В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, который вступил в силу с первого сентября 2013 года, как и в предыдущих законах, чётко указано, что одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является «приоритет жизни и здоровья человека» (Статья 3).
На здоровье детей и подростков, занимающихся в образовательных учреждениях, в значительной степени оказывают влияние условия образовательной среды и организация учебно-воспитательного процесса. При этом обязанности по обеспечению необходимых условий для охраны и укрепления здоровья учащихся, включая обеспечение рационального питания, занятий физической культурой и спортом, а также создание безопасных условий обучения и воспитания обучающихся, в соответствии с установленными нормами, - возложены на образовательную организацию.
Основные требования к условиям реализации учебного процесса определены «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (Сан-ПиН 2.4.2.2821-10). Однако для текущей оценки выполнения указанных требований допускается использование руководителями образовательных учреждений определённых гигиенических регламентов, разработанных на основе санитарных норм (Г.А.Александрова, 2014).
В качестве оценочных гигиенических регламентов рекомендуются следующие показатели, выполнение которых зависит от руководителей образовательных учреждений: соответствие недельной учебной нагрузки установленным нормам, с учётом класса и продолжительности учебной недели, продолжительность перемен; обеспеченность классов мебелью соответствующих размеров; проведение гимнастики до занятий; охват школьников горячим питанием; площадь озеленения школьного участка; организация групп продлённого дня, и некоторые другие вопросы, включающие гигиенические требования к учебному процессу, к его материально-техническому обеспечению и условиям обучения, а также - к организации физического воспитания учащихся. За соблюдение всех регламентов, включённых в соответствующие разделы, образовательное учреждение может набрать определённое количество баллов, что позволяет дать объективную оценку состояния его санитарно-эпидемиологического благополучия, обеспечение которого, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», относится к компетенции руководителей образовательных учреждений (Г.А.Александрова, 2014).
Принятие федеральных законов последних лет (Закон «Об образовании», ФГОС, Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Закон «О защите детей от информации, причиняющий вред здоровью и развитию», и др.) – определяют проблему здоровья в современной школе в разряд приоритетных (С.В.Алексеев, 2014).
Следует отметить, что приоритет идеи здоровьесбережения и здоровьесозидания прослеживается как на международном уровне, так и на уровне отечественного образования и, в частности, - на уровне Санкт-Петербургской системы образования.
На международном уровне одно из совместных международных исследований Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), проводимое во многих странах, включая и Россию, называется «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (Health Behaviour in School-aged Children – HBSC). При этом целью исследования HBSC является получение представления о здоровье подростков в их социальном контексте – дома, в школе, с семьёй и друзьями.
Значимость такого исследования состоит в том, что подростки в период между 11 и 15 годами жизни неизбежно сталкиваются с большим числом новых для них нагрузок и проблем, в числе которых, - как возрастающие ожидания окружающих от их учебной успеваемости, так и неизбежно изменяющиеся их социальные взаимоотношения с семьёй и сверстниками, а также и те психофизиологические перемены, которые обусловливаются их развитием и половым созреванием.
Исследования HBSC иллюстрируют изменения поведения мальчиков и девочек при переходе их от детского возраста в подростковый период и во взрослую жизнь. Полученные данные, как считает профессор С.В.Алексеев, могут быть использованы как для мониторинга состояния здоровья школьников, так и для планирования наиболее эффективных программ укрепления их здоровья, а результаты исследований HBSC заслуживают широкого использования в процессе методической подготовки педагогов.
В настоящее время европейский проект «Здоровые города» получил широкое распространение и в российских условиях. При этом практика исследования решения проблем здоровья, безопасности и качества жизни людей опирается на результаты разнообразных и разноплановых рейтинговых оценок.
Так, ежегодно международное агентство Bloomberg составляет независимый сводный рейтинг здоровья более 140 стран мира. За основу берётся разница между совокупным индексом здоровья страны и индексом рисков для здоровья её жителей. При этом учитываются такие показатели как средняя продолжительность жизни, показатели рождаемости и смертности населения, и другие.
По данным за 2011-й год Россия занимала 97-е место в данном рейтинге. При этом в группе 10 лучших стран мира находятся Сингапур, Италия, Австралия, Швейцария, Япония, Израиль, Испания, Нидерланды, Швеция, Германия.
В тоже время, в рейтинге образования Россия занимает 49-е место среди стран мира, а по рейтингу счастья («индекс счастья») Россия находится на 122-м месте среди более 150 стран (С.В.Алексеев, 2014, с. 6).
Выявление зависимостей и взаимовлияний указанных тенденций (здоровья, образования, счастья и других) – несомненно, представляет определённый интерес и требует систематических и объективных, сравнительных социальных исследований.
Наш, Российский уровень в первую очередь связан с концепцией создания «Здоровой школы», являющейся основной составляющей программы «Наша новая школа». Введение образовательных стандартов общего образования второго поколения предполагает разработку и реализацию школьной программы экологосообразного, природосообразного поведения, предусматривающей формирование культуры безопасного и здорового образа жизни. Тем не менее, в настоящее время результаты исследований состояния здоровья наших детей и подростков не вызывают оптимизма.
По данным НИИ Педиатрии Российской академии медицинских наук, в настоящее время в Российской Федерации 14% детей практически здоровы, у 50% детей имеются отклонения в формировании опорно-двигательного аппарата, а у 35-40% детей обнаруживаются различные хронические заболевания. Многочисленные исследования последних лет показывают, что 25-30% детей, поступающих в первые классы школ, имеют различные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, а число близоруких детей возрастает с 3,9% до 12,3%. Одновременно с этим, нарастает число детей с нервно-психическими расстройствами (с 5,6% до 16,4%) и с нарушениями осанки. Наиболее распространённой патологией среди детей школьного возраста является снижение остроты зрения, наблюдающееся в ряде регионов России у 30-40% учащихся.
