Творческие способности специалистов разнотипных профессий: сравнительный анализ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 13.08.2014

Статья просмотрена: 262 раза

Библиографическое описание:

Железняк В. А. Творческие способности специалистов разнотипных профессий: сравнительный анализ // Молодой ученый. — 2014. — №11.1. — С. 48-49. — URL https://moluch.ru/archive/70/12022/ (дата обращения: 14.12.2018).

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творчески мыслящий человек стал более востребован, ведь он способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете - наиболее результативно организовать свою дело при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно проявление творческих способностей у специалистов разнотипных профессий и стало темой нашей работы.

Объектом нашего исследования стали творческие способности. Предметом исследования - проявление творческих способностей у специалистов разнотипных профессий. Гипотезой является предположение о том, что творческие способности в большей степени проявляются у людей профессий "человек - человек", так как  в основе профессиональной деятельности специалистов этого типа лежит процесс взаимодействия с людьми, требующий разносторонности и индивидуального подхода к каждому, следовательно, творческие способности этих специалистов более выражены.

 Нашими респондентами стали преподаватели ВУЗа и школы как представители профессий «человек-человек» и программисты как представители профессий «человек-техника».

В исследовании использовались следующие методики: «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского, тест «Вербальной Креативности» (адаптация А.Н. Воронина) и тест Торренса Э.П. «Завершение картинок».

В современной психологии существует множество определений творческих способностей. В более общем понимании творческие способности рассматриваются как  способности человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Большой вклад в разработку творческих способностей привнесли такие психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин и другие. В работе мы опирались на определение В.Н. Дружинина, который понимает  творческие способности как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, популярный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление.

Еще один термин значимый для нашей работы – это коммуникабельность. Изучением общения и средств коммуникативного процесса занимались такие авторы как Ананьев Б.Г., Андреева Г.М., Бодалев А.А., Леонтьев А.А., Ломов Б.Ф., Немов Р.С. и другие. Коммуникабельность  мы рассматриваем как процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают и развиваются межличностные и деловые отношения.

В настоящее время нами проведено пилотажное исследование, обратимся к его результатам.

На первом этапе работы нами проводилось исследование особенностей творческих способностей специалистов разнотипных профессий.

Результаты показали, что творческие способности специалистов типа «человек-человек» слабо выражены, отмечен низкий уровень оригинальности, самобытности, уникальности. Можно предположить, что на подобный результат повлияла специфика работы, в частности заполнение  большого количества документов, необходимость строго следовать учебной программе, которые не позволяют проявить свою неординарность и свободу выбора. Однако, хочется подчеркнуть, что учитель школы, проявил  большую креативность  в выполнении тестового материала: намного выше, чем у преподавателей  ВУЗов. Возможно, это связано с тем, что преподаватель работает с детьми разных возрастов, социальных групп и чтобы взаимодействовать с ними, ему приходиться находить «общий язык» и преподносить информацию так интересно, креативно и понятно, чтобы любой смог воспроизвести ее после.

Результаты исследования специалистов профессий  типа «человек- техника» показали, что творческие способности респондентов этой группы отличаются  уникальностью, специфичностью творческого мышления.  Можно предположить, что их творчество проявляется при разработке программ, систем, алгоритмов, форм.

На втором этапе работы мы изучали особенности коммуникабельности респондентов.

Результаты работы позволяют утверждать, что педагоги охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, однако шумные  компании их раздражают.

Для специалистов профессий типа «человек- техника» свойственны любопытность, разговорчивость, они любят высказываться по разным вопросам.

На третьем этапе работы нами был выполнен корреляционный анализ.

В результате обработки посредствам  корреляционного анализа результатов исследования специалистов профессий типа «человек-человек» нами были получены обратные корреляционные пары: «Сопротивление замкнутости» - «Общительность» и «Оригинальность»  -  «Общительность».  Можно предположить, что преподаватели, обладающие яркой индивидуальностью, затрудняются в донесении своей позиции до студентов.  Трудоемкость, многоплановость профессиональной деятельности снижает способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей.

