Сохранение памятников архитектуры как возрождение культурного наследия города Волжского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сидорова, С. Н. Сохранение памятников архитектуры как возрождение культурного наследия города Волжского / С. Н. Сидорова, В. Е. Брозе, А. В. Подереча. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 453-455. — URL: https://moluch.ru/archive/68/8836/ (дата обращения: 17.12.2024).

Культурное наследие является одним из главных способов существования культуры. В течение своей жизни человеку удается освоить лишь малую часть всего культурного наследия, выступая общим достоянием для всего человечества. Данное обстоятельство может быть актуализировано при условии своего сохранения. Поэтому сохранение культурного наследия совпадаете с сохранением культуры вообще.

Обращение к культурному наследию позволяет лучше понять особенности культуры в разный период существования человечества, позволяя отвечать на многие вопросы. Поэтому проблема сохранения культурного наследия особенно актуальна в настоящее время в России. По замечанию культуролога Ю. М. Лотмана: «Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И поэтому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть, сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру — культуру человечества» [3, с.9].

В соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия», действующего с 2002г., объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации [3].

Названный закон определяет объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации как «объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры». В соответствии с действующим законодательством каждый объект культурного наследия:

1)                 представляет собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия;

2)                 обладает особенностями, послужившими основанием для отнесения его к объектам культурного наследия и подлежащими обязательному сохранению;

3)                 является особым видом недвижимого имущества, в отношении которого устанавливаются ограничения прав владения, пользования и распоряжения;

4)                 представляет собой объект градостроительной деятельности особого регулирования;

5)                 ограничивает проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;

6)                 влияет на решение вопросов в отношении объектов, непосредственно связанных с объектами культурного наследия, в том числе, в части отношений, регулируемых земельным, лесным, водным, природоохранным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно требованиям этого закона основной задачей в сфере культурного наследия является выявление, учет, изучение объектов культурного наследия всех видов и категорий и обеспечение их сохранности в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Архитектурное наследие является важнейшей составляющей ценностей классической культуры, которая в настоящее время вытесняется идеалами массовой культуры. В погоне за образами и сюжетами прошлого, массовая культура, используя исторические идеалы прошлого, адаптирует их в обобщенных и примитивных формах. Данное обстоятельство формулирует у человека потребность к организации пространства не по законам красоты, а по законам удобства и комфортно, при этом старина является средством удовлетворения этой потребности. В такой ситуации человеку трудно увидеть разницу между подлинным искусством и его «ксерокопией», причем, подчас свободной, вариационной. В этом заключается одна из главных причин увлечения стилизованными дизайнерскими работами. В большинстве случаев восприятие этих произведений равноценно подлиннику.

Вместе с тем, необходимо отметить, что каждая культура в своем развитии порождает те или иные нравственные ценности, вырабатывая нормы и формы отношений между людьми (традиционные, ритуальные, этикетные и т. д.) в которых реализуется добро. Наполнение этих культурных форм происходит в разных жизненных ситуациях, в живом поле культуры. Ценности объединяются в систему, представляя собой определённую иерархическую структуру, которая меняется, уточняется с течением времени и обстоятельствами жизни. По замечаниям Большакова В. П. «ключевая нравственная ценность — добро. Другие нравственные ценности не просто связаны с этой, но почти все (во всяком случае основные) лишь модифицируют ее как особое межчеловеческое отношение. Ведь быть нравственным это и значит быть прежде всего добродетельным, то есть направленным (и в намерении и в действии) к добру» [1].

В русском искусстве, как и в русской культуре в целом, видна сращенность эстетического и нравственного, красоты и добра, совести и чести, долга и ответственности [1]. «Русское искусство — это и русская философия, и русская особенность творческого самовыражения, и русская всечеловечность» — отмечает академик Д. С. Лихачев [2].

Изучение архитектурного наследия в России позволяет нам проследить историю появления и развития городов. Обращаясь к культурному наследию города Вожского Волгоградской области, необходимо отметить, что в настоящее время город Волжский активно развивается: ежегодно в нем воздвигаются все новые и новые здания. Современное состояние города практически не напоминает жителям и гостям города о селе Безродном, существовавшем много лет назад. Вместе с тем, здание старой школы раскрывает нам историю от появления села Безродного до превращения его в город Волжский.

Старая школа была возведена в 1881 году на средства жителей села в самом центре Безродного. Изначально в здании, по словам старожилов, располагалась начальная школа, в которой получали образование дети из села Верхняя Ахтуба, и волостная управа. В разное время здесь существовали и госпиталь, и учительское общежитие, и поликлиника. А с началом Сталинградской битвы здание старой школы было переквалифицировано в военный госпиталь: здесь находили приют раненые в боях солдаты и попавшие под шальную пулю обычные жители. Рядом со зданием старой школы было создано кладбище, где сейчас похоронены тела умерших в госпитале, и установлен мемориал в память о погибших солдатах во времена Гражданской и Великой Отечественной войн.

