Подготовка личного состава ВМС США в 1930-е гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 16.07.2014

Статья просмотрена: 276 раз

Библиографическое описание:

Лукьянов, Н. В. Подготовка личного состава ВМС США в 1930-е гг. / Н. В. Лукьянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 11 (70). — С. 281-284. — URL: https://moluch.ru/archive/70/12072/ (дата обращения: 22.12.2024).

Настоящая статья посвящена изучению методов подготовки личного состава ВМС США, в свою очередь будет рассмотрены программы обучения военно-морских специалистов.

Комплектование личного состава военно-морских сил являлось одним их важных элементов реорганизации вооруженных сил США в условиях нарастания угрозы новой мировой войны. В связи с этим, в центр внимания американского правительства вышли вопросы обучения технически грамотных и физически подготовленных кадров. Активное развитие вооружения и военной техники в 1930-е годы требовало непрерывного совершенствования организации и качества методов обучения, что достигалось за счет применения современных способов тренировки, улучшения учебно-материальной базы, повышения требований к отбору рекрутов и тд. [1, p. 2]

Набор в военно-морские силы США шел по добровольному принципу. Перед зачислением в ВМС, рекруты в течении одного-двух дней проходили медицинское освидетельствование, проверку умственных и физических способностей, также устанавливался их уровень общеобразовательной и специальной подготовки. Данные проверки проводились с помощью специальных тестов. [2, p. 15–17] По результатам тестов и собеседований, рекруты направлялись на обучение по определенной специальности в учебные центры. Один из них находился в Грейт-Лейкс в штате Иллинойс для обучения строевой корабельной службе, второй в Сан-Диего в штате Калифорния — для подготовки морской пехоты. В этих центрах из рекрутов формировали учебные роты по 54–75 человек. Под началом инструкторов проходили начальное одиночное обучение, а затем повышенное индивидуальное. [3, p. 42]

До 1939 года курс подготовки рекрута составлял восемь недель, однако ближе к началу войны было решено сократить его. [3, p. 44–45] 8 сентября президент Рузвельт издал указ об уменьшении срока обучения рекрутов до четырех недель. Как показала практика, данная мера привела к ухудшению профессиональных качеств личного состава примерно на 25 %. В январе 1940 года генерал Томас Холкомб обратился с докладом к президенту Рузвельту, в котором указывал на необходимость увеличения срока обучения. Основываясь на информации предоставленной в докладе, президент издал новый указ о шестинедельном курсе для рекрутов, а в марте 1940 о семинедельном, увеличив занятия огневой подготовкой. К 1941 году по новой системе было обучено 42 тыс. новобранцев. С началом войны США на Тихом океане срок был вновь сокращен, уже до пяти недель.

Начальный курс одиночного обучения предусматривал строевую и физическую подготовку, изучение патрульной службы. Кроме того, изучались: уставы и инструкции, порядок и прохождение корабельной службы, история военно-морских сил США, кодекс чести, права и обязанности военнослужащего ВМС, устройство и вооружение корабля. На данном этапе рекруты также проходили курс самообороны, методы выживания на воде, стрелковую и медицинскую подготовку. Большое внимание уделялось групповым спортивным играм и гребле. После окончания начального курса одиночного обучения, рекруты проходили повторное медицинское освидетельствование. [1, p. 3–4]

Особое внимание уделялось физическому состоянию каждого отдельного новобранца. В период учебы в специализированных школах, куда рекруты распределялись после окончания первого этапа обучения, а также во время службы на кораблях и в частях, физическая подготовка проводилась в виде плановых занятий в составе подразделений. [4, p. 47]

Американское правительство считало, что, хотя продолжительность начальной подготовки относительно невелика, однако она имела важное значение для дальнейшей службы в военно-морских силах, так как новобранцы успевали получить реальное представление о военной службе. [5, с. 449] Здесь же давались знания для дальнейшего обучения по избранной специальности, в свою очередь командование имело возможность определить область, в которой рекрут мог быть использован лучшим образом.

После успешного окончания начальной одиночной подготовки рекруты направлялись на повышенный индивидуальный курс, который проводился в специализированных школах, или во время службы на штатных должностях. Командование ВМС США считало, что этап начального обучения является достаточным для тех, кто после окончания обязательного срока службы решит и уволиться в запас. [6, p. 93]

Повышенное индивидуальное обучение имело, как правило, техническую направленность. Его проходили в подготовительных школах, продолжительность обучения колебалась в очень широких пределах и зависела в первую очередь от военно-учетной специальности, кроме того, как было сказано выше, срок обучения в целом изменялся из-за необходимости подготовить как можно больше военно-морских специалистов в условиях обострения международной обстановки. [7, p. 26]

Программы подготовки специалистов различного профиля отличались друг от друга. Например, программа повышенного индивидуального обучения оператора радиолокационного оборудования, которое начинало внедряться в ВМФ США, предусматривало изучение основ электротехники, радиотелефонной связи и принципов эксплуатации РЛС. [4, p. 41]

