С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации действует новый закон, регулирующий образование, Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации. Этим законом введено множество частноправовых элементов в систему образование РФ. Внимание следует уделить трактовке понятий: «организации, осуществляющие образовательную деятельность», «образовательная организация», «образовательная деятельность» в соответствии с новым законодательством. Законодательную базу образовательной сферы коснулись качественные изменение: осуществлен системный и функциональный подход к нормативному регулированию образования в РФ, а также учтены международные тенденции и обязательства России на мировой арене.
Ключевые слова: образовательная организация, образовательная деятельность, об образовании в РФ, образовательные учреждения
В современных условиях непрерывного развития образовательная система именно та отрасль, которая должна обладать стабильностью и постоянством, однако, ее правовое регулирование, включающее в себя на сегодняшний день, значительное число нормативных актов различных уровней и направленности, изменяется с регулярной периодичностью.
С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации действует новый закон, регулирующий образование, Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». Особую роль в современной рыночной ситуации играют частноправовые элементы в системе образования, что в полной мере нашло отражение в новом федеральном законе.
Действующая до этого система динамично реагировала на процессы глобализации и интеграции в мировое сообщество: происходило создание единого образовательного пространства, нормы законодательства в образовании унифицировались, осуществлялась гармонизация инструментов правового регулирования отрасли. В связи с этим постоянное внесение изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие образовательную сферу, не удивительно. Попытки реформирования законодательства в сфере образования предпринимались неоднократно с начала 2000-х, а в последнее время превратились в перманентный процесс. Так, только в период с 2002 по 2009 год в закон РФ «Об образовании» № 3266–1 от 10.07.1992 г. было внесено более 50 законодательных инициатив, за этот же период также было приняты 50 федеральных законов регулирующих отношения в сфере образования. [1, 12]
Принятый после долгих обсуждений ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отражает накопленный опыт правового регулирования образовательной сферы за последние десятилетия и призван решить совокупность проблем, накопившихся в системе образования в целом и в ее отдельных элементах. Стоит обратить внимание на одну из главных новаций, которая коснулась субъектов, имеющих право заниматься образовательной деятельностью, они получили четкий правовой статус. Так, в законе введено новое понятие — «организации, осуществляющие образовательную деятельность», к которым относится собственно образовательные организации и иные организации, занимающиеся обучением. [4] Как видно, круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности весьма расширен, в том числе появились возможности доступа не образовательных организаций к данной деятельности. Следует отметить, что до принятия рассматриваемого закона законодатель использовал общее понятие «образовательное учреждение», которое весьма сужало понятие самого субъекта, занимающего данной деятельностью, однако это понятие распространялось его на все юридические лица образовательной сферы. [2, 24] Такое тождество, учитывая постоянные нестыковки в нормах образовательных законов и иных нормативных актов, приводит к трудностям в правоприменении. В связи с этим, в новом законе предпочли учесть данную проблему и отойти от понятий «образовательное учреждение» или «учреждение образования», и перейти к понятию «образовательная организация», как к более общей и универсальной форме обозначения юридических лиц, занимающихся образовательной деятельностью. Практика создания образовательных организаций подтверждает, что в настоящее время наиболее распространенной организационно-правовой формой создания образовательной организации является именно учреждение.
Можно заметить положительное стремление законодателя к унификации юридических терминов. Не видится серьезных препятствий для использования разработанного термина с учетом предпосылок к увеличению видов и форм субъектов образовательной деятельности. Отметим, что закон под образовательной организацией понимает некоммерческую организацию, осуществляющую в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, образовательную деятельность. [6] Исходя из этого, следует подчеркнуть, что образовательные организации могут быть образованы в одной из форм, предусмотренных для некоммерческих организаций. [6]
Закон исходит из достаточно широкого перечня лиц, имеющих право на осуществление образовательной деятельности. Объясняется это тем, что само понятие «образовательная деятельность» является достаточно широким по содержанию.
