Охранительное и просветительское направления политики российского государства в области интернет-пространства: оценка эффективности глазами студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (72) август-2 2014 г.

Дата публикации: 14.08.2014

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Короткова М. Н. Охранительное и просветительское направления политики российского государства в области интернет-пространства: оценка эффективности глазами студентов // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 214-216. — URL https://moluch.ru/archive/72/12332/ (дата обращения: 18.07.2018).

Автор статьи анализирует отношение студентов к охранительному направлению политики российского государства в области интернет-пространства, прежде всего, оценку степени ее эффективности.

Ключевые слова:популизм, информационные войны, информационная безопасность, интернет-политика государства, Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи в Государственной Думе РФ, кибервойска, Открытое правительство, куки, интернет-фишинг, боты.

Интернет является одним из самых значительных явлений последних двух десятилетий. Для миллионов людей он становится альтернативным, а иногда и единственным источником и средством получения информации [10]. Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в ноябре 2012 года, около 56 % наших соотечественников регулярно пользуются Интернетом [7], а суточная аудитория поисковой системы «Яндекс» сопоставима с аудиторией «Первого канала» [2].

В далеком 1997 году, на заре популярности Сети выдающийся польский футуролог С. Лем озвучил идею о том, что интернет-пространство вскоре станет ареной для новых битв, главным оружием которых будет информация [8, с. 469]. Его пессимистичный прогноз сегодня полностью оправдался. Мировая Сеть все чаще превращается в место для проведения махинации и информационных войн между развитыми странами [1].

В этих условиях главное задачей государств является защита своих граждан от подобных угроз. Безусловно, российское правительство на данный момент предпринимает решительные шаги по обеспечению информационной безопасности страны, в рамках которых можно выделить три направления. Первое, охранительное, базируется на создании специальных государственных органов, призванных вести мониторинг и обработку информации, а также борьбу с пиратством и другими виртуальными угрозами [1, 5, 12]. Второе, просветительское, основано на работе с разнообразными СМИ — теле- и радиовещательными компаниями и печатными изданиями [3]. Третье, популяризаторское, ориентировано на создание положительного интернет-образа государства [4].

В апреле 2014 года в Пермской государственной медицинской академии им. Е. А. Вагнера было проведено анкетирование, целью которого являлось определение степени эффективности российской государственной политики по обеспечению информационной безопасности населения страны в глазах студентов. В качестве респондентов выступили учащиеся первого курса педиатрического факультета — 74 девушки и 15 юношей в возрасте от 17 до 23 лет.

Для достижения поставленной цели необходимо было ответить на следующие вопросы:

1)      как часто и с какой целью студенты посещают Интернет;

2)      доверяют ли они информации, полученной в Мировой Сети;

3)      влияет ли эта информация на их действия и поступки, например на участие в протестных мероприятиях;

4)      имеют ли респонденты представление о том, что такое информационная война и какими средствами она ведется;

5)      ощущают ли они результаты политики государства, проводимой в интернет-пространстве, и как оценивают ее в целом.

Все участники анкетирования ответили, что посещают Интернет ежедневно. Чаще всего с целью общения в социальных сетях — 91 %; поиска информации по работе или учебе — 81 %; просмотра видео, фильмов, музыки — 64 %, последних новостей, сводок погоды, курса валют — 40 %; а также для участия в on-line играх — 8 %.

Интерес сильного пола к онлайн-играм гораздо выше, чем у слабого (27 % против 4 %). Девушки, в свою очередь, делают больший акцент на общении в социальных сетях и меньший — на просмотр новостей (91 % и 67 %, 36 % и 60 % соответственно).

Многие специалисты, выступающие на тему информационных войн в СМИ, отмечают огромное, прежде всего, негативное влияние Мировой Сети на мировоззрение, поступки и действия людей. Во-первых, они полагают, что Интернет разжигает в людях агрессию и злобу, желание самоутвердиться за чужой счет. Во-вторых, эти авторы убеждены, что Интернет, особенно социальные сети, используются развитыми государствами в качестве площадки для борьбы с другими государствами. Мировая Сеть с помощью различных технических ухищрений (создание искусственного топа новостей, привлечения внимания к определённым темам за счет создания армии ботов и т. д.) становится способом организации массовых протестов [3, 9, 11].

Как выяснилось в результате анкетирования, на заголовки новостей в информационных лентах обращает внимание почти три четверти студентов (74 %); на самые обсуждаемые темы в социальных сетях — чуть больше половины (61 %). Таким образом, повестка дня, сформированная в интернете-пространстве, в целом и с некоторыми оговорками находит своего адресата. Но доверяют ли респонденты получаемой информации?

