Социально-экономические и общественно-политические условия развития профессионально-технического образования на Украине конца ХХ — начала ХХI века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 01.12.2014

Статья просмотрена: 302 раза

Библиографическое описание:

Зельман, Л. Н. Социально-экономические и общественно-политические условия развития профессионально-технического образования на Украине конца ХХ — начала ХХI века / Л. Н. Зельман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 583-587. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13967/ (дата обращения: 19.12.2024).

Исследование экономической, политической ситуации государства конца ХХ — начала XXI века позволит проанализировать основные тенденции профессиональной подготовки будущих квалифицированных работников сферы обслуживания, а в будущем — возможность внедрить положительный опыт в учебно-воспитательный процесс современных профессионально-технических учебных заведений. «В кадровом обеспечении экономики страны рабочие кадры играют главную и конструктивную роль: они создают товарную продукцию. Именно этот социальный класс определяет успех любой страны в мировых глобализационных процессах» [6, с. 19].

Цель статьи — охарактеризовать социально-экономические и общественно-политические условия развития профессионально-технического образования Украины конца ХХ — начала ХХI веков; осуществить анализ основных документов нормативно-правовой базы этого периода.

Исторические аспекты развития профессионально-технических учебных заведений освещены в педагогических исследованиях Н. С. Брехунец («Учебные заведения образования Украины 50–60-х годов XX века»), М. И. Харламова («Развитие профессионально-технического образования в УССР В 1921 -1929 гг».), Л. И. Коробко («Государственное регулирование системы профессионально-технического образования Украины»); П. М. Кухарчук («Государственно-общественное управление системой профессионально-технического образования в Украине (региональный аспект)»), Н. Михайловской («Научно-методическое обеспечение деятельности профессионально-технических учебных заведений Украины (1921–1929)») и др.

Профессионально-техническое образование в Украине напрямую связана с социально-экономическим развитием государства. Отталкиваясь от основных этапов развития экономики страны, рассмотрим изменения в профессионально-техническом образовании. Н. Г. Ничкало отмечает, что «профтехобразование должно рассматриваться не только как компонент социальной сферы, но и как отрасль, глубоко интегрирована в экономику» [4, с. 735].

Исследуя социально-экономическое развитие нашей страны XX в., економисты, историки, педагоги, как правило, выделяют период до пребывания Украины в составе СССР и после.

Экономисты определяют и обосновывают такие периоды трансформации экономики Украины с начала независимости:

-          1991–1994 гг. — либерализация и обвальное падение производства;

-          1995–1998 гг. — активизация противодействия кризисным процессам и замедление темпов падения в экономике;

-          с 1999 — стабилизация экономики и восстановление темпов ее роста [Цит. по: 9, с. 79].

В. А. Греченко (историк) предлагает разделить историю независимой Украины на 4 основных этапа [2, с. 9]:

1)      1991–1996 гг. — начальный;

2)      1997–2004 гг. — становление;

3)      2005–2010 гг. — «постреволюционный» этап;

4)      с 2010 — по настоящее время — этап реформирования.

Периодизацию развития профессионально-технического образования Украины осуществили такие ученые: С. Я. Батишев, А. М. Коханко, И. Л. Ликарчук и другие. Проанализировав предложенные этапы развития, отметим, что новым этапом в развитии профессионально-технического образования становится 1969 г. 3 апреля 1969 было принято постановление «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования», в которой предусматривалась постепенная замена профессионально-технических училищ (срок обучения 1–3 года) на средние профессионально-технические училища (СПТУ) (обучением 3–4 года на базе 8 класса) с получением полного среднего образования. Правительство ставит задачу увеличить количество учащихся в профессионально-технических учебных заведениях до 300–400 тыс. человек. В 1971 г. в Украинской ССР функционировало 163 средних профтехучилищ, а уже в 1978 году их численность выросла до 614, а число учащихся возросло с 31,5 тыс. до 120,77 тыс. человек. [3, с. 10].

