Сегодня агропромышленный сектор занимает особое место в экономике как Российской Федерации, так и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Это обусловлено специфичностью роли агропромышленного комплекса как производителя продуктов питания, которые являются основой жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производителем сырья для широкой номенклатуры потребительских товаров и продукции производственного назначения [1]. Поэтому развитию агропромышленного производства в современных условиях придается приоритетное значение.
Одним из основных направлений развития агропромышленного комплекса региона, адаптации предприятий к изменяющимся условиям его ведения является активизация инвестиционного процесса в данной отрасли деятельности. В современных условиях государство оказывает регулирующее воздействие на инвестиционный процесс путем разработки и введения в действие соответствующих нормативно-правовых актов, которые являются фундаментом в управлении инвестиционным процессом, т. к. регламентируют теоретические и практические аспекты привлечения инвестиций в развитие агропромышленного комплекса.
Методологические и практические вопросы инвестиционного процесса в сфере агропромышленного комплекса отражены в нормативных актах Российской Федерации федерального и регионального уровней.
Однако практическая недоработанность механизма документирования процесса инвестирования, недостаточная изученность процесса формирования и движения инвестиционного пакета документов определили актуальность и выбор темы исследования. Методологические и практические вопросы инвестиционного процесса в целом освящены в трудах B. C. Барда [2], А. Б. Крутик [3], Ю. А. Маленкова [4], Р. Гибсона [5], И. А. Бланка [6] и др. Специфика инвестиционных процессов в сфере агропромышленного комплекса, изучение проблем внедрения и использования системы планирования, контроля и регулирования деятельности в сфере инвестиционной деятельности отражена в работах А. П. Дороговцева [7], Г. С. Староверовой [8], Н. Я. Коваленко [9] и др. Однако теоретические и практические аспекты проблемы документирования получения инвестиций в отрасли агропромышленного комплекса остаются нерешенными.
В настоящее время согласно Закону Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ [10], действует следующий общий механизм документирования процесса получения инвестиций:
1. Подача заявления на инвестирование и его технико-экономическое обоснование.
2. Рассмотрение инвестиционного заявления и проекта.
3. Принятие решения и уведомление субъекта инвестирования.
4. Заключение инвестиционного договора / контракта.
5. Получение инвестиций.
На предприятиях агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа — Югры указанные этапы процесса документирования получения инвестиций детализируют Закон ХМАО — Югры от 31 марта 2012 г. № 33-оз «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» [11], Постановление Правительства ХМАО — Югры от 19.10.2010 № 263-п «О целевой программе ХМАО — Югры «Развитие агропромышленного комплекса, заготовки и переработки дикоросов ХМАО — Югры в 2011–2013 годах и на период до 2015 года» [12], Постановление Правительства ХМАО — Югры от 27.12.2013 № 590-п «О регламенте по сопровождению инвестиционных проектов в ХМАО — Югре» [13].
На основании указанных нормативных актов первый этап механизма документирования инвестиционной деятельности на предприятиях округа заключается в предоставлении заявления на получение субсидии и сопутствующих документов согласно утвержденным срокам.
Так, Постановление от 19.10.2010 № 263-п определяет следующий пакет документов, которые необходимо предоставить в Департамент экономического развития: копии учредительных документов (Устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц / индивидуальных предпринимателей, документы о регистрации в органах государственной статистики, договор на открытие банковского счета), документы об отсутствии просроченных задолженностей, справки-расчеты. Форму справки-расчета юридические лица, в соответствии с Постановлением, могут получить в Департаменте, но, по мнению автора, более рациональным было бы приведение ее унифицированной формы в качестве приложения к нормативному акту.
В зависимости от вида деятельности субъекта инвестирования в сфере агропромышленного комплекса органами государственной власти ХМАО — Югры могут быть также затребованы кредитные договоры, договоры купли-продажи.
Порядок предоставления перечисленных документов Постановление не регламентирует. В соответствии с ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» для получения государственной поддержки на развитие обязательно также предоставление бизнес-плана, который в указанном Постановлении не отражен, но регламентирован и унифицирован Постановлением «О регламенте по сопровождению инвестиционных проектов».
Бизнес-план, как и заявление, в соответствии с Постановлением от 27.12.2013 № 590-п может быть передан в Департамент экономического развития посредством почтовой и/или электронной связи.
Второй этап документирования инвестиционного процесса в сфере агропромышленного комплекса заключается в рассмотрении заявления и бизнес-плана. Постановлением ХМАО — Югры от 19.10.2010 № 263-п «О целевой программе ХМАО — Югры «Развитие агропромышленного комплекса, заготовки и переработки дикоросов ХМАО — Югры в 2011–2013 годах и на период до 2015 года» срок рассмотрения документов определен в количестве 5 дней, Постановлением «О регламенте по сопровождению инвестиционных проектов» — 12 рабочих дней. Рассмотрение документов заключается в проверке достоверности предоставленных сведений, в установлении полноты заполнения всех разделов заявки и бизнес-плана, в определении куратора инвестиционного проекта, который будет оказывать информационно-консультационное сопровождение инвестиционного проекта. Однако такой аспект, как порядок возврата документов на доработку при выявлении каких-либо несоответствий и замечаний, нормативные акты не регулируют.
