Считать ли обоснованным повышение ставок акцизов? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 16.06.2014

Статья просмотрена: 2330 раз

Библиографическое описание:

Кондрашова, А. С. Считать ли обоснованным повышение ставок акцизов? / А. С. Кондрашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8.2 (67.2). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11586/ (дата обращения: 19.11.2024).

В РФ основным законодательным актом по акцизному налогообложению является глава 22 "Акцизы" Налогового кодекса РФ, введенная в действие 01.01.2001г. В зависимости от функций, которые они выполняют (ст.181 НК) акцизы подразделяются на:

1) акцизы на подакцизные товары;

2) акцизы на алкоголь и табачные изделия – взимание данного вида акциза выполняет не только фискальную функцию налогов, но и преследует цель ограничения потребления населением вредных для здоровья продуктов;

3) акцизы на нефтепродукты (горюче-смазочные материалы) – фискальная функция, а также средство пополнения дорожных фондов (роль платежа за пользование дорогами);

4) акцизы на люксовые товары – выполняют перераспределительную роль, а также поощрение трудоемких производств (производство автомобилей, яхт, дорогой высокотехнологичной электроники и пр.).

Хотя, по сути, акциз – это косвенный налог, который взимается с налогоплательщиков, производящих подакцизную продукцию, но фактически бремя налога ложится на покупателей путем установления более высокой цены на товары. К тому же косвенные налоги (акцизы) имеют регрессивный характер, и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным. Но при этом хочется отметить, что акцизы являются наиболее собираемыми налогами в РФ.

В первую очередь, во всем мире власти используют акцизы как средство стимулирования отказа от вредных привычек, что способствует улучшению качества и увеличению продолжительности жизни. Еще в 2008г. Россия присоединилась у Международной конвенции ВОЗ по борьбе против курения. По данным Всемирного банка, в России от заболеваний, связанных с курением умирает до 400 тыс. чел, при этом курит около 44 млн. чел. Российская экономика теряет до 3% ВВП в год (более 1 трлн. руб.), а от алкоголизма в стране ежегодно умирает до полумиллиона трудоспособного населения.

Более того, борьба с алкоголизмом и табакокурением позволит более целенаправленно распределять расходы на здравоохранение, ограничить употребления алкоголя несовершеннолетними и сократить случаи вождения в нетрезвом состоянии.

В структуре доходов федерального бюджета на 2013 г. доля акцизов составляет примерно 2-3%. В 2014г. в федеральный бюджет предусмотрены поступления от акцизов в размере более 300 млрд руб. [1]

В январе 2013г. в Москве проходил круглый стол «Налогообложение алкогольной продукции: специфика и перспективы», на котором эксперты и представители министерств обсуждали результаты и перспективы регулирования отрасли с помощью акцизной политики.

По мнению специалистов, одним из наиболее эффективных методов снижения алкоголизма, существующих в мировой практике, является изменение структуры потребления и перенос акцента с крепких напитков на напитки с меньшим содержанием алкоголя. Достичь этого можно путем сбалансированной акцизной политики, т.е. установлением более высокой ставки акциза на напитки с высоким содержанием алкоголя и пониженной на напитки с меньшим содержанием алкоголя.

В последние годы в России усилилось государственное регулирование в пивоваренной отрасли в части производства и оборота пива, но при этом механизм регулирования потребления алкоголя населением не работает должным образом. Так, несбалансированный рост акциза на пиво приводит к росту цены и провоцирует рост потребления более крепких напитков. Согласно данным И.Соколова – заведующего лабораторией Института экономической политики им. Гайдара «в России в 2010г. в структуре потребления (в пересчете на 1 литр чистого спирта на душу населения 15+ лет) на крепкий алкоголь приходилось 51%, на пиво – 38%, на вино – 11%». С точки зрения мировых экспертов «идеальное соотношение», оказывающее наименьшее негативное влияние на здоровье, считается соотношение 15-50-35. Поэтому, чтобы переориентировать спрос, необходимо увеличить ставки на крепкий алкоголь в 2,5-3 раза от уровня ставок 2012г., а на пиво в 1,2-1,5 раз, что позволит снизить долю потребления крепких напитков [2]. При этом пивоваренная отрасль России в целом поддерживает политику государства в данной области, присоединившись к международному соглашению от 9 октября 2012г., принятому в Вашингтоне.