В 60–80 годы произошли важные изменения в обществе и в экономической ситуации страны. Успешно проходила научно-техническая революция: расширялись предприятия, укреплялась материально-техническая база предприятий, модернизировалось оборудование, в процесс производства внедрялись новые типы машин, аппаратов, станков. Автоматизация производства повлияла на формирование квалифицированного рабочего нового типа — рабочего широкого профиля. Профессионально-техническое образование этого периода было непосредственно связана с политикой КПСС. За годы восьмой пятилетки, которую называли «золотой», темпы развития системы профтехобразования отражали высокий уровень экономического и социального прогресса. Партийно-общественные документы, этого периода, способствовали повышению роли системы профессионально-технического образования как основного звена в подготовке квалифицированных рабочих и формирования профессионального рабочего класса («О дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования» (1972), «О мерах по расширению сети средних сельских профессионально-технических училищ и по улучшению их работы»(1975), «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионально-технического образования» (1977), «О мерах по дальнейшему совершенствованию подготовки и повышения квалификации рабочих на предприятии»(1979)). В 1977 г. Конституцией СССР гарантировалось право на образование, где отмечался демократический принцип советской системы, которая обеспечивала общеобразовательную и профессиональную подготовку всех граждан, а также духовное и физическое развитие молодежи и ее подготовку к трудовой деятельности. Стоит упомянуть еще один важный документ — Положение о профессионально-технические учебные заведения СССР, утвержденное Советом Министров СССР 11 апреля 1980 г., в котором указывались основные цели, задачи и функционирования учебных заведений профтехобразования по единой общественной политики в подготовке квалифицированных рабочих [1, с. 263].

В 1985 г. в СССР начато «перестройку» советского общества, которая охватывает все звенья общества. Основной задачей в образовании руководство видело курс на непрерывное образование. Правительство для достижения такой цели в 1888 г. принимает пос «Об организации и структуру управления народным образованием», где единственным органом управления системой образования в СССР был определен Государственный комитет СССР из народного образования на базе объединенных Министерства высшего и среднего специального образования СССР, Министерства образования СССР и Государственного Комитета СССР по профессионально-техническому образованию. В УССР в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР было создано союзно-республиканское Министерство народного образования. Министерство образования Украинской ССР и Государственный комитет Украинской ССР по профессионально-технического образования были ликвидированы. Главные задачи нового Министерства определялись постановлением Совета Министров УССР от 22 июля 1988 № 194 «Об организации и структуру управления общеобразовательной и профессионально-технической школой в УССР» [8, с. 213].

Такие изменения в организации деятельности центрального органа управления системой подготовки рабочих кадров привели к изменениям в содержании его управленческой деятельности. Так, Министерство народного образования начало стимулировать процесс передачи профессионально-технических училищ в подчинение общесоюзных министерств и Госагропрома УССР. О передаче профтехучилищ в подчинение министерств и ведомств осуществлялась на основании постановления Совета Министров СССР от 29 апреля 1988 № 560 «Об организации и структуру управления народным образованием в стране». Как отмечалось в постановлении правительства СССР, «в связи с возрастанием роли основного звена экономики — предприятия, объединения и организации в обеспечении производства рабочими необходимой квалификации... установить, что: профессионально-технические училища, которые осуществляют подготовку рабочих кадров в основном для базовых пидприеств, подчиняются непосредственно базовым предприятиям; профессионально-технические училища, которые осуществляют подготовку рабочих кадров агропромышленного комплекса, подчиняются агропромышленным комитетам союзных республик» [8, с. 215].

Действия Миннаробразования и ряда министерств, принимавших профессионально-технические училища, как отмечает И. Л. Ликарчук, свидетельствует о бесперспективности такого решения. Подавляющее большинство министерств, в том числе и Госагропром УССР, не могли в течение июля — августа, как это определялось правительственными решениями, принять такое количество учебных заведений и обеспечить их финансирование [8, с. 215].

После развала СССР в Украине происходило падение производства, инфляция, стремительный рост безработицы, украинцы вынуждены были выезжать на работу за границу, что привело к демографическому кризису (население Украины сократилось с 52 млн. до 49 млн.). Кроме этого, уменьшился государственный заказ на подготовку работников, сократились потребности в квалифицированных рабочих определенных профессий; ощутимым становится спрос работников, например, в сфере обслуживания (туризм, гостиничное дело, бизнес), появились новые профессии, которые требуют высококвалифицированных работников; возникла необходимость качественной подготовки высококвалифицированных специалистов сферы обслуживания, ведь именно эта сфера в экономически развитых странах является одной из важных составляющих экономики. Профессионально-технические учебные заведения вынуждены были модернизоваться, чтобы подготовить высококвалифицированных специалистов. Поэтому важной функцией профессионально-технических учебных заведений является профессиональная подготовка учащихся к овладению профессией и повышения их профессионального уровня, переквалификация рабочих, осуществление профессионального обучения персонала на производстве, обеспечение рынка труда квалифицированными рабочими. Подавляющее большинство рабочих этого периода имеют низкий уровень квалификации, является узкопрофильными работниками, не обладают компьютерами.

