Объектом исследования являются придорожные лесные полосы отвода Дальневосточной железной дороги. Предмет исследования — экономические аспекты создания и содержания лесозащитных насаждений. Методом анализа литературы и нормативных источников проводилось теоретические исследование. Методами расчетов — прикладное исследование.
Ключевые слова: аутсорсинг, лесозащитные насаждения, реализация, эффективность и реализация проекта, инвентаризация.
Актуальность темы диссертационной работы. Исследования проводились с использованием компьютерного картографирования на основе современной космической информации. Применяемые подходы являются самыми востребованными и уже научно — доказанными. Объектом проводимых исследований являлись — территории дистанции путей, относящиеся к Дальневосточной железной дороге. Целью данной работы — являлось выявление более рационального расходования бюджета (для озеленения полос отводов дистанции путей и определение потенциального дохода от вырубки и реализации деловой древесины для ОАО “РЖД”) из следующих предлагаемых вариантов:
1. Аутсорсинг. Привлечение сторонней специализированной организации лесохозяйственного производства (аутсорсера) на договорной основе
2. Создание структурного подразделения
Научная новизна результатов исследования. Впервые был исследован сам участок (Дальневосточной железной дороги) и оценено современное состояние защитных насаждений вдоль железной дороги с использованием методов дистанционной оценки и полевых исследований. Был произведен анализ выявления более рационального расходования бюджета из предлагаемых вариантов. В целях повышения экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности ОАО “РЖД” был определен возможный потенциальный доход от вырубки и реализации деловой древесины.
Результаты полученных исследований позволили прийти к следующим выводам:
1. Использование космоинформации как дистанционного метода исследования в отличие от экспедиционного является экономически эффективным средством инвентаризации лесозащитных насаждений. Одновременно осуществлялся сопряженный анализ картографической и космической информации. Методы компьютерного картографирования помогли интегрировать данные о составляющих среды. Текстура изображения насаждения характеризуется округлой формой крон деревьев, а структура обусловлена очень близким расположением элементов текстуры (крон деревьев) в рамках, ограниченных закрайками защитного насаждения. Эти признаки вместе (текстура и структура, а также прямоугольная форма) образуют неповторимый рисунок изображения защитного насаждения, по которому его безошибочно можно отличить от, например, лесных массивов естественного происхождения. К тому же насаждения вдоль железных дорог приурочены строго к железнодорожному полотну, в отличие, например, от государственных лесных полос.
2. Запасы основных лесообразующих пород оцениваются в 242,6 млн. куб. м., причем 75,5 % из них приходится на хвойные породы, которые представлены такими видами как сосна, ель, пихта, лиственница и кедр. Также встречаются твердолиственные и мягко лиственные породы, составляющие остальную часть запаса древесины и представленные такими породами деревьев как дуб, береза осина. Ежегодный разрешенный объем заготовки древесины на арендуемых лесных участках — 601 тыс. куб. метров.
В работе был проведён сравнительный анализ затрат на обновление лесозащитных насаждений на двадцати трех километровом участке пути «Николаевка — Приамурская» Дальневосточной железной дороги. Расчеты показали, что наиболее экономически выгодным является вариант аутсорсинга. Во-первых, заключение договора со сторонней организацией почти на 3 млн. руб. дешевле, чем создание структурного подразделения ОАО «РЖД». Во-вторых, обновление лесополосы силами сторонней организации достаточно проводить раз в десять лет. Текущий контроль состояния лесозащитных насаждений можно осуществлять силами ОАО «РЖД». В этом случае, экономия средств составит около 30 млн. руб. (3205,5 тыс. руб. х 10 лет — заработная плата сотрудников, осуществляющих текущий контроль). Ежемесячная экономия от использования первого составит 55558,23 рублей.
Литература:
1. С. Кириллов, А. Матвеева — Применение защитных лесных насаждений вдоль железных дорог для повышения устойчивости экотехнических систем.
2. Т. Сергеева — Малый бизнес
3. Экономические науки/Экономика предприятия: http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/Economics/10_94431.doc.htm
4. Защитные лесные насаждения: http://economic_russian_kazakh.academic.ru/21378/лесозащитные_насаждения
5. Мониторинг состояния лесов: http://sitereferatov.ru/ecolog/651–26.html