Образовательные организации являются традиционными участниками образовательного процесса. Также к ним присоединяются научные организации, вполне логичное дополнение к их правоспособности как некоммерческих организаций. Абсолютной новацией законодательства можно назвать отнесение к субъектам образовательной деятельности индивидуальных предпринимателей, т. е. можно вполне утверждать, что индивидуальный предприниматель может открыть колледж и заниматься образовательной деятельностью.
Стоит отметить, что предыдущий закон об образовании предусматривал для индивидуальных предпринимателей только ведение трудовой деятельности, которая рассматривалась как предпринимательская и регистрировалась. [5] В рамках нового закона, индивидуальный предприниматель рассматривается как лицо, осуществляющее образовательную деятельность не только самостоятельно, но и нанимает для этого работников. При этом новый закон предъявляет особые требования к предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность: они могут осуществлять реализацию основных и дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения, а также деятельности по присмотру и уходу, воспитанию и для того, чтобы это делать, индивидуальный предприниматель должен получить соответствующую лицензию.
Так, в качестве основных новых направлений, отраженных в ФЗ «Об образовании в РФ» можно отметить:
- создание условий для обновления и развития правого регулирования системы образования в соответствии с экономическими, социальными условиями, а также интересами общества и государства;
- учет международных обязательств России в сфере образования на мировой арене; [4]
- установление системного и функционального подхода к правовому регулированию общественных отношений в сфере образования.
Тем не менее, базовые установки не отходят на задний план, они так же нашли свое отражение в новом ФЗ «Об образовании», к ним можно отнести:
- гарантирование права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными или профессиональными потребностями; – равенство и конкуренция субъектов, осуществляющих образовательную деятельность в том числе, образовательных организация различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей, что имеет под собой явный принцип гражданского права. [4]
- открытость системы образования внешним запросам, т. е. в системе образования впредь будет развиваться механизм общественного участия в управлении и общественно-профессиональной аккредитации, участие в сетевых формах ведения образовательной деятельности, т. е. разработка и осуществление образовательных программ совместно с научно-исследовательскими центрами, образовательными организациями и предприятиями.
- информационная открытость о деятельности образовательной организации для потребителя услуг, обязательное ведение интернет-сайта, с установленным перечнем информации, обязательной для размещения и опубликования, в т. ч. опубликование отчета о самообследовании образовательной организации. [4]
Среди негативных тенденции, заметных в рассматриваемом федеральном законе, можно назвать отсутствие гарантии бесплатности образования, как базового принципа закрепленного в ст. 43 Конституции РФ. [3] Представляется, что отражение такого первичного постулата, который в частности провозглашен и Всемирной декларацией о высшем образовании, должно было найти свое место в законе.
Видится, что дальнейшее движение в развитии регулирования образования должно быть направлено на построение логичной упорядоченности правового материала, инвентаризацию значительного объема подзаконных актов и отдельных норм, касающихся образования, обобщение практики и формирование адекватного метода решения накопившихся нормотворческих проблем.
Литература:
1. Кирилловых А. А. " Организация в сфере образования: современная типология» / А. А. Кирилловых // Деловой двор.-2014.-№ 2.- C.12–16.
2. Кирилловых А. А. Правовой статус субъектов образовательной деятельности / А. А. Кирилловых // Деловой двор.-2013.-№ 10.- C. 21–26.
3. Конституция Российской Федерации
4. Н. С. Волкова, Ю. А.Дмитриев О. Е. Еремина, Т. В. Жукова, А. А. Кирилловых, А. В. Павлушкин, Е. В. Пуляева, Н. В. Путило Научно-практический комментарий к Федеральному к закону «Об образовании в Российской Федерации»/ А. А. Кирилловых // [Электронный ресурс]// Деловой двор.-2013-.- Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=17372;dst=100625, свободный.-Загл. с экрана
5. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 2 августа 1996 г.№ 125-ФЗ
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 30.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации»