Развитие креативности на уроках русского языка в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (76) октябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 06.10.2014

Статья просмотрена: 971 раз

Библиографическое описание:

Корнилова Ю. В. Развитие креативности на уроках русского языка в начальной школе // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 494-496. — URL https://moluch.ru/archive/76/12879/ (дата обращения: 17.07.2018).

В статье описаны особенности развития креативности на уроках русского языка в начальной школе.

Ключевые слова: творчество, задания.

В педагогике под креативностью чаще всего понимают такие различные способности, как изобретательность, оригинальность, фантазия, интуиция, способность решения проблем и т. д. Подчеркивается многогранность данной способности. «Креативность — потенциальная склонность к разностороннему мышлению, чувствованию и действию».

Необходимым условием организации творчества является ассертивность (от лат. assertorius — утвердительный) — способность делать все по–своему. Ассертивность означает своеобразие самовыражения личности в противоположность манипулированию ею. Таким образом, эвристическое обучение опирается, по крайней мере, на три интегративных способности учащегося: креативную, когнитивную и оргдеятельностную. В совокупности они обеспечивают создание учеником такой образовательной продукции, которая носит характер комплексного общеобразовательного результата, а не отдельных его элементов. Под эвристическими способностями с данной точки зрения мы будем понимать комплексные возможности учащегося в совершении деятельностей и действий, направленных на создание им новых образовательных продуктов [2,c.58].

В то же время эффективная творческая самореализация ученика обусловлена степенью развития отдельных его эвристических качеств, которые обеспечивают творчество необходимым «инструментарием». В работах психологов достаточно подробно исследованы такие эвристические качества, как воображение, фантазия, интуиция.

Становления прочных орфографических умений и навыков учащихся невозможно достигнуть путем выполнения только чисто орфографических (правилоориентированных) упражнений. Орфографический навык складывается в процессе творческого письма (М. М. Разумовская). Именно через творческие упражнения идет закрепление умении и навыков и дальнейшее их совершенствование на основе различных видов речевой деятельности: чтения, аудирования, говорения, письма.

С помощью творческих упражнений развиваются умения создавать собственные высказывания, правильно строить свою речь в соответствии с нормами и стилями литературного языка. В ходе их выполнения школьники учатся самостоятельно пользоваться изученным языковым материалом при создании свободного письменного вы сказывайся.

Диктанты творческого характера: зрительный, предупредительный, диктат — по памяти, творческий, свободный, восстановленный диктант, диктант по аналогии, диктант с одновременным языковым и информационно–смысловым анализом текста.

Перед проведением традиционного зрительного диктанта ученики в течение ограниченного учителем времени (примерно 7–10 минут) знакомятся с текстом диктанта, читают его про себя, анализируют трудные для них написания или пытаются запомнить графический облик слова. Затем учитель диктует текст, а по окончании работы ученики сами сверяют запись текста с оригиналом. Важно, чтобы учащиеся умели видеть собственные ошибки и реально оценивали уровень своей фактической грамотности. Оценки за традиционный зрительный диктант, как правило, в журнал не выставляются.

Задания творческого характера — это задания, прежде всего предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся. Такие задания направлены на развитие операциональной стороны интеллекта, психических функций, приемов и операций умственной деятельности [3,c.87].

Характерной чертой творческих заданий является наличие в них не какого–либо познавательного содержания, а скрытых путей решения игровой задачи, что требует от младшего школьника смекалки, сообразительности, т. е. нестандартного творческого мышления.

Очень часто наши коллеги — учителя начальных классов — сетуют на то, что развивать индивидуальные способности учащихся, создавать благоприятные условия для их всестороннего развития, для воспитания творческой личности в рамках урока трудно, поэтому педагоги стремятся ввести у себя в школе специальные занятия (как правило, за счет факультативных занятий и часов по выбору) по развитию творческих способностей, которые способствовали бы решению этих задач.

Я глубоко убеждена в том, что формировать и активно развивать творческие задатки детей учителю вполне по силам в рамках урока.

Предлагаемые авторами учебники и учебные пособия способствуют, на наш взгляд, развитию у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, речи. Они побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают у них взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Выполнение заданий, которые подбирает учитель в содружестве с авторами учебников, требует от учеников не только и не столько хорошего знания программного материала, сколько умения делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять законы и закономерности, уметь фантазировать [1,c.36].

Очень важен для учителя и тот факт, что на уроке каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, посильную ему ступеньку: главное, чтобы ученики думали, творили, мыслили, искали пути решения и чтобы у них появился интерес к учебной деятельности.

Оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках русского языка нам помогают творческие формы проверки усвоения фактического материала — например, кроссворды.

По мнению Л. И. Полесской и С. А. Тихомировой, кроссворды не оставляют равнодушными школьников любого возраста. Важно отметить, пишут авторы, что педагогически оправданным является использование таких кроссвордов, которые составлены на базе основного программного материала с зашифрованными понятиями и терминами. В рамках рассматриваемой проблемы в кроссвордах могут быть зашифрованы слова на какое–либо правило, изученное детьми и отрабатываемое на уроке повторения.

Работа с кроссвордами не потребует от учителя каких–то особых усилий. Объяснив однажды учащимся, как их нужно решать, вы будете постепенно предоставлять ребятам все большую самостоятельность, и результаты не заставят себя долго ждать: дети очень быстро увлекаются этим занятием, появляется элемент соревновательности, и, как следствие, ребята сами начинают составлять свои собственные кроссворды и предлагают их для решения на уроке.

Отличительной особенностью кроссвордов является и то, что они могут быть использованы на любом этапе урока и способны привлечь внимание к учебной деятельности даже не самых трудолюбивых учеников.

Относительную трудность при использовании кроссвордов, по мнению учителей, представляет его вычерчивание. Здесь может быть несколько вариантов решения проблемы:

-                   Можно предварительно начертить кроссворд на доске, а текстовое пояснение учитель читает устно.

-                   Возможен показ проекции кроссворда через эпидиаскоп или кодоскоп.

-                   При индивидуальном применении эффективным будет использование многоразового трафарета с прорезями вместо букв, который накладывается на лист бумаги. Изготовление трафарета можно поручить родителям или шефам — учащимся старших классов.

Среди основных приемов развития творческих способностей я выделила следующие:

-                   написание сочинений, изложений;

-                   игры на уроках «Лингвистические угадайки», «Третий лишний», «Расшифруй аббревиатуру» и др.;

-                   творческие словари, копилки интересных текстов, ребусы, кроссворды;

-                   творческие задания на дом;

-                   написание сказок, басен, стихов по первой строчке и по заглавным буквам;

-                   задания по каждой теме: составить кластер, схему, алгоритм, таблицу, запоминалку по теме (на уроке, если позволяет время, или на дом).

Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель — руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал.

При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества.

Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. В этих целях практикую задания «Объясни», «Докажи».

Большое место в преподавании русского языка и литературы занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность.

Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.

После изучения по литературе темы «Стихотворные рифмы» использую работу с опорными словами, предлагаю детям игру «Буриме». По последним словам в строке попробовать восстановить стихотворение. Эта работа очень увлекает детей.

Например, пишу на доске следующие слова:

Океану, матрос, обезьяну, привез, тоскуя, напролет, такую, поет, юге, кустах, подруги, хвостах, бананы, моей, обезьяне, друзей.

Игра «Я начну, а ты продолжи». Даю начальные строки стихотворения, а дети продолжают. Например, «Ты ее увидишь, и забьется сердце.».. или «Окно выходит в белые деревья».. (Е.Евтушенко).

После изучения темы «Пословицы и поговорки» даю задание детям написать сочинение–миниатюру «Объясни смысл пословицы».

Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Изучив сказки и басни, предлагаю учащимся написать свои сказки и басни. Больше всего детям нравится сочинять волшебные сказки. А после того, как ребята усвоят, что такое басня, что такое мораль басни, предлагаю сочинить басни (говорю, что можно в прозе, как у Эзопа), а можно стихами как у Жана де Лафонтена или И.Крылова.

Мне близки слова Сухомлинского, который сказал: «Через сказку, басню, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка».

Я убедилась, что составление сказок, басен благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, развивает их наблюдательность и любознательность.

Задание. Угадайте слово по его значению: Оптический прибор — игрушка в виде трубки; состоит внутри из трех продольных, сложенных под углом зеркал; при поворачивании трубки разноцветные стеклышки или камешки, находящиеся между зеркалами, образуют в них путем отражения красивые симметричные узоры, быстро меняющиеся но мере поворачивания трубки.

Калейдоскоп — восходит к греческим словам, означающим «красивый» + «вид»+ «смотрю». Учащиеся рассматривают узоры и калейдоскопе.

Задание. Расскажите своему соседу по парте, что вы видите, какой цвет преобладает в вашем узоре, нравится ли вам увиденный узор, какое настроение он создает и почему. Как при изменении формы узора меняется его цвет?

