Духовно-нравственные принципы и ценности современного общества, трансформация всех сторон российской жизни в последнее время особенно болезненно отразилась на духовно-нравственной сфере. Гуманитарный кризис обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы и методы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.
Необходимость обоснования духовно ориентированной парадигмы воспитания, актуальность обращения к проблемам духовности обусловлены ценностно-смысловой ситуацией в современной России. Резкая смена идеологических ориентиров, отказ от каких-либо мировоззренческих оснований в начале 90-х гг. XX в. привели к духовному вакууму, который стал быстро заполняться массовой культурой.
Опыт нравственного воспитания наших предков может быть с успехом использован современной педагогикой, в воспитании национального достоинства человека у ныне утратившего его подрастающего поколения. На территории Якутии сегодня весь этнос, будь это русский, якут или представитель малочисленного народа Севера, должны углубленно изучать свой родной язык. Те традиции, которые есть у каждого народа, у каждого этноса, нужно сохранить. Одним из таких механизмов является сама по себе культура.
В XVII веке шло активное освоение Крайнего Севера — отряды вольных промышленников, служилых и крестьян продвигались с Русского поморья и Урала на восток, «встреч солнцу», к Тихому океану. В 1639 году отряд служилых людей во главе с енисейским казаком Постником Ивановым прошел «сухим» путем с верховьев Яны на Собачью реку (так в те времена называли Индигирку). Примерно в 160 километрах ниже села Хону река Индигирка рассекает Момский хребет, а при выходе из ущелья делает мощную дугу в сторону крутого обрывистого левого берега. Здесь, на противоположном берегу, на удобной площадке, Иван Постник построил зимовье. Располагалось оно ниже каменных порогов — «шиверов». Отсюда и пошло название сначала острога, затем и города — Зашиверск. Зашиверск был поставлен в самом центре «Юкагирской землицы». П.Иванов доносил: «А юкагирска-де, Государь, земля людна и Индигирская река рыбна. Будет-де, Государь, впредь на Индигирской реке и 100 человек служилых людей, и тем людям можно сытыми быть рыбою и зверьем без хлеба. Да у юкагирских же-де, Государь, людей серебро есть, а где они серебро емлют, того он, Постничко, не ведает». Зашиверск стоял на перекрёстке жизненно важных путей сообщения. По Индигирке плавали до самого “Студёного” моря и по его берегу плыли до Колымы и Чукотки, сухопутная же дорога от Якутска на Колыму (“царская дорога”) пролегала также через Зашиверск. Это та самая дорога, по которой проезжали в своё время друг Пушкина А. Матюшкин, путешественники Ф. Врангель, Г. Сарычев и другие выдающиеся люди.
Зашиверский острог из года в год становился многолюднее и оживлённее. Этот город стал форпостом освоения русскими первопроходцами Индигирского региона. Здесь служилые и «промышленные» люди останавливались на отдых, получали снаряжение, пополняли запасы продовольствия. Среди них были известные землепроходцы С. Дежнев, М. Стадухин, Д.3ырян и другие. Отсюда отправлялись они в далекие путешествия в «новые землицы». Для освоения новых земель Якутское воеводство организует местную администрацию. За казаками в эти отдалённые места шли приказчики, купцы, священники, сборщики ясака. Часто чиновники при сборе ясака нарушали установленный порядок, допускали произвол, разоряли коренных жителей разными налогами и сборами. В ответ эвены и юкагиры отказывались от уплаты ясака, откочёвывали подальше, поднимали восстания и осаждали Зашиверск. Известны случаи осады острога ламутами и юкагирами в 1668 и 1679 годах. К этому времени, по-видимому, относится строительство деревянной крепостной стены, что ещё больше подняло значение Зашиверска как единственного укреплённого пункта на Индигирке. В 1700 году под руководством мещанина Андрея Хабарова здесь была сооружена Спасская церковь — удивительное творение деревянного зодчества, до сих пор поражающее своим совершенством — которая стала центром распространения христианства на северо-востоке Сибири.
Одним из первых священников в этой церкви был Алексей Слепцов, сын сосланного в Якутскую ссылку коменданта Москвы Ивана Слепцова. В своей просьбе о назначении его священником представители посада писали, чтобы новому священнику "...в другие места ни под каким видом не отлучатца и у той святой Спасской церкви жить до окончания живота своего». Этот наказ был выполнен молодым человеком: А. Слепцов служил здесь до конца жизни, умер в Зашиверске в 1783 году, будучи 74-летним старцем. Дело отца продолжил его сын Михаил, о котором писал в Ф. Врангель, попавший в Зашиверск проездом из Якутска на Колыму: «Здесь живёт 87-летний священник Михаил... Бодрость его нисколько не уменьшается с летами и доселе ежегодно, презирая все трудности и опасности, он объезжает верхом с лишком по 2000 вёрст свой приход... Ходит охотиться за дикими баранами и ловит силками куропаток. Короткое лето посвящает он своему необычному огороду, в котором при неусыпных трудах и внимании хозяина поспевают капуста, редька, репа». Встреча в этом поселении с М. Слепцовым оставила приятное чувство и в памяти Ф. Матюшкина, писавшего позднее, что «он заставил меня провести время с удовольствием в Зашиверске. И в Петербурге трудно найти столько образования в духовном звании». Местные жители — юкагиры, якуты, тунгусы, — по словам Матюшкина, любили священника, почитали его. Об энергичной миссионерской деятельности Слепцова М говорил и Врангель, подчёркивая особо, что Михаил был «вообще известен всей Сибири».
