Этапы процесса документирования получения инвестиций в сфере агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа — Югры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (75) октябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 30.09.2014

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Яковлева О. Ф. Этапы процесса документирования получения инвестиций в сфере агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа — Югры // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 299-301. — URL https://moluch.ru/archive/75/12812/ (дата обращения: 23.07.2018).

Сегодня агропромышленный сектор занимает особое место в экономике как Российской Федерации, так и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Это обусловлено специфичностью роли агропромышленного комплекса как производителя продуктов питания, которые являются основой жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производителем сырья для широкой номенклатуры потребительских товаров и продукции производственного назначения [1]. Поэтому развитию агропромышленного производства в современных условиях придается приоритетное значение.

Одним из основных направлений развития агропромышленного комплекса региона, адаптации предприятий к изменяющимся условиям его ведения является активизация инвестиционного процесса в данной отрасли деятельности. В современных условиях государство оказывает регулирующее воздействие на инвестиционный процесс путем разработки и введения в действие соответствующих нормативно-правовых актов, которые являются фундаментом в управлении инвестиционным процессом, т. к. регламентируют теоретические и практические аспекты привлечения инвестиций в развитие агропромышленного комплекса.

Методологические и практические вопросы инвестиционного процесса в сфере агропромышленного комплекса отражены в нормативных актах Российской Федерации федерального и регионального уровней.

Однако практическая недоработанность механизма документирования процесса инвестирования, недостаточная изученность процесса формирования и движения инвестиционного пакета документов определили актуальность и выбор темы исследования. Методологические и практические вопросы инвестиционного процесса в целом освящены в трудах B. C. Барда [2], А. Б. Крутик [3], Ю. А. Маленкова [4], Р. Гибсона [5], И. А. Бланка [6] и др. Специфика инвестиционных процессов в сфере агропромышленного комплекса, изучение проблем внедрения и использования системы планирования, контроля и регулирования деятельности в сфере инвестиционной деятельности отражена в работах А. П. Дороговцева [7], Г. С. Староверовой [8], Н. Я. Коваленко [9] и др. Однако теоретические и практические аспекты проблемы документирования получения инвестиций в отрасли агропромышленного комплекса остаются нерешенными.

В настоящее время согласно Закону Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ [10], действует следующий общий механизм документирования процесса получения инвестиций:

1.      Подача заявления на инвестирование и его технико-экономическое обоснование.

2.      Рассмотрение инвестиционного заявления и проекта.

3.      Принятие решения и уведомление субъекта инвестирования.

4.      Заключение инвестиционного договора / контракта.

5.      Получение инвестиций.

На предприятиях агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа — Югры указанные этапы процесса документирования получения инвестиций детализируют Закон ХМАО — Югры от 31 марта 2012 г. № 33-оз «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» [11], Постановление Правительства ХМАО — Югры от 19.10.2010 № 263-п «О целевой программе ХМАО — Югры «Развитие агропромышленного комплекса, заготовки и переработки дикоросов ХМАО — Югры в 2011–2013 годах и на период до 2015 года» [12], Постановление Правительства ХМАО — Югры от 27.12.2013 № 590-п «О регламенте по сопровождению инвестиционных проектов в ХМАО — Югре» [13].

На основании указанных нормативных актов первый этап механизма документирования инвестиционной деятельности на предприятиях округа заключается в предоставлении заявления на получение субсидии и сопутствующих документов согласно утвержденным срокам.

Так, Постановление от 19.10.2010 № 263-п определяет следующий пакет документов, которые необходимо предоставить в Департамент экономического развития: копии учредительных документов (Устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц / индивидуальных предпринимателей, документы о регистрации в органах государственной статистики, договор на открытие банковского счета), документы об отсутствии просроченных задолженностей, справки-расчеты. Форму справки-расчета юридические лица, в соответствии с Постановлением, могут получить в Департаменте, но, по мнению автора, более рациональным было бы приведение ее унифицированной формы в качестве приложения к нормативному акту.

В зависимости от вида деятельности субъекта инвестирования в сфере агропромышленного комплекса органами государственной власти ХМАО — Югры могут быть также затребованы кредитные договоры, договоры купли-продажи.

Порядок предоставления перечисленных документов Постановление не регламентирует. В соответствии с ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» для получения государственной поддержки на развитие обязательно также предоставление бизнес-плана, который в указанном Постановлении не отражен, но регламентирован и унифицирован Постановлением «О регламенте по сопровождению инвестиционных проектов».

Бизнес-план, как и заявление, в соответствии с Постановлением от 27.12.2013 № 590-п может быть передан в Департамент экономического развития посредством почтовой и/или электронной связи.

