Престиж профессии и профессиональный отбор водителей автобусов в России и Германии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Дятлов М. Н., Мишустин О. А., Мишустина С. Н., Хантимирова С. Б. Престиж профессии и профессиональный отбор водителей автобусов в России и Германии // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 140-142. — URL https://moluch.ru/archive/69/11755/ (дата обращения: 18.12.2018).

Основные причины аварийности на автомобильном транспорте являются следствием общей политической, экономической и социальной ситуации в стране. Транспортный процесс, являясь составной частью жизнедеятельности общества, как бы отражает в себе его «болезни».

Социально-экономический и нравственный кризис общества резко обострил целый комплекс накапливающихся в течение многих лет и не решенных до сих пор проблем и в области безопасности дорожного движения [1, с.3].

По сравнению со странами с развитой рыночной экономикой, в России количество дорожно-транспортных происшествий на тысячу транспортных средств в 7–10 раз выше, чем в США, Японии, Германии, Франции, Финляндии и других [1, с.7].

Ежедневно в России автобусы перевозят более миллиона человек. Основные виды автобусных маршрутов — городские, междугородные и международные. Есть также специализированные маршруты — туристические, перевозка персонала предприятий, доставка детей к местам обучения или отдыха и другие.

В нашей стране, как и во многих странах, наибольший объем перевозок приходится на городские автобусные маршруты.

Работа водителей в городах связана со значительными нервно-эмоциональными нагрузками, причинами которых являются повышенное внимание, быстро изменяющаяся ситуация на дороге, необходимость воспринимать и перерабатывать большое количество информации.

Организация труда водителей городского пассажирского транспорта по сравнению с водителями других транспортных средств имеет свои особенности. Их работа связана с выполнением социально значимого заказа — перевозки пассажиров. Водитель автобуса несет ответственность за находящихся в салоне пассажиров и не должен подвергать опасности своими действиями других участников дорожного движения. В отличие от большинства транспортных средств, движение автобусов происходит по заданному маршруту и строго регламентированному графику.

Водитель автобуса берет и высаживает пассажиров на остановках общественного транспорта. Остановки, особенно в «часы пик», бывают насыщены другим пассажирским транспортом (троллейбусы, маршрутные такси, автобусы других маршрутов), поэтому водитель должен быть предельно внимателен и дисциплинирован.

В случаях отсутствия кондуктора в салоне в обязанности водителя входят продажа и проверка проездных билетов.

Рабочий график водителя автобуса зависит от протяженности и интенсивности маршрута. На городских маршрутах это может быть работа в две смены или с утра до вечера по графику «два через два».

По мнению доктора медицинских наук, профессора Валерия Козлова, «причина ДТП — не в неумении водить автомобиль, а в неожиданном, неправильном, нестандартном поведении или состоянии водителя. И для профессиональных водителей, отвечающих за жизнь десятков пассажиров, нужен почти такой же отбор, как и для летчиков».

Эмоциональная устойчивость, высокая нравственность, быстрота реакции, хорошо развитое чувство самосохранения, технический склад ума, способность анализировать поступающую в больших объемах информацию — это лишь небольшой перечень профессиональных качеств, необходимых для водителя.

В Советском Союзе существовала система профессиональной подготовки водителей. С развалом страны «приказала долго жить» и она. Водителей общественного транспорта учили в профессионально-технических училищах или на производственных комбинатах в течение двух и более лет. Сейчас, если ты имеешь права категории B, водительский стаж три года и достиг 21-летнего возраста, то в течение 3,5 месяцев можешь стать водителем автобуса [2].

В настоящее время в нашей стране профессия водителя, осуществляющего городские пассажирские перевозки, не пользуется особой популярностью. В некоторых регионах на ПАТП приходит новая техника, но она не используется из-за недостаточного количества водителей.

В Волгоградской области средняя заработная плата водителя городского автобуса чуть более 20 тысяч рублей [3].