Одновременно с госпиталем в здании старой школы существовал и пункт сбора призывников — будущий солдат получал здесь все необходимое. И только после войны, в период строительства Волжской ГЭС и возникновения города Волжского, здание вновь приобретает статус школы. Затем школа некоторое время пустовала. В 1972 году страшный пожар в здании старой школы Волжского разрушает практически все здание: внутренние элементы постройки превратились в пепел, уцелел лишь фундамент здания и часть стен.

По постановлению администрации города здание старой школы должно быть снесенным, однако, учитывая его историческую ценность, было предпринято решение о реставрации здания и сохранении его как исторического объекта города. Несколько лет шли реставрационные работы по восстановлению первоначального облика здания. В 1994 году состоялось торжественное открытие картинной галереи в здании старой школы Волжского.

Одним из культурных достояний города является и улица в центре города. В 1954 году ей было присвоено название «Фонтанная» — в честь огромного фонтана, установленного в самом центре улицы Фонтанной. Расположено это популярное место отдыха первостроителей и волжан на проспекте Ленина, напротив Дворцовой площади и дворца культуры ВГС в Волжском. В 1967 году название улицы сменили с Фонтанной на 50-летия Октября. Но спустя 20 лет, в 40-летний юбилей города Волжского, к улице вновь вернулось название улицы Фонтанной. На Фонтанной также расположен дворец бракосочетания и краеведческий музей города Волжского.

Завершением улицы Фонтанной выступает памятник первостроителям города, установленный по инициативе самих первостроителей и при поддержке администрации Волжского.

Мемориал представляет собой белоснежную колоннаду с 12 барельефами в виде знаменательных дат создания Волжской ГЭС и самого города. В центре расположен бассейн, олицетворяющий реку Волгу, внутри которого установлен тетраэдр — именно они использовались при перекрытии русла Волги.

Торжественное открытие памятника первостроителям в Волжском состоялось в 2009 году — в год празднования 55-летия города Волжского. В нетронутом состоянии мемориал простоял недолго: спустя несколько недель хулиганы скрутили двух железных чаек, украшающих памятник первостроителям. Несмотря на то, что мемориал находится под видеонаблюдением, виновники произошедшего не найдены. Позднее, были украдены и другие фигуры чаек — в настоящее время на мемориале осталась лишь одна птица, украшающая верхушку тетраэдра.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что неудовлетворительное состояние, в котором находятся памятники архитектуры, требует привлечения внимания молодежи, преподавателей, краеведов, с целью формирования устойчивого общественного интереса в области охраны культурно-исторического наследия.

Литература:

1.                                Большаков В. П. Культура как форма человечности. Учебное пособие. — Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000. — 92 с.

2.                                Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.

3.                  Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII— начало XIX века). — СПБ.: Искусство — СПБ, 1994. — 399 с

4.                                Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Основные термины (генерируются автоматически): культурное наследие, Российская Федерация, старая школа, здание, культура, многонациональный народ, архитектурное наследие, будущее поколение, Волжская ГЭС, массовая культура.


Похожие статьи

Историко-краеведческая работа как одно из приоритетных направлений гражданско-патриотического воспитания школьников

Влияние инженерно-геологических условий города на сохранность памятников истории и культуры

Роль природно-ландшафтной ситуации в возникновении и развитии города Борисоглебска

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Градостроительная политика в области сохранения историко-архитектурных памятников Таджикистана

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города

Образовательный потенциал особо охраняемых природных территорий в экологическом образовании школьников

Профессиональное становление личности юношей и девушек в процессе обучения в вузе

Экологическое воспитание посредством ознакомления с природой города Нижневартовска

Проблемы охраны и учёта объектов культурного наследия Оренбургской области и города Оренбурга

Похожие статьи

Историко-краеведческая работа как одно из приоритетных направлений гражданско-патриотического воспитания школьников

Влияние инженерно-геологических условий города на сохранность памятников истории и культуры

Роль природно-ландшафтной ситуации в возникновении и развитии города Борисоглебска

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Градостроительная политика в области сохранения историко-архитектурных памятников Таджикистана

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города

Образовательный потенциал особо охраняемых природных территорий в экологическом образовании школьников

Профессиональное становление личности юношей и девушек в процессе обучения в вузе

Экологическое воспитание посредством ознакомления с природой города Нижневартовска

Проблемы охраны и учёта объектов культурного наследия Оренбургской области и города Оренбурга

Задать вопрос