Формирование мотивации у студентов к занятиям физической культурой с использованием средств мини-футбола | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 27.10.2014

Статья просмотрена: 803 раза

Библиографическое описание:

Иргашева И. А. Формирование мотивации у студентов к занятиям физической культурой с использованием средств мини-футбола // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 74-76. — URL https://moluch.ru/archive/77/13137/ (дата обращения: 18.07.2018).

 

В статье проводится обоснование эффективности реализации программы «Мини-футбол — в вузы» в рамках учебно-воспитательного процесса в вузе. Автором получена положительная динамика уровня сформированности мотивации на основе использования средств мини-футбола в учебном процессе и участия студентов в программе «Мини-футбол — в вузы».

Ключевые слова:спорт, мотив, мотивация, программа «мини-футбол — в вузы», физическая культура.

 

Е. П. Ильин утверждает, что мотив — это осознанная причина активности человека, направленной на достижение цели. Мотив — сложное психическое образование, которое начинает формироваться под влиянием возникающей у человека потребности [3]. А. В. Смирнов под мотивом понимает конкретный или же отвлеченный объект, удовлетворяющий потребность [7].

Однако, в современной образовательной среде, особенно в сфере физической культуры и спорта (ФКиС) наблюдается снижение интересов и потребностей в занятиях спортом [8]. У студентов недостаточно сформирована мотивация к занятиям ФКиС. Данный факт подтверждается многими исследования, в том числе и проводимых в ИГПИ им. П. П. Ершова [4–6]: пропуски занятий ФК, неудовлетворенность студентов организацией ФК в вузе, снижающийся уровень здоровья студентов, большая популярность в студенческой среде компьютерных игр, социальных сетей и т. п. [2].

Таким образом, налицо проблема исследования — какие условия, средства, методы формирования адекватной спортивной мотивации у студентов наиболее эффективны в современных условиях развития высшей школе.

Исследуемая тема, на наш взгляд, является актуальной, так как мотивационная сфера является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес к занятиям, активное осознанное отношение к осуществляемой деятельности, поэтому так важно с началом обучения формировать необходимые для рационализации учебной деятельности и повышение эффективности педагогических воздействий мотивы, отличающиеся высокой степенью интереса к занятиям физической культурой и убежденностью в целесообразности этих занятий.

Цель исследования: определить эффективные условия, средства и методы формирования спортивной мотивации у студентов путем реализации программы «Мини-футбол — в вузы».

Для достижения цели исследования можно выделить следующие задачи исследования:

1.                  Проанализировать содержание программы «Мини-футбол — в вузы» и ее возможности в формировании мотивации студентов в сфере ФКиС.

2.                  Изучить исходный уровень мотивации к занятиям ФКиС у студентов педагогического вуза.

3.                  Определить влияние реализуемой программы «Мини-футбол в вузы» на формирование мотивации у студентов к занятиям ФКиС.

В процессе деятельности нами была выдвинута гипотеза исследования: предполагается, что участие в мероприятиях программы «Мини-футбол — в вузы», реализованных в учебно-воспитательном процессе вуза, сформирует адекватную мотивацию у студентов к занятиям ФКиС; сформирует понимание ценностей здоровья, ФКиС; повысит уровень физической подготовленности и здоровья обучающихся.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами был использован комплекс методов исследования: анализ научно — методической литературы, тестирование, анкетирование, математико-статистическая обработка результатов.

Исследование проводилось на базе ИГПИ им. П. П. Ершова, в нем приняли участие 20 студентов 1–5 курсов различных факультетов вуза, участвовавших в мероприятиях по реализации программы «Мини-футбол — в вузы». Исследование проводилось с января по сентябрь 2014 г.

Для изучения уровня сформированности спортивной мотивации студентов педагогического вуза мы использовали опросник Г. Д. Бабушкина (2005), состоящий из 80 вопросов, касающихся отношения опрашиваемых к тем или иным проблемам спортивной подготовки, результативности тренировочного и соревновательного процессов. Анкета раздавалась каждому испытуемому, который письменно выбирал соответствующий ответ.

Результаты анкетирования позволили нам судить об исходном уровне сформированности мотивации студентов педагогического вуза. Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о среднем уровне сформированности мотивации у занимающихся. Так, средние показатели по отдельных блокам (К) не превышают 4 баллов, а отдельные составляющие мотивации студентов также колеблются около показателей 4 балла.

В целом, можно утверждать, что показатели мотивации испытуемых находятся на среднем уровне, что свидетельствует об имеющихся резервах ее повышения. Мы считаем, что для студентов, занимающихся спортом, и в частности футболом, таким механизмом повышения мотивации служит участие в массовых спортивно-оздоровительных мероприятиях, совершенствующих их спортивную подготовленность.