Новобранцы, окончившие курсы подготовки по данной специальности, проходили тестирование, в ходе которого должны были продемонстрировать знания по номенклатуре и принципам действия локационного оборудования, порядку работы и функциям боевого информационного поста; типам РЛС, их возможностям, порядку и способу опознавания объектов; мерам противодействия радиолокационному обнаружению противника. [7, p. 28–29] Также проводились занятия по морским картам и методическим разработкам, используемым для их корректировки. Практические занятия включали в себя отработку порядка действий при отказе в работе или повреждении РЛС и нанесение на морские карты координат и пеленгов корабля. [7, p. 31]

Военнослужащие, проходившие обучение по специальности связиста, должны были знать: азбуку Морзе, приборы световой и флажной сигнализации, правила связи международного свода сигналов, государственные флаги, типы судов и самолетов, обязанности младшего дежурного по кораблю, порядок подъема государственного флага США и флагов командного состава вооруженных сил и гражданских официальных лиц, порядок проведения парадов. [4, p. 43]

Аналогично проходило обучение матросов и по другим специальностям. Артиллеристу необходимо было знать устройство определенных орудий, основы механики и физики. На более поздних сроках подготовки отрабатывались действия матросов во время неисправностей орудий, методы ликвидации поломок. С 1930-х годов широкое использование получили тренажеры для артиллеристов, которые устанавливались на кораблях, чтобы не прерывать обучение, даже находясь в плавании. Особое внимание правительство США уделяло использованию тренажеров в подготовке зенитчиков, так как военно-морская авиация стала играть главенствующую роль во Второй мировой войне.

Что касается обучения матросов по общим техническим специальностям — управление корабельными двигателями, работа в машинном отделении и т. д., то она в основном проходила непосредственно на кораблях. Еще во время достроечных работ в доках, на корабли отправлялся неполный состав экипажа — в основном техники и мотористы, которые на месте должны были изучить устройство корабля, силовую установку, до автоматизма научиться работать с ней и отработать действия на случай срочного ремонта в море.

Обязательная подготовка унтер-офицерского состава ВМС

Особое внимание уделялось подготовке младшего командного состава. Ее целью являлось расширение и углубление знаний унтер-офицерского состава и повышение уровня их квалификации. Она осуществлялась в школах класса «А» и «В».

В школах класса «А» готовили специалистов узкого профиля. После прохождения обучения им присваивались звания петти-офицер третьего и второго класса. В эти школы направлялись кандидаты, прослужившие не менее полугода на кораблях и в частях ВМС либо новобранцы, прошедшие курс молодого матроса. В школах класса «В» готовили специалистов широкого профиля, с последующим присвоением унтер-офицерских званий до чиф-петти офицер включительно. [8, p. 4]

Кроме вышеперечисленных в ВМС США функционировали школы старшего унтер-офицерского состава. Продолжительность обучения в них обычно не превышала двух месяцев. Программа обучения в таких школах включала следующие предметы: история ВМС США, строевой устав ВМС США, единый свод военных законов, управление подразделением в боевых условиях, использование средств связи, порядок проведения совещаний, административное управление и ведение войскового хозяйства, педагогика и психология, физическая подготовка. Этот перечень дополнялся предметами в зависимости от выбранной специальности. [7, p. 31]

Целью обучения в школах старшего унтер-офицерского состава являлось расширение его профессиональных знаний, повышение уверенности в себе и приобретение навыков руководства достаточно большими группами людей. В дальнейшем, унтер-офицер совершенствовал свои знания под руководством вышестоящих офицеров, уже в процессе воспитания своих подчиненных. Кроме того, знания унтер-офицеров регулярно проходили проверку при помощи экзаменов, что заставляло их уделять большое внимание самоподготовке. [4, p. 46]

Специальная подготовка унтер-офицерского состава ВМС

В отличие от обязательного обучения, она имела цель углубить знания унтер-офицеров только в определенной узкой специальности. Обучение осуществлялось в специальных школах класса «С». Общие предметы в таких школах были практически идентичны предметам школ класса «В», однако их количество было сокращено в счет специальных предметов. Была усложнена и сама программа специальных предметов. [6, p. 96–97]

Школы класса «С» готовили специалистов высокого класса, узкой специальности, которых обычно назначали на должности инструкторов. В свою очередь в данных школах проходили подготовку и переподготовку экипажи боевых кораблей, в них же проходили обучение боевые расчеты новых видов вооружений, внедряемых в ВМС. [4, p. 48]

Таким образом, обучение младших специалистов в ВМС США начиналось с подготовки новобранцев и непрерывно продолжалось в течение всей их дальнейшей службы.

Подготовка офицерского состава ВМС

Основными ее видами являлись: начальная, которая проходила в военных и гражданских учебных заведениях, офицерских кандидатских школах; и профессиональная — в военно-морском колледже и в отделениях ВМС при учебных заведениях вооруженных сил.