Второй этап документирования инвестиционного процесса в сфере агропромышленного комплекса заключается в рассмотрении заявления и бизнес-плана. Постановлением ХМАО — Югры от 19.10.2010 № 263-п «О целевой программе ХМАО — Югры «Развитие агропромышленного комплекса, заготовки и переработки дикоросов ХМАО — Югры в 2011–2013 годах и на период до 2015 года» срок рассмотрения документов определен в количестве 5 дней, Постановлением «О регламенте по сопровождению инвестиционных проектов» — 12 рабочих дней. Рассмотрение документов заключается в проверке достоверности предоставленных сведений, в установлении полноты заполнения всех разделов заявки и бизнес-плана, в определении куратора инвестиционного проекта, который будет оказывать информационно-консультационное сопровождение инвестиционного проекта. Однако такой аспект, как порядок возврата документов на доработку при выявлении каких-либо несоответствий и замечаний, нормативные акты не регулируют.

На третьем этапе инвестиционного процесса принимается решение о предоставлении или отказе в предоставлении государственной поддержки. В соответствии с Постановлением ХМАО — Югры от 19.10.2010 № 263-п в получении субсидии может быть отказано юридическим лицам, имеющим просроченные задолженности, не предоставившим необходимый пакет документов для получения государственной поддержки, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве, в документах которых выявлены сведения, не соответствующие действительности. Департамент экономического развития формирует письменное уведомление с содержанием принятого решения и направляет его юридическому лицу в течение 5 дней. В соответствии с Постановлением округа «О регламенте по сопровождению инвестиционных проектов» срок информационного уведомления и заключения о результатах предварительного рассмотрения составляет не более 10 рабочих дней.

Этап заключения государственного договора / контракта, закрепленный ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», в нормативных актах регионального уровня не отражен, что исключает необходимость в его заключении, а наделяет юридических лиц правом на получение государственной поддержки лишь на основании поданного заявления.

Получение инвестиций, соответствующих пятому этапу процесса документирования инвестиционного процесса, в соответствии с Постановлением от 19.10.2010 № 263-п заключается в перечислении денежных средств на основании принятого решения, срок которого составляет 3 дня.

Таким образом, этапы документирования инвестиционной деятельности в сфере развития агропромышленного комплекса региона представлены определением «базового» состава документов, порядка их предоставления и рассмотрения. Законодательство регионального уровня при наличии довольно широкого круга нормативных актов, по мнению автора, является несовершенным и требует ряда доработок. Так, в нормативных актах имеются расхождения при определении состава документов и порядка их предоставления, при регламентации сроков рассмотрения документов и принятия решения. Не рассмотрен такой важный вопрос как порядок заключения государственного договора, хотя федеральное законодательство ссылается на его наличие при выделении государственной поддержки субъекту инвестирования. Все это привело к отсутствию единого алгоритма процесса сбора, анализа информации и документов и принятия решения, что обусловило необходимость последовательно выполнить следующий ряд задач:

Выявить типовые проблемы процесса управления документирования инвестиционной деятельностью, рассмотреть аспекты совершенствования содержания, оформления и работы с документами, их способов, принципов, этапов, результатов;

Разработать алгоритм (единой методики и инструментов) реализации инвестиционного процесса: составление и порядок предоставления в органы государственной власти региона соответствующего пакета документов, порядок рассмотрения государственными органами документов и принятие решения;

Разработать, утвердить и ввести в действие соответствующий стандарт, желательно на федеральном уровне, который закрепит единые требования к процессу документирования инвестиционного процесса независимо от применения в какой-либо экономической сфере деятельности.

Решение указанных задач будет способствовать эффективному формированию и движению документационных ресурсов инвестиционной деятельности, рационализации работы с ними с наименьшими затратами времени, труда и средств.

Литература:

1.                  Медведев Анатолий Юрьевич. Инвестиционная привлекательность отраслей переработки агропромышленного комплекса Европейского Севера (На материалах Вологодской области): Дис.... канд. экон. наук: 08.00.05: Ярославль, 2002. 161 c. РГБ ОД, 61:02–8/1906-X.

2.                  Бард Владимир Семенович. Инвестиционные проблемы Российской экономики: учебник/ В. С. Бард. — М.: Экзамен, 2000. — 384 с.

3.                  В. С. Бард, С. Н. Бузулуков, И. Н. Дрогобыцкий, С. Е. Щепетова. Инвестицилонный потенциал российской экономики. — М.: Экзамен, 2003. — 320 с.

4.                  Крутик Александр Борисович. Инновации и инвестиции в предпринимательстве. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 927 с.

5.                  Крутик Александр Борисович. Инвестиционные решения в предпринимательстве. — СПб.: РГГМУ, 2004. — 502 с.

6.                  Ю. А. Маленков. Новые методы инвестиционного менеджмента. М.: «Бизнес-Пресса, 2002. — 206 с.

7.                  Р. Гибсон. Формирование инвестиционного портфеля: управление финансовыми рисками. Альпина паблишер, 2008. — 276 с.

8.                  И. А. Бланк. Основы инвестиционного менеджмента. В 2-х томах. — М.: Омега-Л, 2013. — 672 с.