По данным ВЦИОМ, 62 % населения России доверяют отзывам в социальных сетях [11]. Что касается данного анкетирования, безоговорочно доверяют сведениям из Интернета 53 % юношей, остальные 47 % выдвигают условия, среди которых чаще всего встречаются упоминания о «проверенной» информации с заслуживающих доверия сайтов/блогов/форумов (20 %). Ответы девушек более разнообразны по форме, но не содержанию. Также следует отметить, что они настроены более скептически, чем юноши. Полученную из Интернета информацию принимают на веру чуть более трети (34 %) представительниц слабого пола. «Не всегда», «когда как», «иногда», «частично», «периодически», «выборочно», «с осторожностью» — 45 %, авторитетным авторам и источникам — 14 %, категорически не доверяют — 7 %. В целом, подводя промежуточный итог по этому блоку вопросов, можно сказать, что информация, расположенная в Сети, ни только находит своего адресата, но, действительно, оказывает влияние на формирование повестки дня.

На вопрос, принимали ли участники анкетирования участие в различного рода протестных действиях, 12 % студентов ответили положительно. Респонденты-юноши отметили свое участие в оппозиционных митингах, шествиях, демонстрациях. Варианты, предложенные девушками, отличались большим разнообразием: 25 % — публиковали на своей страничке в социальных сетях информацию, носящую протестный характер; 12,5 % совершали призыв к совершению протестных действий; 25 % принимали участие в сборе электронных подписей в пользу оппозиционных деятелей; 25 % — в оппозиционных митингах, шествиях, демонстрациях; 12,5 % — в сборе петиций.

Почти половина тех, кто так или иначе признал свое участие в протестной деятельности (45 % — 33 % юношей и 50 % девушек), отрицали влияние на нее социальных сетей; 36 % (67 % юношей и 25 % девушек) затруднились ответить; 25 % представительниц слабого пола признали существующую взаимосвязь.

Таким образом, опасения о наличие значительной роли социальных сетей в привлечении молодежи к протестной деятельности некоторыми авторами несколько преувеличены.

Следующий блок вопросов анкеты был направлен на выявление представлений студентов об информационной войне. На открытый вопрос, что такое информационное война, 61 % респондентов (53 % юношей и 62 % девушек) ответили, что не знают. Студенты, которые сформулировали свои ответы, чаще всего воспринимали информационную войну как «искажение истины», «соперничество», «противоречие» между «достоверной» и «ложной» информацией. Многие увидели в ней «воздействие на население путем распространения определенной информации», то есть манипуляцию общественным сознанием (в качестве инициаторов обычно выступали СМИ и государство). И, если брать в качестве эталона определения информационной войны определение, данное основоположником российской IT индустрии И. Ашмановым [1], то 47 % юношей и 38 % девушек, которые пытались дать свой ответ, в целом имеют верное представление о данном явлении.

Немаловажной задачей исследования было выяснить, знают ли студенты о средствах, которыми ведется информационная война.

О существовании ботов/роботов имеют представление 76 % проанкетированных (93 % юношей и 73 % девушек). Более половины из них (65 % — 73 % юношей и 63 % девушек) уверены, что в состоянии отличить действия аккаунтов виртуальных личностей от действий аккаунтов реальных людей. Эти данные позволяют нам отметить одну из причин, по которой респонденты доверяют информации, полученной из Интернета: они уверены в своих навыках и опыте работы с ресурсами Сети.

О существовании куков знают 25 % респондентов (60 % юношей и 18 % девушек). Чуть более половины из них (59 %) оценивают эти программы положительно: отмечают ориентацию на предпочтения пользователей. Менее четверти этой группы (18 % — 11 % юношей и 23 % девушек) относятся к существованию куков отрицательно, мотивирую корыстными целями их создателей. Остальные 23 % (33 % юношей и 15 % девушек) полагают, что куки содержат в себе как отрицательные, так и положительные стороны. Таким образом, большая часть проанкетированных студентов не видит в данных программах угрозы своей информационной безопасности.

На открытый вопрос, что такое интернет-фишинг, 79 % респондентов (60 % юношей и 82 % девушек) ответили, что не знают. Остальные участники анкетирования предложили разнообразные ответы, которые условно были разделены на 4 группы. Представители первой (14 %) вполне справедливо признали в интернет-фишинге мошеннические действия, направленные на кражу логинов, паролей, персональной информации в целом; сторонники второй (4 %) — процесс поиска информации; третьей (2 %) — навязчивую рекламу; четвертой (1 %) — поиск нарушителей в интернет-пространстве. Таким образом, осведомленность молодых людей об интернет-фишинге крайне низка, а в некоторых случаях носит неправильный характер.