Но с другой стороны, руководители пивоваренной отрасли России отмечают, что еще в 2010 г. акцизы на пиво были уже увеличены в 3 раза (с 2009 г акцизы на пиво увеличились с 3 до 15 руб. – 400%, в 2014 г. планируется увеличить до 18 руб.). Начиная с 2010 г., поступления в бюджет акцизов на пиво на миллиарды рублей превысили сумму, полученную от поступлений акцизов на крепкий алкоголь. Поэтому дальнейшее несбалансированное увеличение акцизов на пиво приведет к росту потребительских цен и падению спроса. Пивовары надеются, что, принимая законопроект «О внесении изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса РФ», предусматривающий индексацию ставок акцизов на 2016г., государство, повышая акцизы на пиво, будет придерживаться прогнозируемого уровня инфляции (5,4%), а в дальнейшем будет стремиться к понижению ставок.

Кроме того, высокие ставки акцизов ведут к росту нелегального, кустарного производства алкоголя, что наносит вред здоровью населения и повышает соответственно затраты на здравоохранение. Надо учитывать, что в нашей стране велика доля пьющего населения, поэтому запретами и ограничениями решить проблему алкоголизма в стране не возможно. В итоге – потребители будут переходить на более дешевые спиртосодержащие заменители, что приведет к уменьшению объемов продаж легальных напитков и снижению поступлений налогов в бюджет.

Особо хочется остановиться на табакокурении. Целью повышения акцизов на табак является противодействие курению, особенно среди молодежи. Однако рост цен на сигареты не решит проблему пополнения бюджета, а только приведет к появлению рынка контрафактной продукции (в России в 2013г. потери бюджета составят 3,4 млрд. руб.). Повышение ставок акциза на сигареты объясняется также необходимостью покрытия дополнительных расходов бюджета на медицинское обслуживание курильщиков, так как ухудшение их здоровья влечет повышение расходов на оплату больничных.

Согласно английскому эксперту Крису Сноудону, «повышение стоимости пачки сигарет на 10%, снизит число курильщиков не более, чем на 2,3%» [3]. Это можно объяснить тем, что спрос на алкоголь и табак достаточно изменчив и всегда найдутся те, кто предпочтет в чем-то другом себя ограничить, чем откажется от потребления привычных товаров и услуг, даже если они наносят вред его здоровью. А в результате пострадает среднестатистический потребитель, чей доход уменьшится.

Таким образом, повышая акцизы на табачную продукцию, государству приходится не только решать задачи по сохранению уровня жизни и здоровья населения, но и заботиться об увеличении поступлений в госбюджет, а также бороться с криминальными рынками в России.

Сегодня необходимо рассмотреть проблему акцизной политики в отношении нефтепродуктов (топлива) и энергоносителей. Нефть является важным источником пополнения федерального бюджета нашей страны, однако изменение ставок акцизов на бензин может привести к росту инфляции. Акциз на бензин в 2012 г. рос немного больше инфляции и составил в среднем 5,5 руб. в цене 1 литра бензина, а в 2014 г. прогнозируется на уровне 7,5 руб., что меньше чем в европейских странах, поэтому в России цены на бензин сравнительно ниже.

Низкие цены на бензин стимулируют население покупать больше автомобилей, эксплуатировать старые машины, что в свою очередь негативно сказывается на экологической обстановке в крупных городах, которая еще больше обостряется из-за пробок на дорогах. При этом российская транспортная инфраструктура находится в очень плохом состоянии. С одной стороны, доля расходов бюджета на транспорт и дорожное хозяйство в общем объеме ВВП увеличились с 2005г. по 2011 г. в 6 раз [4, ст. 105-108], однако этого недостаточно для создания эффективной транспортной системы. К 2020г. планируется повысить инвестиции до 4-4,5% ВВП. С другой стороны, неэкономное расходование выделяемых на дорожное строительство средств, воровство, использование некачественных материалов, требуют повышения ставок акцизов на топливо. Это одно из средств увеличения дохода бюджета. Сохранение низких цен на бензин позволяет сохранять высокий уровень неравенства доходов населения. Поэтому с середины 2012г. осуществляется дифференциация ставок акцизов в зависимости от экологического класса. Как сообщил министр финансов РФ, Минфин предлагает подумать о повышении налогов на добычу полезных ископаемых для нефтяных компаний и ускоренного повышения экспортной пошлины на мазут, а также о повышении ставок акцизов на нефтепродукты для наполнения дорожных фондов. В.В. Путиным подписан закон об индексации ставок акцизов с 2014 по 2016 г.- в 2014г. акцизы на бензин 4 класса составят 9 916 руб. за 1 тонну, а в 2015- 10 858 руб.