Водитель автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов Москвы за свой труд получает в 2,5 раза больше (около 50 тысяч рублей) [4].

А вот в Германии профессия водителя общественного транспорта высоко оплачиваема и престижна. Устроиться на неё ох, как непросто! Многие наши бывшие соотечественники, живущие за рубежом, мечтают о том, чтобы занять место за рулем автобуса.

«Будучи водителем, я выполняю исключительно свои непосредственные служебные обязанности, так что мне не приходится убирать салон, заменять запчасти, проверять уровень масла», — говорит Петр Хуснай, бывший житель города Ужгород. Сейчас Петр живет в городе Штольберг на западе Германии. При поломках или загрязнении салона водитель вызывает техпомощь, после чего автобус тут же заменяют другим, который пойдет по маршруту дальше. В парке автобусы каждый день снаружи и изнутри моет специальная бригада, а также проверяют техники.

Петр работает в компании ASEAG и его профессия считается очень престижной.

Далеко не каждый желающий в Германии может стать водителем автобуса. Перед тем, как начать обучение, необходимо пройти тесты на проверку знания немецкого языка, решить задачи по математике и техническим предметам. Кроме этого, очень внимательно проверяют здоровье: зрение, слух, отсутствие следов наркотиков в крови. После подобных тестов примерно около половины всех желающих допускают к занятиям.

Обучение платное (около 3300 евро) и продолжается в течение 21 месяца. Указанная сумма может возрастать из-за пересдач. После окончания курсов необходимо сдать сложнейший экзамен [5].

Водитель автобуса в Германии зарабатывает до 3000 евро в месяц. Ежегодно выдается в огромном количестве служебная одежда, члены семьи получают бесплатные проездные билеты по всему району проживания. Также автобусная компания дает водителям дополнительные льготы на покупки и услуги в компаниях-партнерах. Пока работник фирмы трудится на её благо, ему предоставляется в пользование дача, которую он, правда, обязан сдать при уходе на пенсию [2, 5].

На рис. 1 показан общий подход к профессиональному отбору и обучению водителей в г. Штольберг (Германия).

Власти Германии понимают, что работа водителя автобуса очень важна и ответственна, и должна быть уважаема.

Водители, ощущая высокую конкуренцию, стараются максимально качественно выполнять свою работу, быть любезными с пассажирами, часто улыбаться.

В нашей стране проблемы, связанные с профессиональным отбором и обучением водителей автобусов, необходимо решать совместно с физиологами, психологами, специалистами автомобильного транспорта и чиновниками.

Рис. 1. Общий подход к профессиональному отбору и обучению водителей автобусов в Германии (г. Штольберг)

Работа водителя очень сложна и ответственна и не каждый может выполнять ее качественно. Сложность деятельности водителя состоит в неопределенности поступающей к нему информации. Он почти никогда не может точно предвидеть поведение других участников дорожного движения. В этих сложных условиях водитель должен самостоятельно принимать решения. Водитель должен обладать чувством ответственности за жизнь пассажиров, пешеходов и водителей других транспортных средств.

Если власти нашей страны будут перенимать положительный опыт из более успешных развитых стран, например Германии, Италии, Франции и других, то постепенно будет повышаться престиж к профессии водителя автобуса. И только после этого, можно будет из всех желающих отбирать лучших, способных качественно и безопасно осуществлять пассажирские автобусные перевозки.

Литература:

1.                  Амбарцумян, В.В., Бабанин, В.Н., Гуджоян, О.П., Петридис, А. В. Безопасность дорожного движения: учебное пособие. Под ред. В. Н. Луканина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: «Машиностроение», 1998. — 304 с.

2.                  «Автобус на тот свет» (http://izvestia.ru/news/491777).

3.                  Росработа (http://volg.rosrabota.ru).

4.                  ГУП «Мосгортранс» (http://www.mosgortrans.ru/career/vacancies).