На вопрос, о каких мерах, предпринимаемых правительством РФ по обеспечении информационной безопасности страны в интернет-пространстве, слышали респонденты, были получены следующие ответы. Большинство участников анкетирования (90 % — 80 % юношей и 92 % девушек) назвали борьбу с пиратством, то есть с нелицензированными материалами, незаконно выложенными в открытом доступе без учета авторского права. Почти четверть студентов (22 % — 27 % юношей и 22 % девушек) отметила меры, направленные на ликвидацию информационной безграмотности населения с помощью официальных средств массовой информации, объясняющих и разоблачающих механизмы ведения информационных войн. Менее четверти учащихся (16 % — 13 % юношей и 16 % девушек) осведомлены о создание Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи в Государственной Думе РФ. Почти столько же (15 % — 33 % юношей и всего 11 % девушек) знакомы с идеей формирование «киберподразделений» в Вооруженных Силах РФ. Самой малочисленной оказалась группа студентов (12 % — 13 % юношей и 12 % девушек), которая обладает знанием о создании государственных интернет-площадок, подобных «Открытому правительству».

Самый последний вопрос анкеты должен был определить степень эффективности мер, предпринимаемых правительством РФ по обеспечению информационной безопасности страны в интернет-пространстве. Следует отметить, что только 11 % респондентов (14 % девушек и 0 % юношей) оценили ее положительно; 42 % (33 % юношей и 43 % девушек) затруднились ответить; почти половина (47 % — 67 % юношей и 43 % девушек) высказались в негативным ключе.

Подводя итоги, можно отметить следующее. Во-первых, мировая сеть занимает значительное место в жизни студентов. Во-вторых, учащиеся согласны с необходимостью введения и совершенствования (пока далекой от идеала) особой политики в области интернет-пространства.

Литература:

1.         Ашманов, И. Забил я цифрой пушку туго. Помогут ли победе в информационной войне роботы и мобилизация хакеров? / Беседовал И. Елисеев // Российская газета: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2013/05/23/ashmanov.html (дата обращения: 21.01.2014).

2.         Ашманов, И. Короткая память. Как изменился Интернет в 2012 году и что ждет его в 2013? / Беседовал И. Елков // Российская газета [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2013/ 01/17/ashmanov.html (дата обращения: 10.11.2013).

3.         Беляев, Д. Блоговброс. Чем отличается настоящая новость от «вброса»? // Российская газета: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2012/10/11/blog.html (дата обращения: 21.01.2014).

4.         Бирюкова, Л. Молодая гвардия «Единой России» делает ставку на агитацию в соцсетях // Ведомости: [сайт]. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/9352261/ v_kontakte_s_gvardejcami (дата обращения: 10.01.2014).

5.         Благовещенский, А. В российской армии появится киберкомандование // Российская газета: [сайт]. URL: http://inosmi.ru/politic/20120311/187848018.html (дата обращения: 21.01.2014).

6.         Городова, М. Виртуальный рай. Кто и как нас продает в Сети // Российская газета: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2013/07/18/gorodova.html (дата обращения: 28.07.2013).

7.         Дондурей, Д., Колесов, Г. Жизнь без «Одноклассников». Как быть тем, кто не поспевает за прогрессом? / Беседовала С. Альперина // Российская газета [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2013/01/17/progress.html (дата обращения: 10.11.2013).

8.         Лем, Ст. Молох. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. С. 469.

9.         Нежданов, И., Митрофанов, А. Битвы в Сети. Кто и как управляет информационными войнами / Беседовала М. Городова // Российская газета: [сайт]. URL: http:// www.rg.ru/2014/04/10/infovoiny.html (дата обращения: 21.04.2014).

10.     Нужна ли цензура в Интернете? Вопрос недели // Российская газета [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2012/10/11/internet-cenzura.html (дата обращения: 10.11.2012).

11.     Снегирев, В. Жизнь в режиме on-line-2. Продолжение записок пленника социальной сети // Российская газета: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2013/11/14/bloger.html (дата обращения: 10.01.2014).

12.     Тимофеева, О. Закрытый просмотр. Стремление влиять на СМИ часто дает обратный эффект / Беседовал М. Барщевский // Российская газета: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/ 2012/11/08/effekt.html (дата обращения: 21.01.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): девушка, юноша, информационная война, мировая сеть, информационная безопасность страны, Интернет, респондент, сеть, информация, информационная безопасность.


