Наблюдения за процессом и результатами обучения в ДХШ, опыт коллег — художников-педагогов, ясно показывает существование в современной методике обучения изобразительному искусству актуальной проблемы, связанной с построением убедительных цветовых и тональных отношений в живописи в их взаимосвязи.
Вялые, не разобранные в тоне живописные работы учащихся представляют собой в лучшем случае, более или менее гармонизированные палитры красочных пятен, мазков, цветных заливок. Отсутствие верных тональных отношений лишает композицию пространственной глубины, трёхмерности и материальности, мешает передаче состояния, созданию выразительного художественного образа (рис.1)
Рис. 1. Пример ошибочного тонального решения учебного этюда
Вместе с тем, в каком бы жанре не выполнялась учебная или творческая работа: в жанре натюрморта, портрета, пейзажа или сюжетной картины, — неумение грамотно вести работу в тоне делает невозможным построение колорита и существенно обедняет выразительность композиционного решения, лишает изображение единства и целостности.
Именно поэтому, мы рассматриваем задачу обучения построению цветовых и тональных отношений в живописи как предмет научного и творческого исследования. Рассматривая данную проблему, мы полагаем, что изучение цветовых и тональных отношений в живописи, развитие чувства тона у детей 12–14 лет будет не только способствовать приобретению изобразительной грамоты, но и формированию колористического мышления, а как следствие, развитию способностей к изобразительной и художественно-творческой деятельности.
Задачи тонального построения живописной работы при выполнении этюда с натуры и композиции по представлению вызывают наибольшие трудности у подростков 12–14 лет (рис.2)
Рис. 2. Примеры нерешенной проблемы тональных отношений в композиции
Анализ живописных этюдов, выполненных с натуры, позволяет сделать вывод о том, что сложнее всего подростам 12–14 лет воспроизвести в живописи тональные различия предметов. Менее половины рассмотренных нами работ учащихся отражают разницу в тоне светов, полутонов и теней отдельных предметов, из них только около 30 % — выстраивают верные тональные отношения. Тональная моделировка формы цветом также вызывает затруднения учащихся как в работе над живописными этюдами и длительными постановками, так и в создании живописной тематической композиции на большом формате.
В этой связи для решения обозначенной проблемы мы предлагаем комплекс методических приемов, развивающих «чувство общего тона» и «чувство цвета» учащихся в их взаимосвязи. Прежде всего, мы убеждены в необходимости целостного подхода к обучению живописи, композиции и академическому рисунку.
Изучение тональных отношений, по сути, начинается на занятиях рисунком. Плохо, если оно там и заканчивается. Своеобразным «переходом» к живописи можно назвать «живописный рисунок», выполняемый мягкими материалами: сепией, углём, соусом, сангиной. Такой вид рисунка позволяет максимально обобщенно передавать тональные отношения натуры через тональные пятна: «большой свет», «большая тень»…Постигая этот целостный принцип восприятия тона в натуре, учащиеся развивают тональное видение — учатся не только смотреть, но и видеть.
Кроме живописного рисунка, задачи развития тонального видения решаются при выполнении набросков и зарисовок, преимущественно мягким карандашом или мягким материалом. Быстро, словно «вскользь», охватывая натуру взглядом, рисующие схватывают самое характерное, острое, главное, в том числе, выраженное красотой тональных отношений.
На занятиях живописью полезно, на наш взгляд, выполнять «гризайли», то есть писать красками, в один цвет натурную постановку. Это касается и работы в аудитории, и живописи на пленэре. Гризайли принесут много пользы молодому живописцу в работе над натюрмортом, портретом, пейзажем (рис.3).
Рис. 3. Гризайль
Наконец, по–нашему мнению, полезным является использования различных художественных материалов на занятиях живописью и, тем более при работе над композицией. Выполняя этюды акварелью, гуашью, пастелью, темперой, маслом, ученики начинают сознательно использовать выразительные возможности материала для построения верных тональных и цветовых отношений, а значит приходят к общей цельности и выразительности композиции (рис.4).
Рис. 4. Гуашь. «Осенний натюрморт. О.Кривенкова, 14 лет (средний уровень решения цветовых и тональных задач)
Сложно переоценить значения уроков истории искусств, вдумчивого рассмотрения и изучения приемов решения тональных и цветовых задач в живописи мастеров изобразительного искусства (рис.5).
Рис. 5. Рембрандт
В этой связи мы снова утверждаем необходимость целостного, комплексного художественного образования, основанного на изучении академического рисунка, живописи, композиции, скульптуры, истории искусств в их связи и взаимовлиянии.
Вопросам изучения цвета и тона в живописи уделяли внимание многие художники-педагоги. Среди них заслуженно выделяется имя Николая Петровича Крымова, художника, теоретика живописи и прекрасного педагога. Его статьи, размышления и творческие поиски наилучшим образом характеризуют важнейшее значение тональных отношений в реалистической живописи (рис.6).
Рис 6. Н. П. Крымов. Зимний пейзаж
Задача развития «тонального видения», осознания взаимосвязи тона и цвета в живописи, а как следствие, задача формирования колористического мышления учащихся — это сложная, но интереснейшая проблема, разрешая которую и педагог, и ученик приходят к пониманию слов Н. П. Крымова: «Чувство общего тона есть самое главное в живописи» [4; 127].
Литература:
1. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М.:Изд-во «Искусство»,1977.-287с.
2. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. — 208с.
3. Кардовский Д. Н. Пособие по рисованию/ Под общ.ред.проф. Кардовского Д. Н. и др..М.: Изд-во: «В.Шевчук», 2006. — 208с.ил.
4. Крымов Н. П. Николай Петрович Крымов — художник и педагог. Статьи, воспоминания. М.: Изобразительное искусство, 1989.- 224с; ил.
5. Репин И. Е. Далёкое близкое. Воспоминания. М.: «Захаров», 2002. — 397с.