«Жизнь наших детей — единственная абсолютная ценность»
Сердечно-сосудистая система по данным ВОЗ на протяжении многих лет занимает ведущее место в структуре заболеваемости и смертности во многих развитых странах мира. Эта проблема и в нашей Республике является одной из важнейших в медицинской науке и практическом здравоохранении, она переросла узкомедицинские рамки и приобрела государственную значимость.
В настоящее время отмечается значительное изменение структуры заболеваемости и смертности населения в экономически развитых странах, характеризующееся выходом на первое место сердечно-сосудистых заболеваний, названных «болезнями цивилизации». Основными причинами смертности среди всех групп сердечно-сосудистых расстройств являются ишемическая болезнь сердца (ИБС) и сосудистые нарушения центральной нервной системы. ИБС доминирует в структуре заболеваемости и смертности населения в экономически развитых странах и составляет примерно 50–60 % всех случаев смерти от сердечно-сосудистых заболеваний. Ежегодно во всем мире от ИБС погибает приблизительно 3 миллиона человек, что в два раза превышает смертность от онкологических заболеваний. Частота поражения сердечно-сосудистой системы увеличивается с возрастом, достигая максимума в возрастной группе 50–55 лет. За последнее время отмечается тенденция значительного омоложения сердечно-сосудистых заболеваний. Так инфаркт миокарда стал «моложе» на 10 лет, при этом смертность от него в возрастной группе до 30 лет возросла на 15–20 %.
Исполнительный комитет экспертов ВОЗ опубликовал заявление, в котором подчеркивалось: «Распространенность ИБС достигла громадных размеров, поражая все более и более молодых, заболевание является величайшей эпидемией нашей эпохи, угрожающей в ближайшее будущем охватить все население земли, если не удастся разработать ее профилактику путем изучения предболезни и начала болезни». Данное заявление приобретает особое значение, учитывая тот факт, что фон для патологии сердечно-сосудистой системы у взрослых формируется уже в детском возрасте.
Выделение комплекса факторов, способствующих развитию ИБС и экстраполирование ее на детскую популяцию, является одним из достижений современной кардиологии. При изучении факторов риска у детей одна из главных задач состоит в том, чтобы определить взаимосвязь между факторами риска у детей и заболеваемостью ишемической болезнью сердца взрослых.
Распространённость факторов риска в детской популяции чрезвычайно высока. Так, по данным исследователей (Леонтьева И. В., 2005) около 50 % детей школьного возраста имеют один из основных факторов риска (гиперхолестеринемию, гипертриглицеридемию, гипоальфахолестеринемию, артериальную гипертензию, курение и избыточную массу тела). Важным вопросом при определении факторов риска ИБС у детей являются данные об их устойчивости в дальнейшей жизни. Ответ на этот вопрос дают исследования проспективного характера, в которых ведется динамическое наблюдение за уровнем факторов риска у детей с интервалом в 2–3 года. Выявленная в ходе этих исследований высокая устойчивость гиперхолестеринеми, гипертриглицеридеми и избыточной массы тела, подтвердила так называемую «гипотезу прослеживания», согласно которой факторы риска устойчивы в течение всей жизни (Аметов А. С., 2002).
На сегодня не вызывает сомнения тот факт, что в условиях избыточной массы тела начальные признаки кардиоремоделирования дебютируют уже в детском и подростковом возрасте особенно при наличии у пациента избыточного отложения жира в сочетании с артериальной гипертензией.
По данным ВОЗ, ожирение приобретает масштабы всемирной эпидемии как у детей, так и у взрослых. Недавно было установлено, что во всем мире свыше 1 миллиарда людей имеют избыточную массу тела и более 300 миллионов лиц страдают ожирением. Свыше одной трети детей имеют избыточную массу тела и ожирение.