Ключевые слова

Информационная безопасность, популизм, информационные войны, Интернет-политика государства, Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи в Государственной Думе РФ, кибервойска, Открытое правительство, куки, интернет-фишинг, боты.

Похожие статьи

Интернет-пространство: информационная безопасность...

час, Интернет, информационная безопасность общества, Мировая Сеть, особая политика, сеть, правительство любой страны, необходимость формирования, информационная безопасность, день.

Информационно-сетевые войны как угроза информационной...

Ключевые слова: информационно-сетевые войны, угрозы, информационная безопасность.

Информационно-сетевые войны. Сегодня мы находимся во времени войн седьмого поколения, то есть информационно-сетевых войн, причиной появления которых...

Информационная безопасность детей в телекоммуникационных...

информационная безопасность детей, вредоносная информация, сеть, Интернет, ребенок, интерес детей, Российская Федерация, активное формирование, виртуальный мир, государственная политика.

Информационная безопасность в компьютерных сетях

На сегодняшний день компьютерная сеть является привычным средством коммуникации, а также инструментом для обмена информацией. В связи при создание компьютерных сетей с много пользовательским режиме работы в локальных и глобальных сетях возникает целый...

Информационная безопасность вчера и сегодня

Вопросы обеспечения информационной безопасности возникли с появлением вычислительных машин, используемых для обработки и хранения информации. В разные годы этот термин имел различное содержание.

Информационная безопасность | Статья в журнале...

Каждый день включая свои компьютеры, многие из нас замечают, что их личная информация украдена. Электронные почты или аккаунты в социальных сетях подвергаются взлому злоумышленников, которые не останавливаются на одном лишь пользователе.

Информационная война в социальных сетях | Статья в журнале...

Широкое распространение информационных технологий в обществе постмодерна приводит к существенной трансформации всех социальных практик и институтов. Расширяется спектр возможностей манипулирования сознанием за счет увеличения аудитории в сети интернет.

Проблемы обеспечения информационной безопасности...

информационная безопасность, сеть, вид терроризма, глобальная сеть, государственная власть, Интернет, программа класса, система, сложность противостояния.

Государственная информационная политика как элемент...

информационная безопасность, информационное противоборство, государственная информационная политика, информационное оружие, информационная сфера, система, информация, Политический...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Интернет-пространство: информационная безопасность...

час, Интернет, информационная безопасность общества, Мировая Сеть, особая политика, сеть, правительство любой страны, необходимость формирования, информационная безопасность, день.

Информационно-сетевые войны как угроза информационной...

Ключевые слова: информационно-сетевые войны, угрозы, информационная безопасность.

Информационно-сетевые войны. Сегодня мы находимся во времени войн седьмого поколения, то есть информационно-сетевых войн, причиной появления которых...

Информационная безопасность детей в телекоммуникационных...

информационная безопасность детей, вредоносная информация, сеть, Интернет, ребенок, интерес детей, Российская Федерация, активное формирование, виртуальный мир, государственная политика.

Информационная безопасность в компьютерных сетях

На сегодняшний день компьютерная сеть является привычным средством коммуникации, а также инструментом для обмена информацией. В связи при создание компьютерных сетей с много пользовательским режиме работы в локальных и глобальных сетях возникает целый...

Информационная безопасность вчера и сегодня

Вопросы обеспечения информационной безопасности возникли с появлением вычислительных машин, используемых для обработки и хранения информации. В разные годы этот термин имел различное содержание.

Информационная безопасность | Статья в журнале...

Каждый день включая свои компьютеры, многие из нас замечают, что их личная информация украдена. Электронные почты или аккаунты в социальных сетях подвергаются взлому злоумышленников, которые не останавливаются на одном лишь пользователе.

Информационная война в социальных сетях | Статья в журнале...

Широкое распространение информационных технологий в обществе постмодерна приводит к существенной трансформации всех социальных практик и институтов. Расширяется спектр возможностей манипулирования сознанием за счет увеличения аудитории в сети интернет.

Проблемы обеспечения информационной безопасности...

информационная безопасность, сеть, вид терроризма, глобальная сеть, государственная власть, Интернет, программа класса, система, сложность противостояния.

Государственная информационная политика как элемент...

информационная безопасность, информационное противоборство, государственная информационная политика, информационное оружие, информационная сфера, система, информация, Политический...

Задать вопрос