Нами был составлен ряд мероприятий в рамках программы «Мини-футбол — в вузы», в который вошли: чемпионат города по мини — футболу, универсиада по мини — футболу, кубок города по мини — футболу, турнир «Мини-футбол — в вузы», областные соревнования по мини-футболу, а также разработана учебная программа по физической культуре на базе мини-футбола [1].

Мы считаем, что этот ряд мероприятий в конечном итоге повлияет на формирование спортивной мотивации студентов; пропаганды и популяризации занятий физической культурой и спортом; развития спортивно-массовой работы в ВУЗах города; привлечения студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом; определения сильнейших спортсменов и студенческих команд по видам спорта.

В апреле 2014 г. нами проведено конечное анкетирование студентов по сформированности мотивации у занимающихся, результаты которого мы сравнили с исходными показателями сформированности мотивации (таблица):

Таблица 1

 

Показатели исходного уровня сформированности мотивации студентов педагогического вуза (n=20)

Этапы эксперимента

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К1+К2/2

К3+К4+К5/3

К6+К7/2

1 (октябрь 2013 г.)

3,9

3,9

4,05

4,3

4,4

3,9

4,1

3,9

4,2

4,0

2 (апрель 2014 г.)

4,3

4,0

4,2

4,4

4,4

4,3

4,2

4,15

4,37

4,15

Разность

0,4

0,1

0,15

0,1

0

0,4

0,1

0,25

0,17

0,15

В целом, можно утверждать, что показатели до проведения тестирования и после существенно не изменились. Хотя наблюдается в целом положительный прирост показателей сформированности спортивной мотивации — от 0,1 до 0,4 по отдельным параметрам.

Отсутствие достоверных различий можно объяснить слишком маленьким сроком проведения эксперимента, т. к. для формирования устойчивого мотива необходимо большее время, тем более в студенческом возрасте.

Проведенное нами исследование позволяет на данном этапе сформулировать следующие выводы:

1.      В настоящее время существует ряд препятствий для формирования мотивации студентов и их привлечения к спортивным занятиям: социальные сети, компьютерные игры, возможности отдыха в клубах и центрах. Поэтому наблюдается снижение интереса к спорту в студенческой среде. Одним из направлений формирования мотивации является участие и развитие программы «Мини-футбол — в вузы».

2.      Анкетирование студентов позволило выявить исходный уровень их спортивной мотивации. Анализ данных свидетельствует о среднем уровне сформированности мотивации — средний балл по разным блокам составляет от 3 до 4 баллов. Мотивация включает 3 компонента — побудительные основания, базисные основания, процессуальные основания. Анализ данных показал преобладание базисных оснований мотивации, которые отражают степень заинтересованности спортсмена в благоприятных социальных условиях спортивной деятельности; степень заинтересованности спортсмена в накоплении знаний и навыков; степень заинтересованности спортсмена в отсутствии болевых ощущений.

3.      Участие студентов в мероприятиях программы «Мини-футбол — в вузы» позволило усилить побудительные основания мотивации спортсменов, однако, достоверных различий мы не обнаружили. Считаем, что при продолжении эксперимента возможны существенные изменения в структуре и силе спортивной мотивации студентов педагогического вуза, что в дальнейшем может существенно повлиять на спортивный результат и эффективность спортивной подготовки в целом.

 

Литература:

 

1.         Ведерникова, Л. В. Роль программы развития системы педагогического образования вуза в повышении качества подготовки современного педагога [Текст] / Л. В. Ведерникова, А. Г. Поливаев // Современные подходы к повышению качества образования: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, отв. ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим, 2013. — С. 6–14.

2.         Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2006. — 508 с.

3.         Ильин, Е. П. Психология физического воспитания [Текст]: учебник для институтов и факультетов физической культуры / Е. П. Ильин. — Спб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 486 с.

4.         Иргашева, И. А. Влияние мотивации студентов на эффективность занятий физической культурой и механизмы ее формирования в современной молодежной среде [Текст] / И. А. Иргашева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2014. — № 38. — С. 149–154.

5.         Иргашева, И. А. О возможностях формирования мотивации у студентов к занятиям физической культурой и спортом на основе реализации программы «Мини-футбол — в вузы» [Текст] / И. А. Иргашева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2014. — № 35–2. — С.149–153.

6.         Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 167–170.

7.         Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 9. — С. 125–129.

8.         Поливаев, А. Г. Экспериментальное обоснование модели спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе [Текст] / А. Г. Поливаев // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. — 2012. — № 5–3 (5). — С. 47–49.

