Региональные инновационные системы являются необходимыми элементами национальной инновационной системы. Только развитие и использование инновационного потенциала региона обеспечит национальной экономике возможность быть конкурентоспособной. В связи с чем авторы статьи утверждают необходимость построения механизма управления инновационным развитием региона совместными усилиями общества.
Ключевые слова:инновация, национальная инновационная система, потенциал региона, кластер.
Устойчивый социально-экономический рост России зависит от уровня развития и динамизма инновационной сферы. Попытки реформирования этой сферы опираются в основном на инициативы продвигаемые «сверху» без учета мнения субъектов инновационной деятельности. Однако многие неудачи внедрения инноваций связаны с недостатком распределения лидерства между разными уровнями организаций и внутри локальных сообществ. Наука, как главный источник нововведений, должна быть органически встроена в экономические, технологические и социокультурные процессы, служить базовым элементом в становлении экономики знаний. Особая роль в такого рода интеграции принадлежит молодым лидерам научной и предпринимательской сфер. Поэтому при разработке приоритетных национальных проектов необходимо принимать во внимание инициативы его субъектов, в частности, молодежи. Привлечение молодежи к реализации приоритетных национальных проектов признается важнейшей задачей государственной молодежной политики России, однако пока не выстроены механизмы включения перспективных молодых людей в структуры, ответственные за принятие решений [2]. Важным становится выработка стратегии согласованных действий молодежных объединений по реализации приоритетных национальных проектов и определение перспективных форм привлечения молодежи к данной работе. Необходимо, изучить барьеры, с которыми сталкиваются молодые люди, и стимулы, способные обеспечить включение наиболее перспективных представителей молодежи в работу по реализации российских национальных проектов в различных регионах страны.
Для привлечения перспективной молодежи на промышленные предприятия должны создаваться условия, — подчеркнул Владимир Гутенев. — Это, во-первых, образование, а именно его качество, поскольку именно это делает будущих специалистов конкурентоспособными. Второе — это социальные гарантии, грамотная кадровая политика. Это и зарплаты, и доступное жилье, и перспективы профессионального роста. Важно то, что уже сегодня некоторые крупные предприятия предоставляют жилье перспективной молодежи, причем с погашением в течение времени значительной части его стоимости. Таким образом, решаются вопросы и закрепления кадров, и создания выгодной мотивации тем молодым специалистам, которые строят свою карьеру на предприятиях промышленности. Немаловажен для молодежи сегодня и фактор духовного роста, культурного развития, то, как они проводят досуг. Все вместе это влияет на развитие активного молодого поколения — будущего нашей стран.
Очень сложно переоценить роль молодежи в развитии страны. Особенно в наше с вами время, когда современную молодежь характеризуют высокий уровень образованности, нестандартное мышление, умение быстро адаптироваться в условиях рыночной экономики, желание использовать полученные теоретические знания на практике.
Именно исходя из этого, сегодня руководство страны уделяет огромное внимание инновационной деятельности молодежи, их вовлечению в научную жизнь.
Особую роль в реализации инновационного развития Чеченской Республики призвана сыграть молодежь. Программа по инновационному развитию должно предусматривать в первую очередь решение долгосрочных целей — создание в Чеченской Республике современной, эффективной, наукоемкой и высокотехнологичной экономики — поэтому при ее реализации прежде всего необходимо опираться на потенциал и исходить из интересов тех, кому предстоит непосредственно осуществлять мероприятия, и ощутить на себе ее реальные результаты. Исходя из этого Программа инновационного развития должна быть тесно связана с молодежной политикой Чеченской Республики.
Активное участие молодежи в проектах и мероприятиях Программы инновационного развития позволит решить следующие важнейшие для Республики задачи:
1. обеспечить приток свежих сил в научно-исследовательский сектор экономики Республики, обеспечить работой наиболее талантливых молодых ученых и специалистов;
2. обеспечить преемственность поколений, необходимую для последовательного и продолжительного развития;
3. увеличить занятость молодых специалистов, выпускников ВУЗов, повысить их вовлеченность в процесс развития Республики;
4. составить объективную картину кадрового и научного потенциала Республики;
5. выявлять и поощрять наиболее активную и талантливую молодежь.