Затем некоторое время отводится неречевой творческой деятельности:

— Составьте свой узор при помощи цветных геометрических фигур. Завершает урок письменная творческая работа: учащиеся должны описать увиденный узор.

Литература:

1.         Пранцова Г. В. Обучение школьников драматическому типу словесного художественного творчества на основе фантастического вымысла.// Русский язык в школе. 2001 № 5. –С.15

2.         Астахов А. И. Воспитание творчеством. М., 1996. — 305 с.

3.         Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2002. — 290 с.

4.         Ильясов И. И. Структура процесса учения. М..2004. — 269 с.

5.         Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М., 2001.– 290 с.

Основные термины (генерируются автоматически): задание, ребенок, творческий характер, слово, русский язык, кроссворд, учитель, рамка урока, традиционный зрительный диктант, учебная деятельность.


Ключевые слова

творчество, задания.

Похожие статьи

Творческий диктант как один из видов... | Молодой ученый

Ключевые слова: урок русского языка, творческий диктант, тест, методика написания диктантов, учащиеся 5–6 классов. In the article the author considers the creative dictation as one of the types of...

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, III, учащийся, задание, урок, слово, ученик, ребенок, группа, класс.

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Приемы развития познавательной и творческой деятельности...

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, творческая способность учащихся, урок, Глагол, учитель, учебный материал

Использование психоэмоциональных методов активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Особенности развивающего обучения на уроках русского языка...

Эта цель на уроке русского языка может быть достигнута следующими путями

7. В системе развивающего обучения иной характер заданий, предлагаемых ученику.

8. Преподавателю следует отказаться от традиционной структуры урока: опрос, объяснение, закрепление.

Организация работы с текстом на уроках русского языка...

 методика организации компьютерного практикума на уроках русского языка (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями);  методика использования творческих заданий на уроках с применением программ Microsoft Office: Word...

Опытно-экспериментальная работа по формированию...

учебные занятия (уроки русского языка, изобразительной деятельности, математики).

Эмоционально-чувственный компонент в изобразительном творчестве младших школьников, творческое переживание на уроках изобразительного искусства.

Влияние творческих заданий на формирование познавательного...

Исходя из этой проблемы, свою педагогическую деятельность начала с обозначения методической темы «Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы».

Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках...

- словарно-лексическая работа на уроках русского языка и литературы

- диктанты с изменением диктуемого материала по содержанию (творческие диктанты)

1) словарный диктант; 2) толкование отдельных слов, подбор синонимов или синонимических...

Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе

Последняя запись в листе — словарный диктант.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, русский язык, учебный материал, дидактическая игра, учебная деятельность, урок

Развитие креативности на уроках русского языка в начальной школе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Творческий диктант как один из видов... | Молодой ученый

Ключевые слова: урок русского языка, творческий диктант, тест, методика написания диктантов, учащиеся 5–6 классов. In the article the author considers the creative dictation as one of the types of...

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, III, учащийся, задание, урок, слово, ученик, ребенок, группа, класс.

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Приемы развития познавательной и творческой деятельности...

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, творческая способность учащихся, урок, Глагол, учитель, учебный материал

Использование психоэмоциональных методов активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Особенности развивающего обучения на уроках русского языка...

Эта цель на уроке русского языка может быть достигнута следующими путями

7. В системе развивающего обучения иной характер заданий, предлагаемых ученику.

8. Преподавателю следует отказаться от традиционной структуры урока: опрос, объяснение, закрепление.

Организация работы с текстом на уроках русского языка...

 методика организации компьютерного практикума на уроках русского языка (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями);  методика использования творческих заданий на уроках с применением программ Microsoft Office: Word...

Опытно-экспериментальная работа по формированию...

учебные занятия (уроки русского языка, изобразительной деятельности, математики).

Эмоционально-чувственный компонент в изобразительном творчестве младших школьников, творческое переживание на уроках изобразительного искусства.

Влияние творческих заданий на формирование познавательного...

Исходя из этой проблемы, свою педагогическую деятельность начала с обозначения методической темы «Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы».

Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках...

- словарно-лексическая работа на уроках русского языка и литературы

- диктанты с изменением диктуемого материала по содержанию (творческие диктанты)

1) словарный диктант; 2) толкование отдельных слов, подбор синонимов или синонимических...

Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе

Последняя запись в листе — словарный диктант.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, русский язык, учебный материал, дидактическая игра, учебная деятельность, урок

Развитие креативности на уроках русского языка в начальной школе.

Задать вопрос