Вводя ряд реформ, правительство пытается преодолеть кризис: развивались рыночные отношения, внедрение гривны как новой денежной единицы, приватизация. В 1991 г. в Украине насчитывалось 1251 профессионально-техническое учебное заведение, где обучалось 648,4 тыс. учащихся [9, с. 154].. В последующие годы происходило сокращение сети заведений профтехобразования и количества учащихся в них. Причины такого падения — демографические процессы (снижение рождаемости), углубление кризиса в экономике (уменьшилось государственный заказ), недооценка руководящими органами роли профессионально-технического образования в подъеме экономики.

Для преодоления кризиса в образовании 8 мая 1996 г. вышел Указ Президента Украины «Основные направления реформирования профессионально-технического образования». Реформы планируется проводить с 1996–2000 гг. По следующим направлениям:

-          обновление содержания профессионально-технического образования, определения государственных требований к ее качеству и объема на уровне мировых достижений науки, техники, технологий и передового опыта;

-          оптимизация сети профессионально-технических учебных заведений и структуры подготовки специалистов;

-          совершенствование и демократизация форм управления профессионально-техническим образованием;

-          создание правовой базы взаимоотношений профессионально-технических учебных заведений и заказчиков рабочих кадров;

-          развитие профессионально-технических учебных заведений различных типов;

-          участие профессионально-технических учебных заведений в реализации Государственной программы занятости населения;

-          финансовое и материально-техническое обеспечение профессионально-технического образования;

-          кадровое обеспечение профессионально-технического образования;

-          научное обеспечение профессионально-технического образования;

-          создание правовой базы профессионально-технического образования [12].

С 2000 г. экономическая ситуация в Украине стала улучшаться. Историки отметили этот год началом экономического роста. В 2000 году началось и реформирования образования. На основе Министерства народного образования и Министерства высшего и среднего специального образования было создано Министерство образования и науки Украины. Создавались учебные заведения других форм собственности. Происходит переход на ступенчатую подготовку: квалифицированный специалист, бакалавр, специалист, магистр.

В Украине в 1991 (Советский Союз) функционировал единственный тип учебного заведения — профессионально-техническое училище, которое осуществляло свою деятельность по единым учебным планам и программам на огромной территории (Украина, Словакия, Венгрия). Новые социально-экономические условия с 1991 стали толчком создания профессионально-технических учебных заведений нового типа для подготовки квалифицированных рабочих. Первыми в Украине заведениями профессионально-технического образования нового типа стали высшие профессиональные училища (ВПУ). В Законе Украины «О профессионально-техническом образовании» (1998) содержится перечень учебных заведений, относящихся к профессионально-технических учебных заведений, а именно: профессионально-техническое училище соответствующего профиля, высшее профессиональное училище, художественное профессионально-техническое училище, центр профессионально-технического образования, учебно-производственный центр, центр подготовки и переподготовки рабочих кадров и др. [5].

Разнообразие учебных заведений свидетельствует о весомом развитие профессионально-технического образования начала XXI в. Как отмечалось выше, с 2000 происходила стабилизация экономики и восстановление темпов ее роста, поэтому по модернизации профессионально-технического образования во времена независимости, следует отметить, что учебные заведения постепенно превращались в многоступенчатые и многопрофильные, потому 1999 г. было принято Положение о ступенчатую профессионально-техническое образование. Согласно степеней профессионально-технического образования устанавливается три аттестационных уровня профессионально-технических учебных заведений.

К профессионально-техническим учебным заведениям первого аттестационного уровня относятся: учебные курсы определенного профессионального направления, профессиональные школы, учебно-курсовые комбинаты; автомобильные учебные комбинаты, другие приравненные к ним учебные заведения. Нормативный срок обучения определяется учебными планами и программами, но не должен превышать 1 года.

