Ключевые слова: ожирение, избыток массы тела, беременность, гестационный сахарный диабет.
Ожирение — это хроническое заболевание с серьезными последствиями для здоровья человека. Заключение показало, что избыточное накопление жира является серьезной проблемой для здоровья и связанной с риском развития сахарного диабета 2 типа. Жирные люди имеют высокую вероятность появления ортопедических нарушений и нарушения со стороны пищеварительной системы, органов дыхания и дыхательной системы, развития офтальмологических и почечных осложнений, а также изменений в репродуктивной функции [1].
Избыточный вес является одним из самых распространенных заболеваний в мире. У экспертов ВОЗ есть данные о том, что более полутора миллиардов людей на планете имеют лишний вес и больше 400 млн. — избыточное питание [19].
Ожирение продолжает оставаться серьезной проблемой глобальной системы здравоохранения в течение последних десятилетий [24]. Как следствие, с увеличением распространенности ожирения в мировой популяции закономерно увеличивается частота данной патологии среди женщин репродуктивного возраста. Среди беременных женщин частота ожирения составляет от 18,5 до 38.3 % [21]. На территории Канады распространенность избыточного веса среди женщин в возрасте от 20 до 39 лет составляет 21 % [20], а на американском континенте — 30 % [21], в России — 15–28 % [2].
Названа модифицированная причина риска развития неблагоприятных перинатальных исходов: аномальный рост плода [12], развитие преэклампсии и тромбоэмболических осложнений [18], мертвого ребенка [25], дистония плечиков плода и пареза Эрба. [16]. С другой стороны, в дальнейшем избыточная масса тела при беременности может быть фактором риска развития ожирения у детей [7].
Количество избыточного веса и ожирения во всем мире было названо глобальной пандемией [26]. Приблизительно за последние 20 лет ожирение стало лидером по уровню сердечно-сосудистого риска в разных клинических группах, включая женщин детородного возраста.
Распространенность ожирения среди женщин репродуктивного возраста колеблется от 1,8 % до 25,3 % в разных странах. На основании данных эпидемиологических исследований, за последние 10 лет ожирение у беременных женщин регистрировалось в 15–38 % случаев. У повторнородящих риск ожирения в два раза выше. В период беременности частота ожирения у женщин увеличивается на 5 и более лет [22].
На сегодняшний день, согласно прогнозам ВОЗ, к 2025 году половина населения планеты будет иметь избыточный вес [19]. Из-за сформированных в ходе эволюции гендерной особенности, женщины имеют большее содержание жира в организме и чаще страдают ожирением. Из-за гормональных изменений, которые влияют на композиционный состав тела женщин в течение периода пубертата и беременности происходит изменение структуры тела женщины. Различные авторы отмечают у беременных ожирение с частотой от 15,5 до 26 % [9].
По данным исследований, риск ожирения через 15 лет у женщин, вынашивающих ребенка на фоне повышенного веса, в несколько раз выше, чем у женщин с нормальным весом до беременности [23]. При этом роль жировой ткани в организме женщины очень значительна. Лишняя жировая ткань является важным энергетическим резервом и участвует в фосфорно-кальциевом обмене, метаболизмах половых гормонов. В период беременности она жизненно важна для нормального развития плода или защиты от него. Но избыточное накопление жира во время беременности может привести к негативным последствиям. По данным исследований, материнское ожирение увеличивает риск осложнений во время беременности, родов и послеродового периода, повышая риск развития ПЭ/Э, аномалий родовой деятельности и кровотечений [8].При этом нарушения в адаптации новорожденных после рождения могут привести к отклонениям в адаптации новорожденного в постнатальном периоде, которые проявляются более пролонгированной желтухой, отеками и транзиторными изменениями со стороны сердечно-сосудистой системы. Но у новорожденных могут быть и более серьезные нарушения в состоянии здоровья: это инфекции, респираторный дистресс-синдром и аномалии развития. При этом было установлено, что у женщин с ожирением по сравнению со здоровыми женщинами после родов больше проблем в лактации и меньше риск раннего прекращения грудного кормления [17].
Самая частая причина нарушения обмена веществ во время беременности — гестационный сахарный диабет (ГСД). Заболевание ГСД — это гипергликемия, которая впервые была выявлена во время беременности, но не соответствует требованиям «манифестного» СДА [3].По статистическим данным частота ГСД варьируется от 1 до 14 % (в среднем 7 %), в зависимости от исследуемой популяции, используемых критериев диагностики [4].По прогнозам, распространенность гестационного сахарного диабета будет расти вместе с пандемией ожирения. При этом высокий индекс массы тела женщины репродуктивного возраста рассматриваются как один из важных факторов риска ГСД, вместе с наследственностью по сахарному диабету 2 типа и генетической предрасположенностью к многоплодию в анамнезе и др. [15].