Для характеристики состояния, связанного с избыточным отложением жира, ученые используют два ключевых понятия «избыточная масса тела» и «ожирение». Под избыточной массой тела понимают превышение установленных стандартов массы тела по отношению к росту, но при этом отложение жира еще внешне не выражено и четко не проявляется. Избыточная масса тела рассматривается как фактор риска, ведущий к развитию ожирения. Ожирение — это хроническое заболевание, характеризующееся ненормально высоким увеличением массы жировой ткани в теле. Критерием оценки избыточной массы тела и ожирения у взрослых служит индекс массы тела (ИМТ). А родители, чтобы приблизительно оценить, нормальный ли у ребенка вес, могут пользоваться следующими величинами: в возрасте 4,5 мес.- 6 мес. происходит удвоение массы тела по сравнению с массой тела при рождении, утроение — достигается к году, т. е. к полугодию масса тела ребенка в среднем достигает 8 кг, а к году 10–10,5 кг. Дальнейшие прибавки массы тела должны составлять около 2 кг в год, а в период полового созревания могут достигать 5–8 кг. Как видим, в ходе развития ребенка жировые депо (подкожная жировая клетчатка, сальник, околопочечная клетчатка и т. д.) накапливаются неравномерно. Жир интенсивно образуется в течение первых 9 мес. жизни, затем наступает своеобразная стабилизация процесса, с некоторым подъемом к 5–7 годам и снова активно накапливается в тканях в период полового созревания. В связи с этим различают 3 критических периода, когда значительно повышается частота развития ожирения:
1. Период раннего возраста. На 1 году жизни перекорм ребенка ведет к увеличению числа адипоцитов, но не их размеров. При своевременной и грамотной коррекции рациона питания в этот период вероятен благоприятный исход.
2. Препубертат (5–7 лет), когда ожирение может иметь рецидивирующий характер. Часто бывает стойким и предполагает постоянное ожирение во взрослом возрасте, т. к. в этот период избыточное число адипоцитов не уменьшается, создается резерв для жировых депо.
3. Подростковый возраст. Превалирующее большинство подростков, имеющих избыточную массу тела, сохраняют её и во взрослом возрасте. Данное ожирение во многом обусловлено перестройкой нейро-эндокринной системы, связанной с половым созреванием и часто формирует так называемый гипоталамический синдром пубертатного периода.
Вскармливание младенца — фактор метаболического программирования на долгие годы. В группу риска по нарушению метаболического программирования в первую очередь входят дети, находящиеся на искусственном вскармливании или рано переведенные на искусственное вскармливание (особенно несбалансированными высококалорийными смесями), недоношенные и маловесные дети.
Очень часто причиной ожирения у малышей являются ошибки родителей в питании детей раннего возраста. В развитии этого отклонения большое значение имеет характер вскармливания. При грудном вскармливании риск перекорма гораздо ниже, чем при искусственном, потому что потребляя материнское молоко, дети обычно сами регулируют объем пищи во время каждого кормления. Поэтому необходимо как можно дольше сохранить естественное вскармливание. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, во-первых, применять только адаптированные смеси, во-вторых, соблюдать инструкции при их разведении — не стараться делать смесь гуще, чем это рекомендовано. Придерживаться рекомендаций по объему питания. С введением прикорма не стоит увеличивать объем пищи, больше чем это рекомендуется по возрасту, не подслащивать и не подсаливать блюда. Особенно нежелательно для детей грудного возраста увеличение объема высокобелковых продуктов, таких, как творог, кефир, мясо. Такая белковая нагрузка может не только увеличить вес, но и негативно отразиться на состоянии почек.
На сегодняшний день доказано, что даже небольшая, на первый взгляд, разница в составе заменителя грудного молока, может иметь большое значение для здоровья ребенка в будущем. Те преимущества продукта, которые не дают немедленного видимого эффекта и незаметны сейчас, когда ребенку всего несколько месяцев, могут оказаться значительными всего через несколько лет. Если ребенок находится на естественном вскармливании, он получает профилактику избыточного веса благодаря количеству белка 9–11,5 г/л и качественному составу белка, на 70 % представленному сывороточными белка.