Повышение ставок акцизов способствует росту доходов бюджета, но в дальнейшем приведет к повышению социальной напряженности и негативно скажется на экономике. А самое главное это осложнит жизнь простым гражданам: повысятся цены на продукты, коммунальные платежи, проезд и, как следствие, снизится уровень жизни населения.

Экономическая политика государства должна быть направлена на обеспечение стабильности и доходности всех сфер жизни общества, в том числе и предпринимательской деятельности. Практика ежегодного увеличения налоговых ставок говорит об отсутствии у Правительства РФ четкой программы экономического развития и прогнозируемой экономической политики. Стабильность и доходность бюджета, рост налоговых поступлений должны обеспечиваться за счет экономического роста, а не за счет ужесточения налогового режима. Только тогда будет возможен подъем экономики.

Сигареты в России стоят значительно дешевле не только по сравнению с экономически развитыми странами, но и с развивающимися (Турция, Таиланд). Понятно, что чем выше цена на табачную продукцию, тем ниже спрос, и наоборот, а чтобы добиться снижения потребления сигарет, необходимо существенно повышать акцизы на табак (в большинстве европейских стран акциз на табак достигает 66% рыночной цены). Но акцизы на табак должны соответствовать покупательной способности населения, тогда можно будет избежать развития теневого рынка.

В отношении производства алкогольной продукции, доступность крепких алкогольных напитков, отсутствие контроля над продажей алкоголя несовершеннолетним, несбалансированное соотношение ставок акциза на крепкие напитки и пиво, привели к печальным фактам. По итогам января 2013 г. впервые с 2006 г. в России отмечен 10% рост смертельных случаев от употребления алкоголя. Мировой практикой подтверждено оптимальное соотношение акцизной нагрузки в отношении пива и крепкого алкоголя как 1:3. Но, к сожалению, в нашей стране алкоголизм приобрел масштаб национального бедствия, а имущественный и социальный ущерб огромен, что значительно превышает доходы от налогов и акцизов с алкогольной торговли. Поэтому повышение акцизов на алкогольную продукцию обоснованно, даже если это может привести к экономическому кризису в стране.

Известно, что государство с каждого проданного 1 литра бензина почти половину средств забирает посредством акциза и НДПИ. В конце 2012 г. были подписаны поправки во вторую часть Налогового кодекса о повышении акцизов на бензин, поэтому можно ожидать к 2014г. увеличения акцизов до 45%. Конечно, это скажется на ценах, а также может привести к бензиновому дефициту в различных регионах страны.

«Повышение ставок акцизов способствует увеличению доходов бюджета, однако в конечном итоге может иметь негативные последствия для российской экономики» ­ это точка зрения аналитика финансовой группы БКС Д. Дорофеева очень четко характеризует экономическую ситуацию в стране.

Литература:

1.      Приложение № 3.1 к Заключению Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

2.      Гайдаровский форум 2013г. «Налогообложение алкогольной продукции: специфика и перспективы», utsgroup.ru›ru/news/short-news/5-n1

3.      «Налоги на пороки», Российская газета № 6105 от 18 июня 2013 г.

4.      Гатауллина А. А. Политика государственных расходов в области развития транспорта и дорожного хозяйства [Текст] / А. А. Гатауллина // Молодой ученый. — 2013. — №1.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, акциз, крепкий алкоголь, повышение ставок акцизов, алкогольная продукция, напиток, пиво, федеральный бюджет, акцизная политика, мировая практика.


Задать вопрос