В 2008 году Torloni и соавт. [27] опубликовали систематический обзор с метаанализом исследований за последние 30 лет, в котором были проведены оценка и изменение риска развития гестационного сахарного диабета у женщин до беременности. Для сравнения, в исследовании приняли участие 70 женщин из 671 945 беременных. Результаты проведенного анализа показали, что избыточная масса тела до беременности тесно связана с риском развития ГСД. В сравнении с женщиной со средней массой тела, которая не имеет избыточной массы тела и ожирением I-II степени, у женщин с избыточной массой туловища соотношение шансов развития ГСД составляет 0,75. Для женщин с избыточной массой тела II-II степени и морбидным ожирением это отношение равно 1,97, 3,01 и 5,55 соответственно. При этом было установлено, что за единицу повышения индекса массы тела (ИМТ) частота развития ГСД увеличивается на 0,92 %.
У беременных при физиологически протекающей беременности могут быть гиперинсулинемия и снижение секреции инсулина -клетками поджелудочной железы. При ожирении во время беременности существует высокий риск формирования ИР и сахарного диабета 2 типа (СД 2 типа) [6]. Гестационный сдвиг наблюдается в 2,3 % случаев у беременных женщин (ИМТ) 18,5–24,9 кг/м2 и уже в 9,5 % случаев у женщин с ожирением [27].
По данным финских ученых, у мужчин родившихся от матерей с высоким ИМТ регистрируется большая частота развития ишемической болезни сердца в течение жизни [13]. Так же было обнаружено большое количество мертворождений, врожденных пороков сердца и патологии ЦНС у детей с ожирением независимо от возраста, наследственности и этнической принадлежности [14].По другому исследованию, повышенный ИМТ у женщин до беременности ассоциируется с высоким риском ожирения у ребенка в будущем [5]. Исследования показали пользу правильного питания, физической активности и комплексного подхода в борьбе с избыточной массой тела во время беременности у женщин с ожирением [10].
Как следствие, избыточный вес и ожирение у беременных могут привести к увеличению материнской заболеваемости или смерти. По причине высокой распространённости ожирения у беременных, механизм возникновения осложнений и методы лечения недостаточно изучены. Из-за неблагоприятного прогноза у детей матери с ожирением, необходимо исследование по оценке роли ВЖТ и адипокинов в формировании ИР (эндотелиальная дисфункция), системного воспаления при риске развития осложнений беременности женщины или рождения ребенка. Также необходимы программы первичной профилактики избыточного веса до достижения совершеннолетия.
Наблюдательные исследования могли бы помочь понять возможность изменения «перинатального программирования» и уменьшить риск возникновения ожирения в течение жизни.
Литература:
- Бутрова С. А. От эпидемии ожирения к эпидемии са- харного диабета // Новости медицины и фармации. — 2013.– № 1. — С.24–28.
- Геворкян М. А. Ожирение и репродуктивное здоровье женщины. Ожирение и метаболизм. 2008; 3: 12–4.
- Дедов И. И., Краснопольский В. И., Сухих Г. Т. Российский национальный консенсус «Гестационный сахарный диа- бет: диагностика, лечение, послеродовое наблюдение» // Сахарный диабет. — 2012. — № 4. — С.4–10.
- Рагозин А. К., Демидова И. Ю., Арбатская Н. Ю. и др. Гестационный сахарный диабет: новые критерии диагности- ки // Доктор Ру. — 2011. — № 9. — С.47–52.
- Adane AA, Tooth LR, Mishra GD. The role of offspring’s birthweight on the association between pre-pregnancy obesity and offspring›s childhood anthropometrics: a mediation analysis. J Dev Orig Health Dis. 2019;10:1–8. doi:10.1017/S2040174418001137.
- Athukorala C, Rumbold AR, Willson KJ, et al. The risk of adverse pregnancy outcomes in women who are overweight or obese. BMC Pregnancy Childbirth. 2010;10:56–65. doi:10.1186/1471–2393–10–56.
- Aviram A., Hod M., Yogev Y. Maternal obesity: implications for pregnancy outcome and long-term risks-a link to maternal nutrition. Int. J. Gynaecol. Obstet. 2011; 115 (suppl. 1): S6–10.
