Политический экстремизм как угроза безопасности современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 16.07.2014

Статья просмотрена: 3536 раз

Библиографическое описание:

Колпаков, И. И. Политический экстремизм как угроза безопасности современной России / И. И. Колпаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 11 (70). — С. 310-313. — URL: https://moluch.ru/archive/70/12110/ (дата обращения: 27.04.2024).

Экономический кризис 2009 года и последовавшие за ним протестные выступления обострили социальные проблемы российского общества, активизировали деятельность оппозиционных движений, стимулировали власть на попытки реформирования политической системы общества. Политическая система России вошла в полосу новых вызовов и угроз, противодействие которым становится одним из важнейших компонентов политического процесса. В «Стратегии национальной безопасности России до 2020 года» отмечается, что одной из главных угроз для РФ будет деятельность различных организаций экстремистского толка на территории страны и за ее пределами. [1] Поэтому все более актуальным является вопрос об исследовании механизма экстремистской деятельности в политической среде и выработки эффективного механизма противостояния, учитывая как накопленный российскими правоохранительными органами опыт, так и разработки их зарубежных коллег. [2,с.106]

Несмотря на наличие значительного числа научно-исследовательских работ по данной теме, проблема политического экстремизма в РФ остается актуальной и нерешенной. Радикальные политические течения, подпитывающие экстремизм, демонстрируют способность к модификации, адаптации к новым условиям. Как отмечают российские специалисты: «Деятельность современных политических радикалов, подстраиваясь под специфику бытия информационного общества в эпоху постмодерна, часто принимает весьма экстравагантные формы. Будучи по своей природе оппозиционными, политические радикалы вынуждены не только противостоять существующим политическим институтам и государственной власти, но и искать формы сопротивления сложившейся культурно-эстетической реальности, тем самым пытаясь деконструировать и подменить ценности официальной культуры в массовом сознании своими культурными продуктами». [3,с.9]

В научных работах встречается широкий спектр методологических подходов к определению политического экстремизма. Целесообразно выделить два наиболее распространенных определения: первое — трактует политический экстремизм как действие политических организаций, партий, групп граждан с целью изменения существующего политического строя, реализации собственной модели политического развития при помощи насилия по отношению к несогласным оппонентам. Второе — описывает его как многофакторное явление воздействия политических структур на государство и общество, международные организации с целью исполнения своих требований, которые не могут быть реализованы в существующем правовом поле. Однако следует отметить, что политический экстремизм включает в себя и иные формы проявления, которые, с одной стороны, нельзя отнести к прямой форме насилия с целью захвата власти, с другой — имеют ярко выраженный политический подтекст. Дискуссионным остается определение терроризма — как самостоятельного феномена или формы проявления экстремистской деятельности. [4,с.5]

В качестве примера можно привести информационный экстремизм — противоправные действия в кибернетической среде с использованием информационных технологий (взломы сайтов государственных органов, экономический шпионаж с целью нанесения урона финансово-экономическим отношениям государства, кража данных, представляющих государственную тайну). В последнее время широкое распространение получил и религиозный экстремизм в самых различных формах. Спектр данных организаций весьма разнообразен: от организаций, выступающих в качестве носителей истинного ислама, имеющих свои представительства в парламенте, до группировок, настроенных на уничтожение светского государства как модели устройства как таковой. Взамен этой формы ими предлагается установление политического режима, в основе которого будут лежать законы шариата. При этом отвергаются любые формы диалога со своими оппонентами, а в качестве оружия используются методы террора и насилия (теракты с использованием смертников, нападения на города, посольства других государств, партизанская война с регулярными армейскими подразделениями).

Поэтому необходимо рассмотреть основные виды конфликтов, порождающие политический экстремизм и их корреляцию. Выделяют три основных вида конфликтов: конфликт на основе вопроса о легитимности власти, конфликт религиозный и конфликт социально-политический.

Поскольку политический экстремизм определяется в лозунгах как борьба за власть, справедливо будет начать с вопроса легитимности власти. Конфликт возникает при ответе на вопрос: “является ли данная власть легитимной?”, то есть актуален вопрос о возможности выбора из существующих вариантов. Из этого сразу вытекает логичный вопрос о наличии данных вариантов, т. е. о плюрализме политических сил, из которых народ выбирает себе лидера. Отмечается, что чаще всего политический экстремизм проявляется в авторитарных государствах, где существует несменяемая на протяжении длительного периода власть, одна доминирующая идеология, где отсутствует реальный выбор либо существует его видимость. Поэтому для отстаивания своей позиции организациям приходится прибегать к насильственным методам. В демократических государствах подобного не происходит, так как там созданы специальные процедуры для высказывания своей точки зрения и механизмы для ее защиты, хотя эта градация не является универсальным правилом.