Ответственность за разработку и утверждение плана мероприятий по интеграции молодежи для участия в Программе инновационного развития возлагается на Комитет Правительства Чеченской Республики по делам молодежи, Министерство образования и науки Чеченской Республики, Молодежный парламент Чеченской Республики.
План мероприятий должен включать в себя комплекс мер по трем основным направлениям:
1. мониторинг и развитие кадрового и научного потенциала Республики, создание условий для его реализации;
2. интеграция молодых специалистов в инновационную деятельность в Республике;
3. поддержка и поощрение научно-исследовательской и предпринимательской активности молодежи.
Проведение мониторинга кадрового потенциала молодежи Республики целесообразно проводить с периодичностью не реже 1 раза в 2 года среди всех студентов ВУЗов и среднеспециальных учебных заведений, а также ежегодно среди учащихся старших классов общеобразовательных школ.
Необходимо выработать определенный набор критериев оценки потенциала молодых специалистов, включающий в себя как академическую успеваемость и уровень образования, так и общественно-политическую и трудовую активность, уровень культурного развития, инициативность, основные интересы и жизненные ценности [3].
Результаты мониторинга помогут составить объективную картину состояния кадрового потенциала молодежи по различным отраслям народного хозяйства, что позволит актуализировать программы подготовки специалистов в соответствии с прогнозируемыми потребностями экономики Республики в специалистов тех или иных отраслей. Кроме того, мониторинг покажет общие, наиболее характерные для молодежи настроения и устремления, которые позволят понять эффективность существующих в регионе инструментов молодежной политики и при необходимости скорректировать существующие или разработать новые направления.
Результаты мониторинга выявят наиболее успешных, активных, обладающих потенциалом развития представителей молодежного сообщества, требующих поддержки и поощрения в форме президентских или республиканских стипендий, грантов, наград.
Для того чтобы обеспечить рапространения идей инновационного развития Республики в молодежной среде, целесообразно уже на ранних стадиях привлекать к участию в мероприятиях и проектах Программы существующие молодежные организации и объединения, в частности:
1. обеспечить участие членов Молодежного парламента ЧР, лидеров других молодежных объединений в роли наблюдателей в заседаниях и мероприятиях органов, ответственных за реализацию инновационной политики;
2. привлекать лучших студентов профильных направлений к реализации инновационных проектов в различных отраслях экономики;
3. создавать молодежные венчурные фонды и бизнес-инкубаторы, банк идей и проектов, отбор и реализация которых будет осуществляться Молодежным парламентом ЧР.
Целесообразно рассмотреть различные методы поощрения и поддержки активности молодежи, ее участия в образовательных, исследовательских, общественно-политических мероприятиях и процессах, среди которых:
1. организация тематических конкурсов по направлениям, соответствующим проектам настоящей Программы;
2. учреждение именных президентских стипендий для лучших студентов по результатам мониторинга;
3. утверждение и реализация программы направления лучших специалистов на обучение в ведущие ВУЗы России и дальнего зарубежья;
4. разработка программы стимулирования и поддержки молодых ученых;
5. финансирование организации студенческих лабораторий, библиотек и исследовательских центров.
В результате разработки и реализации комплекса мероприятий по мониторингу кадрового и научного потенциала молодежи Республики и ее постепенному привлечению к участию в мероприятиях Программы инновационного развития будут обеспечены понимание и заинтересованность будущих поколений в инновационном развитии Республики, созданы инструменты поддержки и поощрения научно-исследовательской и предпринимательской активности молодежи. Все это, наряду с другими мероприятиями, позволит гарантировать преемственность пути и целей развития Республики.
Литература:
1. Гунин В. Н., Баранчеев В. Н., Устинов В. А. Управление инновациями. М.: Инфра-М, 2000. С. 34.
2. Гамидов Г. С. и др. Основы инновации и инновационной деятельности. СПб.: Политехника, 2000. С. 10.
3. Программа инновационного развития Чеченской Республики на 2009–2012 годы