В профессионально-технические учебные заведения второго аттестационного уровня относятся: профессионально-технические училища соответствующего профиля, профессионально-художественные училища, художественные профессионально-технические училища, училища-агрофирмы, училища-заводы, учебно-производственные центры, учебные центры, другие приравненные к ним учебные учреждения. Нормативный срок обучения определяется государственными стандартами профессионально-технического образования, но не должен превышать:

а) для лиц, которые имеют полное среднее образование-1,5 года;

б) для лиц, имеющих базовое общее среднее образование и получающих полное общее среднее образование — 4 года;

в) для лиц, которые имеют базовое общее среднее образование или, как исключение, не имеют ее и пока не получают полное общее среднее образование — 2 года.

В профессионально-технические учебные заведения третьего аттестационного

уровня относятся: высшие профессиональные училища, высшие художественные профессионально-технические училища; высшие училища-агрофирмы, центры профессионально-технического образования, центры подготовки и переподготовки рабочих кадров, другие приравненные к ним учебные заведения. Нормативный срок обучения определяется государственными стандартами профессионально-технического образования, но не должен превышать 2 года [11].

На современном этапе происходит переход «от индустриального общества к обществу услуг», 70 % населения работает в сфере услуг [10, с. 25]. Именно эта сфера нуждается в государственном регулировании в большей степени, чем рынки других товаров. Зачастую государственное вмешательство в функционирование рынка услуг вызывается не только экономическими, но и политическими и социальными причинами. В нашей стране разрабатываются меры по регулированию сферы обслуживания. В конце ХХ в. — В начале ХХI в. был принят ряд важных законодательных актов, направленных для совершенствования развития профессионально-технического образования.

В 1991 была принята Концепция профессионального образования, а через 13 лет, в 2004, утверждена следующая Концепция. Происходили изменения в социально-экономическом развитии (изменения форм собственности, стремительное развитие рынка труда), поэтому развитие таких событий требовал изменений в профессионально-техническом образовании: обеспечение конкурентоспособности будущих специалистов с высоким уровнем образованности. Основное содержание этого документа определяет направления допрофессиональной и профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, профессионального обучения персонала на производстве и обучения безработных граждан [7]. «Итак, Концепция развития профессионального образования Украины как теоретический документ определяет новые подходы и перспективное видение подъема этой отрасли на уровень требований и задач XXI века» [9, с. 98].

Согласно новейшему Закону «Об образовании», который вышел 01.07.2014 г.,

в Украине действуют высшие учебные заведения таких типов:

-          университеты (универсальные учебные заведения);

-          институты и академии (отраслевые учебные заведения);

-          колледжи (где готовят специалистов до уровня младшего бакалавра или бакалавра). Колледж — отраслевой вуз или структурное подразделение университета, академии или института, осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением степеней младшего бакалавра и / или бакалавра, проводит прикладные научные исследования. Колледж также имеет право осуществлять подготовку специалистов образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста. Сведения о колледже, который является структурным подразделением университета, академии или института, включаются в Единой государственной электронной базы по вопросам образования.

Закон устанавливает пять ступеней, подготовку которых осуществляют ВУЗ: младший бакалавр, бакалавр, магистр, доктор философии, доктор наук. [13]. Степень «специалиста» будет отменено. Получение степени бакалавра означать получение полного высшего образования. Последний набор на «специалистов» и «младших специалистов» состоится в 2016 году. Все, кто уже получил степень специалиста, автоматически будут приравнены к магистрам.

Следовательно, профессионально-техническое образование за время независимости Украины претерпела значительные изменения под влиянием социальных, экономических и политических процессов. Развитие государства имеет непосредственное влияние на развитие образования, в частности профессионально-технического, осуществляющее подготовку высококвалифицированных рабочих кадров.

 

Литература:

 

1.         Батышев С. Я. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. — М.: Педагогика, 1981– 352 с.

2.         Греченко В. А. Етапи державотворення незалежної України (1991–2011) // Вісник Харківського національного університету внутрішніх справ. — 2011. — № 2 (53), Спеціальний випуск «Незалежній Україні — 20 років» [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://visnyk.univd.edu.ua/?action=publications&pub_name=visnik&pub_id=276589&mid=8&year=2011&pub_article=283188

3.         Дубинчук О. С. Професія і середня освіта (Педагогічні проблеми професійно-технічної освіти). — К.: Товариство «Знання» Української РСР, 1979. — 48 с.

4.         Енциклопедія освіти / гол. ред. В. Г. Кремень. — Київ.: Юрінком Інтер, 2008. — 1040 с.

5.         Закон України «Про професійно-технічну освіту» // Професійно-технічна освіта. — 1998. — № 1. С. 2–12.

6.         Зіньковський Ю. Ф. Робітнича професія — головна умова економічної розбудови Української держави // Педагогічна і психологічна науки в Україні: зб. наук. праць: в 5 т. — Т. 4: Професійна освіта і освіта дорослих. — К.: Педагогічна думка, 2012. — С. 19–26.

7.         Концепція розвитку професійно-технічної (професійної) освіти в Україні // Професійно-технічна освіта. — 2004. — № 3. — С. 5–7.

8.         Лікарчук І.Л. Управління системами підготовки кваліфікованих робітників в Україні: педагогічний аспект (1888 –1998 роки): монографія / І. Л. Лікарчук. — К.:Вища школа, 1998. — 256 с.

9.         Ничкало Н. Г. Трансформація професійно-технічної освіти України / Н. Г. Ничкало. — К.: Педагогічна думка, 2008. — 200 с.

10.     Петренко Л. М. Професійна освіта і навчання в Україні: сучасні технології управління. Методичний посібник / за ред. Л. М. Петренко, А. Р. Козак, С. П. Коваленко –Дніпропетровськ: ІМА-прес, 2011. — 152 с.

11.     «Положення про ступеневу професійно-технічну освіту». — [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/956–99- %D0 %BF

12.     Указ Президента України «Основні напрями реформування професійно-технічної освіти». — [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=322 %2F96

13.     Закон від 01.07.2014 № 1556-VII Закон України «Про освіту» http://vnz.org.ua/zakonodavstvo/110-zakon-ukrayiny-pro-osvitu

Основные термины (генерируются автоматически): профессионально-техническое образование, Украина, заведение, народное образование, училище, аттестационный уровень, младший бакалавр, нормативный срок обучения, структура управления, Украинская.


Похожие статьи

Актуальные вопросы уголовного процессуального законодательства Украины в период трансформации модели уголовного производства

Особенности становления профессионального музыкального образования в Республике Татарстан в начале ХХ века

Тенденции изменения и основные направления развития ценностных оснований образовательной деятельности вузов пограничного профиля в условиях глобализации

Современное состояние и перспективы развития рынка сельскохозяйственной техники в Украине

Проблема профессиональной подготовки специалистов железнодорожного транспорта в ХХ — начале ХХІ столетия

Проблемы оценки социально-экономических условий и качества экологической среды в системе пенитенциарных учреждений

Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования

Возможности использования историко-педагогического опыта внешкольного образования в современной теории и практике дополнительного художественно-эстетического образования детей

Конституциональные и психофизиологические предпосылки становления гендерной идентичности девушек и юношей 14-17 лет

Профессиональная культура и ее роль в формировании профессиональных качеств специалиста в условиях профессионально-технической школы

Похожие статьи

Актуальные вопросы уголовного процессуального законодательства Украины в период трансформации модели уголовного производства

Особенности становления профессионального музыкального образования в Республике Татарстан в начале ХХ века

Тенденции изменения и основные направления развития ценностных оснований образовательной деятельности вузов пограничного профиля в условиях глобализации

Современное состояние и перспективы развития рынка сельскохозяйственной техники в Украине

Проблема профессиональной подготовки специалистов железнодорожного транспорта в ХХ — начале ХХІ столетия

Проблемы оценки социально-экономических условий и качества экологической среды в системе пенитенциарных учреждений

Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования

Возможности использования историко-педагогического опыта внешкольного образования в современной теории и практике дополнительного художественно-эстетического образования детей

Конституциональные и психофизиологические предпосылки становления гендерной идентичности девушек и юношей 14-17 лет

Профессиональная культура и ее роль в формировании профессиональных качеств специалиста в условиях профессионально-технической школы

Задать вопрос