Второй тип конфликтов — религиозный. Здесь можно говорить о различных его видах: конфликт на почве роли религии в государстве (светским или религиозным должно быть государство), конфликт на почве трактовки различных временных отрезков и событий в истории различных народов и т. д. [5, с. 67] В истории России — многонационального государства — данный конфликт хоть и не ставится во главу угла, но периодически сопряжен с возникновением споров на религиозной основе. Необходимо отметить, что эти виды конфликта не являются единственными. Сохраняется сложная ситуация по вопросам расселения этносов на территории России, представительства отдельных этнических групп в региональных и местных органах власти. Не стоит забывать и о внешнем влиянии различных религиозных групп на различные этносы на территории страны. Они способны, вступая в контакт с представителями определенных религиозных течений, вырабатывать новые формы ценностей, давать им иное понимание своей роли в государстве. Негативным итогом данной деятельности может стать этносепаратизм как прямая угроза интересам национальной безопасности страны.

Третий тип конфликта — социально-политический. В данной ситуации можно говорить о конфликте интересов противоборствующих сторон — государства и общества, политических партий, различных группировок, отдельных людей. Вопрос ставится о приоритете тех или иных интересов, соблюдении баланса интересов. Только подобный паритет может гарантировать сохранение государства как единого целого и поддержания общественного порядка. В современной российской действительности произошел дисбаланс интересов различных сторон. В годы распада СССР начался кризис идентичностей, статусов и ролей людей различных социальных групп. К сожалению, новые структуры идентичности не были выработаны. Это выразилось в дуальной ситуации: с одной стороны, граждане России получили доступ к иным ценностям либерального толка — свободе слова, новым формам взаимодействия с государством; с другой — у них сохранилась ностальгия по временам СССР — сильному государству, патернализму в социальных отношениях, плановой экономике. Таким образом, окончательно выработанной системы ценностей, осознанности личных интересов, роли государства в жизни каждого человека не сложилось. В качестве примера можно привести дело т. н. «Приморских партизан», получившее широкий общественный резонанс в 2010 году. Показательным фактом явилась моральная поддержка данной бандгруппы со стороны заметной части российского социума. Население негласно поддержало деятельность, направленную против представителей власти. Но не следует забывать и о причинах данного поступка — коррупции в органах власти и МВД. Учитывая уровень коррупции в России в целом, поле противоправной деятельности достаточно велико. Как отмечает проф. И. Л. Морозов, экстремистские группировки на этапе своего становления остро нуждаются в образах «героев-мучеников», для создания которых идут на любые пропагандистские ухищрения и подтасовки. [6,c.33]

Наличие множественных нерешенных противоречий в современном российском обществе, ситуаций латентных конфликтов, которые могут перейти в активную фазу, сокращение реальных доходов населения и расслоение его в совокупности с внешним влиянием может привести в дальнейшем к дестабилизации ситуации, росту числа экстремистских правонарушений различного толка, созданию групп, ведущих противоправную деятельность.

Новыми внешними событиями, актуализирующими проблему политического экстремизма для России, явились волны переворотов в ведущих странах арабского мира и переворот в Украине начала 2014 года. Оба события интересны исследователям как модель свержения легитимных режимов в странах с упором на внешнюю поддержку внутригосударственных организаций экстремистского толка. Рассмотрим каждую ситуацию более детально и отметим их ключевые особенности.

«Арабская весна», начавшаяся как мирные демонстрации против коррупции, несменяемости власти, за реформы государственного устройства, переросла в отдельных странах в государственные перевороты, в других — в гражданские войны, продолжающиеся и по сей день.

В самой модели свержения власти можно выделить следующие важные компоненты:

1.      На первый план выходит новая модель информационной войны — массовое информирование жителей о планируемых демонстрациях, акциях протеста, создание образа антинародной власти.

2.      В странах, где власть сопротивлялась требованиям протестующих и начинала подавлять выступления, началось привлечение внутренних радикальных организаций к столкновениям с властями, так называемой оппозиции (в Египте — “Братья мусульмане”, в Ливии — местные племена, находящиеся в оппозиции к действующей власти).