Известно, что более высокое содержание белка в формулах для искусственного вскармливания новорожденных детей, по сравнению с женским молоком, может быть тем фактором, который имеет отдаленные последствия. Потребление белка на килограмм веса тела приблизительно на 55–80 % выше у детей, находящихся на искусственном вскармливании, чем у детей, находящихся на грудном вскармливании. Мы считаем, что интенсивное потребление белка в раннем периоде жизни, выше уровней необходимых для покрытия потребностей метаболизма, может стимулировать секрецию инсулина и инсулиноподобного фактора роста 1, увеличивать прибавление веса в грудном возрасте и риск ожирения в более позднем возрасте (гипотеза о потреблении белков в раннем периоде жизни). Европейский проект по проблемам детского ожирения проводит проверку этой гипотезы в рандомизированном двойном слепом интервенционном клиническом исследовании, в котором участвуют более 1000 человек в 5 европейских странах. Детей, которые не находятся на грудном вскармливании, рандомизировали в группы, где применяются формулы с более высоким или более низким содержанием белка, после чего дети находятся под медицинским наблюдением вплоть до достижения ими школьного возраста. Если будет доказано влияние вскармливания в раннем возрасте на риск ожирения в более позднем возрасте, появится значительный потенциал для эффективной профилактики, что позволит получить существенную пользу для здоровья, как детей, так и взрослых (Барабаш Н. А., Лошкова Е. В., 2009).
Учитывая вышеизложенное, становится очевидным, что в детском рационе желательно наличие продуктов, которые являлись бы по сути «функциональными», обеспечивая положительное влияние на состояние здоровья ребенка.
В современной нутрициологии адаптации белкового компонента смеси уделяется огромное внимание, поскольку недостаточное поступление белка в организм младенца сопровождается нарушением роста и развития.
Таким образом, пропаганда естественного вскармливания, а при отсутствии грудного молока, применение смеси с уровнем белка 12 г/л, способствует гармоничному росту детей раннего возраста, снижению риска развития ожирения, как фактора риска кардиоваскулярной патологии у детей в дальнейшем.
Литература:
1. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю. Социальные и организационные проблемы педиатрии. — М.: Династия, 2003.
2. 2 В. И. Макарова, Л. И. Меньшикова, Н. В. Ефимова. Оценка риска кардиоваскулярной патологии у детей и подростков. Тихоокеанский медицинский журнал. 2005., № 3. С. 27–29.
2.3. Белоконь Н. А., Кубергер М. Б. Болезни сердца и сосудов у детей руководство для врачей в 2 т. — М.: Медицина, 1987.
3. Graham I., Atar D., Borch-Johnsen K. et al.; Fourth Joint Task Force of European Society of Cardiology and Other Societies on Cardiovascular Disease Prevention in Clinical Practice (constituted by representatives of nine societies and by invited experts). European guidelines on cardiovascular disease prevention in clinical practice. European Journal of Cardiovascular Prevention and Rehabilitation 2007; 14 (Supp 2): S1-S113.
4. Discussion: what is happening with the guidelines? (I. Graham, Z. Reiner et al.) // Материалы 76-го конгресса Европейского общества по атеросклерозу (European Atherosclerosis Society, EAS); 10–13 июня 2007; Хельсинки, Финляндия.
5. Brookes L. Preview of the Fourth European Guidelines on Cardiovascular Disease Prevention in Clinical Practice. Medscape Cardiology 2007 (www.medscape.com).
6. Леонтьева И. В. Лекции по кардиологии детского возраста. М.: ИД Медпрактика, 2005.
7. Метаболический синдром у детей и подростков /Под редакцией Козловой Л. В. — М.: Гэотар медиа. — 2010.