Такие же тенденции обнаруживаются и с показателями состояния здоровья школьников Санкт-Петербурга, что было отмечено в Докладе Комитета по социальной политике Администрации Санкт-Петербурга о положении детей в Санкт-Петербурге - в 2011 году. В этой связи, среди основных направлений деятельности Российской академии образования в области охраны и укрепления здоровья учащихся школы, были выделены следующие приоритеты:
· здоровье и физическое развитие школьников;
· адаптация детей и подростков к учебным и физическим нагрузкам;
· гигиена обучения и воспитания в школе;
· физиолого-гигиенические основы физического воспитания и трудового обучения;
· содержание и методика физического воспитания детей школьного возраста;
· нейрофизиологические механизмы формирования познавательной деятельности учащихся;
· возрастная психофизиология и психофизиология школьных трудностей;
· профилактики формирования девиантного поведения среди учащейся молодёжи;
· здоровьесберегающие технологии в образовании;
· формирование осознанного отношения к ценностям здоровья и здорового образа жизни;
· психолого-физиологический мониторинг педагогических инноваций;
· физиолого-гигиенические требования к организации учебных занятий детей с использованием компьютерной техники;
· физиолого-педагогические основы антиникотинового, антиалкогольного и антинаркотического воспитания;
· мониторинг физического и психофизиологического состояния учащихся;
· педагогическая физиология (физиологические основы эффективной организации учебного процесса).
Практическая реализация результатов научных изысканий учёных и практиков в решении указанных проблем могла бы сформировать перспективные направления работы школ - лабораторий и школ – экспериментальных площадок в различных регионах России.
Программа развития образования в Санкт-Петербурге рассматривает проблему здоровья как ключевое направление инновационной деятельности образовательных учреждений и как вполне реальный критерий в системе менеджмента качества образования в регионе.
Направление «Здоровье в школе» предполагает переход от принципа желаемого «сохранения здоровья в школе» к принципу необходимого и обязательного «сохранения здоровья в школе», с формированием философии: «здоровая школа – в здоровье каждого» (С.В.Алексеев, 2014, с.7).
Анализ современного состояния проблемы сбережения здоровья учащихся в системе образовательных учреждений Санкт-Петербурга даёт С.В. Алексееву основания выделить ряд основных направлений сберегающей здоровье образовательной деятельности. В их числе такие направления и формы работы, как:
· городская, районные и школьные программы «Здоровье в школе»;
· мониторинг здоровья школьников в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга;
· деятельность служб здоровья в образовательных учреждениях города;
· школы - лаборатории, школы - экспериментальные площадки по созданию здоровьесозидающей образовательной среды;
· проектирование школьных программ культуры экологосообразного, безопасного и здорового образа жизни;
· уроки физической культуры как уроки здоровья;
· уроки ОБЖ как уроки безопасности и здоровья;
· реализация образовательных программ по профилактике табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, ВИЧ-инфицирования, агрессивного поведения и других проявлений социальных девиаций среди учащейся молодёжи;
· реализация программ профессиональной переподготовки и послевузовского образования педагога;
· методическая подготовка педагога по проблемам здоровьесбережения участников образовательного процесса;
· реализация учебно-методического комплекса «Здоровая и безопасная школа»;
· просвещение родителей по вопросам безопасного и здорового образа жизни детей.
Целью реализации программ здоровьесозидающего образования в Санкт-Петербурге представляется несомненное позитивное влияние эффективности педагогических здоровьесозидающих технологий на конкретные социально-педагогические и медико-статистические показатели качества жизни подрастающего молодого поколения нашего города (С.В.Алексеев, 2014; М.Г.Колесникова, 2014).
Основой формирования здоровьесозидающего мировоззрения школьного учителя Основ безопасности жизнедеятельности, учителя Физической культуры, учителей Биологии, Географии, Литературы, Истории, Математики, Физики, Химии и других учебных предметов, также как и организаторов, и методистов учебно-воспитательной деятельности будет служить полезный опыт взаимодействия «Школ здоровья» и распространение передовых, наиболее эффективных образовательных технологий здоровьесбережения в школах нашего города. Этому же призвано служить и дальнейшее повышение уровня здоровьеформирующего образования в нашем Педагогическом университете.
Литература:
1. Александрова Г.А. Гигиенические регламенты как показатели работы образовательной организации по охране здоровья обучающихся. // В кн.: Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков. Актуальные проблемы, тактика и стратегия действий. /Материалы IV Всероссийского Конгресса по школьной и университетской медицине - с международным участием. 15-16 мая 2014 г. – СПб.: ООО «Эри», 2014. – 448 с. (С. 3-5).
2. Алексеев С.В. На пути к здоровой школе: от международных вызовов к петербургской практике. - Там же, С. 5-7.
3. Колесникова М.Г. Результативность здоровьесозидающей деятельности в образовательных организациях Санкт-Петербурга. – Там же, С. 155-157.
4. Макарова Л.П., Матусевич М.С., Соловьёв А.В., Бахтин Ю.К. Валеологические основы здоровьесберегающей педагогики в превентологии. // Молодой учёный, 2014. - № 3, с. 944-947.
5. Плахов Н.Н., Бахтин Ю.К. Модели и формы злоупотребления психоактивными веществами. // Молодой учёный, 2014. - № 3, с. 772-775.