3.      Применение боевиков из религиозных организаций, признанных террористическими и запрещенными во многих государствах, в качестве наемников, сражающихся на стороне оппозиции.

4.      Внутренняя дестабилизация, гибель местного населения и другие факторы явились обоснованием внешней поддержки “борьбы за свободу”.

5.      После побед мятежников исламистские партии выставили свои кандидатуры в органы власти.

“Арабская весна” показала рост радикализации на религиозной основе различных групп населения и неспособность светских государств на данном этапе противостоять этому вызову. Сейчас сложно говорить о полном подсчете итогов данных революций. Но неоспоримым является факт дестабилизации обстановки в стране, разрушение экономики, гибель граждан. Все эти факторы подрывают основы государственности.

В Украине ситуация имеет аналогичные признаки:

1.      В действиях по АТО (антитеррористическая операция — система мер военного принуждения, применяемая центральными украинскими властями в отношении неподконтрольных им регионов) принимают участие иностранные наемники.

2.      Националистические силы правоэкстремистского толка, организуясь в партийную структуру, принимают участие в столкновениях с ополченцами.

3.      Информационная пропаганда фактически способствовала расколу государства.

4.      Немаловажным фактором является участие больших масс безработной молодежи в беспорядках.

Система государственной безопасности Украины оказалась не готова к противодействию новым технологиям организации массовых беспорядков и свержения законной власти, используемых мятежниками, деятельность силовых структур Украины по противодействию правоэкстремистской угрозе 2012–2013 годах носила во многом формализованный характер. [7,c.120–121]

Видится возможным, что практически в любой ситуации дестабилизации государств упор делается в первую очередь на внутренние радикальные организации, запрещенные группировки как на «пятую колонну» внутри страны. Следует отметить, что ситуация роста числа экстремистских организаций связана с ослаблением государственного влияния, ухода государства от решения значимых проблем, их консервация.

В свете вышеперечисленного, предполагается реализация действий, способствующих снижению числа фактов проявления экстремизма:

1.      Доработка действующего законодательства (сейчас многие противоправные деяния молодежи характеризуются как хулиганство без указания на присутствие в них экстремистского состава преступления).

2.      Недопущение деятельности на территории РФ лиц, напрямую, либо опосредованно, связанных с экстремистскими и террористическими организациями.

3.      Построение диалога между властью и ее политическими оппонентами.

4.      Привлечение молодежи к взаимодействию с властью. Также немаловажным является ее трудоустройство, так как очень часто незанятая молодежь может быть привлечена к беспорядкам и вовлечена в противоправную деятельность.

5.      Опора на средний и малый бизнес, использование патриотического потенциала российского предпринимателя. [8,с.48] Последнее актуально именно для российских регионов, находящихся в депрессивном социально-экономическом состоянии, порождающим рост радикальных настроений у части населения. [9,с.10–11]

На данном этапе в России нет предпосылок для ускоренного развития политического экстремизма. Но, как показывает практика, ни одно государство не может быть полностью застраховано от подобных проявлений влияния дестабилизирующих факторов.

Литература:

1.                  Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537) / Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.garant.ru/iv/, свободный. Загл. с экрана.

2.                  Морозов И. Л. Политический экстремизм в современной России — новые тенденции // PolitBook. 2012. № 3. С. 97–107.

3.                  Васильчук Е. О., Морозов И. Л., Матвиенко Е. А. Радикальные политическое движения современности: особенности субкультурного стиля // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. № 2 (21). — С. 9–15.

4.                  Грачев С. И. Терроризм и контртерроризм в условиях глобализма: Монография. — Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета, 2007. — С. 3–7.

5.                  Федоров В. Ф., Шишова М. И. Стратегии примирения в этно-религиозных конфликтах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 1. С. 65–69.

6.                  Морозов И. Л. Построение эмпирической модели структуры власти в экстремистской группировке (на основе адаптированной методики Эрика Берна) // Полис (Политические исследования). 2009. № 5. С. 32–40.

7.                  Матвиенко Е. А., Васильчук Е. О., Морозов И. Л. Особенности институционально-правового обеспечения противодействия экстремизма в Украине // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 3. С. 117–122.

8.                  Бельских И. Е. Стратегия развития потребительского патриотизма в России на основе деловой этики предпринимателей // Социальная сфера. 2013. № 19 (208). С. 46–51.