9.         Смирнов, А. В. Формирование мотивации учебной деятельности у студентов технического вуза [Текст] / А. В. Смирнов // Психология, социология, педагогика. — 2012. — № 6. — С.121–124.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, педагогический вуз, вуз, занятие, исходный уровень, мотивация, заинтересованность спортсмена, спортивная мотивация, спортивная мотивация студентов, спортивная подготовка.


Ключевые слова

мотивация, мотив, физическая культура, спорт, программа «мини-футбол — в вузы»

Похожие статьи

Мотивация занятия спортом как фактор повышения физической...

физическое воспитание, физическая подготовленность., управление мотивацией, мотивация занятия спортом, актуальные потребности.

Нормативы по физической подготовленности студентов вузов. Особенности физической подготовленности старших...

Формирование устойчивой мотивации к урокам физической...

В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности, вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете Физическая культура и здоровье у учащихся младших классов. Определены пути повышения мотивации к урокам за счет применения...

Изучение мотивов занятий спортом воспитанников спортивных...

В статье рассматриваются подходы к изучению и классификации мотивов занятий спортом воспитанников спортивных школ. Ключевые слова: спортивная деятельность, мотив. Мотивация к какой-либо деятельности имеет очень высокое значение и особенно она важна...

Формирование спортивной мотивации у младших школьников

Мотив к занятию спортом формируется из потребностей. Для юных школьников формирование спортивной мотивации определяется удовлетворением двигательных потребностей, потребностей в безопасности, в социальных связях, в самоактуалтзации.

Особенности физического воспитания студентов, имеющих...

Проблемы мотивации физкультурной активности студентов в вузе.

Слабая мотивация у студентов к занятиям физической культуры в вузе — одна из проблем физического воспитания в высшей школе.

Преобладание внутренней мотивации у спортсменов как фактор...

Ключевые слова: мотивация, мотив, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, спортивная деятельность, успех в спорте. Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте...

Формирование физической культуры студентов

В процессе проведения учебных занятий по атлетической гимнастике преподаватели знакомят студентов с методикой укрепления и

— С. 85-88. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов (научно-методические и организационные основы).

Педагогические аспекты физического воспитания и мотивация...

При анализе мотивации посещения занятий физической культурой в вузе наблюдался следующий фактор: в качестве положительной динамики типичное уменьшение значимости мотивации как цели посещения учебных занятий по физической культуре «Необходимость...

Проблема формирования мотивации достижения в спортивной...

спортивная деятельность, спортивная мотивация, спорт, подростковый возраст, спортивное совершенствование, спортсмен, Бабушкин, тренировочный процесс.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Мотивация занятия спортом как фактор повышения физической...

физическое воспитание, физическая подготовленность., управление мотивацией, мотивация занятия спортом, актуальные потребности.

Нормативы по физической подготовленности студентов вузов. Особенности физической подготовленности старших...

Формирование устойчивой мотивации к урокам физической...

В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности, вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете Физическая культура и здоровье у учащихся младших классов. Определены пути повышения мотивации к урокам за счет применения...

Изучение мотивов занятий спортом воспитанников спортивных...

В статье рассматриваются подходы к изучению и классификации мотивов занятий спортом воспитанников спортивных школ. Ключевые слова: спортивная деятельность, мотив. Мотивация к какой-либо деятельности имеет очень высокое значение и особенно она важна...

Формирование спортивной мотивации у младших школьников

Мотив к занятию спортом формируется из потребностей. Для юных школьников формирование спортивной мотивации определяется удовлетворением двигательных потребностей, потребностей в безопасности, в социальных связях, в самоактуалтзации.

Особенности физического воспитания студентов, имеющих...

Проблемы мотивации физкультурной активности студентов в вузе.

Слабая мотивация у студентов к занятиям физической культуры в вузе — одна из проблем физического воспитания в высшей школе.

Преобладание внутренней мотивации у спортсменов как фактор...

Ключевые слова: мотивация, мотив, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, спортивная деятельность, успех в спорте. Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте...

Формирование физической культуры студентов

В процессе проведения учебных занятий по атлетической гимнастике преподаватели знакомят студентов с методикой укрепления и

— С. 85-88. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов (научно-методические и организационные основы).

Педагогические аспекты физического воспитания и мотивация...

При анализе мотивации посещения занятий физической культурой в вузе наблюдался следующий фактор: в качестве положительной динамики типичное уменьшение значимости мотивации как цели посещения учебных занятий по физической культуре «Необходимость...

Проблема формирования мотивации достижения в спортивной...

спортивная деятельность, спортивная мотивация, спорт, подростковый возраст, спортивное совершенствование, спортсмен, Бабушкин, тренировочный процесс.

Задать вопрос