В результате обработки посредством корреляционного анализа результатов исследования специалистов профессий типа «человек-техника» нами были получены прямые корреляционные пары: «Сопротивление замкнутости» - «Общительность» и «Оригинальность»  -  «Общительность».  Можно предположить, что программисты весьма коммуникабельные и неординарные люди. Не смотря на их профессиональный «слэнг», программисты могут на доступном языке объяснить суть своей работы даже тем, кто не всеведущ в данной области. На наш взгляд, их более высокий уровень оригинальности связан с отсутствием ограничений в профессиональной деятельности.

Подводя итоги работы, хочется сказать, что гипотеза, которую мы выдвинули в начале не подтвердилась,  творческие способности специалистов типа « человек – человек» проявляются в меньшей степени, нежели у специалистов типа «человек – техника». Творческие способности и коммуникабельность программистов оказалась выше, чем мы ожидали.

Однако для нас эта работа ценна тем, что она позволила  выявить много проблем, которые могут стать началом нового исследования. В частности далее нам было бы интересно сравнить особенности творческих способностей  учителей школ и преподавателей  вузов, рассмотреть влияние уровня развития творческих способностей на успешность их профессиональной деятельности. Было бы интересно продолжить работу  по изучению творческих способностей программистов. Хотелось бы изучить творческие способности специалистов и других типов профессий.

Основные термины (генерируются автоматически): способность, этап работы, профессиональная деятельность, творческая способность специалистов, творческая деятельность, свобода выбора, результат обработки, процесс взаимодействия, корреляционный анализ результатов, Ананьев.


Похожие статьи

Анализ зависимости между интенсивностью профессионального...

уровень стресса, балл, ранговая корреляция, профессиональный стресс, профессиональная деятельность воспитателей, результат деятельности воспитателей, профессиональная деятельность, корреляционная связь...

Профессиональная направленность: сущность и структура

К ним следует отнести: способность к определённому виду профессиональной деятельности, индивидуальные качества субъекта, мировоззрение

Например, желание иметь работу рядом с домом, Профессиональная деятельность государственного служащего (сотрудника силовых...

Развитие творческой активности студентов в условиях...

Под творческой активностью понимается способность к реализации собственных креативных усилий в учебной и профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальными интересами и целями.

Развитие творческих способностей студентов в процессе...

Статья направлена на развитие личности будущего специалиста с помощью творческой деятельности. Она способствует проявлению у будущего специалиста самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Методологические основы понятия творческой активности...

Творческая активность — это способность личности самостоятельно и инициативно ставить задачи, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую, при этом творческая активность проявляется в самых различных видах деятельности [10].

Антиципирующая мотивация как основополагающий фактор...

Формирование понятия «Мотивационная готовность к межпрофессиональному взаимодействию специалистов в области информационных технологий». Мотивация как фактор успешности профессиональной деятельности.

Развитие личности и ее деятельности как основа реализации...

личность, образовательный процесс, субъект деятельности, деятельность, субъект, способность, Ананьев, индивидуальный способ организации деятельности, субъектное развитие личности, зрение психологии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Анализ зависимости между интенсивностью профессионального...

уровень стресса, балл, ранговая корреляция, профессиональный стресс, профессиональная деятельность воспитателей, результат деятельности воспитателей, профессиональная деятельность, корреляционная связь...

Профессиональная направленность: сущность и структура

К ним следует отнести: способность к определённому виду профессиональной деятельности, индивидуальные качества субъекта, мировоззрение

Например, желание иметь работу рядом с домом, Профессиональная деятельность государственного служащего (сотрудника силовых...

Развитие творческой активности студентов в условиях...

Под творческой активностью понимается способность к реализации собственных креативных усилий в учебной и профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальными интересами и целями.

Развитие творческих способностей студентов в процессе...

Статья направлена на развитие личности будущего специалиста с помощью творческой деятельности. Она способствует проявлению у будущего специалиста самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Методологические основы понятия творческой активности...

Творческая активность — это способность личности самостоятельно и инициативно ставить задачи, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую, при этом творческая активность проявляется в самых различных видах деятельности [10].

Антиципирующая мотивация как основополагающий фактор...

Формирование понятия «Мотивационная готовность к межпрофессиональному взаимодействию специалистов в области информационных технологий». Мотивация как фактор успешности профессиональной деятельности.

Развитие личности и ее деятельности как основа реализации...

личность, образовательный процесс, субъект деятельности, деятельность, субъект, способность, Ананьев, индивидуальный способ организации деятельности, субъектное развитие личности, зрение психологии.

Задать вопрос