9.                  Колпаков И. И. Социально-экономическая модель развития депрессивного региона (на примере Волгоградской области) // Наука Красноярья. 2014. № 3 (14). С. 7–22.

Основные термины (генерируются автоматически): политический экстремизм, государство, власть, конфликт, противоправная деятельность, Россия, внешнее влияние, религиозная основа, экстремистская деятельность, экстремистский толк.


Похожие статьи

Религиозный экстремизм как одна из форм экстремистской...

религиозный экстремизм, религия, экстремизм, экстремистская деятельность, традиционное общество, противоправная деятельность.

Социально-экономические и политические причины...

Религиозно-политический экстремизм — это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства.

Религиозный экстремизм как фактор угрозы национальной...

экстремистская деятельность, Россия, Российская Федерация, религиозный экстремизм, том, постсоветское пространство, духовная безопасность, внутриправославное сектантство, Русская Православная Церковь...

К вопросу об использовании компьютерных технологий...

При этом в данной Стратегии подчёркивается, что одним из основных источников угроз национальной безопасности выступает «экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур...

Причины возникновения экстремизма. Его признаки и профилактика

Фридинский С. Н. Противодействие экстремистской деятельности (экстремизму) в России (социально-правовое и криминологическое исследование): Дис. доктора юрид. наук. — м., 2011. — с. 366.

Историко-правовые аспекты феномена экстремизма в России

При этом, «экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных

политическому и религиозному экстремизму на территории Карачаево-Черкесской Республики» и др.

Проблема экстремизма и ее влияние на национальные интересы России.

Выявление, предупреждение и пресечение молодежной...

Правовые основы противодействия экстремистской деятельности. Квалификация пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности человека как экстремистской деятельности. Религиозный экстремизм как одна из форм экстремистской деятельности.

Понятие и сущность экстремизма: анализ проблемы

По верному замечанию А. Г. Залужного, экстремистская деятельность «является олицетворением определенного рода негативных

На это обращает внимание А. М. Семенцов: «Экстремизм известен человечеству с древних времен, с той поры, когда власть над другими...

Современный религиозно-политический экстремизм

Современный религиозно-политический экстремизм. Автор: Далдаева Тоита Ибрагимовна. Рубрика: Государство и право.

2. Ханбабаев К. М., Якубов М. Г. Религиозно-политический экстремизм в мире, России: сущность и опыт противодействия.

Похожие статьи

Религиозный экстремизм как одна из форм экстремистской...

религиозный экстремизм, религия, экстремизм, экстремистская деятельность, традиционное общество, противоправная деятельность.

Социально-экономические и политические причины...

Религиозно-политический экстремизм — это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства.

Религиозный экстремизм как фактор угрозы национальной...

экстремистская деятельность, Россия, Российская Федерация, религиозный экстремизм, том, постсоветское пространство, духовная безопасность, внутриправославное сектантство, Русская Православная Церковь...

К вопросу об использовании компьютерных технологий...

При этом в данной Стратегии подчёркивается, что одним из основных источников угроз национальной безопасности выступает «экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур...

Причины возникновения экстремизма. Его признаки и профилактика

Фридинский С. Н. Противодействие экстремистской деятельности (экстремизму) в России (социально-правовое и криминологическое исследование): Дис. доктора юрид. наук. — м., 2011. — с. 366.

Историко-правовые аспекты феномена экстремизма в России

При этом, «экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных

политическому и религиозному экстремизму на территории Карачаево-Черкесской Республики» и др.

Проблема экстремизма и ее влияние на национальные интересы России.

Выявление, предупреждение и пресечение молодежной...

Правовые основы противодействия экстремистской деятельности. Квалификация пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности человека как экстремистской деятельности. Религиозный экстремизм как одна из форм экстремистской деятельности.

Понятие и сущность экстремизма: анализ проблемы

По верному замечанию А. Г. Залужного, экстремистская деятельность «является олицетворением определенного рода негативных

На это обращает внимание А. М. Семенцов: «Экстремизм известен человечеству с древних времен, с той поры, когда власть над другими...

Современный религиозно-политический экстремизм

Современный религиозно-политический экстремизм. Автор: Далдаева Тоита Ибрагимовна. Рубрика: Государство и право.

2. Ханбабаев К. М., Якубов М. Г. Религиозно-политический экстремизм в мире, России: сущность и опыт противодействия.

Задать вопрос