5.                  ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА В ГЕРМАНИИ «Космические» требования, «космический» престиж. «АВТОТРАК», 2009 № 4 (http://www.autotruck-press.ru/archive/number84).

Основные термины (генерируются автоматически): водитель автобуса, водитель, дорожное движение, профессиональный отбор, Германий, общественный транспорт, общий подход, ASEAG, автомобильный транспорт, Россия.


Похожие статьи

Водитель автомобильного транспорта: потеря профессии на...

пассажирские перевозки, водитель автобуса, городской общественный транспорт, маршрутное такси, профессиональный стандарт водителя.

Влияние личностных качеств на профессиональную успешность...

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор...

Профессиональная надежность водителя автомобильного...

Основные термины (генерируются автоматически): водитель, дорожное движение, транспортное средство, автомобиль, улично-дорожная сеть

Разработка компьютерной модели работы оператора технологического оборудования предприятий автомобильного транспорта.

Методика профессионального отбора водителей на...

Высокий уровень развития автомобильного транспорта способствует удовлетворению потребностей в перевозке, но, в то же время, имеет ряд негативных последствий, прежде всего высокая аварийность на транспорте.

Оценка профессиональной компетентности водителей...

Основные термины (генерируются автоматически): водитель, дорожное движение, работа водителя, психофизиологическая особенность водителя, ДТП, такси, дорожная ситуация

Престиж профессии и профессиональный отбор водителей автобусов в России и Германии.

Применение системы «ГЛОНАСС» на автомобильном...

возможность выбора пассажирами оптимального маршрута движения общественным транспортом от начальной до конечной точки с

Виброполоса — инновационное техническое средство обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах РФ.

Устойчивый городской транспорт в России и за рубежом

Водитель, стоя по нескольку часов в них, вдыхает очень большое количество вредных веществ, а это ведет к различным заболеваниям и сокращению продолжительности жизни.

Рассмотрим развитие общественного транспорта на примере города Лейпциг (Германия).

Подготовка водителя с учетом его... | Рубрика: 9. Транспорт

Профессиональная надежность водителя автомобильного транспорта. Изучение надежности работы водителя в России и за рубежом. Электронные системы обучения водителя транспортного средства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Водитель автомобильного транспорта: потеря профессии на...

пассажирские перевозки, водитель автобуса, городской общественный транспорт, маршрутное такси, профессиональный стандарт водителя.

Влияние личностных качеств на профессиональную успешность...

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор...

Профессиональная надежность водителя автомобильного...

Основные термины (генерируются автоматически): водитель, дорожное движение, транспортное средство, автомобиль, улично-дорожная сеть

Разработка компьютерной модели работы оператора технологического оборудования предприятий автомобильного транспорта.

Методика профессионального отбора водителей на...

Высокий уровень развития автомобильного транспорта способствует удовлетворению потребностей в перевозке, но, в то же время, имеет ряд негативных последствий, прежде всего высокая аварийность на транспорте.

Оценка профессиональной компетентности водителей...

Основные термины (генерируются автоматически): водитель, дорожное движение, работа водителя, психофизиологическая особенность водителя, ДТП, такси, дорожная ситуация

Престиж профессии и профессиональный отбор водителей автобусов в России и Германии.

Применение системы «ГЛОНАСС» на автомобильном...

возможность выбора пассажирами оптимального маршрута движения общественным транспортом от начальной до конечной точки с

Виброполоса — инновационное техническое средство обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах РФ.

Устойчивый городской транспорт в России и за рубежом

Водитель, стоя по нескольку часов в них, вдыхает очень большое количество вредных веществ, а это ведет к различным заболеваниям и сокращению продолжительности жизни.

Рассмотрим развитие общественного транспорта на примере города Лейпциг (Германия).

Подготовка водителя с учетом его... | Рубрика: 9. Транспорт

Профессиональная надежность водителя автомобильного транспорта. Изучение надежности работы водителя в России и за рубежом. Электронные системы обучения водителя транспортного средства.

Задать вопрос