В 1783 году Якутская провинция была превращена в область Иркутского наместничества. Она состояла из Якутского, Олёкминского, Жиганского, Зашиверского уездов. Зашиверск из острога превратился в уездный город, началась новая глава истории этого заполярного поселения. Город становится административным центром, которому подчинялась огромная территория бассейна низовьев Лены, Верхоянского хребта. В Зашиверске появились земский исправник, земский суд, городская ратуша, питейные заведения. Город стал отстраиваться. Число его постоянных жителей доходило до 500 человек. В то время он считался крупным населённым пунктом. Городские чиновники начали выполнять важные поручения правительства. Так, в 1788 году Зашиверский исправник И. Баннер по поручению высоких властей вёл переговоры с чукчами, в результате чего правительство Екатерины II в 1789 году узаконило принятие чукчей в российское подданство и разрешило отпускать ежегодно по 500 рублей для приобретения подарков чукчам. Огромную роль в жизни заполярного города, дремавшего от однообразной жизни, играли ежегодные ярмарки, проводимые здесь в начале декабря. По преданиям, на них с драгоценной пушниной собирались со всех концов этого края люди тайги, лесотундры и тундры. Навстречу им из ворот крепости выходили купцы в красочных одеждах, разукрашенных разноцветным ярким бисером, они несли на продажу различные изделия из железа, а также «огненную воду». Затем православный священник и шаман, каждый по своему, благословляли разложенные на снегу товары, после чего начиналась торговля.
Предприимчивые купцы привозили из Якутска металлические изделия якутских и русских кузнецов, в которых очень нуждались юкагиры и эвены. Русские торговцы привозили также одежду, бисер, табак, муку, сахар, ткани. Кочевники и оседлые якуты, занимавшиеся охотой, сбывали на ярмарке драгоценные меха пушных зверей — соболей, лисиц, белок, колонков, а также кабарговую струю, мамонтовую кость. Для населения, скучавшего от отсутствия увеселительных заведений, ярмарки становились, конечно, красочным представлением. Это были лучшие годы процветавшего тогда города. С конца ХVIII века из-за хищнического истребления пушного зверя сокращается поступление ценных мехов, уменьшается и число кочевого населения. Постепенно Зашиверск оказался в стороне от Яно-Индигирско-Колымского тракта и стал хиреть. Горожане, лишённые медицинской помощи, страдали от частых эпидемий. В 1803 году по указу о сокращении количества уездов и штатных городов Сибирского края в этот список попал и Зашиверский уезд, все административные учреждения которого были перенесены в Верхоянск. Уехали казаки. В городе остались лишь священник да несколько семей мещан и «инородцев». В общей сложности, это поселение просуществовало более двухсот лет, пока в середине XIX века не произошло событие, ставшее началом конца славной истории Зашиверска.
Последняя страница в истории города связана с эпидемией черной оспы, обрушившейся на горожан в 1883 году и погубившей почти всех. Зашиверск был основан, прежде всего, как военно-административный центр сбора ясака. Город стоял на пересечении важнейших дорог. Из Якутска через Зашиверск шли сухопутные тракты на Колыму и далее к Анадырю, по Индигирке плавали к Ледовитому океану. Здесь останавливались экспедиции Стадухина и Дежнева, ходившие на «край Российской земли». Особенно возросло значение Зашиверска в первой половине XVIII века, когда развернулись работы Великой Северной экспедиции. Через город проходили отряды исследователей Северного Ледовитого океана Лаптева и Сарычева. Зашиверск уже больше не восстанавливали после той страшной эпидемии. И теперь здесь практически ничего не напоминает о той жизни Церковь, утратившая приход, долгое время пустовала, пока не начала разрушаться.
И спустя полтора столетия после безлюдья и заброшенности на древнюю землю Зашиверска пришли люди — участники экспедиции Сибирского отделения Академии наук СССР под руководством академика А. Окладникова, которые произвели обмеры церкви, провели археологические раскопки, обследовали дельту Индигирки. И в начале 70-х годов Спасо-Зашиверская церковь, как последняя сохранившаяся шатровая деревянная церковь Сибири, единственный в своём роде памятник древнерусской архитектуры во всём пространстве от Урала до Тихого океана, от Кижей до Индигирки, была разобрана и перевезена в формирующийся тогда историко-архитектурный музей под открытым небом близ Новосибирского Академгородка.
Лишь вместо церкви теперь поставлена часовня, как памятник небольшому городку, где жили суровые и сильные люди, освоившие и прирастившие к государству Российскому огромные территории. Проезжающие по Индигирке люди иногда заходят сюда, чтобы почтить память предков.
Так нашла своё логическое завершение трагическая история Зашиверска — некогда самого древнего северного города нашего края, сыгравшего важную роль в освоении северных пространств на востоке Сибири, простую истину, что без веры нет народа, а есть население и только…
Поэтому задача школы — не только учить детей наукам, но и просвещать их духовно и нравственно.
В Белагорской гимназии им. Н. Н. Ефимова Абыйского улуса на протяжении ряда лет проводилась работа по формированию духовно — нравственных ценностей. Это проводилось в различных формах: на уроках русского языка, литературы, географии, истории; во время классных часов, тематических вечеров, семинаров, экскурсий.
Введение основ православия в содержание образования наполняло учащихся духовным опытом, формировало самосознание личности. Через воспитание, через чувственное восприятие и освоение нравственных ценностей, учащиеся полнее и глубже осознавали свою принадлежность не только к определенному народу, нации, но и к роду человеческому. Вместе с тем, нравственно-этические нормы, усвоенные личностью в процессе ее воспитания, образования, социализации оказывают влияние на характер поведения человека в различных жизненных ситуациях
Литература:
1. Окладников А. П., Гоголев З. В., Ащепков Е. А.
2. Энциклопедический словарь Брокгауза Ф. А. и Ефрона И.А. «Древний Зашиверск».