9.                  Дороговцев А. П., Староверова Г. С., Клещ С. А. и др. (всего 8 чел.) Устойчивое развитие сельских территорий: Учебно-научное издание. Российская академия сельскохозяйственных наук. Вологодский гос. техн. ун-т, 2009. — 260 с.

10.              Староверова Г. С., Медведев А. Ю., Сорокина И. В. Экономическая оценка инвестиций. Учебное пособие. — М.: Изд-во «КноРус», 2010. — 215 с.

11.              Н. Я. Коваленко. Экономика сельского хозяйства: учебное пособие. — М.: Юркнига, 2004. — 364 с.

12.              Федеральный закон № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999.

13.              Закон ХМАО — Югры № 33-оз «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» от 31.03.2012.

14.              Постановление Правительства ХМАО — Югры № 263-п (ред. от 24.11.2012) «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие агропромышленного комплекса, заготовки и переработки дикоросов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2011–2013 годах и на период до 2015 года» от 19.10.2010.

15.              Постановление Правительства ХМАО — Югры № 590-п «О регламенте по сопровождению инвестиционных проектов в ХМАО — Югре» от 27.12.2013

Основные термины (генерируются автоматически): Югра, агропромышленный комплекс, инвестиционная деятельность, инвестиционный процесс, государственная поддержка, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ, экономическое развитие, региональный уровень, РФ.


Похожие статьи

Поддержка малого и среднего предпринимательства на...

Этапы процесса документирования получения инвестиций в сфере агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округаЮгры.

Теоретические проблемы социально экономического развития...

Несмотря на снижение добычи нефти, Ханты-Мансийский автономный округЮгра занимает четвертое место в России по уровню социально экономического развития. Округ является одним из немногих российских регионов...

Направления поддержки малого и среднего бизнеса в ХМАО

Ключевые слова: ХМАО, инновации, инвестиции, социально-экономическое развитие

Региональная поддержка ХМАО в сфере финансового обеспечения деятельности

Ивантер В.В., Узяков М.А. Долгосрочный прогноз развития экономики России: инвестиционный...

Методы стимулирования в современных условиях на примере...

Этапы процесса документирования получения инвестиций в сфере агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округаЮгры.

Развитие форм государственной поддержки инвестиционной...

Направления государственной финансовой поддержки инвестиционной деятельности организаций теплоснабжения. Направления государственной поддержки и стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан.

Особенности внешнеэкономической деятельности...

Этапы процесса документирования получения инвестиций в сфере агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округаЮгры.

Развитие региональной экономики на примере Тюменской области

Ханты-Мансийский автономный округ. Все население.

Основные термины (генерируются автоматически): Тюменская область, Западная Сибирь, Россия, оплата труда, российская Федерация, доход, ресурс, предпринимательская деятельность, общая численность, регион.

Инвестиционный потенциал агропромышленного комплекса...

Инвестиционный потенциал агропромышленного комплекса Новосибирской области как фактор, влияющий на развитие сельского хозяйства.

В целях продолжения стимулирования экономической и инвестиционной активности в секторе на территории Новосибирской...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Поддержка малого и среднего предпринимательства на...

Этапы процесса документирования получения инвестиций в сфере агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округаЮгры.

Теоретические проблемы социально экономического развития...

Несмотря на снижение добычи нефти, Ханты-Мансийский автономный округЮгра занимает четвертое место в России по уровню социально экономического развития. Округ является одним из немногих российских регионов...

Направления поддержки малого и среднего бизнеса в ХМАО

Ключевые слова: ХМАО, инновации, инвестиции, социально-экономическое развитие

Региональная поддержка ХМАО в сфере финансового обеспечения деятельности

Ивантер В.В., Узяков М.А. Долгосрочный прогноз развития экономики России: инвестиционный...

Методы стимулирования в современных условиях на примере...

Этапы процесса документирования получения инвестиций в сфере агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округаЮгры.

Развитие форм государственной поддержки инвестиционной...

Направления государственной финансовой поддержки инвестиционной деятельности организаций теплоснабжения. Направления государственной поддержки и стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан.

Особенности внешнеэкономической деятельности...

Этапы процесса документирования получения инвестиций в сфере агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округаЮгры.

Развитие региональной экономики на примере Тюменской области

Ханты-Мансийский автономный округ. Все население.

Основные термины (генерируются автоматически): Тюменская область, Западная Сибирь, Россия, оплата труда, российская Федерация, доход, ресурс, предпринимательская деятельность, общая численность, регион.

Инвестиционный потенциал агропромышленного комплекса...

Инвестиционный потенциал агропромышленного комплекса Новосибирской области как фактор, влияющий на развитие сельского хозяйства.

В целях продолжения стимулирования экономической и инвестиционной активности в секторе на территории Новосибирской...

Задать вопрос