На третьем этапе инвестиционного процесса принимается решение о предоставлении или отказе в предоставлении государственной поддержки. В соответствии с Постановлением ХМАО — Югры от 19.10.2010 № 263-п в получении субсидии может быть отказано юридическим лицам, имеющим просроченные задолженности, не предоставившим необходимый пакет документов для получения государственной поддержки, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве, в документах которых выявлены сведения, не соответствующие действительности. Департамент экономического развития формирует письменное уведомление с содержанием принятого решения и направляет его юридическому лицу в течение 5 дней. В соответствии с Постановлением округа «О регламенте по сопровождению инвестиционных проектов» срок информационного уведомления и заключения о результатах предварительного рассмотрения составляет не более 10 рабочих дней.
Этап заключения государственного договора / контракта, закрепленный ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», в нормативных актах регионального уровня не отражен, что исключает необходимость в его заключении, а наделяет юридических лиц правом на получение государственной поддержки лишь на основании поданного заявления.
Получение инвестиций, соответствующих пятому этапу процесса документирования инвестиционного процесса, в соответствии с Постановлением от 19.10.2010 № 263-п заключается в перечислении денежных средств на основании принятого решения, срок которого составляет 3 дня.
Таким образом, этапы документирования инвестиционной деятельности в сфере развития агропромышленного комплекса региона представлены определением «базового» состава документов, порядка их предоставления и рассмотрения. Законодательство регионального уровня при наличии довольно широкого круга нормативных актов, по мнению автора, является несовершенным и требует ряда доработок. Так, в нормативных актах имеются расхождения при определении состава документов и порядка их предоставления, при регламентации сроков рассмотрения документов и принятия решения. Не рассмотрен такой важный вопрос как порядок заключения государственного договора, хотя федеральное законодательство ссылается на его наличие при выделении государственной поддержки субъекту инвестирования. Все это привело к отсутствию единого алгоритма процесса сбора, анализа информации и документов и принятия решения, что обусловило необходимость последовательно выполнить следующий ряд задач:
Выявить типовые проблемы процесса управления документирования инвестиционной деятельностью, рассмотреть аспекты совершенствования содержания, оформления и работы с документами, их способов, принципов, этапов, результатов;
Разработать алгоритм (единой методики и инструментов) реализации инвестиционного процесса: составление и порядок предоставления в органы государственной власти региона соответствующего пакета документов, порядок рассмотрения государственными органами документов и принятие решения;
Разработать, утвердить и ввести в действие соответствующий стандарт, желательно на федеральном уровне, который закрепит единые требования к процессу документирования инвестиционного процесса независимо от применения в какой-либо экономической сфере деятельности.
Решение указанных задач будет способствовать эффективному формированию и движению документационных ресурсов инвестиционной деятельности, рационализации работы с ними с наименьшими затратами времени, труда и средств.
Литература:
1. Медведев Анатолий Юрьевич. Инвестиционная привлекательность отраслей переработки агропромышленного комплекса Европейского Севера (На материалах Вологодской области): Дис.... канд. экон. наук: 08.00.05: Ярославль, 2002. 161 c. РГБ ОД, 61:02–8/1906-X.
2. Бард Владимир Семенович. Инвестиционные проблемы Российской экономики: учебник/ В. С. Бард. — М.: Экзамен, 2000. — 384 с.
3. В. С. Бард, С. Н. Бузулуков, И. Н. Дрогобыцкий, С. Е. Щепетова. Инвестицилонный потенциал российской экономики. — М.: Экзамен, 2003. — 320 с.
4. Крутик Александр Борисович. Инновации и инвестиции в предпринимательстве. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 927 с.
5. Крутик Александр Борисович. Инвестиционные решения в предпринимательстве. — СПб.: РГГМУ, 2004. — 502 с.
6. Ю. А. Маленков. Новые методы инвестиционного менеджмента. М.: «Бизнес-Пресса, 2002. — 206 с.
7. Р. Гибсон. Формирование инвестиционного портфеля: управление финансовыми рисками. Альпина паблишер, 2008. — 276 с.
8. И. А. Бланк. Основы инвестиционного менеджмента. В 2-х томах. — М.: Омега-Л, 2013. — 672 с.
9. Дороговцев А. П., Староверова Г. С., Клещ С. А. и др. (всего 8 чел.) Устойчивое развитие сельских территорий: Учебно-научное издание. Российская академия сельскохозяйственных наук. Вологодский гос. техн. ун-т, 2009. — 260 с.
10. Староверова Г. С., Медведев А. Ю., Сорокина И. В. Экономическая оценка инвестиций. Учебное пособие. — М.: Изд-во «КноРус», 2010. — 215 с.
11. Н. Я. Коваленко. Экономика сельского хозяйства: учебное пособие. — М.: Юркнига, 2004. — 364 с.
12. Федеральный закон № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999.
13. Закон ХМАО — Югры № 33-оз «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» от 31.03.2012.
14. Постановление Правительства ХМАО — Югры № 263-п (ред. от 24.11.2012) «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие агропромышленного комплекса, заготовки и переработки дикоросов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2011–2013 годах и на период до 2015 года» от 19.10.2010.
15. Постановление Правительства ХМАО — Югры № 590-п «О регламенте по сопровождению инвестиционных проектов в ХМАО — Югре» от 27.12.2013