Начальная подготовка офицеров ВМС США с последующим присвоением первого офицерского звания энсин осуществлялась в военно-морском училище в Аннаполисе. Офицерский корпус пополнялся за счет офицеров, окончивших учебные заведения других родов войск, а также за счет вступления в регулярные силы ВМС резервистов. Кроме того, офицерские звания присваивались отличившимся унтер-офицерам, матросам и гражданским лицам редких специальностей. [7, p. 38–39]

Военно-морское училище в Аннаполисе готовило кадровых офицеров, которые впоследствии составили костяк командного состава ВМС США. В него принимались граждане США, от 17 до 22 лет, неженатые, окончившие среднюю школу и успешно прошедшие тест на проверку умственных способностей. Поступающие должны были иметь рекомендацию, подписанную президентом США, вице-президентом, членом Конгресса, сенатором либо представителем высшего офицерского состава ВМС США. Государство брало на себя все расходы на обучение и медицинское обслуживание курсантов. Все четыре года обучения курсанты находились на казарменном положении. [7, p. 40–41]

Учебная программа военно-морского училища включала как общеобразовательные так и военные дисциплины. Общеобразовательные дисциплины были идентичны дисциплинам гражданских учебных заведений. К военным относились: военная история, история ВМС США, военное законодательство, основы прохождения военной службы, традиции и кодекс поведения военнослужащих армии США, военная психология и педагогика, тактика и стратегия, огневая и физическая подготовка. После первого и второго курсов проводилась летняя практика на кораблях, в частях и научно-исследовательских центрах. [4, p. 51]

Что касается программы обучения офицеров в офицерских кандидатских школах ВМС, то она несколько отличалась от программы военно-морского училища в Аннаполисе. В них принимались курсанты от 19 до 27,5 лет, уже имеющих высшее образование. Общеобразовательные дисциплины были сокращены в счет военных. Школы в Ньюпорте готовили строевых офицеров корабельной службы, в кандидатских школах в Пенсакола проходили обучение будущие офицеры военно-морской авиации. [8, p. 5]

Офицерский корпус ВМС США также пополнялся из числа выпускников гражданских учебных заведений, получивших там специальности медицинских работников, юристов, инженеров и священников. После прохождения незначительной военной подготовки им присваивались воинские звания от энсин до лейтенант-коммандер в зависимости от опыта практической работы и квалификации. [8, p. 6–7]

После присвоения звания лейтенант, офицеры ВМС направлялись на курсы усовершенствования в специализированные школы надводных, подводных сил и морской авиации. Там они получали необходимую для службы на командных и штабных должностях подготовку. В ВМС США существовали различные курсы дополнительного обучения офицеров по редким специальностям и по вопросам мобилизационной готовности войск. [6, p. 112]

Необходимо принять во внимание существовавшую в то время расовую сегрегацию на флоте и в армии США. Начиная с 1923 г. афроамериканцы проходили обучение отдельно, на базе морской пехоты в Маунтфорд Пойнт. [9, p. 3] Только после войны начала проводиться совместная подготовка негров и белых. Афроамериканцы наиболее широко применялись в тыловом обеспечении и хозяйственных работах. На флоте они чаще всего находились на должностях коков, грузчиков и корабельных рабочих, им не предоставлялись специальности связанные с непосредственным участием в боевых действиях из-за бытовавшего в командовании ВМС США мнения о врожденной трусости афроамериканцев. Что касается продвижения по службе, то она также была ограниченной. Афроамериканец не мог получить звание выше петти-офицер второго класса.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что система подготовки офицерского и унтер-офицерского состава ВМС США имела многоуровневый характер и проходила на всем протяжении службы. Особое внимание уделялось физической подготовке и изучению приемов работы на высокотехнологичном армейском оборудовании, которое начинало внедряться в ВМС. Именно в 1930-е годы была заложена та система подготовки личного состава ВМС США, которая используется до настоящего момента.

Литература:

1.      War Instructions United States Navy 1944. URL: http://www.ibiblio.org/hyperwar/USN/ref/WarInst/index.html (дата обращения: 02. 03.2014)

2.      Navy Filing Manual 1941. Washington. 1941. 40 p.

3.      U. S. Naval Training Center — San Diego. Yearbook. California. 1939. 72 p.

4.      The Farragut Naval Training Station — History and Guide. Idaho. 1944. 83 p.

5.      Лан В. И. США в военные и послевоенные годы. М.: 1978. 635 с.

6.      Andrews P., Engel L. Navy Yearbook. N.Y. 1944. 252 p.

7.      Navy Life Begins At Boot Camp. San Diego. 1940. 62 p.

8.      News of Interest to The Naval Reservist and The Naval Veteran// The Naval Reservist and the Naval Veteran Newsletter. July 1, 1946. P. 3–8

9.      The Negro in the Navy. Bureau Of Naval Personnel. 1941. URL: http://www.ibiblio.org/hyperwar/USN/Admin-Hist/084-Negro/index.html (дата обращения: 04.02.2014)

Основные термины (генерируются автоматически): ВМС США, физическая подготовка, военно-морское училище, обучение, особое внимание, школа, рекрут, специальность, Американское правительство, Специальная подготовка.


Задать вопрос