- Boots C., Stephenson M. D. Does obesity increase the risk of miscarriage in spontaneous conception: a systematic review // Semin Reprod Med. — 2011. — Vol. 29. — P.507–513.
- Brustman L. E., Langer O., Bimson B., et al. Weight gain in gestational diabetes: the effect of treatment modality // J Matern Fetal Neonatal Med. — 2015. — Vol. 22. — P.1–5.
- Choi J, Fukuoka Y, Lee JH. The effects of physical activity and physical activity plus diet interventions on body weight in overweight or obese women who are pregnant or in postpartum: a systematic review and meta-analysis of randomized controlled trials. Prev Med. 2013:56:351–364. doi:10.1016/j.ypmed.2013.02.021.
- Chu S. Y., Kim S. Y., Schmid C. H., Dietz P. M., Callag- han W. M., Lau J., Curtis K. M. Maternal obesity and risk of cesarean delivery: a meta-analysis. Obes. Rev. J. Int. Assoc. Study. Obes. 2007; 8 (5): 385–94.
- Crane J. M., White J., Murphy P., Burrage L., Hutchens D. The effect of gestational weight gain by body mass index on maternal and neonatal outcomes. J. Obstet. Gynaecol. Canada. JOGC. 2009; 31 (1): 28–35.
- Forsén T, Eriksson JG, Tuomilehto J. Mother’s weight in pregnancy and coronary heart disease in a cohort of Finnish men: follow up study. BMJ. 1997;315(7112):837–40.
- Gaillard R, Durmuş B, Hofman A, et al. Risk factors and outcomes of maternal obesity and excessive weight gain during pregnancy. Obesity (Silver Spring). 2013:21(5);1046–55. doi:10.1002/oby.20088.
- Gary Т., Baptiste-Roberts К., Barone В. G. Risk factors for type 2 diabetes among women with gestational diabetes: a systematic review // Am. J. Med. — 2009. — № 3. — Р.207–209.
- Heslehurst N., Simpson H., Ells L. J., Rankin J., Wilkinson J., Lang R., Brown T. J., Summerbell C. D. The impact of maternal BMI status on pregnancy outcomes with immediate short-term obstetric resource implications: a meta-analysis. Obes. Rev. 2008; 9: 635–83.
- Khashan A. S., Kenny L. C. The effects of maternal body mass index on pregnancy outcome // Eur J Epidemiol. — 2009. — Vol. 24. — P.697–705.
- Knight M., Kurinczuk J. J., Spark P., Brocklehurst P. Extreme obesity in pregnancy in the United Kingdom. Obstet. Gynecol. 2010; 115: 989–97.
- Kronenberg G. M., Williams H., Hardin R., et al. Williams Textbook of Endocrinology. — Philadelphia, PA: Saunders/ Elsevier, 2008. — 1911 p.
- Obesity in Canada: A joint report from the Public Health Agency of Canada and the Canadian Institute for Health Information [www.publichealth.gc.ca].
- Ogden C. L., Carroll M. D., Curtin L. R., McDowell M. A., Ta- bak C. J., Flegal K. M. Prevalence of overweight and obesity in the United States, 1999–2004. JAMA. J. Am. Med. Assoc. 2006, 295 (13): 1549–55.
- Palmer B, Clegg J. The sexual dimorphism of obesity. Mol Cell Endocrinol. 2015;15(402):113–9. doi:10.1016/j.mce.2014.11.029.
- Phelan S. Pregnancy: a «teachable moment» for weight control and obesity prevention. Am J Obstet Gynecol. 2010;202(2):135–43. doi:10.1016/j.ajog.2009.06.008.
- Rasmussen K. M., Yaktine A. L. Weight Gain During Pregnancy: Reexamining the Guidelines: The National Academy Press; 2009.
- Sebire N. J., Jolly M., Harris J. P., Wadsworth J., Joffe M., Beard R. W., Regan L., Robinson S. Maternal obesity and pregnancy outcome: a study of 287,213 pregnancies in London. Int. J. Obes. Relat. Metab. Disord. 2001; 25 (8): 1175–82.
- Stevens GA, Singh GM, Lu Y. National, regional, and global trends in adult overweight and obesity prevalences. Popul Health Metr. 2012; 10(1):22–6. doi:10.1186/1478–7954- 10–22.
- Torloni MR, Betran AP, Horta BL, et al. Prepregnancy BMI and the risk of gestational diabetes: a systematic review of the literature with meta-analysis. Obes Rev. 2009; 10:194- 203. doi:10.1111/j.1467–789X.2008.00541.x.