся:
1) целенаправленный учет интересов девушек и юношей в образовательном процессе, осуществление образовательной деятельности на основе их гендерных особенностей и возможностей при обучении конкретной дисциплине;
2) обеспечение необходимых условий для реализации потенциала женской и мужской индивидуальности, личности, ее функционирования как субъекта гендерных отношений в процессе обучения;
3) недопущение дискриминации в способностях девушек и юношей при обучении той или иной дисциплине.
Гендерный подход может быть реализован посредством организации процесса обучения (отбор форм, методов, приемов обучения); изменения содержания образования (создание учебных планов, программ, учебной литературы, составление заданий с учетом психофизиологических особенностей учащихся); создания школ раздельного и параллельно-совместного обучения. И в итоге с помощью дифференциации обучения и образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний.
Одной из задач гендерного подхода является обучение мальчиков и девочек взаимодополнять друг друга. Гендерный подход реализуется на том, чтобы не разделять их обучение, а подбирать к ним методы и приемы обучения. Осуществлять гендерный подход в обучении нужно с пониманием социального, конструктивного происхождения категорий «мужского» и «женского» в обществе, ставить личность и индивидуальность ребёнка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола.
Необходимость подходить к формированию личности, учитывая все ее характеристики, в том числе и пол ребенка, все более осознается исследователями и педагогами. Организуя обучение без учета гендерных особенностей воспитанников, преподаватели обрекают учеников на одностороннее развитие, так как отсутствуют знания о психофизиологических возможностях ребенка. Гендерное воспитание и образование направлено на формирование идеи о том, что пол не является основанием для дискриминации и способствует наилучшей реализации личностных склонностей и способностей как в связи с половой принадлежностью, так и вне ее.
У девочек и мальчиков существуют различия не только половые, но и в усвоении знаний и в умственной деятельности. В статье Ирины Кравцовой «Гендерный подход в обучении и воспитании» констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:
1) в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
2) в организации внимания;
3) в формах активации эмоций;
4) в мотивации деятельности и оценки достижений;
5) в поведении.
Существуют различия в умственной деятельности девочек и мальчиков. Девочки быстрее схватывают новый материал; легче усваивают алгоритмы и правила; любят задания на повторение; чаще используют ближнее зрение; воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее; лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”; новую информацию анализируют с помощью левого полушария.
Мальчики, наоборот, труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых; им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»; лучше выполняют задания на сообразительность; не терпят однообразия; лучше выполняют задания при ярком свете.
Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат. И поэтому чтобы дети лучше понимали, надо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее.
Большая роль в гендерном образовании, отводится учителю, перед которым ставится непростая задача преодоления формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола. И поэтому учитель должен хорошо знать вопросы гендерного обучения. Под готовностью учителя к реализации гендерного подхода в обучении школьников понимает системное образование личности педагога, интегрирующее в себе знание основ гендерной педагогики, потребность и умение применять их в практической педагогической деятельности, способность решать задачи этой деятельности на высоком профессиональном уровне, стремление к самообразованию и самовоспитанию в данном направлении [4].
Кроме того, существенным компонентом профессиональной подготовки современного педагога является гендерная компетентность, поскольку специфика модернизации педагогического образования обусловлена его ориентацией на личностно-развивающую парадигму, характерными особенностями которой является учет многообразия индивидуальных особенностей ученика при обеспечении и поддержке процессов его самопознания и самореализации.
Важность гендерной компетенции будущего учителя также обусловлена тем, что учителя являются основными агентами социализации в школе и оказывают большое влияние на формирование у учащихся представлений о качествах мужчин и женщин, их ролях, культуре их взаимоотношений, гендерной специфике профессиональной деятельности [6]
Таким образом, можно отметить, что гендерный подход в обучении имеет практическую значимость, но для того чтобы ее реализовать необходимо учитывать личностные способности ребенка. Гендерный подход при правильной организации процесса обучения способствует гармоничному развитию и самореализации личности.
Литература:
1. Бажанова В. Л., Пимкина С. В. Формы, методы и приемы раздельного обучения мальчиков и девочек на основе гендерного подхода.Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». № 3(4). www.grani.vspu.ru
2. Баурова Ю. В. Реализация гендерного подхода в общеобразовательном учреждении. http://edu.tltsu.ru
3. Баурова Ю. В. Разнополое обучение: гендерный подход.http://direktor.ru
4. Горшкова Т. А. «Проблема готовности учителя к реализации гендерного подхода в обучении школьников». Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». № 3(4). www.grani.vspu.ru
5. Кравцова И. Б. Гендерный подход в обучении и воспитании.http://www.uchmet.ru
6. Макарова А. И. Гендерная компетенция будущего педагога // Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя. Сб. материалов научной конференции. Киров, 2013, с. 558–562.
7. Перфилова Г. Б. Гендерный подход в обучении и воспитании. [Электронный ресурс]. 2012. http://festival.1september.ru